Jump to content

Кельтская мифология

Кельтская мифология — совокупность мифов, принадлежащих кельтским народам . [1] Как и другие железного века европейцы , кельтские народы следовали политеистической религии , имевшей множество богов и богинь. Мифологии континентальных кельтских народов, таких как галлы и кельтиберы , не пережили их завоевания Римской империей , утраты ими кельтских языков и их последующего обращения в христианство . Лишь остатки встречаются в греко-римских источниках и археологии. мифологии принадлежит островным кельтским народам ( гэлам Ирландии Большая часть сохранившейся кельтской и Шотландии ; кельтским бриттам западной Британии и Бретани ). Они сохранили некоторые из своих мифов в устных преданиях , которые в конечном итоге были записаны христианскими писцами в Средние века . Ирландская мифология имеет самый большой письменный корпус мифов, за ней следует валлийская мифология .

Считается, что сверхъестественная раса под названием Туата Де Дананн основана на главных кельтских богах Ирландии, в то время как многие валлийские персонажи принадлежат либо к Растению Дон («Дети Дона »), либо к Растению Ллур («Дети Ллр »). Некоторые персонажи в островных кельтских мифах имеют древние континентальные параллели: ирландский Луг и валлийский Ллеу являются родственниками Лугуса , Гоибниу и Гофаннон Гобанноса , Макан и Мабон Мапоноса и так далее. Одной из распространенных фигур является богиня суверенитета , которая представляет землю и дарует суверенитет королю, выходя за него замуж. Другой мир также является распространенным мотивом; параллельное царство сверхъестественных рас, которое посещают некоторые мифические герои. Кельтский миф повлиял на более поздние легенды о короле Артуре .

Кельтский бог Суцелл

Хотя кельтский мир на пике своего развития охватывал большую часть Западной и Центральной Европы, он не был политически единым и не имел какого-либо существенного центрального источника культурного влияния или однородности; было много различий в результате в местных практиках кельтской религии (хотя некоторые мотивы, например бог Луг , по-видимому, распространились по всему кельтскому миру). Сохранились надписи более чем трехсот божеств, часто приравниваемых к их римским аналогам, но большинство из них, по-видимому, были genii locorum , местными или племенными богами, и немногим из них широко поклонялись. Однако в том, что сохранилось от кельтской мифологии, можно различить общие черты, которые намекают на более единый пантеон, чем часто полагают.

О природе и функциях этих древних богов можно судить по их именам, расположению их надписей, их иконографии , римским богам, которым они приравниваются, и подобным фигурам из более поздних частей кельтской мифологии.

Кельтская мифология встречается в отдельных, хотя и связанных между собой, подгруппах, в основном соответствующих ветвям кельтских языков :

Исторические источники

[ редактировать ]
Считалось, что вотивные кельтские колеса соответствуют культу Тараниса . Тысячи таких колес были найдены в святилищах Галлии Бельгики , датируемых периодом с 50 г. до н.э. по 50 г. н.э. Национальный археологический музей, Франция

Из-за нехватки сохранившихся материалов, написанных на галльском языке , предполагается, что большая часть кельтских письмен была уничтожена римлянами, хотя использовалась письменная форма галльского языка с использованием греческого , латинского и старого курсивного алфавитов (о чем свидетельствуют вотивные предметы). с надписями на галльском языке и календаре Колиньи ). [3] Юлий Цезарь свидетельствует о грамотности галлов, но также писал, что их жрецам, друидам , было запрещено использовать письменность для записи некоторых стихов, имеющих религиозное значение. [4] (Цезарь, Commentarii de Bello Gallico 6.14), а также отмечая, что у гельветов была письменная перепись (Цезарь, De Bello Gallico 1.29).

Рим ввел более широкое распространение привычки публичных надписей и сломил власть друидов в завоеванных им областях; Фактически, большинство надписей божеств , обнаруженных в Галлии (современная Франция и Северная Италия ), Британии и других ранее (или ныне) кельтскоязычных регионах, относятся к периоду после римского завоевания.

