Сирона (богиня)
В политеизме кельтском Сирона была богиней, которой поклонялись преимущественно в Восточно-Центральной Галлии и вдоль Дунайских лип . Целебное божество, она ассоциировалась с целебными источниками; ее атрибутами были змеи и яйца . Иногда ее изображали с Аполлоном Граннусом или Аполлоном Борво . Ей особенно поклонялись тревери в долине Мозеля .
Имя Сироны
[ редактировать ]Имя богини писалось по-разному: Сирона , Жирона , Ꟈирона , Тирона , [1] что указывает на некоторые трудности с уловлением начального звука в латинском алфавите. Символ Đ используется здесь для обозначения тау галликум , дополнительной буквы, используемой в галльском языке и обозначающей группу ts , которая была взаимозаменяема с st - в начальной позиции слова. [2] [3] и это не форма буквы «Д».Корень ) , долгой гласной — это галльский вариант протокельтского *ster- ( *h 2 ster означающего «звезда». [4] Тот же корень встречается в древнеирландском языке как ser , валлийский seren , среднекорнуоллский sterenn и бретонский steren(n) . [5] Имя Жирона состоит из долгой гласной основы tsiro-, производной от корня * ster- , и суффикса -no-, образующего прилагательные, обозначающие «принадлежность» во многих индоевропейских языках. [6] Альтернативно это может быть увеличивающий суффикс -on-, встречающийся во многих кельтских божественных именах и эпитетах. К этому добавляется галльский женский род единственного числа -a , обычный женский вариант прилагательных и существительных с о-основой. [7] Таким образом, * Цирона , по-видимому, имела в виду «звездный» или «астральный».
Доказательства в пользу Сироны
[ редактировать ]
Свидетельства о Сироне являются как эпиграфическими (надписи), так и репрезентативными (скульптуры и статуи). Как показывает карта, он в основном сконцентрирован в восточно-центральной Галлии , вплоть до германских границ, и вдоль Дунайских известков вплоть до Будапешта. Несколько выбросов наблюдаются в Аквитании, Бретани и один в Италии. Находок Сироны нет ни в Британии , ни в Испании , ни в каких-либо других римских провинциях .
Надписи
[ редактировать ]Некоторые надписи, например, в Бордо CIL XIII, 00582 , Корселе CIL XIII, 03143 , трех из Ина в Сааре , Германия AE 1994, 1256 , AE 1994, 1257 , AE 1991, 1248 , Майнце CIL XIII, 06753 , Мюльбурге в Баден-Вюртемберг CIL XIII, 06327 и Трир (CIL 13, 03662) принадлежат только богине Сироне, deae Đironae .
Чаще всего Сирона сочетается с Аполлоном, как в этой надписи из Graux CIL XIII, 04661 в горах Вогезов :
- Аполлон и Си/рон / Битурикс Юлий f(илий) / d(править)
или эта надпись из Люксей-ле-Бен во Франш-Конте CIL XIII, 05424 :
- Аполлон/и Сирона/тот же/Телец
В паре с Сироной Аполлон часто отождествляется с галльским божеством, таким как Аполлон Борво или Аполлон Граннус . Пример из Сармизегетусы в Дакии AE 1983, 00828 :
- Аполлони / Granno et / Sironae / C(aius) Sempronius / Urbanus / proc(urator) Aug(usti)
и еще один из Аугсбурга AE 1992, 01304 , где Сироне присвоен эпитет Santa (святая) и отождествляется с Дианой:
- Аполлон / Гранн / Диана / [sa]nct(a)e Сирон(a)e / [для] его sal(ute) / suorumq(ue) / omn(ium) / Юлия Матрона
Посвящение из Гроссботвара в Баден-Вюртемберге CIL XIII, 06458 можно точно датировать 201 годом нашей эры благодаря упоминанию двух консулов , Л. Анния Фабиана и М. Нония Арриуса Муциана:
- В h(onorem) d(omus) d(ivinae) Apo[lli]ni и Sironae / дом со знаками C(aius) Longinius / Speratus vet(eranus) leg(ion) XXII Pr(imigeniae) P(iae) ) F(idelis) и Iunia Deva coniunx и Lon/gini Pacatus Martinula Hila/ritas Speratianus fili(i) поставили v(otum) s(olverunt) l(ibentes) l(eti) m(erito) / Муциано и Фабиано co (н)с(с)
Изображения
[ редактировать ]У серных источников Альцай в Рейнланд-Пфальце , Германия, каменный барельеф изображает Сирону в длинном платье, с патерой в правой руке и скипетром в левой. Идентификация как Сироны подтверждается посвящением ( AE 1933, 00140 ) Аполлону и Сироне.
