Таранис

В мифологии кельтской Таранис ( протокельтский : * Toranos , ранее *Tonaros ; латынь : Taranus , ранее Tanarus ) — бог грома , которому поклонялись прежде всего в Галлии , Испании , Британии и Ирландии , а также в Рейнской области и Ирландии. Дунайские регионы и другие. Таранис, наряду с Эсусом и Тутатисом , упоминается римским поэтом Луканом в его эпической поэме «Фарсалия» как кельтское божество, которому приносились человеческие жертвоприношения. [1] , ассоциировался Таранис, как и Циклоп Бронтес («гром») в греческой мифологии с колесом.

Многие изображения бородатого бога с молнией в одной руке и колесом в другой были обнаружены в Галлии, где это божество, по-видимому, стало синкретизироваться с Юпитером . [2]
Имя и этимология
[ редактировать ]Протокельтская Tonaros форма имени реконструируется как * Toranos («Гром»), которая происходит посредством метатезиса (переключения звуков) от более раннего * , который сам по себе происходит от протоиндоевропейской (PIE) основы слова «гром». , * (s)tenh₂- . Первоначальная, неметатезированная форма имени засвидетельствована в дательной форме Танаро ( Честер , 154 г. н. э.), найденной на вотивном алтаре, посвященном римскому офицеру из Клунии (современная провинция Бургос ), и в галльском гидрониме Танарус («громовой»). или «громовой»), древнее название реки По (северная Италия). [3] [4] [5] Было высказано предположение, что подобные европейские гидронимы принадлежат к тому же корню. [6] Начальная буква PIE s , по-видимому, сохранилась в кельтиберийских steniontes , stenion и stena . [4]
В индоевропейском контексте протокельтское имя * Tonaros тождественно протогерманскому богу -громовержцу *Þun(a)raz (ср. ON Þórr , др.- анг. Þunor , OS Thunar , OFris. Thuner , OHG Donar ), и далее связано с санскритским stánati и латинским tono , оба значения которых означают «гром». [3] [7] По мнению ученого Питера Джексона, кельтско-германская изоглосса * Þun(a)raz ~ *Tonaros , возможно, возникла в результате окаменелости оригинального эпитета (или эпиклезиса ) протоиндоевропейского бога -громовержца * Перк. В некоторый . [8]
Более поздняя форма * Toranos засвидетельствована в галльских божественных именах Taranis и Taranucnos , а также в личном имени Taranutius . Имя Таран , которое появляется в доисторическом разделе Списка королей пиктов, также может быть истолковано как эвгемеризованный бог. Испано -кельтское слово tar(a)nekūm могло означать «потомки Тар(а)носа». [4]
Дополнительные родственные слова также можно найти в средневековых кельтских языках, таких как древнеирландский торанн («гром, шум»), старобретонский таран , старокорнуоллский таран и средневаллийский таран («[раскат] грома, раскат грома»). Галльское слово « гром » сохранилось в гасконском тараме . [7] [3] [4]
Ассоциация с колесом
[ редактировать ]
Колесо, а точнее колесо колесницы с шестью или восемью спицами , было важным символом в историческом кельтском многобожии , по-видимому, связанном с конкретным богом, известным как бог-колесо, идентифицируемый как бог неба-солнца или грома, чей имя засвидетельствовано Луканом как Таранис . [9] Такое колесо также изображено на многочисленных кельтских монетах. Полуколесо, изображенное на панели «сломанное колесо» котла Гундеструпа, также имеет восемь видимых спиц. [ нужна ссылка ]
Символические вотивные колеса предлагались в святилищах (например, в Алезии ), бросались в реки (например, в Сену ), закапывали в гробницы или носили в качестве амулетов со времен средней бронзы . [10] Такие «подвески-колеса» бронзового века обычно имели четыре спицы и обычно идентифицируются как солярные символы или « солнечные кресты ». Артефакты, параллельные кельтским вотивным колесам или подвескам-колесам, представляют собой так называемые Циршайбены в германском контексте. Отождествление Солнца с колесом, или колесницей, имеет параллели в германской, греческой и ведийской мифологии (см. солнечная колесница ). [ нужна ссылка ]
- Золотое кельтское колесо с символами, Балешме, Верхняя Марна . Национальный археологический музей .
Более поздние культурные ссылки
[ редактировать ]Таранис и Тутатис часто упоминаются персонажами сериала «Астерикс» . [12]
Таранис и другие кельтские боги часто упоминаются в телесериале EPIX « Британия» . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ М. Анней Лукан Фарсалия , Книга I. Архивировано 2 мая 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Поль-Мари Дюваль. 2002. Боги Галлии. Париж, Editions Payot.
- ^ Jump up to: а б с Матасович 2009 , стр. 384.
- ^ Jump up to: а б с д Кох 2020 , стр. 142–144.
- ^ Сутроп, Урмас. «Таарапита — Великий Бог Эселийцев». В: Фольклор: Электронный журнал фольклора 26 (2004). п. 40
- ^ Педреньо, Хуан Карлос Оливарес. «Суверенные боги и реки в местной религии индоевропейской Испании». В: Герион н. 18 (2000). п. 204. ISSN 0213-0181
- ^ Jump up to: а б Деламар 2003 , с. 290.
- ^ Джексон, Питер (2002). «Свет далеких звездочек. К описанию индоевропейского религиозного наследия». Нумен . 49 (1): 61–102. дои : 10.1163/15685270252772777 . ISSN 0029-5973 . JSTOR 3270472 .
- ^ Грин, Миранда (1992). Символ и образ в кельтском религиозном искусстве . ISBN 9780415080767 .
- ^ Грин, Миранда Джейн (1993). Кельтские мифы . ISBN 9780292727540 .
- ^ "Home_index.HTM" . Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 г. Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Саймон, Андре (1981). «Галлы в комиксах» Le Débat . 16 (9): 96–108. дои : 10.3917/deba.016.0096 .
Ссылки
[ редактировать ]- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Эллис, Питер Берресфорд, Словарь кельтской мифологии (Оксфордский справочник в мягкой обложке), Oxford University Press, (1994): ISBN 0-19-508961-8
- Кох, Джон Т. (2020). Кельто-германская, поздняя предыстория и постпротоиндоевропейская лексика на Севере и Западе . Центр перспективных валлийских и кельтских исследований Университета Уэльса. ISBN 9781907029325 .
- МакКиллоп, Джеймс. Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. ISBN 0-19-280120-1 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .
- Вуд, Джульетта, Кельты: жизнь, миф и искусство , Thorsons Publishers (2002): ISBN 0-00-764059-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грикур, Дэниел; Холлард, Доминик. «Таранис, величайший из небесных богов». В: Dialogues d'histoire ancienne , vol. 17, № 1, 1991. С. 343–400. [DOI: https://doi.org/10.3406/dha.1991.1919 ]; [www.persee.fr/doc/dha_0755-7256_1991_num_17_1_1919]
- Грикур, Дэниел; Холлард, Доминик. «Таранис, кельтский бог колеса. Предварительные замечания». В: Диалоги древней истории , вып. 16, № 2, 1990. С. 275–320. [DOI: https://doi.org/10.3406/dha.1990.1491 ]; www.persee.fr/doc/dha_0755-7256_1990_num_16_2_1491
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Кельтские боги и партнеры
- Изображения Тараниса
- Кельтские боги
- Доран, Майкл (11 августа 2011 г.). «Тизер Marvel: НОВЫЙ Бог Грома? [Подвинься, ТОР?]» . Ньюсарама .