Это было бы
бы было [1] Те , [2] Иисус , [3] или Айсус [4] [5] был кельтским богом , которому поклонялись прежде всего в древней Галлии и Британии . Он известен по двум монументальным статуям и строке в Лукана » «Гражданской войне .
Имя
[ редактировать ]Т. Ф. О'Рахилли выводит теоним Эсус , а также Аойбхель , Эйблеанн , Аойфе и другие имена из протоиндоевропейского корня * eis- , который он называет «благополучием, энергией, страстью». [6]
Личное имя Эсунертус («сила Эсуса») встречается в ряде галло-римских надписей. [7] включая одну вотивную надпись, посвященную Меркурию, [8] [9] в то время как другие теофорные имена, такие как Esugenus («рожденный от Esus»), также засвидетельствованы. [10] Возможно, что , проживающие эсувии Галлии в районе современной Нормандии , получили свое имя от этого божества. [11] [а] Это имя также встречается на кельтской золотой монете, датированной ок. 50 г. до н.э. [13]
Образы
[ редактировать ]Две скульптуры, на которых изображен Эсус, — это « Столп лодочников из Паризиев » , на котором Эсус указан по имени. [1] и колонна из Трира среди Тревери с аналогичной иконографией. [14] [15] В обоих из них Эсус изображен срезающим ветки деревьев своим топором . [15] На разных панелях Столпа гребцов Эсуса сопровождают рядом с Тарвосом Тригараном («быком с тремя журавлями»), Юпитером , Вулканом и другими богами.
Письменные источники
[ редактировать ]Хорошо известный раздел Лукана « Civilum Civile» (61–65 гг. н. э.) относится к кровавым жертвоприношениям, приносимым триаде кельтских божеств: Тевтату , Хесусу ( аспирированной форме Эсуса) и Таранису . [3] Варианты написания или прочтения имени Эсус в рукописях Лукана включают Хесус, Эсус и Хесус. [10] Среди пары более поздних комментаторов работ Лукана один отождествляет Тевтата с Меркурием , а Эсуса с Марсом . Согласно Бернскому комментарию к Лукану, человеческие жертвы приносились в жертву Эсусу, их привязывали к дереву и забивали до смерти. [16]
Галльский писатель-медик Марцелл Бордоский может предложить еще одну текстовую ссылку на Эсуса в своем «De medicamentis» , сборнике фармакологических препаратов, написанном на латыни в начале V века и являющемся единственным источником нескольких кельтских слов. Работа содержит магико-медицинское заклинание, расшифровываемое как галльское , которое, по-видимому, призывает на помощь Эсуса (пишется Айсус) в лечении заболеваний горла. [4]
Ассоциация с реками
[ редактировать ]Эсус известен по двум монументальным статуям:
- Париж , Франция [б] – « Столп лодочников » . [с]
- Трир , Германия [д] — Каменный столб с иконографией, похожей на «Столп лодочников» . [и]
Оба источника содержат последовательные символические изображения прибрежных пейзажей, которые интерпретируются как включающие ивы и водно-болотных птиц, которые могут быть цаплей или журавлями . [ф] [г]
Иконография предполагает ассоциацию с водно-болотными угодьями, водоемами и реками. [час]
Названия рек
[ редактировать ]Названия рек, которые могут быть производными от имени Эсус :
- Река Эсис , ныне известная как река Эзино в регионе Марке в Италии. [я] [Дж] [к]
- Неопознанная река Эзий в римской провинции Вифиния и Понт (современная Турция). [л] [м] [н]
Интерпретации
[ редактировать ]Джон Арнотт МакКаллох резюмировал состояние научных интерпретаций Эсуса в 1911 году следующим образом:
М. Рейнах К сюжетам этих алтарей применяет одну формулу: «Божественный Дровосек рубит Дерево Быка Тремя Журавлями». Все это представляет собой какой-то неизвестный нам миф, но г-н Д'Арбуа находит в нем некоторый намек на события саги о Кухулине. В образах бык и дерево, возможно, оба божественны, и если животное, как и изображения божественного быка, трёхрогое, то три журавля ( гаранус , «журавль») могут быть ребусом трёхрогого. ( трикерас ), или, что более вероятно, трёхголовый ( трикаренос ). В этом случае лесной человек , дерево и бык могут быть представителями бога растительности. В ранних ритуалах человеческие, животные или древесные представители бога периодически уничтожались для обеспечения плодородия , но когда бог отделялся от этих представителей, уничтожение или убийство рассматривалось как жертвоприношение богу, и возникали мифы, рассказывающие, как он однажды убил животное. В этом случае дерево и бык, действительно идентичные, мифически считались бы уничтоженными богом, которого они когда-то представляли. Если бы