Богато обставленное весеннее святилище Хохшайд (Cueppers 1990; Weisgerber 1975) было украшено статуями Сироны и Аполлона, что еще раз подтверждается надписью AE 1941, 00089 Deo Apolli/ni et sanc/t(a)e Siron(a)e. .. (Аполлону и святой Сироне...). Статуя Сироны изображает ее несущей чашу с яйцами (Green 1986, стр. 162) и держащую длинную змею, обвившую ее предплечье (ссылка на иконографию греческой богини исцеления Гигеи , дочери Асклепия ). Она носит длинное платье, а на голове у нее диадема в форме звезды (связь со значением имени Сирона).
Бронзовая статуя из Малена в Кот-д'Ор , датируемая примерно 280 г. н. э. (Deyts & Roussel 1994; Deyts 1998), изображает Сирону обнаженной по пояс и держащей змею, перекинутую через левую руку, вместе с очень классическим Аполлоном с лирой. . Надпись (ILingons-M, 00002) — Тирон(а) и Аполлон .
На камне с выгравированным бюстом Сироны из Сен-Авольда , который сейчас находится в Музее Меца, есть надпись ( CIL XIII, 04498 ):
- Сын богини Жироны/ Майор Ма/гиати/ v(otum) s(forvit) l(ibens) m(erito) .
В Вьен-ан-Вале в Луаре квадратный каменный столб изображает Сирону, Аполлона, Минерву и Геркулеса (Debal 1973). Сирона носит длинное платье и диадему, с которой ниспадает вуаль. В левой руке она держит рог изобилия , а в правой — патеру , которую она предлагает свернувшейся змее. Опять же есть сходство с Гигеей , которая тоже носит змею. Действительно, когда на статуе нет надписи, неясно, изображена Сирона или Гигея, синкретизм, продемонстрированный надписью в Вейне ( AE 1957, 00114 ), которая включает Сирону и Эскулапа , римскую форму Асклепия:
- [I(ovi)] O(ptimo) M(aximo) / Аполлон / и Сирона[e] / [Ae]sculap[io] / P(ublius) Ael(ius) Луций |(centurio) leg(ion) X v (отум) с(забыть) / л(собираюсь) л(возраст) м(эрито)
Другой аспект Сироны показан в Сент-Фонтене, где Сирона держит фрукты и кукурузу (Грин, 1986, стр. 161).
Храмы
[ редактировать ]Известно несколько храмов Сироны. Часто они были типа галло-римского фанума , внутренней [целлы] с внешним проходом или пронаосом , и строились вокруг термальных источников или колодцев, как в Аугсте (Баккер 1990) и Оппенгейме-Нирштейне (Кюпперс 1990).
В Будапеште (в древности Аквинкум ) целебный храм у источника, питавшего акведук, был посвящен Аполлону (предположительно Гранну) и Сироне ( AE 1982, 0806 ).
- Аполини /et/Серана(е)/ T(itus)Iul(ius) MER/CATOR D(e)C(urio)/V[1]LM
Оно было установлено императором Каракаллой во время посещения Паннонии , хотя Дион Кассий говорит («Римские истории», 78.15), что император
- не получил помощи ни от Аполлона Гранна, ни от Эскулапа или Сераписа, несмотря на его многочисленные мольбы и его неутомимую настойчивость .
Две надписи описывают создание храмов Сироны. из Ин-Нидальтдорфа Надпись ( CIL XIII, 04235 ) свидетельствует о передаче в дар здания и его обстановки за счет посвященного:
- De[ae Sirona]e / aedem [со своим or]na/mentis M[3] v(otum) s(забыть) l(собираюсь) l(возраст) m(erito)
В Висбадене в Гессене (в древности Aquae Mattiacorum ) надпись ( CIL XIII, 07570 ) фиксирует восстановление храма куратором за свой счет:
- Сироны / C(aius) Iuli(us) Восстановленный / c(urator) templ(i) d(e) s(uo) p(osuit)
Кажется возможным, что к Сироне относится и другая висбаденская надпись ( CIL XIII, 07565 ), которую жена военачальника Порция Руфиана из Майнца посвятила неизвестной богине «Диане Маттиаке» для исцеления ее дочери Порции Руфианы: [8]
- Антония Постума / T(iti) Porci Rufiana leg(ati) / [l]eg(ion) XXII P(rimigeniae) P(iae) F(idelis) [for sal]u/te Porcia Rufiana / ее дочь Диана Мат/тиака [от] пожелать/поставить знак
Уже упоминался тщательно продуманный храмовый комплекс в Хохшайде (Cüppers 1990). Он был построен во втором веке нашей эры вокруг источника, который наполнял цистерну в храме. Считается, что это отдаленное место было местом паломничества (Weisgerber 1975). Он был разрушен в третьем веке, вероятно, во время германских вторжений 250–270 годов, и так и не был восстановлен.
Упоминания в популярной культуре
[ редактировать ]Историк кулинарии Уильям Войс Уивер связывает происхождение кренделя с поклонением Сироне. [9]
Есть песня, посвященная Сироне, написанная и исполненная Гэвином Данном , более известным по названию своего музыкального проекта Miracle of Sound .
