Jump to content

Это было бы

Изображение Иисуса на галло-римской колонне гребцов , первый век нашей эры.

бы было [1] Те , [2] Иисус , [3] или Айсус [4] [5] был кельтским богом , которому поклонялись прежде всего в древней Галлии и Британии . Он известен по двум монументальным статуям и строке в Лукана » «Гражданской войне .

Т. Ф. О'Рахилли выводит теоним Эсус , а также Аойбхель , Эйблеанн , Аойфе и другие имена из протоиндоевропейского корня * eis- , который он называет «благополучием, энергией, страстью». [6]

Личное имя Эсунертус («сила Эсуса») встречается в ряде галло-римских надписей. [7] включая одну вотивную надпись, посвященную Меркурию, [8] [9] в то время как другие теофорные имена, такие как Esugenus («рожденный от Esus»), также засвидетельствованы. [10] Возможно, что , проживающие эсувии Галлии в районе современной Нормандии , получили свое имя от этого божества. [11] [а] Это имя также встречается на кельтской золотой монете, датированной ок. 50 г. до н.э. [13]

Две скульптуры, на которых изображен Эсус, — это « Столп лодочников из Паризиев » , на котором Эсус указан по имени. [1] и колонна из Трира среди Тревери с аналогичной иконографией. [14] [15] В обоих из них Эсус изображен срезающим ветки деревьев своим топором . [15] На разных панелях Столпа гребцов Эсуса сопровождают рядом с Тарвосом Тригараном («быком с тремя журавлями»), Юпитером , Вулканом и другими богами.

Письменные источники

[ редактировать ]

Хорошо известный раздел Лукана « Civilum Civile» (61–65 гг. н. э.) относится к кровавым жертвоприношениям, приносимым триаде кельтских божеств: Тевтату , Хесусу ( аспирированной форме Эсуса) и Таранису . [3] Варианты написания или прочтения имени Эсус в рукописях Лукана включают Хесус, Эсус и Хесус. [10] Среди пары более поздних комментаторов работ Лукана один отождествляет Тевтата с Меркурием , а Эсуса с Марсом . Согласно Бернскому комментарию к Лукану, человеческие жертвы приносились в жертву Эсусу, их привязывали к дереву и забивали до смерти. [16]

Галльский писатель-медик Марцелл Бордоский может предложить еще одну текстовую ссылку на Эсуса в своем «De medicamentis» , сборнике фармакологических препаратов, написанном на латыни в начале V века и являющемся единственным источником нескольких кельтских слов. Работа содержит магико-медицинское заклинание, расшифровываемое как галльское , которое, по-видимому, призывает на помощь Эсуса (пишется Айсус) в лечении заболеваний горла. [4]

Ассоциация с реками

[ редактировать ]

Эсус известен по двум монументальным статуям:

Оба источника содержат последовательные символические изображения прибрежных пейзажей, которые интерпретируются как включающие ивы и водно-болотных птиц, которые могут быть цаплей или журавлями . [ф] [г]

Иконография предполагает ассоциацию с водно-болотными угодьями, водоемами и реками. [час]

Названия рек

[ редактировать ]

Названия рек, которые могут быть производными от имени Эсус :

Интерпретации

[ редактировать ]

Джон Арнотт МакКаллох резюмировал состояние научных интерпретаций Эсуса в 1911 году следующим образом:

М. Рейнах К сюжетам этих алтарей применяет одну формулу: «Божественный Дровосек рубит Дерево Быка Тремя Журавлями». Все это представляет собой какой-то неизвестный нам миф, но г-н Д'Арбуа находит в нем некоторый намек на события саги о Кухулине. В образах бык и дерево, возможно, оба божественны, и если животное, как и изображения божественного быка, трёхрогое, то три журавля ( гаранус , «журавль») могут быть ребусом трёхрогого. ( трикерас ), или, что более вероятно, трёхголовый ( трикаренос ). В этом случае лесной человек , дерево и бык могут быть представителями бога растительности. В ранних ритуалах человеческие, животные или древесные представители бога периодически уничтожались для обеспечения плодородия , но когда бог отделялся от этих представителей, уничтожение или убийство рассматривалось как жертвоприношение богу, и возникали мифы, рассказывающие, как он однажды убил животное. В этом случае дерево и бык, действительно идентичные, мифически считались бы уничтоженными богом, которого они когда-то представляли. Если бы Эсус был богом растительности, когда-то представленным в виде дерева, это могло бы объяснить, почему, как сказал схолиаст Лукан рассказывает, что человеческие жертвоприношения Эсусу подвешивались к дереву. Эсусу поклонялись в Париже и в Треве ; в Англии была найдена монета с именем Эсус; а личные имена, такие как Эсугенос, «сын Эзуса», и Эсунертус, «обладающий силой Эзуса», встречаются в Англии, Франции и Швейцарии. Таким образом, культ этого бога мог быть сравнительно широко распространен. Но нет никаких свидетельств того, что он был кельтским Иеговой или членом, вместе с Тевтатом и Таранисом , панкельтской триады, или что эта триада, представленная галлами, не была принята друидами . Если бы такая великая триада существовала, то наверняка был бы найден какой-нибудь пример появления трех имен в одной надписи. Лукан не называет богов триадой или богами всех кельтов или даже одного племени. Он подчеркивает лишь тот факт, что им поклонялись с человеческими жертвоприношениями и, по-видимому, они были более или менее известными местными богами. [8]

