радоваться
Огма (гэльский) | |
---|---|
![]() Ли Лори , скульптурная бронзовая фигура Огмы (1939). Здание Библиотеки Конгресса Джона Адамса | |
Оружие | Клуб |
Битвы | Маг Туиред |
Генеалогия | |
Родители | Элата и Этниу (или Этейн ) |
Братья и сестры | Дагда , Долг, Дельбат, Аллод, Брес |
Дети | Дельбаэт , Туерран |
Огма / ˈ ɒ ɡ m ə / ( современный ирландский : Огма ) — бог из ирландской и шотландской мифологии . Член Туата Де Дананн , он часто считается божеством и может быть связан с галльским богом Огмиосом . Согласно «Огам Трактату» , он является изобретателем огама , письма, в котором впервые был написан ирландский гэльский язык . [1]
Имя и эпитеты
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Считается, что название «Огма» происходит от протоиндоевропейского корня *ak- или *ag-, означающего «резать», что относится к методу вырезания огама на камне и дереве. [2]
Эпитеты
[ редактировать ]В ирландской гэльской традиции Огме даны три эпитета: Грианаинех «солнечнолицый» или «сияющий, сияющий лик» на с. 303 Táin Bó Cúailnge (Набег скота на Кули) и стр. 187 Лебора Габала Эренна (Книга вторжений); Тренфер «Сильный человек» или «Чемпион» в разделах 59 и 162 До Кат Маг Туиред (Вторая битва при Мойтуре); и Griain-éigis «Сияющий мудрец или ученый человек» в разделе 12 Foras Feasa ar Éirinn (История Ирландии).
сына Дагды Кермаита Многие ученые приписывают эпитет Мильбел , или «сладкий» или «красноречие» , Огме, но эта путаница, по-видимому, является неправильным сравнением МакКиллопа [1] .
Мифология
[ редактировать ]Он сражается в первой битве при Маг Туиреде, когда Туата Де Дананн отвоевывают Ирландию у Фир Болга . [3] Во время правления Бреса , когда Туата Де Дананн обращены в рабство, Огма вынужден носить дрова, но, тем не менее, он единственный из Туата Де Дананн, кто доказывает свое спортивное и военное мастерство в состязаниях перед королем. Когда Брес свергнут, а Нуаду восстановлен, Огма становится его защитником. Его положение находится под угрозой из-за прибытия Луга ко двору, поэтому Огма бросает ему вызов, поднимая большую каменную плиту, для перемещения которой обычно требовалось восемьдесят волов, и швыряя ее из Тары , но Луг отвечает на вызов, швыряя ее обратно. Когда Нуаду передает командование битвой при Маг Туиреде Луху, Огма становится защитником Луга и обещает дать отпор королю фоморов Индеху и его телохранителю, а также победить треть врага. Во время битвы он находит Орну, меч фоморского короля Тетры , который рассказывает о подвигах, совершенных с его помощью, когда он обнажен. Во время битвы Огма и Индеч падают в единоборстве, хотя в текстах есть некоторая путаница, как в « Кэт Мейдж Туиред». Огма, Луг и Дагда преследуют фоморов после битвы, чтобы вернуть арфу Уайтне, арфистки Дагды. [4] Это подтверждает причину, по которой Дагда передает Сида Арчелтрая Огме в Де Габайле в Сиде (Взятие кургана Сидхе), а также упоминается, что он проживает в Бреке на странице 303 в Тайн Бо Куайнге.
Он часто появляется как триада с Лугом и Дагдой (Дагда — его брат, а Луг — его сводный брат), которых иногда вместе называют trí dée dána или тремя богами мастерства. [5] хотя это обозначение в других местах применяется к другим группам персонажей. Его отец — Элата , а мать обычно называют Эфлиу . [6] иногда как Этаин . [7] [8] В Трактате Огам он назван сыном Элаты и братом Делбаэта и Бреса. Среди сыновей Огмы - Делбат. [9] и Ирландия . [10]
Изобретение огама
[ редактировать ]В « Трактате Огам» говорится, что Огма — это человек, искусный в речи и поэзии, который изобрел огам в доказательство своей изобретательности и для создания речи, принадлежащей образованным людям, а не простолюдинам. В том же трактате Огма назван отцом огамского алфавита, а его нож или рука — его матерью. [11] [2] В том же трактате говорится, что звук был отцом Огама, а материя — его матерью.
Связанные цифры
[ редактировать ]Исследователи кельтской мифологии предположили, что Огма представляет собой остатки древнего кельтского бога . Благодаря своему боевому мастерству и изобретению Огама его сравнивают с Огмиосом, галльским божеством, связанным с красноречием и приравниваемым к Гераклу . Дж. А. МакКаллох сравнивает эпитет Огмы grianainech (солнечное лицо) с описанием Люцианом «улыбающегося лица» Огмиоса и предполагает, что положение Огмы как защитника Туата Де Дананн может происходить «из примитивного обычая вызывать эмоции воинов с помощью красноречивые речи перед боем», [12] хотя это вряд ли подтверждается текстами. [ нужна ссылка ] Такие ученые, как Рудольф Турнейсен и Антон ван Хамель, оспаривают любую связь между Огмой и Огмиосом. [11] Эуфидд фаб Дон — еще одна фигура из валлийской мифологии, чье имя, как полагают, происходит от имени Огмиоса и, следовательно, может быть связано с Огмой. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонс, Мэри. «Трактат Огам» . Коллектив кельтской литературы . Проверено 21 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Джонс, Мэри. «Огма Грианаинеч» . Кельтская энциклопедия Джонса . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Дж. Фрейзер (ред. и пер.), «Первая битва при Мойтуре». Архивировано 4 мая 2009 г. в Wayback Machine , Эриу 8, стр. 1–63, 1915 г.
- ^ RAS Macalister (ред. и пер.), Лебор Габала Эренн: Книга о взятии Ирландии, часть 4. Архивировано 15 июля 2010 г. в Wayback Machine , Irish Texts Society, 1941; Уитли Стоукс (редактор и перевод), «Вторая битва при Мойтуре» , Revue Celtique 12, стр. 52–130, 306–308, 1891; Вернам Халл (редактор и перевод), "Сатира Каирпре Мак Эдейна на Бреса Мак Эладайна" Zeitschrift für Celtische Philologie 18, 1930
- ^ Стоукс 1891, стр. 81, 83, 109; А.Х. Лихи (редактор и перевод), «Ухаживание за Этайн» §18, Героические романы Ирландии, том II, 1902 г.
- ^ Фрейзер 1915, §49; Стоукс 1891, с. 77
- ^ Стоукс 1891, с. 69
- ↑ Вторая битва при Мойтуре, раздел 36.
- ^ Макалистер 1941, §64
- ^ Том Пит Кросс и Кларк Харрис Словер (ред.), «Судьба детей Туренна». Архивировано 8 января 2014 г. в Wayback Machine , Ancient Irish Tales , Генри Холт и компания, 1936, стр. 49
- ^ Jump up to: а б Джеймс МакКиллоп, Словарь кельтской мифологии , Oxford University Press, 1998, стр. 310
- ^ Дж. А. Маккалок, Религия древних кельтов . Нью-Йорк: Dover Publications, 1911, гл. В. ISBN 0-486-42765-X