Фоморы
Фоморы , или фомори ( древнеирландский : Fomóire современный ирландский : Fomhóraigh / Fomóraigh ) [1] — сверхъестественная раса в ирландской мифологии , которую часто изображают враждебными и чудовищными существами. Первоначально считалось, что они приходят из-под моря или земли. Позже их изображали морскими разбойниками и великанами. Ирландии Они враги первых поселенцев и противники Туата Де Дананн . [2] другая сверхъестественная раса в ирландской мифологии; хотя у некоторых представителей двух рас есть потомство. Туат Де побеждают фоморов в битве при Маг Туиред . Это сравнивают с другими индоевропейскими мифами о войне между богами, такими как асы и ваны в скандинавской мифологии и олимпийцы и титаны в греческой мифологии . [3]
Одна из теорий состоит в том, что фоморы были сверхъестественными существами, олицетворяющими дикие или разрушительные силы природы; олицетворения хаоса, тьмы, смерти, упадка и засухи. [4] [5] [6]
Имя
[ редактировать ]В старо- и среднеирландском языке раса обычно называется фомойром или фомойри (множественное число), а отдельного члена называют фомойром (единственное число). На среднеирландском языке их также называют Fomóraiġ (множественное число) и Fomórach (единственное число). это пишется Fomhóraigh/Fomóraigh (множественное число) и Fomhórach (единственное число) На современном ирландском языке . Их имя латинизировано как Муириди в Лебор Бретнах . [7] По-английски их называют фоморы, фомори или фоморы.
Этимология названия обсуждается. Принято считать, что первая часть — это древнеирландское fo , что означает «под», «ниже», «ниже», «ниже», «ниже» и т. д. Значение второй части неясно. Одно из предположений состоит в том, что оно происходит от древнеирландского mur (море) и что это название означает что-то вроде «подводные». [8] Такую интерпретацию предлагали некоторые средневековые ирландские писатели. [9] Другое предположение состоит в том, что оно происходит от mór (великий/большой) и означает что-то вроде «великие существа нижнего (мира), «гиганты нижнего (мира)» или «гиганты нижнего мира». Третье предположение, пользующееся большей поддержкой среди ученых, заключается в том, что оно происходит от гипотетического древнеирландского термина, обозначающего демона или призрака, найденного в имени Морриган и родственного архаичному английскому слову « кобыла » (которое сохранилось в «кошмарном» слове). "). [10] [11] Таким образом, это название будет означать что-то вроде «демоны/фантомы подземного мира». [1] или «демоны/фантомы преисподней». Основываясь на этом, Мария-Луиза Сьёстедт интерпретирует это имя как означающее «низшие» или «скрытые демоны», говоря, что фоморы «подобны силам хаоса, всегда скрытым и враждебным космическому порядку». [6] Джон Т. Кох предполагает отношения с тартессианским омучиком . [12]
Описание
[ редактировать ]Первоначально фоморов, судя по всему, считали злыми духами, обитающими под водой и в нижних областях земли. [1] В одном из самых ранних упоминаний о них, элегии Месс-Тельмана, вероятно, VII века, говорится, что они обитают «под мирами людей». [2] Позже их изображали морскими налетчиками. На это повлияли набеги викингов на Ирландию , проходившие примерно в то время. [1]
Их часто изображают чудовищными. [1] [2] Иногда говорят, что у них было тело человека и голова козла, согласно тексту XI века в Lebor na hUidre («Книга серой коровы»), или что у них был один глаз, одна рука и одна нога. . Однако те фоморы, которые имеют отношения с Туат Де, такие как Элата и его сын Брес , изображались мрачно красивыми. [1]
Фоморы — враги первых поселенцев Ирландии и сверхъестественного Туата Де, с которым они противопоставляются. [2] Однако в некоторых источниках есть совпадение между фоморами и Туат Де. Фигура по имени Тетра названа руководителем обеих рас. [2]
Конфликт между Туат Де и фоморами сравнивали с другими индоевропейскими мифами о войне между богами: между асиром и ваном в скандинавской мифологии , между олимпийцами и титанами в греческой мифологии и между дэвами и асурами в ведической мифологии . Дайти Охогайн пишет, что Туат Де, получающие сельскохозяйственные знания от фоморов, аналогичны скандинавской и ведической версиям, где побежденные расы олицетворяют плодородие почвы. [3]
Мифы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2009 г. ) |
В средневековом мифе о Партолоне говорится, что его последователи первыми вторглись в Ирландию после потопа, но фоморы уже были там: Джеффри Китинг сообщает предание о том, что фоморы под предводительством Цихола Гриценхоса прибыли на двести лет раньше и питались рыбой. и птицу, пока не пришел Партолон [13] (эта деталь появляется только в 3-й редакции « Лебора Габала Эренна») , принося плуг и волов . Партолон победил Чиокаля в битве при Маг-Ите , но весь его народ позже умер от чумы. [14]
Затем пришли Немед и его последователи. Говорят, что Ирландия была пуста в течение тридцати лет после смерти народа Партолона, но Немед и его последователи столкнулись с фоморами, когда они прибыли. В этом месте Цейтинн сообщает еще одну традицию, согласно которой фоморы были мореплавателями с Ближнего Востока и происходили от Хама, сына Ноя . Немед разгромил их в нескольких битвах, убив их королей Ганна и Сенганна, [15] но возникли два новых вождя фоморов: Конанд, сын Фейбара, живший в Башне Конанда на острове Тори , графство Донегол , и Морк, сын Дела (обратите внимание, что первое поколение Фир Болг также считалось сыновьями Дела).
