Секуана
В галло-римской религии Секуана — богиня реки Сены , особенно источников у ее истоков , и галльского племени секвани . [ 1 ] Источники, называемые Fontes Sequanae («Источники Секваны»), расположены в долине на плато Шатийон , к северо-западу от Дижона в Бургундии , и именно здесь, во 2-м или 1-м веке до нашей эры, был основан целительный храм. Позже святилище было захвачено римлянами , которые построили два храма, участок с колоннадой и другие связанные с ним сооружения, сосредоточенные вокруг источника и бассейна. В ее храме Секуане было сделано множество посвящений, в том числе большой горшок с надписью ее имени и наполненный бронзовыми и серебряными моделями частей человеческих тел, которые она должна была вылечить. В надежде на исцеление ей предлагались деревянные и каменные изображения конечностей, внутренних органов, голов и целых тел, а также многочисленные монеты и украшения. Распространены респираторные заболевания и болезни глаз. Паломников часто изображали несущими подношения богине, в том числе деньги, фрукты или любимую домашнюю собаку или птицу.
Представительства
[ редактировать ]
Бронзовая . статуя женщины, задрапированной в длинное платье и с диадемой на голове, представляет Секуану (Дейц с. 74) Она стоит на лодке, нос которой имеет форму головы утки с мячом во рту, что символизирует игривый, иногда мятежный характер ее утиных фамильяров. Статуя высотой примерно 1 фут (30 см) сейчас находится в Археологическом музее Дижона . Бронзовая статуя богини Сены была найдена вместе со статуей фавна в 1933 году. Анри Коро [ 2 ]
Культ, религия и оракулы
[ редактировать ]Культ : Секуаны тесно связан с первоэлементом водой . Действительно, находясь в центре внимания культа, [ 3 ] Священность . водного элемента находится в центре практик почитания и почитания Секуаны [ 4 ] Выражение божественного присутствия представлено этим символическим элементом, выбранным сообществом, практикующим поклонение богине. [ 4 ]
Этот культ, посвященный священному месту , прежде всего публичен. [ 5 ] потому что это практикуется частными, скромными людьми, но невозможно четко связать это с конкретной практикой. [ 5 ]
Исследователи обнаружили три посвящения Секуане в окрестностях Алезии и у истоков Сены : два — анатомические ex-votos и одно — от женщины, посвятившей его в честь непотиса. [ 5 ] Каждое из этих посвящений связано с императором Августом . [ 6 ] Массивная индивидуальная посещаемость воплощена этими анатомическими экс-вото по большей части в дереве, камне или бронзе. [ 6 ] Кроме того, было найдено несколько надписей (9 из которых прямо называют Секуану), посвящений Секуане, которые информируют о религиозных практиках и публике, поскольку они часто пишутся неправильно. [ 6 ]
По словам археологов , совершив омовение и пройдя в храм Секуаны, паломники приносили божеству различные подношения в надежде на исцеление. Фактически, во времена Античности религия лечения и медицина были связаны, святилища источников были сравнимы с медицинскими центрами термального . Помимо получения подношений, благодаря надписи, в которой упоминается имя богини, мы находим пророческие практики либо в пользу Секуаны, либо, возможно, сама Секуана регулярно давала оракулы (как Клитунно ). [ 7 ] Для всех этих практик, посвященных Секуане, должно быть сосуществование первоначального священного пространства и монументального комплекса, необходимого для почитания богини.
Надписи
[ редактировать ]Известно восемь надписей Секуаны, все из истоков Сены. Типичными являются следующие (CIL 13, 02858):
- Au(вкус) sac(rum) d(eae) Sequan(ae) e[x] / moni[tu]
и (CIL 13, 02862):
- Aug(usto) sac(rum) / d(e)ae Seq(uanae) / Fl(avius) Flav(i)n(us) / pro sal(ute) / Fl(avi) Luna(ris) / nep(otis) ) self / ex voto / v(otum) s(olvit) l(ibens) m(erito)/ San(tos) Mi(chaelle)
Некоторые надписи содержат орфографические ошибки, которые могут дать представление о произношении Sequana на галльском языке (CIL 13, 02863):
- Aug(usto) sac(rum) d<e=O>a(e?) / <p=B>ro(!) / Se<q=C>uan(ae) / pro(!) / C(aius) M[...] / v(otum) s(забудь) l(иду) m(эрито)
Поскольку галльский язык входит в P-кельтскую классификацию, q не может представлять индоевропейский k. В . Более вероятно что-то вроде сек-оана , если только местный диалект не был Q-кельтским (что не невозможно).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ МакКиллоп, Джеймс (2004), «Секвана» , Словарь кельтской мифологии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198609674.001.0001/acref-9780198609674-e-3497 , ISBN 978-0-19-860967-4 , получено 16 декабря 2023 г.
- ^ Коро, Х. (1933). Раскопки храма деа Секуана, Отчеты о заседаниях Академии надписей и изящной словесности . Полет. 77.стр. 290–292.
- ^ Вурпиллот, Д. (2016). Водные святилища в Восточной Галлии: возникновение, организация и эволюция (I в. до н. э. — IV в. н. э.) . Полет. 1. п. 342.
- ^ Jump up to: а б Вурпилло (2016). Водные святилища в Восточной Галлии: возникновение, организация и эволюция (I в. до н. э. — IV в. н. э.) . Полет. 1. п. 188.
- ^ Jump up to: а б с Раепсает-Шарлье, М.-Т (2013). Алезия и ее боги: от культа Аполлона Моритасгоса до гражданской принадлежности мандубийцев в галло-римскую эпоху .
- ^ Jump up to: а б с Раепсает-Шарлье, М.-Т (2013). Алезия и ее боги: от культа Аполлона Моритасгоса до гражданской принадлежности мандубийцев в галло-римскую эпоху», Классическая античность . Полет. 82.стр. 185–186.
- ^ Вурпиллот, Д. (2013). Водные святилища в Восточной Галлии: возникновение, организация и эволюция (I в. до н. э. — IV в. н. э.) . Полет. 1. п. 392.
- Бернар Жакомен (2006) Истоки Сены: ископаемые следы и астрономические места на земле лингонов . Издания ISBN 2-84668-049-3
- Корпус латинских надписей (CIL); Том. XIII, Надписи трёх галлов и германцев . 6 томов. Берлин: с Г. Реймером , 1899-1943 гг.
- Дейц, Симона (1992) Образы богов Галлии . Париж: издания Errance ISBN 2-87772-067-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коро, Генри (1933). «Раскопки храма деа Секуана » . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 77 (2): 289–292. дои : 10.3406/crai.1933.76351 .
- Дейц, Симона-Антуанетта (1971). «Священный источник Сены» . Научный американец . 225 (1): 65–73. Бибкод : 1971SciAm.225a..65D . doi : 10.1038/scientificamerican0771-65 . JSTOR 24922778 . Проверено 5 мая 2020 г.
- «Деревянные статуи экс-вото из истоков Сены» . Археологический обзор . 1 :202–204. 1964. JSTOR 41754985 . Проверено 5 мая 2020 г. - через JSTOR.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Небольшое изображение бронзовой статуи в Археологическом музее Дижона, которая, как полагают, представляет Секуану.