Джеймс МакКиллоп предупреждает, что отождествление Арбуа де Жюбленвиля Эсуса с Кухулином «теперь кажется необоснованным». [19]

Ян де Врис находит основания для сравнения Эсуса и Одина , поскольку оба они были покровителями моряков, иногда связанных с Меркурием , которым, как говорят, приносились человеческие жертвы через повешение. [11]

Миранда Грин предполагает, что ива, которую срезает Эсус, может символизировать «Древо жизни [...] с его ассоциациями разрушения и смерти зимой и возрождения весной». [15] Далее она предполагает, что журавли могут символизировать «полет души (возможно, души дерева)». [15]

В нео-друидизме

[ редактировать ]

Сторонник возрождения друидов XVIII века Иоло Моргануг отождествил Эсуса с Иисусом на основании сходства их имен. Он также связал их обоих с Ху Гадарном , написав:

И Ху, и ХУОН, несомненно, первоначально были тождественны ХЕУСУ Лактанция и ХЕСУСУ Лукана, описанным как боги галлов. Сходство фамилии с IESU [ валлийский : Иисус] очевидно и поразительно. [20]

Эта идентификация до сих пор существует в определенных нео-друидских кругах. Современные ученые считают сходство имен Исус и Иисус случайным. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Оксфордский словарь кельтской мифологии (Джеймс МакКиллоп) <Эсус>. . Хотя Эсусу поклонялись во многих частях Галлии, он, по-видимому, был одноименным богом эсувий северо -западной Галлии , на Ла-Манше, соседствующего с современным французским департаментом Кальвадос . . . . [12]
  2. ^ См . Паризии (Галлия) , жители римского периода.
  3. ^ Словарь кельтских мифов и легенд ( Миранда Дж. Грин ) < Эсус >. . .Более значительный камень является частью колонны, посвященной Юпитеру парижскими моряками во времена правления Тиберия . Блок из Парижа был найден вместе с пятью другими в 1711 году на месте Собора Парижской Богоматери. . . . [17]
  4. ^ См. Тревери , жители римского периода.
  5. ^ Словарь кельтских мифов и легенд ( Миранда Дж. Грин ) < Эсус >. . .По сути аналогичная иконография встречается и в I в. Камень нашей эры в Трире, где безымянный дровосек нападает на иву, на которой покоятся три цапли и голова быка. . . . [17]
  6. ^ Оксфордский словарь кельтской мифологии (Джеймс МакКиллоп) < Эсус >. . .В одном храме представлены три символических изображения цапли ; он также связан с журавлем . [12]
  7. ^ Словарь кельтских мифов и легенд ( Миранда Дж. Грин ) < Эсус >. . .Символика двух памятников, хотя и не идентична, но достаточно схожа и своеобразна, чтобы можно было идентифицировать присутствие Иисуса на обоих. . . .Кроме изображения лесника, на изображениях Парижа и Трира фигурируют ива, болотные птицы и бык. . . . [17]
  8. ^ Словарь кельтских мифов и легенд ( Миранда Дж. Грин ) < Эсус >. . ... существует естественная связь между быками, птицами и ивами: цапли питаются паразитами в шкуре крупного рогатого скота; они, как и ива, обитатели болот или водной опушки, а в ивах гнездятся цапли. . . . [17]
  9. ^ Бриттонский язык (Алан Джеймс) < *Ẹ:s >. . .Раннекельтские *ēs- или *ais- > Br *ẹ:s-; Латинизировано как Esus, Æsus, Hesus.. . .Может присутствовать в названиях рек. . .Æsis (Эсино) в Пичено, Италия (→ Адриатика). [18]
  10. ^ См. WiKtionary <Aesis> « 1. Река в Пиценуме, впадающая в Адриатическое море между Анконом и Сеной Галликой, ныне река Эсино»
  11. ^ См . Список рек Италии.