Хранитель храма Сироны в Висбадене Юлий Реститут — один из главных героев романических романов XXI века. [10]
В видеоигре Hogwarts Legacy 2023 года есть персонаж -трансгендер по имени Сирона. Она владелица таверны «Три метлы» в Хогсмиде. [11] [12]
См. также
[ редактировать ]- 116 Сирона , астероид, названный в ее честь
- основанная на божестве. Sirona — песня ирландского музыканта Miracle of Sound, [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 62-63 Джуфера, Н.; Лугинбюль, Т. (2001) Справочник галльских богов . Париж, Editions Errance. ISBN 2-87772-200-7
- ^ Эска, JF (1998). Тау Френч. Кельтские исследования 32 стр. 115-127
- ^ Мис, Б. (2002). О галльском тау. Студия Кельтика 36, стр. 21-26.
- ^ Марки, TL (2001). «Ингвеоник» * sterir «звезда» и астральные жрецы. НОВЕЛЕ 39, стр. 85–113.
- ^ Деламарр, X. (2003:282). Словарь галльского языка (2-е изд.). Париж: Издания Errance. ISBN 2-87772-237-6
- ^ Страница 57 Оксфордского введения в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир Дж. П. Мэллори, Дугласа К. Адамса. Издательство Оксфордского университета (2006)
- ^ Хэмп, EP (1994). Распространенность галльских божественных имен в -он-. Studia Celtica Japonica NS 4, стр. 71-72.
- ^ Шмид А., Шмид Р., Мён А., Римляне на Рейне и Майне (Франкфурт: Societäts-Verlag, исправленное издание, 2006 г.)
- ^ «Основная презентация - Конференция по истории Великих озер - Государственный университет Гранд-Вэлли» . www.gvsu.edu . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ Серия Romanike, заархивированная 6 августа 2016 г. в Wayback Machine , Codex Regius (2006-2014).
- ^ Руш, Тай (11 февраля 2023 г.). « Наследие Хогвартса» — на фоне споров о Джоан Роулинг — представляет собой рекордный выпуск для ПК» . Форбс . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Романо, Ник (6 февраля 2023 г.). «Наследие Хогвартса, похоже, представляет первого транс-персонажа Гарри Поттера на фоне споров о Джоан Роулинг» . Развлекательный еженедельник . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Данн, Гэвин. «Сирона» . Ютуб . Проверено 9 октября 2015 г.
- Эпиграфический год (АЭ), годовые тома.
- Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL) том XIII, Надписи трех галлов и германцев
- Купперс, Х. (редактор) (1990). Римляне в Рейнланд-Пфальце . Тайсс. ISBN 3-8062-0308-3
- Деламарр, X. (2003). Словарь галльского языка (2-е изд.). Париж: Издания Errance. ISBN 2-87772-237-6
- Дебаль, Дж. (1983) Вьен-ан-Валь, Божества и святилища. Бюллетень Археологического и исторического общества Орлеана , 42.
- Дейц, С; Руссель, Л. (1994) Мален, раскопки Медиолана: открытие в июле 1993 года бюста водного божества в его контексте. Археологический обзор Востока и Центро-Востока — Дижон , 45 стр. 503–509
- Дейц, С. (1998). Встреча с галльскими богами, вызов Цезарю . Париж: Встреча национальных музеев.
- Дион Кассий, Римские истории . Эрнест Кэри (транс), Классическая библиотека Леба. Доступно онлайн
- Эска, Дж. Ф. (1998). Тау Френч. Кельтские исследования 32 стр. 115–127
- Грин, М. (1986). Боги кельтов . Глостершир: Sutton Publishing Limited. ISBN 0-7509-1581-1 . (Нумерация страниц в приведенной выше ссылке относится к изданию 1986 года, а не к изданию 2004 года. ISBN 0-7509-3479-4 )
- Хэмп, EP (1994). Распространенность галльских божественных имен в -он-. Studia Celtica Japonica NS 4, стр. 71–72.
- Юфер, Н.; Лугинбюль, Т. (2001) Справочник галльских богов . Париж, Editions Errance. ISBN 2-87772-200-7
- Марки, ТЛ (2001). «Ингвеоник» * sterir «звезда» и астральные жрецы. NOWELE 39, стр. 85–113.
- Мес, Б. (2002). О галльском тау. Студия Кельтика 36, стр. 21–26.
- Вайсгербер, Г. (1975). Паломнический храм Аполлона и Сироны в Хохшайде в Хунсруке . Бонн: Рудольф Хабельт Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Сироной , на Викискладе?
- Скульптура Альцай (на немецком языке, иллюстрировано) - включает не имеющую ссылки гравюру на дереве храма Аполлона и Сироны.
- Скульптуры Вьен-ан-Валь (на французском языке, с иллюстрациями).