После смерти Немеда Конанд и Морк поработили его народ и потребовали тяжелую дань: две трети своих детей, зерно и скот. Сын Немеда Фергюс Летдерг собрал шестидесятитысячную армию, восстал против них и разрушил Башню Конанда, но Морк напал на них с огромным флотом, и с обеих сторон произошла великая резня. Море поднялось над ними и утопило большую часть выживших: только тридцать человек Немеда спаслись на одном корабле, разбросавшись по другим частям света. Следующее вторжение было совершено Фир Болгами , которые не столкнулись с фоморами.
Затем Туата Де Дананн, которых обычно считают богами гойдельских ирландцев, победили Фир Болг в первой битве при Маг Туиреде и овладели Ирландией. Поскольку их король Нуада Аиргетлам потерял руку в битве и больше не был физически здоров, их первым королем в Ирландии был наполовину фомор Брес . Он был результатом союза Эриу из Туата Де Дананн и фоморского принца Элаты, пришедшего к ней однажды ночью по морю на серебряной лодке. И Элата, и Брес описываются как очень красивые. Однако Брес оказался плохим королем, заставившим Туата Де работать рабами и платить дань фоморам. Он потерял авторитет, когда его высмеивали за пренебрежение своими королевскими обязанностями по гостеприимству. Нуада был восстановлен на королевском посту после того, как его рука была заменена рабочей из серебра, но притеснение Туата Де со стороны фоморов продолжалось.
Брес бежал к своему отцу Элате и попросил его помочь вернуть ему королевский сан. Элата отказался на том основании, что он не должен стремиться получить нечестными средствами то, что он не может сохранить честными методами. Вместо этого Брес обратился к Балору , более воинственному вождю фоморов, живущему на острове Тори, и собрал армию.
Туата Де Дананн также готовились к войне под руководством другого полуфоморского лидера, Луга . Его отцом был Циан из Туата Де, а матерью — дочь Балора Этниу . В ранних текстах это представлено как династический брак, но фольклор сохраняет более сложную историю, напоминающую историю Персея из греческой мифологии . Балор, которому было предсказано, что его убьет собственный внук, запер Этниу в стеклянной башне, чтобы держать ее подальше от мужчин. Но когда он украл волшебную корову Циана, Циан отомстил, проникнув в башню с помощью друидессы по имени Бирог и соблазнив ее. Она родила тройню, которую Балор приказал утопить. Двое младенцев либо умерли, либо превратились в первых тюленей , но Бирог спас одного, Луга, и отдал его на Мананнану и Тайлтиу воспитание . Став взрослым, Луг получил доступ ко двору Нуады благодаря своему мастерству во всех искусствах и получил командование армией.
Вторая битва при Маг Туиреде произошла между фоморами под командованием Балора и Туата Де под командованием Луга. Когда две силы встретились на поле битвы, говорили, что атаковать свирепый фланг фоморов было все равно, что удариться головой о скалу, засунуть руку в змеиное гнездо или оказаться лицом к огню. [16] Балор убил Нуаду своим ужасным ядовитым глазом, убивавшим все, на что он смотрел. Луг повернулся к деду, но, открывая глаз, Луг выстрелил из пращи, выбив ему глаз из затылка , нанеся хаос фоморской армии позади. После смерти Балора фоморы были разбиты и изгнаны в море.