  12. ^ Бриттонский язык (Алан Джеймс) <*Ẹ:s>. . .Раннекельтские *ēs- или *ais- > Br *ẹ:s-; Латинизировано как Esus, Æsus, Hesus. . . .Может присутствовать в названиях рек. . .Эсий в Вифинии, Малая Азия (→ Черное море). [18]
  13. ^ См. WiKtionary < Эзиус > «1. Река в Вифинии, упомянутая Плинием »
  14. ^ См . Список рек Турции.
  1. ^ Jump up to: а б КИЛ XIII, 03026
  2. ^ Джарус, Оуэн (28 октября 2023 г.). «Редкая золотая монета возрастом 2100 лет носит имя малоизвестного правителя доримской Британии» . Живая наука . Проверено 29 октября 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б М. Анней Лукан (61–65 гг. Н. Э.). Гражданская война I.445
  4. ^ Jump up to: а б Де медикаментаментис 15.106, с. 121 в издании Нидермана ; Густав Муст, «Галльское заклинание у Марцелла Бордо », Language 36 (1960) 193–197; Пьер-Ив Ламбер, «Формулы Марцелла Бордоского», в La langue gauloise (Éditions Errance 2003), стр. 179, цитирует Леона Флерио , «О некоторых галльских текстах», Études celtiques 14 (1974) 57–66.
  5. ^ Флерио, Леон (1974). «О некоторых галльских текстах» . Кельтские исследования (на французском языке). 14 (1): 59–60. дои : 10.3406/ecelt.1974.1519 . Имя этого бога известно в весьма разнообразных формах... Отметим здесь вариации Эсус, Эсус, Айсус, Хейсус... [Имя бога известно во многих формах... Перечислим здесь вариации Эсус, Эсус , Айс, Хесус...]
  6. ^ Т.Ф. О'Рахилли (1946). «Ир. Аобх, Аойбил и др. В. уфель, увел . Галл. Эсус ». Эриу . 14 . Королевская ирландская академия: 1–6. JSTOR   30007645 .
  7. ^ Л. Марки, Томас; Эгетмейер, Маркус; Мюллер, Жан Клод (2013). «Бивень кабана из Истра (Буш-дю-Рон): лепонтическая талисманная надпись». Журнал кельтской филологии . 60 (1): 129 (запись № 13). дои : 10.1515/zcph.2013.008 .
  8. ^ Jump up to: а б Дж. А. Маккалок (1911). 'Глава III. Боги Галлии и континентальных кельтов». Религия древних кельтов . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN   0-486-42765-X .
  9. ^ CIL XIII, 11644
  10. ^ Jump up to: а б Жан Грикур (1958). «Эсус Петрония». Латомус . 17 (1). Общество латинских исследований Брюсселя: 102–109. JSTOR   41518785 .
  11. ^ Jump up to: а б Ян де Врис (1954). Кельтская религия. В. Кольхаммер , Штутгарт. стр.98. Цитируется здесь.
  12. ^ Jump up to: а б МакКиллоп 2004 , стр. 194–195.
  13. ^ [1]
  14. ^ Проинсиас Мак Кана (1970). Кельтская мифология . Лондон: Издательство Хэмлин. стр. 32–35. Цитируется здесь (получено 17 августа 2016 г.).
  15. ^ Jump up to: а б с д Миранда Грин (1992). Символ и образ в кельтском религиозном искусстве . Лондон: Рутледж. стр. 103–104.
  16. ^ Олмстед, Гаррет С., Боги кельтов и индоевропейцев, Инсбрукский университет, 1994, с. 321.
  17. ^ Jump up to: а б с д Грин 1992 , стр. 93–94.
  18. ^ Jump up to: а б Джеймс 2019 , с. 132.
  19. ^ Джеймс МакКиллоп (2000). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета. Цитируется здесь (получено 17 августа 2016 г.).
  20. ^ Иоло Моргануг (1862, изд. Дж. Уильямс Аб Ител). Барды Иоло Морганвага , Vol. Я.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78f6a5289ab97dc92fde8e429e4eee6d__1717580280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/6d/78f6a5289ab97dc92fde8e429e4eee6d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Esus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)