Хотя ранние гэлы в Ирландии и некоторых частях Уэльса использовали письмо огам для записи коротких надписей (в основном личных имен), более сложная грамотность не была распространена в кельтских регионах, которые не были завоеваны Римом до появления христианства . Действительно, многие гэльские мифы были впервые записаны христианскими монахами, хотя и без большей части своего первоначального религиозного значения. [5]

Ирландская мифология

[ редактировать ]
Картина с изображением четырех фигур верхом на лошадях.
Всадники Сидхе , картина , 1911 года, изображающая аос си или Туата Де Дананн . художника Джона Дункана

Ирландская мифология — крупнейшая сохранившаяся ветвь кельтской мифологии. Первоначально оно передавалось устно в доисторическую эпоху . Многие мифы были позже записаны в эпоху раннего средневековья христианскими писцами, которые в некоторой степени изменили и христианизировали их.

Мифы условно сгруппированы в « циклы ». Мифологический цикл , или Цикл Богов, состоит из сказок и стихов о богоподобном Туате Де Дананне и других мифических расах. [6] Считается, что многие из Туат Де олицетворяют ирландских божеств. [7] [8] Их часто изображают королями, королевами, друидами, бардами, воинами, героями, целителями и мастерами, обладающими сверхъестественными способностями. Среди выдающихся членов Туат Де - Дагда («великий бог»), который, кажется, был главным богом; [9] Морриган («великая королева» или «призрачная королева»), тройная богиня, связанная с войной, судьбой и суверенитетом; [10] Луг ; Новый ; Энгус ; Бриджит ; Маннан ; Диан Чехт целительница ; и Гоибниу кузнец , один из Три Де Дана («трех богов ремесла»). [11] Их традиционными соперниками являются чудовищные фоморы (Фомуары), которых Туат Де побеждают в Кат Мэйдж Туиред («Битва при Мойтуре»). Другими важными произведениями цикла являются « Лебор Габала Эренн» («Книга вторжений»), легендарная история Ирландии, и « Помощь Хленн Лир» Дети Лира »).

Ольстерский цикл состоит из героических легенд об Улайде . В центре внимания мифического короля Ольстера Конхобара мак Несса и его двора в Эмайн Маха , героя Ку Хулина , а также их конфликта с Коннахтой и королевой Медб . Самая длинная и важная сказка — это эпос «Тайн Бо Куальнге» («Набег скота на Кули»). [12]

Цикл Фианны повествует о подвигах мифического героя Финна и его отряда воинов Фианна . , включая длинную «Акаллам на Сенорах» («Сказки старейшин») [12]

« Цикл королей» включает легенды об исторических и полуисторических королях Ирландии (таких как Буиле Шуибхне , «Безумие короля Суини»), а также рассказы о происхождении династий и народов. [12]

Существуют также мифические тексты, не вписывающиеся ни в один из циклов; к ним относятся эхтраи рассказы о путешествиях в потусторонний мир (такие как «Путешествие Брана ») и «Диндсенчас» («знания мест»). Некоторые письменные материалы не сохранились, а многие другие мифы, вероятно, так и не были записаны.

Валлийская мифология

[ редактировать ]
Иллюстрация Ллура и лебедей работы Х. Р. Миллара.
Вступительные строки одной из сказок Мабиноги из Красной книги Хергеста :
Герайнт ваб Эрбин. Артур и их дуэт управляли двором Карлеона на Уске...
(Герайнт, сын Эрбина. Артур имел обыкновение держать свой двор в Кэрлеоне-на-Уске...)

Важные рефлексы британской мифологии появляются в « Четырех ветвях Мабиноги », особенно в именах нескольких персонажей, таких как Рианнон , Тейрнон и Бран Благословенный ( Бендигейдфран , «Бран [Ворона] Благословенный»). Другие персонажи, по всей вероятности, происходят из мифологических источников и различных эпизодов, таких как появление Арауна , короля Потустороннего мира, ищущего помощи смертному в его собственных распрях, и рассказ о герое, которого нельзя убить, кроме как при, казалось бы, противоречивых обстоятельствах, можно проследить во всей протоиндоевропейской мифологии . Дети Ллура («Море» = ирландский Лер ) во Второй и Третьей ветвях и дети Дона ( Дану в ирландской и более ранней индоевропейской традиции) в Четвертой ветви являются главными фигурами, но сами сказки не являются главными. мифология.

В то время как дальнейшие мифологические имена и ссылки появляются в других местах в валлийских повествованиях и традициях, особенно в сказке о Калхуче и Олвене , где мы находим, например, Мабон ап Модрон («Божественный сын Божественной Матери»), и в собрании валлийских триад. Однако о британской мифологической подоплеке известно недостаточно, чтобы реконструировать повествование о сотворении мира или связный пантеон британских божеств. возможно, не существовало Действительно, хотя между ирландскими мифами и есть много общего, единой британской мифологической традиции как таковой, . Каким бы ни было его первоначальное происхождение, сохранившийся материал нашел хорошее применение в создании литературных шедевров, посвященных культурным проблемам Уэльса в раннем и позднем Средневековье.

Остатки галльской и другой мифологии

[ редактировать ]
Таранис (с кельтским колесом и молнией ), Ле Шатле, Гурзон, Верхняя Марна , Франция

Кельты также поклонялись ряду божеств, о которых мало что известно, кроме их имен . Авторы-классики сохранили несколько фрагментов легенд и мифов, возможно, кельтского происхождения. [13]

По мнению сирийского ритора Лукиана , Огмиос должен был возглавить группу людей, прикованных за уши к своему языку, как символ силы своего красноречия.

Римский поэт первого века Лукан упоминает богов Тараниса , Тевтата и Эсуса , но кельтских доказательств того, что это были важные божества, мало.

Ряд предметов искусства , монет и алтарей могут изображать сцены из утраченных мифов, такие как изображения Тарвоса Тригарана или всадника « Юпитера », преодолевающего Ангипеда (человеческую фигуру со змееногими ногами). также Котел Гундеструпа интерпретировали мифически. [14]

Наряду с посвящениями, дающими нам имена богов, существуют также изображения божеств, которым еще не присвоено имя. Среди них изображения трехголового или трехликого бога, бога-сидца, бога со змеей, бога с колесом, всадника с коленопреклоненным великаном. [15] Некоторые из этих изображений можно найти в позднего бронзового века торфяниках в Британии. [16] что указывает на то, что символы были как доримскими, так и широко распространенными в кельтской культуре. Распределение некоторых изображений было нанесено на карту и показывает образец центральной концентрации изображений наряду с широким разбросом, указывающим, что эти изображения, скорее всего, были привязаны к конкретным племенам и были распределены от какой-то центральной точки племенной концентрации наружу по торговым линиям. . Образ трехглавого бога имеет центральную концентрацию у бельгов, между реками Уаза, Марна и Мозель. Всадник с коленопреклонённым великаном расположен по обе стороны Рейна. Эти примеры, кажется, указывают на региональные предпочтения общего изображения. [15]

Юлий Цезарь о кельтских богах и их значении

[ редактировать ]
Золотое кельтское колесо с символами, Балешме, Верхняя Марна . Национальный археологический музей

Классическая запись о кельтских богах Галлии взята из истории Юлия Цезаря о его войне в Галлии. [17] В нем он называет пять главных богов, которым поклонялись в Галлии (в соответствии с практикой того времени , он дает имена ближайших эквивалентных римских богов) и описывает их роли:

Меркурий был самым почитаемым из всех божеств, и были обнаружены многочисленные его изображения. Меркурий считался создателем всех искусств (по этой причине его часто называют Лугусом ), покровителем авантюристов и торговцев, а также величайшей силой в области торговли и прибыли.

Далее галлы почитали Аполлона , Марса , Юпитера и Минерву . Среди этих божеств Цезарь описал галлов как придерживающихся примерно таких же взглядов, как и другие народы: Аполлон рассеивает болезни, Минерва поощряет навыки, Юпитер управляет небом, а Марс влияет на войну. МакБейн утверждает, что Аполлон соответствует ирландскому Лугу , Меркурий — Мананнану мак Лиру , Юпитер — Дагде , Марс — Нейт , а Минерва — Бригит . [18]

В дополнение к этим пяти Цезарь упоминает, что галлы вели свое происхождение от Дис Патера. [19] (возможно, ирландец Донн ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Канлифф, Барри, (1997) Древние кельты . Оксфорд, Издательство Оксфордского университета ISBN   0-19-815010-5 , стр. 183 (религия), 202, 204–8.
  2. ^ О'Рахили, Т.Ф. (1984) [1946, 1964, 1971]. Ранняя ирландская история и мифология . Дублин: Дублинский институт перспективных исследований. ISBN  0-901282-29-4 .
  3. ^ Росс, Энн (1972). Повседневная жизнь кельтов-язычников . Карусель Книги. стр. 166–167. ISBN  0-552-54021-8 .
  4. ^ Чедвик, Нора Кершоу (1970). Кельты . Книги о пингвинах. п. 149. ИСБН  978-0-14-021211-2 .
  5. ^ Росс, Энн (1972). Повседневная жизнь кельтов-язычников . Карусель Книги. стр. 168–170. ISBN  0-552-54021-8 .
  6. ^ Кох, Джон (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 1326.
  7. ^ Кэри, Джон (2006). «Туат Де». В Джоне Т. Кохе (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 1693–1697.
  8. ^ Огайн, Дайти (1991). Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Прентис Холл Пресс. стр. 312–315, 407–409.
  9. ^ Геддес и Гроссет Лтд. (1997). Словарь кельтов . Брокгемптон Пресс, Лондон. п. 41. ИСБН  1-86019-709-4 .
  10. ^ Геддес и Гроссет Лтд. (1997). Словарь кельтов . Брокгемптон Пресс, Лондон. п. 130. ИСБН  1-86019-709-4 .
  11. ^ МакКиллоп, Джеймс (2006). Мифы и легенды кельтов Пингвин путеводитель по мировой мифологии . Пингвин. п. 90. ИСБН  9780141941394 . Ремеслам покровительствуют три бога: Гоибниу, Кредне и Лухта.
  12. ^ Jump up to: а б с Кох, Джон (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО . п. 995.
  13. ^ Дюваль, Поль-Мари (1993). Галлии Боги . Париж, Франция: Éditions Payot. стр. 94–98. ISBN  2-228-88621-1 .
  14. ^ Олмстед, GS (1976). «Версия Гундеструпа Тайна Бо Куайлнге ». Античность . 50 (198): 95–103. дои : 10.1017/S0003598X00070836 . S2CID   163788425 .
  15. ^ Jump up to: а б Пауэлл, TGE (1958). Кельты . Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон.
  16. ^ Чедвик, Нора (1970). Кельты . Книги Пеликана.
  17. ^ Цезарь, Гай Юлий Комментарии к Галльской войне [ Галльская война ].
  18. ^ Макбейн, Александр (1976). Кельтская мифология и религия . Издания библиотеки Фолкрофта. стр. 69–75. ISBN  0-8414-6043-4 .
  19. ^ Росс, Энн (1972). Повседневная жизнь кельтов-язычников . Карусель Книги. п. 208. ИСБН  0-552-54021-8 .

Библиография

[ редактировать ]
  • де Врис, Ян, Кельтская религия (1961).
  • Дюваль, Поль-Мари, Боги Галлии , новое изд. обновлено и дополнено (1976)
  • Мак-Кана, Проинсиас. Кельтская мифология . Нью-Йорк: Хэмлин, 1970. ISBN   0-600-00647-6
  • Мак Кана, Проинсиас, Учёные сказки средневековой Ирландии (ирландская литература – ​​исследования), Дублинский институт перспективных исследований (1980): ISBN   1-85500-120-9
  • МакКиллоп, Джеймс, Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. ISBN   0-19-280120-1
  • Майер, Бернхард , Словарь кельтской религии и культуры , Boydell & Brewer, 1997. ISBN   978-0-85115-660-6
  • О'Рахили, Томас Ф. Ранняя ирландская история и мифология (1991, переиздано в 1971 году)
  • Роллстон, Т.В. Кельтские мифы и легенды . Dover Publications Inc. (1911, переиздание 1990 г.). ISBN   0486265072
  • Рис, Джон , Лекции о происхождении и развитии религии на примере кельтского язычества, 3-е изд. (1898 г., переиздано в 1979 г.)
  • Сьёштедт, М.Л., Боги и герои кельтов . 1949 год; перевод Майлза Диллона. представитель Беркли, Калифорния: Turtle Press, 1990. ISBN   1-85182-179-1
  • Сквайр, Чарльз. Кельтские мифы и легенды . Ньюкасл Паблишинг Ко. 1975. ISBN   0-87877-030-5
  • Стеркс, Клод, Элементы кельтской космогонии (1986)
  • Вендриес, Джозеф ; Эрнест Тоннелат и Б.-О. Унбегаун Религии кельтов, германцев и древних славян (1948)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bfb524abdfbdf853bfc374f0d768515__1721186760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/15/2bfb524abdfbdf853bfc374f0d768515.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Celtic mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)