Из Нантосуэ

В кельтской мифологии Нантосуэльта — богиня природы, земли, огня и плодородия.
Статья 1948 года предполагает, что существует сверхъестественное сходство между Нантосуэльтой и тем, что мы знаем об ирландской богине Морриган , которая ассоциировалась со смертью и войной. Их сравнивают, и авторы предполагают, что Нантосуэльта был родственником ирландской Морриган. [ 1 ] Эта теория не получила широкого распространения и не встречается в более поздних исследованиях по этому вопросу.
Медиоматричи держащей круглый ( Эльзас , Лотарингия ) изображали ее в искусстве дом на шесте и с вороной. На других вероятных изображениях она изображена с горшком или пчелиным ульем. Круглый дом Нантосуэльты, возможно, символизировал изобилие. Считалось, что Нантосуэльта превращалась в ворону на поле битвы, что было подходящей трансформацией для богини или, возможно, было метафорой ее способности мощно ориентироваться на поле битвы. [ 2 ]
Нантосуэльта часто ассоциируется с водой и изображается окруженной водой. Имя богини буквально переводится как «извилистый ручей» или «залитая солнцем долина». [ 3 ] [ нужен лучший источник ]
Нантосуэльта подтверждается статуями и надписями.
Изображения
[ редактировать ]
На этом рельефе из Сарбура , недалеко от Меца , слева стоит Нантусуэльта в длинном платье. В левой руке она держит небольшой предмет в форме дома с двумя круглыми отверстиями и остроконечной крышей. В правой руке она держит патеру , которую она кладет на цилиндрический алтарь. Справа стоит Суцелл , бородатый, в тунике с плащом на правом плече. Он держит молоток в правой руке и оллу в левой. Над фигурами помещена дарственная надпись, а под ними в очень низком рельефе изображен ворон . Эта скульптура была датирована Рейнахом, [ 4 ] от формы букв до конца первого века или начала второго века.
На алтаре из Меца вырезано изображение женщины в одежде, аналогичной примеру Сарбура, которая также держит небольшой дом на шесте, что предположительно является Нантосуэльтой. Суцеллус в этом примере не показан.
Камень, изображающий Суцелла и Нантосуэльту, с кладбища недалеко от древнего Маргидунума недалеко от Ноттингемшира, а также вотивный рельеф Суцелла из Маргидунума в сочетании с сокращенной буквой «М». в конце Сарребурской надписи заставило ученых предположить, что сокращенная буква «М.» может предложить Марги как эпитет Нантосуэльты. [ 5 ] Аббревиатура была предложена мастером как попытка избежать прямого упоминания имени смерти.
Поскольку в эпиграфике она появляется в паре с божеством Суцеллосом, они интерпретируются как супруги. [ 6 ]
Надписи
[ редактировать ]Надпись на алтаре Сарбура. [ 7 ] читает:
- Део Свчелло /
- Нантосвелте /
- Беллавсвс Мас /
- se filivs v(otum) s(forvit) l(собирается) m(erito)
- «Богу Суцеллу и Нантосуэльте Беллаус, сын Массы, охотно и заслуженно выполнил свой обет».
Надпись на алтаре Меца [ 8 ] говорит:
- In h(onorem) {r} d(omus) d(ivinae) /
- М(арха) Тигнуарий /
- v(отум) s(забыть) l(ухожу) m(эрито)
- «В честь божественного дома Марк Тигнуарий охотно и заслуженно исполнил свой обет».
Здесь посвящение императорскому дому, а Нантосуэльта прямо не упоминается. Визуальное изображение делает идентификацию надежной.
Этимология
[ редактировать ]По мнению Ранко Матасовича , частица *nanto- означает «ручей, долина». [ 9 ]
Часть ученых переводит вторую часть, -suelta , как связанную с Солнцем. Ру в 1952 году, [ 10 ] Олмстед в 1994 году. [ 11 ] и Поломе в 1997 году [ 12 ] утверждал, что протоиндоевропейский корень * swel- «жара», встречающийся в индоевропейских словах, обозначающих «солнце», был унаследован галльским языком . Так, Ксавье Деламар утверждает, что это название означает «согретая солнцем долина». [ 13 ]
Академик Миранда Олдхаус-Грин интерпретирует свое имя как «извилистая река». [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хайхельхайм и Хаусман, 314.
- ^ Хайхельхайм и Хаусман. Суцелл и Нантосуэльта в средневековой кельтской мифологии.
- ^ Путешествие к богине: Богиня Нантусуэльда , блог, 11 февраля 2012 г.
- ^ Саломон Рейнах (1922), Культы, мифы и религии , стр. 217–232.
- ^ Хайхельхайм и Хаусман. Суцелл и Нантосуэльта в средневековой кельтской мифологии.
- ^ Олдхаус-Грин, Миранда Джейн. Боги Римской Британии . Эйлсбери, Бакс, Великобритания: Shire, Publications, 1983. с. 58.
- ^ Юфер и Лугинбюль с. 129. CIL XIII, 4542 .
- ^ Эпиграфическая база данных Клаусс/Слэб AE 1896, 0049
- ^ Матасович, Ранко. Этимологический словарь протокельтского языка . Лейден, Нидерланды: Brill. 2009. с. 283. ISBN 978-90-04-17336-1 .
- ^ Ле Ру (1952) «Солнце в кельтских языках». Огам 4, с. 93
- ^ Олмстед, Г. (1994) Боги кельтов и индоевропейцев . Вклад Инсбрука в культурные исследования-археолингва, специальный выпуск 92.
- ^ Поломе, EC (1997) Журнал кельтской филологии , 49-50.
- ^ Деламар, X. (2003). Словарь галльского языка . 2-е издание. Париж, Editions Errance. ISBN 2-87772-237-6
- ^ Олдхаус-Грин, Миранда Джейн. Боги Римской Британии . Эйлсбери, Бакс, Великобритания: Shire, Publications, 1983. с. 58.
Библиография
[ редактировать ]- Эпиграфический год , том 1896.
- Центр перспективных валлийских и кельтских исследований. Протокельтско-английский лексикон . Университет Уэльса . (См. также эту страницу для получения дополнительной информации и отказа от ответственности.)
- Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL), том 13, Tres Galliae .
- Деламарр, X. (2003). Словарь галльского языка . 2-е издание. Париж, Editions Errance. ISBN 2-87772-237-6
- Дейц, С., Ред. (1998) Встреча с галльскими богами, вызов Цезарю . Париж, Встреча национальных музеев. ISBN 2-7118-3851-X
- Хейхельхайм, Ф.М. и Дж.Э. Хаусман, Суцелл и Нантосуэльта в средневековой кельтской мифологии , в: L'antiquité classique 17 (1948) (№ 1: Miscellanea Philologica Historica et археология в честь Хвберта Ван Де Верда), стр. 305-316
- Юфер, Н. и Т. Лугинбюль (2001) Справочник галльских богов . Париж, Editions Errance. ISBN 2-87772-200-7
- Ле Ру (1952) «Солнце в кельтских языках». Огам 4 , с. 93.
- Олмстед, Г. (1994) Боги кельтов и индоевропейцев . Вклад Инсбрука в культурные исследования-археолингва, специальный выпуск 92.
- Поломе, EC (1997) Журнал кельтской филологии , 49-50 .
- Поркорни, Юлиус (1959) Индоевропейский этимологический словарь Берлин: Франке Верлаг
- Рейнах, С. (1922) Культы, мифы и религии .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- В музее Лиффоль-ле-Гран есть реконструированный храм Нантосуэльты.