Эсус был богом растительности, когда-то представленным в виде дерева, это могло бы объяснить, почему, как сказал схолиаст Лукан рассказывает, что человеческие жертвоприношения Эсусу подвешивались к дереву. Эсусу поклонялись в Париже и в Треве ; в Англии была найдена монета с именем Эсус; а личные имена, такие как Эсугенос, «сын Эзуса», и Эсунертус, «обладающий силой Эзуса», встречаются в Англии, Франции и Швейцарии. Таким образом, культ этого бога мог быть сравнительно широко распространен. Но нет никаких свидетельств того, что он был кельтским Иеговой или членом, вместе с Тевтатом и Таранисом , панкельтской триады, или что эта триада, представленная галлами, не была принята друидами . Если бы такая великая триада существовала, то наверняка был бы найден какой-нибудь пример появления трех имен в одной надписи. Лукан не называет богов триадой или богами всех кельтов или даже одного племени. Он подчеркивает лишь тот факт, что им поклонялись с человеческими жертвоприношениями и, по-видимому, они были более или менее известными местными богами. [8]
Джеймс МакКиллоп предупреждает, что отождествление Арбуа де Жюбленвиля Эсуса с Кухулином «теперь кажется необоснованным». [19]
Ян де Врис находит основания для сравнения Эсуса и Одина , поскольку оба они были покровителями моряков, иногда связанных с Меркурием , которым, как говорят, приносились человеческие жертвы через повешение. [11]
Миранда Грин предполагает, что ива, которую срезает Эсус, может символизировать «Древо жизни [...] с его ассоциациями разрушения и смерти зимой и возрождения весной». [15] Далее она предполагает, что журавли могут символизировать «полет души (возможно, души дерева)». [15]
В нео-друидизме
[ редактировать ]Сторонник возрождения друидов XVIII века Иоло Моргануг отождествил Эсуса с Иисусом на основании сходства их имен. Он также связал их обоих с Ху Гадарном , написав:
И Ху, и ХУОН, несомненно, первоначально были тождественны ХЕУСУ Лактанция и ХЕСУСУ Лукана, описанным как боги галлов. Сходство фамилии с IESU [ валлийский : Иисус] очевидно и поразительно. [20]
Эта идентификация до сих пор существует в определенных нео-друидских кругах. Современные ученые считают сходство имен Исус и Иисус случайным. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Оксфордский словарь кельтской мифологии (Джеймс МакКиллоп) <Эсус>. . Хотя Эсусу поклонялись во многих частях Галлии, он, по-видимому, был одноименным богом эсувий северо -западной Галлии , на Ла-Манше, соседствующего с современным французским департаментом Кальвадос . . . . [12]
- ^ См . Паризии (Галлия) , жители римского периода.
- ^ Словарь кельтских мифов и легенд ( Миранда Дж. Грин ) < Эсус >. . .Более значительный камень является частью колонны, посвященной Юпитеру парижскими моряками во времена правления Тиберия . Блок из Парижа был найден вместе с пятью другими в 1711 году на месте Собора Парижской Богоматери. . . . [17]
- ^ См. Тревери , жители римского периода.
- ^ Словарь кельтских мифов и легенд ( Миранда Дж. Грин ) < Эсус >. . .По сути аналогичная иконография встречается и в I в. Камень нашей эры в Трире, где безымянный дровосек нападает на иву, на которой покоятся три цапли и голова быка. . . . [17]
- ^ Оксфордский словарь кельтской мифологии (Джеймс МакКиллоп) < Эсус >. . .В одном храме представлены три символических изображения цапли ; он также связан с журавлем . [12]
- ^ Словарь кельтских мифов и легенд ( Миранда Дж. Грин ) < Эсус >. . .Символика двух памятников, хотя и не идентична, но достаточно схожа и своеобразна, чтобы можно было идентифицировать присутствие Иисуса на обоих. . . .Кроме изображения лесника, на изображениях Парижа и Трира фигурируют ива, болотные птицы и бык. . . . [17]
- ^ Словарь кельтских мифов и легенд ( Миранда Дж. Грин ) < Эсус >. . ... существует естественная связь между быками, птицами и ивами: цапли питаются паразитами в шкуре крупного рогатого скота; они, как и ива, обитатели болот или водной опушки, а в ивах гнездятся цапли. . . . [17]
- ^ Бриттонский язык (Алан Джеймс) < *Ẹ:s >. . .Раннекельтские *ēs- или *ais- > Br *ẹ:s-; Латинизировано как Esus, Æsus, Hesus.. . .Может присутствовать в названиях рек. . .Æsis (Эсино) в Пичено, Италия (→ Адриатика). [18]
- ^ См. WiKtionary <Aesis> « 1. Река в Пиценуме, впадающая в Адриатическое море между Анконом и Сеной Галликой, ныне река Эсино»
- ^ См . Список рек Италии.
