Борво
Борво или Бормо ( галльский : * Borwō , Bormō ) был древним кельтским богом целебных источников , которому поклонялись в Галлии и Галлеции . [1] [2] Иногда его отождествляли с греко-римским богом Аполлоном , хотя его культ сохранял высокую степень автономии в римский период . [3]
Имя
[ редактировать ]
Галльский Боруо теоним . означает « горячий источник », «теплый источник» Оно происходит от протокельтского глагольного корня * berw — («варить, варить»; ср. древнеирландское berbaid , средневаллийское berwi ), а само — от протоиндоевропейского * bʰerw — («варить, варить»; ср. лат. феруэо «быть очень горячим, кипеть», санскритское бхурвани «возбуждённый, дикий»). [4] [5] Река Беару ( река Барроу ) в Ирландии также связана с этим кельтским корнем. [6]
Вариант Бормо мог возникнуть из-за разницы в суффиксах или в результате диссимиляции . [4] [2] Известные производные включают Bormanicus ( Caldas de Vizela ) от более раннего * Borwānicos и Bormanus или Borbanus ( Aix-en-Diois , Aix-en-Provence ) от более раннего * Borwānos . [7] [8] богиня по имени Боруобоэндоа , возможно, отражающая галльский теоним * Buruo-bouinduā или * Buruo-bō-uinduā также была найдена В Утрехте . [9]
Топонимы Бурбон-л'Аршамбо , Бурбон-Ланси , Бурбон-ле-Бен , Бульбон , Борм , Бурбриак , Ла Бурбуль и Вормс произошли от Борво или от его варианта Бормо . [4] [2] [7] Названия различных малых рек во Франции, таких как Бурбуйон , Бурбан и Бурбьер , также происходят от теонима. [7]
Центры поклонения
[ редактировать ]
В Галлии ему особенно поклонялись в Бурбон-ле-Бен , на территории лингонов , где зафиксировано десять надписей. Записаны еще две надписи: одна (CIL 13, 02901) из Энтрен-сюр-Ноэн. [10] а другой (CIL 12, 02443) из Экс-ан-Савойи в Нарбонской Галлии . [11] Вотивные таблички с надписью «Борво» показывают, что приносящие желали исцеления для себя или других. [12] Многие из мест, где были найдены подношения Борво, находятся в Галлии : надписи в его честь были найдены в Дроме в Экс-ан-Диуа , Буш-дю-Роне в Экс-ан-Провансе , Жере в Оше , Алье в Бурбоне. Аршамбо , Савойя в Экс-ле-Бен , Сона и Луара в Бурбон-Ланси , Савойя в Экс -ле-Бен , Верхняя Марна в Бурбон-ле-Бен и Ньевр в Антрен-сюр-Ноэн . [13]
Находки также были обнаружены в Нидерландах , в Утрехте . [14] где его зовут Боруобоэндуа Вабусоа Лаббонус, и в Португалии в Визеле и в Иданья-а-Велья , где его называют Борусом и отождествляют с Марсом . [13] В Экс-ан-Провансе его называли Борбанусом и Борманусом, но в Визеле в Португалии его приветствовали как Борманикуса. [13] и в Буртшайде и в Вормсе в Германии как Borbetomagus.
Божественное окружение
[ редактировать ]Борво часто ассоциировался с божественной супругой, обычно с Дамоной (Бурбонн, Бурбон-Ланси), но иногда также с Борманой , когда ему поклонялись под именем Борманус (Ди, Экс-ан-Диуа). [15] [2] В некоторых регионах Бормане поклонялись независимо от ее коллеги-мужчины, например, в Сен-Вульбасе . [16] [2]
Богу Аполю/лини Борвону/ и Дамону/С(айус) Даминию/Свирепому гражданину/Лингонусу из/клятвы
- Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL), 13 : 05911. Бурбон-ле-Бен.
Бормано / et Borman[ae] / P(ublius) Саппиний / Eusebes v(otum) s(забыть) / l(ibens) m(erito)
— Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL), 12 : 01561. Бубон-Ланси.
Борво имел сходство с богиней Сироной , которая также была целебным божеством, связанным с минеральными источниками. [17] По мнению некоторых ученых, Сирона могла быть его матерью. [15]
В других областях партнершей Борво является богиня Бормана . В некоторых регионах Бормане поклонялись независимо от ее коллеги-мужчины. [18] Такие боги, как Борво и другие, приравненные к Аполлону, управляли целебными источниками, и их обычно связывают с богинями как с их мужьями или сыновьями. [19] Его можно найти в Дроме , в Экс-ан-Диуа , с Борманой , в Соне и Луаре , в Бурбон-Ланси , и в Верхней Марне , в Бурбон-ле-Бен, с Дамоной, но его сопровождает «откровенный дух» Кандидус в Ньевре. в Энтрен-сюр-Ноэн . [13] В Нидерландах, в Утрехте, как Боруобоэндуа Вабусоа Лоббонус, его можно найти в компании кельтского Геркулеса , Макузана и Бальдрууса . [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ МакКиллоп 2004 , св. Борво .
- ^ Jump up to: а б с д и Буссе и ваан де Вейль 2006 , стр. 230–231.
- ^ Грин 1986 , с. 162: «Борво, как и Белен, чаще появляется сам по себе, чем в связи с Аполлоном, подчеркивая по существу кельтскую природу культа».
- ^ Jump up to: а б с Деламар 2003 , с. 83.
- ^ Матасович 2009 , стр. 63.
- ^ Монье, Нолвена (2019). «Именование природы: топонимия природы в Topographia Hibernica Джеральда Уэльского» . Ирландские исследования (44–1): 31–46. doi : 10.4000/irishstudies.6884 . ISSN 0183-973X .
- ^ Jump up to: а б с Шарьер 1975 , стр. 130–131.
- ^ Кинтела, Марко (2005). «Кельтские элементы на северо-западе Испании в доримские времена». e-Keltoi: Журнал междисциплинарных кельтских исследований . 6 (1). ISSN 1540-4889 .
- ^ Деламарр 2003 , стр. 79, 83.
- ^ Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL), 13 : Tres Galliae et Germanae .
- ^ Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL), 12 : Галлия Нарбонна .
- ^ Маккалок, Дж. А. (1911). Религия древних кельтов .
- ^ Jump up to: а б с д и «Общество французской мифологии (SMF)» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2003 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Гаррет С. Олмстед, «Боги кельтов и индоевропейцев», стр. 427
- ^ Jump up to: а б МакКиллоп 2004 г. , св Борво .
- ^ Миранда Грин. Словарь кельтских мифов и легенд. Thames and Hudson Ltd. Лондон. 1997 год
- ^ Поль-Мари Дюваль. 1957-1993 гг. Боги Галлии. Прессы Universitaires de France / Editions Payot. Париж.
- ^ Миранда Грин. Словарь кельтских мифов и легенд. Thames and Hudson Ltd. Лондон. 1997 год
- ^ Религия древних кельтов: Глава XII. Поклонение реке и колодцу
Библиография
[ редактировать ]- Буссе, Питер Э.; ваан де Вейль, Кэролайн (2006). «Борво/Бормо/Борманус». В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 195–200. ISBN 978-1-85109-440-0 .
- Шарьер, Жорж (1975). «Женщина и лошадь во французской мифологии». Обзор истории религий . 188 (2): 129–188. ISSN 0035-1423 . JSTOR 23668651 .
- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Грин, Миранда Дж. (1986). Боги кельтов . А. Саттон. ISBN 978-0-389-20672-9 .
- МакКиллоп, Джеймс (2004). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860967-1 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .