Бриджит
Бриджит | |
---|---|
Член Туата Де Дананн | |
![]() «Приход невесты» Джона Дункана (1917) | |
Тексты | Лебор Габала Эренн , Кэт Мейдж Туиред , Глоссарий Кормака |
Генеалогия | |
Родители | Дагда |
Братья и сестры | Чермайт , Энгус , Аэд , Бодб Дерг , Бригид Целительница, Бригид Кузнец |
Бригид или Бригит ( / ˈ b r ɪ dʒ ɪ d , ˈ b r iː ɪ d / BRIJ -id, BREE -id , Ирландский: [ˈbʲɾʲiːdʲ] ; что означает «возвышенный»), [ 1 ] также Бриг — богиня дохристианской Ирландии . Она появляется в ирландской мифологии как член Туата Де Дананн , дочь Дагды и жена Бреса , от которого у нее родился сын по имени Руадан.
Она связана с мудростью, поэзией, исцелением, защитой, кузнечным делом и домашними животными. В глоссарии Кормака , написанном в 9 веке христианскими монахами, говорится, что Бригид была «богиней, которую обожали поэты» и что у нее было две сестры: Бригид-целительница и Бригид-кузнец. [ 2 ] [ 3 ] Это предполагает, что она могла быть тройным божеством . [ 4 ] Также считается, что она имеет какое-то отношение к британской кельтской богине Бригантии .
Святая Бригитта разделяет многие атрибуты богини, и ее праздник , 1 февраля, изначально был языческим праздником под названием Имболк . Таким образом, утверждалось, что святая представляет собой христианизацию богини или что ей были переданы знания о богине. [ 5 ]
В ранней ирландской литературе
[ редактировать ]В Глоссарии Кормака , написанном христианскими писцами в 9 веке и основанном на более ранних источниках, говорится, что Бригит была богиней и дочерью Дагды . Он описывает ее как «богиню поэтов» и «женщину мудрости» или мудреца , которая также известна своей «защитной заботой». В нем говорится, что у Бригит есть две сестры: Бригит-врач или «женщина-целительница» и Бригит-кузнец. [ 3 ] Это объясняет, что отсюда все богини в Ирландии называются Бригит ; предполагая, что это «могло быть скорее титулом, чем личным именем». [ 6 ]
Лебор Габала Эренн также называет Бриджит поэтессой и дочерью Дагды. В нем говорится, что у нее есть два быка, Феа и Фемен, от которых названы Маг Феа (равнина реки Курган ) и Маг Фемин (равнина реки Шур ). В другом месте они называются двумя быками Дила, «сияющими красотой», что, возможно, было прозвищем Бригид. [ 7 ] Там также говорится, что она владеет «королем кабанов» Торком Триатом (в честь которого названа равнина Трейтирн) и «королем ветров » Цирбом (в честь которого названа равнина Цирб). [ 8 ] Говорят, что животные кричали всякий раз, когда в Ирландии совершалось грабеж. Это предполагает, что Бригид была богиней-хранительницей домашних животных. [ 2 ] [ 9 ]
В «Кэт Майге Туиред» Бриг — жена Бреса и рожает ему сына Руадана. Его имя родственно нескольким словам в индоевропейских языках , которые означают «красный, ржавчина» и т. д. [ 10 ] История гласит, что она начала . оплакивать смерть Руадана — сочетание плача и пения [ 2 ] В том же отрывке ей приписывают изобретение свистка, используемого для ночных путешествий. [ 11 ]
В своих английских пересказах ирландских мифов леди Августа Грегори описывает Бриджит как «женщину поэзии, и поэты поклонялись ей, поскольку ее власть была очень велика и очень благородна. работа кузнеца, и именно она первой сделала свисток, чтобы звонить друг другу по ночам». [ 12 ]
Бригид и Святая Бригитта
[ редактировать ]
Историки предполагают, что богиня Бригид была синкретизирована с одноименной христианской святой. По словам медиевиста Памелы Бергер, христианские монахи «взяли древнюю фигуру богини-матери и привили ее имя и функции к ее христианскому аналогу» Бригид Килдэр . [ 5 ]
У богини и святого много одинаковых ассоциаций. Святая Бригитта считается покровительницей целителей, поэтов, кузнецов, работников животноводства и молочной промышленности. [ 13 ] а также змеи (в Шотландии) и приход весны. [ 14 ] [ 15 ]
святого Жития «представляют собой в основном анекдоты и истории о чудесах, некоторые из которых глубоко укоренены в ирландском языческом фольклоре». [ 13 ] Дайти Охогайн писал, что слияние языческой богини и христианской святой можно увидеть в некоторых чудесах святой, где она умножает пищу, дарует скот и овец, управляет погодой и связана с огнем или термальными источниками. [ 2 ]
Однако эта теория оспаривается многими учеными, в том числе доктором Эльвой Джонстон, утверждающими, что значение языческой богини было преувеличено за счет исторической фигуры. [ 16 ] Доктор Джонсон написал: «Аргументы в пользу приоритета богини над святой зависят от трех взаимосвязанных моментов: во-первых, что Бригит нереальна, во-вторых, что ее жизни выдают, что они являются попыткой эвгемеризировать языческое божество и, наконец, лежащее в основе предположение. что культ богини дает больше возможностей женщинам древней и, по аналогии, современной Ирландии». [ 16 ]
В конце XII века Джеральд Уэльский писал, что девятнадцать монахинь по очереди поддерживали постоянный огонь в Килдэре в честь святой Бригиты, и что этот огонь поддерживался со времен Бригид. Было высказано предположение, что этот огонь первоначально принадлежал храму богини Бригитты. [ 17 ] Римская богиня Веста и греческая богиня Гестия имели вечные огни, за которыми ухаживали жрицы. [ 18 ] По словам Джеральда, его окружала живая изгородь, через которую никому не разрешалось переступать. [ 13 ] чтобы он не был проклят. [ 19 ] [ 20 ]
Святой связан со многими святыми колодцами и колодцами в Ирландии и Британии, где небольшие полоски ткани или ленты оставляются как часть ритуала исцеления. [ 21 ] [ 22 ] Кельтские богини-целители, такие как Сирона и Ковентина , часто ассоциировались со священными источниками. [ 23 ]
День Святой Бригитты – 1 февраля. Первоначально это был Имболк , первый день весны по ирландской традиции. Поскольку Святая Бригитта была связана с богиней Бригидой, праздник Имболк обычно ассоциируется с богиней. [ 24 ] [ 25 ]
День Святой Бригитты или Имболк традиционно является временем прогнозов погоды:
Змея выйдет из норы |
Змей выйдет из норы |
Толус был на Венере назван в честь Бригит Международным астрономическим союзом в 1985 году. [ 26 ] Поскольку правила планетарной номенклатуры запрещают использование национальных и религиозных деятелей современных религий, это ссылка на богиню, а не на святого.
Неоязычество
[ редактировать ]Бригид — важная фигура для некоторых современных язычников , которые подчеркивают ее тройственный аспект. Иногда ей поклоняются вместе с Лугом или Кернунносом . [ 27 ]
Имя
[ редактировать ]Среднеирландское Бригит [ˈbʲɾʲiʝidʲ] период стало называться Бригид и Бригид [bʲɾʲiːdʲ] в ранний современный ирландский . После реформы правописания 1948 года это слово стало писаться как Bríd [bʲɾʲiːdʲ] . Более ранняя форма дала начало различным формам в языках Европы, начиная со средневековой латинской Brigida , а оттуда до английской Bridget , французской Brigitte, шведской Birgitta и финской Piritta.
Имя происходит от протокельтского *Brigantī и означает «высокий» или «возвышенный». Оно родственно имени древней британской богини Бриганции , с которой, как полагают, Бригид имеет какое-то отношение. [ 6 ] Оно также родственно древневерхненемецкому личному имени Бургунт и санскритскому слову Брихати (बृहती) «высокий», эпитету индуистской богини рассвета Ушас . Основным источником является протоиндоевропейский *bʰr̥ǵʰéntih₂ (женская форма *bʰérǵʰonts , «высокий»), происходящий от корня *bʰerǵʰ- («подниматься»). [ 28 ] [ 29 ] Ксавье Деламар , цитируя Э. Кампаниле, предполагает, что Бригид могла быть продолжением индоевропейской богини утренней зари . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Майк, стоящий за именем. См. также Ксавье Деламарра, brigantion / brigant- , в Dictionnaire de la langue gauloise (Éditions Errance, 2003), стр. 87–88: «Имя ирландской святой Бригитты представляет собой прилагательное формы * brigenti … «Выдающийся»». Деламар цитирует Э. Кампаниле в Langues indo-européennes («Имя ирландской святой Бригиты - это прилагательное формы * brigenti ... «Выдающийся»»), под редакцией Франсуазы Бадер (Париж, 1994), стр. 34–40, что Бригид является продолжением индоевропейской богини зари , подобной Авроре .
- ^ Jump up to: а б с д Оган, Даит. Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice Hall Press, 1991. стр.60.
- ^ Jump up to: а б Райт, Брайан. Бригид: Богиня, Друидесша и Святая . The History Press, 2011. стр. 26-27.
- ^ Сьёстедт, Мария-Луиза (18 сентября 2000 г.). Кельтские боги и герои . Дуврские публикации . стр. 21, 25. ISBN. 0-486-41441-8 .
- ^ Jump up to: а б Бергер, Памела (1985). Скрытая богиня: превращение Защитницы зерна из богини в святую . Бостон: Beacon Press . ISBN 9780807067239 .
- ^ Jump up to: а б Кох, Джон. Кельтская культура: Историческая энциклопедия . ABC-CLIO, 2006. стр. 287-288.
- ^ Метрические Dindsenchas : «Mag Femin, Mag Fera, Mag Fea», Поэма 36.
- ^ Макалистер, Р. А. Стюарт. Лебор Габала Эренн . Часть IV. Общество ирландских текстов, Дублин, 1941. § VII, Первая редакция, § 317.
- ^ Эллис, Питер Берресфорд. «Кельтские женщины». Вм. Издательство B. Eerdmans Publishing, Гранд-Рапидс, Мичиган, 1995, с. 28.
- ^ Стифтер, Дэвид (1998). «Этюд в красном» . Язык . 40 (2): 202–223.
- ^ Кэт Мейдж Туиред (Вторая битва при Маг Туиред), перевод Элизабет А. Грей. § 125
- ^ Грегори, Изабелла Августа (1904). Боги и воины: история Туата де Дананн и Фианы Ирландии . Йейтс, ВБ [Лексингтон, Кентукки]: [издатель не указан]. п. 24. ISBN 9781495385148 . OCLC 907958219 .
- ^ Jump up to: а б с Фармер, Дэвид. Оксфордский словарь святых (пятое издание, исправленное). Oxford University Press, 2011. стр. 66–67, 467–470.
- ^ Jump up to: а б Кармайкл, Александр (1900) Кармина Гаделика: Гимны и заклинания, Орта Нан Гайдхил, Том I , стр. 169 Архив Священных Текстов
- ^ Джонс, Мэри. «Бригит» . Кельтская энциклопедия Джонса . Архивировано из оригинала 28 апреля 2009 года . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Джонстон, Эльва (январь 2024 г.). «Создание святой Бригиты реальной в раннем средневековье» . Труды Ирландской королевской академии: археология, культура, история, литература . дои : 10.1353/ria.0.a918428 . Проект МУЗА 918428 .
- ^ Бернс, Пол (1998). Жития святых Батлера: новое полное издание: февраль . Бернс и Оутс . стр. 1–4.
- ^ Райт, Брайан. Бригид: Богиня, Друидесша и Святая . стр.75
- ^ Камбренсис, Гиральд. «Топография Ирландии» (PDF ) Йоркский университет . стр. 100-1 54, 59 . Получено 28 декабря.
- ^ «Святая Бригитта: Огонь Святой Бригитты» . Историческое общество Силла Дара . Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ Хили, Элизабет (2002) В поисках святых колодцев Ирландии . Дублин, Wolfhound Press ISBN 0-86327-865-5 стр. 12–19, 27, 56–7, 66, 69, 81.
- ^ Логан, Патрик (1980) Святые колодцы Ирландии . Бакингемшир, Colin Smythe Limited. ISBN 0-86140-046-1 . стр. 22–3, 95.
- ^ Кох, Джон (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 1488–1491.
- ^ Джон Т. Кох (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО . п. 287. ИСБН 978-1-85109-440-0 . Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ Смит, Фиби (31 января 2024 г.). «По следам кельтской богини: ирландский город празднует Святую Бригиту» . Хранитель . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ Сеагдха, Дарач О (1 февраля 2024 г.). «Ирландцы за: Бригид — единственная святая в космосе?» . TheJournal.ie .
- ^ Мальокко, Сабина (2001). Неоязыческое сакральное искусство и алтари: делая вещи целостными . Университетское издательство Миссисипи. п. 30. ISBN 978-1-57806-391-8 . OCLC 46573490 .
- ^ Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Лейденский индоевропейский этимологический словарь. Том. 9. Брилл. стр. 78–79. ISBN 978-90-04-17336-1 .
- ^ Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К., ред. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 269. ИСБН 978-1-884964-98-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бител, Лиза М. 2001. Святая Бригита Ирландская: от святой Девы до богини плодородия.
- Катаин, Симас О (1992). «Молитвы у очага и другие традиции Бригиты: кельтской богини и святой женщины». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 122 : 12–34. JSTOR 25509020 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]