Согласно ирландской версии Historia Britonum Ненния , фоморы упоминаются как моряки, которых Туата Де Дананн загнал в башню у моря . Затем ирландцы или иные потомки Немеда под предводительством Фергуса Красной стороны столкнули всех фоморов в море, за исключением одного уцелевшего корабля. [17]
Обучение Кухулина
[ редактировать ]Фоморы еще существовали во времена Кухулина . В средневековой ирландской сказке под названием «Обучение Кухулина» , сохранившейся в виде копии Ричардом Типпером в Британской библиотеке, Egerton MS 106, есть следующее упоминание:
Затем они расстались друг с другом, и Кухулин пошел и посмотрел на великое море. Находясь там, он увидел на ближайшем к нему берегу большое собрание, а именно: сто мужчин и сто женщин, сидевших в лоне гавани и на берегу, и среди них стройную, дорогую и прекрасную девушку, самую выдающаяся девица среди женщин мира, и они плачут и причитают вокруг девицы. Кухулин подошел к месту и приветствовал их. «Что это за печаль или несчастье для тебя?» — говорит Кухулин. Девушка ответила и сказала: «Царская дань, которую племя фоморов выносит из этой страны каждый седьмой год, а именно первенец из царских детей. дань, ибо королю я самый дорогой из его детей». «Какое число придет, чтобы поднять эту дань?» — спрашивает Кухулин. «Три сына Алатрома из фоморов, — отвечает она, — и Даб, Мелл и Дуброс — их имена». Недолго они были на этих переговорах, когда увидели хорошо укомплектованное, огромное судно, приближающееся к ним по яростным морским волнам. И когда люди девицы увидели приближающийся корабль, они все бежали от нее, и в ее обществе не осталось ни одного человека, кроме одного Кухулина. Так и было то судно: одинокий воин, темный, мрачный, дьявольский, на корме того доброго корабля, и смеялся он грубо, злосчастно, так что все видели его внутренности и его кишки сквозь тело его пищевода. . «Что это за веселье у большого человека?» — спрашивает Кухулин. «Потому, — говорит девица, — что он считает превосходным, чтобы ты была прибавкой к его дани в этом году, а не в каком-либо другом году». «По совести, — говорит Кухулин, — было бы неправильно, если бы он так хвастался обо мне, если бы знал, что из этого выйдет». Тогда здоровяк вышел к ним на берег и протянул свою длинную, жилистую, отвратительную руку, чтобы схватить Кухулина прямо перед его царской данью. Тотчас же Кухулин поднял правую руку, обнажил меч, нанес удар большому человеку и отрубил ему голову, так что он был первым, кто упал от Кухулина после завершения своего обучения. После этого двое других пали рядом с ним, и он оставил их так, лицом к лицу. [18]
В более поздние времена любых оседлых пиратов или морских налетчиков называли фоморами, и первоначальное значение этого слова было забыто. [ нужна ссылка ]
Список фоморов
[ редактировать ]- Индеч, король фоморов [19]
- Балор
- Брес
- Цетленн
- Чихол Гриченчос
- Конанд
- Элата
- Этническая принадлежность
- Тетра
- Мананнан под своим псевдонимом Гилла Декайр [20]
- Туири Тортбюлех
- Потерянный
- Ирголл
- Лосценн-Ломм
- Октриаллах, сын Индеха
- Омна и Банья
- Риган [21] [22]
Генеалогия
[ редактировать ]В « Генеалогиях » Роулинсона B 502 перечислена полная генеалогия фоморов, восходящая к библейскому Ною , который был 10-м от Адама и Евы . [23]
Роулинсон Б 502, раздел 26, стр. 330, [24] говорит:
Бресс м. Элатан м. Дельбат м. Дергтхинд м. Восьмой м. Ситчинд м. Предложите м. Ларглюнд м. Кирилл м. Фоесаим м. Мерсил м. Лекдуиб м. Яхта м. Либуирнн м. Настоящее м. Сойртт м. Сибуирт м. Сиуккат м. История м. Салтайт м. Каир м. х-Ифит м. Филистимлянин м. Беги м. Кэм м. Ной м. Ламех
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Охогайн, Дайти (1991). Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Прентис Холл Пресс. стр. 232–233.
- ^ Jump up to: а б с д и Кэри, Джон (2006). «Фомоири». В Джоне Т. Кохе (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 762.
- ^ Jump up to: а б Охогайн, Дайти (1991). Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Прентис Холл Пресс. стр. 312–315.
- ^ МакКаллох, Джон Арнотт. Религия древних кельтов . Плавающий пресс, 2009. стр. 80, 89, 91.
- ^ Смит, Дараг. Путеводитель по ирландской мифологии . Irish Academic Press, 1996. стр.74.
- ^ Jump up to: а б Шёстедт, Боги и герои кельтов , стр.4-5.
- ^ Ирландская версия Historia Brittonum Nennius , «О завоевании Эри, записанная Неннием» Historia 8
- ^ Рис, Лекции о происхождении и развитии религии (1888), с. 591.
- ^ Глоссарий О'Малконри в Дублине, TCD MS 1317, стр. 42b, есть «Fomoir .i. fo mhuir ut alii putant, ł a fomo fl{?}o ambiae fl{?}i acain a quo nominatunt{?}». База данных ранних ирландских глоссариев .
- ^ Стоукс, «Вторая битва при Мойтуре». п. 128.
- ^ Турнейсен, Ирландская героическая и королевская сага до семнадцатого века . 2 тома. Холл: Макс Нимейер, 1921: 64.
- ^ Английская версия « Юго-западных и тартессийских надписей археологии и истории », Хуан М. Кампос и Хайме Альвар (редакторы),Тартесс. Металлический магазин (Кордова, редакция Альмузара, 2013 г.), 552.
- ^ Макалистер, Роберт Александр Стюарт (1938–1956). Лебор Габала Эренн: Книга взятия Ирландии . Келли – Университет Торонто. Дублин: опубликовано Образовательной компанией Ирландии для Общества ирландских текстов.
- ^ «Лебор Габала Эренн «Книга взятия Ирландии» » . lrc.la.utexas.edu . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ↑ Обратите внимание, что было также два короля Фир Болгов по имени Ганн и Сенганн .
- ↑ Вторая битва при Мойтуре, раздел 127.
- ^ Ирландская версия Historia Britonum Nennius
- ^ Обучение Кухулина , изд. Стокса.
- ↑ Битва при Мойтуре, раздел 128.
- ^ "Погоня за Джиллой Декэр и его лошадью".
- ^ «Метрические Диндсенчасы» .
- ^ «Кельтское обозрение» . Париж. 1870.
- ^ Генеалогии от Роулинсона B 502 , раздел 26, страницы с 330 по 333 . Организатор: UCC CELT Project.
- ^ «Генеалогии Роулинсона Б 502» .
Общие источники
[ редактировать ]- « fomóir », Электронный словарь ирландского языка . Проверено 1 ноября 2009 г.
- Мейер, Куно . О древнейшей ирландской поэзии II. Ритмические аллитеративные бесрифмованные строфы . Трактаты Королевской прусской академии наук. Берлин, 1914 год.
- Рис, Джон . Лекции о происхождении и развитии религии на примере кельтского язычества . Лондон и Эдинбург, 1888. с. 490.
- Шёштедт, Мария-Луиза . Боги и герои кельтов . Лондон, 1949. Перевод Майлза Диллона из книги Шестедта Dieux et héros des Celtes . Париж, 1940 год.
- Стоукс, Уитли . «Вторая битва при Мойтуре». Ревю Celtique 12 (1891): 52–130, 306–08.
- Стоукс, Уитли (ред. и тр.). «Обучение Кухулина». Ревю Celtique 29 (1908). стр. 109–47. Издание и перевод доступны в CELT.
- Турнейсен, Рудольф . Ирландский герой и королевская сага до семнадцатого века . Два тома. Холл: Макс Нимейер, 1921 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэри, Джон . «Родные элементы в ирландской псевдоистории». В книге «Культурная идентичность и культурная интеграция: Ирландия и Европа в раннем средневековье» , под ред. Дорис Р. Эдель. Блэкрок: Четыре суда, 1995. стр. 45–60. ISBN 1-85182-167-8 .
- Грей, Элизабет А. « Кэт Мейдж Туиред : Миф и структура (24–120)». Эйгсе 19 (1982). стр. 1–35.
- Грей, Элизабет А. « Кэт Мейдж Туиред : Миф и структура (84–93, 120–167)». Эйгсе 19 (1983). стр. 230–262.
- О'Рахили, Томас Фрэнсис . Ранняя ирландская история и мифология . Дублин, 1946 год.
- О'Брайен, Майкл А., изд. (1962). Corpus Genealogiarum Hiberniae . Том. 1. Келлехер, Джон В. (введение в перепечатках 1976 и 2005 гг.). Дублин: ДИАС . ISBN 0901282316 . OCLC 56540733 .