- ^ Бриттонский язык (Алан Джеймс) <*Ẹ:s>. . .Раннекельтские *ēs- или *ais- > Br *ẹ:s-; Латинизировано как Esus, Æsus, Hesus. . . .Может присутствовать в названиях рек. . .Эсий в Вифинии, Малая Азия (→ Черное море). [18]
- ^ См. WiKtionary < Эзиус > «1. Река в Вифинии, упомянутая Плинием »
- ^ См . Список рек Турции.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б КИЛ XIII, 03026
- ^ Джарус, Оуэн (28 октября 2023 г.). «Редкая золотая монета возрастом 2100 лет носит имя малоизвестного правителя доримской Британии» . Живая наука . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б М. Анней Лукан (61–65 гг. Н. Э.). Гражданская война I.445
- ^ Jump up to: а б Де медикаментаментис 15.106, с. 121 в издании Нидермана ; Густав Муст, «Галльское заклинание у Марцелла Бордо », Language 36 (1960) 193–197; Пьер-Ив Ламбер, «Формулы Марцелла Бордоского», в La langue gauloise (Éditions Errance 2003), стр. 179, цитирует Леона Флерио , «О некоторых галльских текстах», Études celtiques 14 (1974) 57–66.
- ^ Флерио, Леон (1974). «О некоторых галльских текстах» . Кельтские исследования (на французском языке). 14 (1): 59–60. дои : 10.3406/ecelt.1974.1519 .
Имя этого бога известно в весьма разнообразных формах... Отметим здесь вариации Эсус, Эсус, Айсус, Хейсус...
[Имя бога известно во многих формах... Перечислим здесь вариации Эсус, Эсус , Айс, Хесус...] - ^ Т.Ф. О'Рахилли (1946). «Ир. Аобх, Аойбил и др. В. уфель, увел . Галл. Эсус ». Эриу . 14 . Королевская ирландская академия: 1–6. JSTOR 30007645 .
- ^ Л. Марки, Томас; Эгетмейер, Маркус; Мюллер, Жан Клод (2013). «Бивень кабана из Истра (Буш-дю-Рон): лепонтическая талисманная надпись». Журнал кельтской филологии . 60 (1): 129 (запись № 13). дои : 10.1515/zcph.2013.008 .
- ^ Jump up to: а б Дж. А. Маккалок (1911). 'Глава III. Боги Галлии и континентальных кельтов». Религия древних кельтов . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-42765-X .
- ^ CIL XIII, 11644
- ^ Jump up to: а б Жан Грикур (1958). «Эсус Петрония». Латомус . 17 (1). Общество латинских исследований Брюсселя: 102–109. JSTOR 41518785 .
- ^ Jump up to: а б Ян де Врис (1954). Кельтская религия. В. Кольхаммер , Штутгарт. стр.98. Цитируется здесь.
- ^ Jump up to: а б МакКиллоп 2004 , стр. 194–195.
- ^ [1]
- ^ Проинсиас Мак Кана (1970). Кельтская мифология . Лондон: Издательство Хэмлин. стр. 32–35. Цитируется здесь (получено 17 августа 2016 г.).
- ^ Jump up to: а б с д Миранда Грин (1992). Символ и образ в кельтском религиозном искусстве . Лондон: Рутледж. стр. 103–104.
- ^ Олмстед, Гаррет С., Боги кельтов и индоевропейцев, Инсбрукский университет, 1994, с. 321.
- ^ Jump up to: а б с д Грин 1992 , стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 2019 , с. 132.
- ^ Джеймс МакКиллоп (2000). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета. Цитируется здесь (получено 17 августа 2016 г.).
- ^ Иоло Моргануг (1862, изд. Дж. Уильямс Аб Ител). Барды Иоло Морганвага , Vol. Я.
Источники
[ редактировать ]- Грин, Миранда Дж (1992). Словарь кельтских мифов и легенд . Темза и Гудзон . ISBN 9780500279755 .
- Джеймс, Алан Г. (2019). «Бриттский язык на Старом Севере, Путеводитель по географическим названиям, Том 2» (PDF) . Шотландское топонимическое общество . Проверено 20 января 2024 г.
- МакКиллоп, Джеймс (2004). Оксфордский словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-860967-1 .
- Л. Марки, Томас; Эгетмейер, Маркус; Мюллер, Жан Клод (2013). «Бивень кабана из Истра (Буш-дю-Рон): лепонтическая талисманная надпись». Журнал кельтской филологии . 60 (1): 128–131. дои : 10.1515/zcph.2013.008 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Росс, Энн (1961). «Эсус и три «журавля» » . Кельтские исследования (на французском языке). 9 (2): 405–438. дои : 10.3406/ecelt.1961.1475 .
- Дюваль, Поль-Мари (1989). «Тевтат, Эсус, Таранис». Работает по Галлии (1946-1986) . Публикации Французской Римской школы (на французском языке). Полет. 116. Рим: Французская школа Рима. стр. 275–287 (здесь 282–284).
- Дюваль, Поль-Мари (1989). «Эсус и его инструменты на барельефах в Трире и Париже». Работает по Галлии (1946-1986) . Публикации Французской Римской школы (на французском языке). Полет. 116. Рим: Французская школа Рима. стр. 463–470.
- Лево, Филипп; Реми, Бернард (2014). «Эсус в Африке: об фрагментарной надписи из Кесарии Мавретанской, посвященной исполнению приказа Эсуса» . Африканские древности (на французском языке). 50 :85–92. дои : 10.3406/antaf.2014.1561 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Esus , включая фотографии и подборку первичных и вторичных исходных материалов.
- Современная история борьбы между Эсусом и Тарвосом Тригараном на голландском языке.