Новости

Гвидион, сын Дона ( произношение: [ˈɡwɨ̞djɔn vaːb ˈdoːn] ) — маг , герой и обманщик валлийской мифологии , наиболее заметно появляющийся в Четвертой ветви Мабиноги Валлийское , которая в основном фокусируется на его отношениях со своим молодым племянником Ллеу Ллау Гиффесом . Он также занимает видное место в « Валлийских триадах» , « Книге Талиесина» и « Станцах могил» .
Имя Гвидион можно интерпретировать как «Рожденный от деревьев». [1]
Мифологические подвиги
[ редактировать ]Война с Югом
[ редактировать ]Гилфаетви , племянник венедоцкого короля Мат Фаб Матонви своего дяди , становится одержимым девственной подставкой для ног , Гоэвин . Его брат Гвидион замышляет начать войну между севером и югом . С этой целью Гвидион использует свои магические силы, чтобы украсть несколько потусторонних свиней у деметийского короля Придери , который в ответ идет на Гвинед. Во время войны, пока Мат отвлекается, братья возвращаются домой, а Гилфаэтви насилует Говина. [2]
Придери и его люди маршируют на север и ведут битву между Мейнором Беннардом и Мейнором Коэдом Алуном, но вынуждены отступить. Его преследуют до Нант-Колла, где убивают еще больше его людей, а затем до Дол-Бенмаэна, где он терпит третье поражение. Чтобы избежать дальнейшего кровопролития, решено, что исход битвы должен решиться единоборством между Гвидионом и Придери. Два соперника встречаются в месте под названием И Велен Рид в Ардудви , и «благодаря силе, доблести, магии и волшебству» Гвидион побеждает, а Придери убит. Люди Дайфеда отступают на свою землю, оплакивая смерть своего господина.
Рождение Ллеу
[ редактировать ]Когда Мат узнает о нападении на Гоэвина, он превращает своих племянников в несколько пар животных: Гвидион становится оленем на год , затем свиноматкой и, наконец, волком . Гилфэтви становится ланью , кабаном и волчицей. Каждый год они производят потомство, которое отправляется в Мат: Хиддвн , Хичддун и Блейддун . Через три года Мат освобождает своих племянников от наказания и начинает поиски новой подставки для ног. Гвидион предлагает свою сестру Арианрод , которую Мат волшебным образом проверяет на девственность. Во время испытания она рожает «крепкого мальчика с густыми желтыми волосами», которого Мат называет Диланом и который принимает природу моря до своей смерти от своего дяди Гофаннона рук .
Стыдясь, Арианрод бежит к двери, но на выходе из нее падает что-то маленькое, которое Гвидион заворачивает и кладет в сундук у изножья своей кровати. Некоторое время спустя он слышит крики из сундука и открывает его, чтобы обнаружить мальчика. Некоторые ученые предполагают, что в более ранней форме Четвертой ветви Гвидион был отцом сыновей Арианрод. [3]
Судьба Арианрода
[ редактировать ]Несколько лет спустя Гвидион сопровождает мальчика в Каэр Арианрод и представляет его матери. Разъяренная Арианрод, пристыженная этим напоминанием о потере девственности, накладывает на мальчика проклятие : только она может дать ему имя. Однако Гвидион обманывает свою сестру, маскируя себя и мальчика под сапожников и заманивая Арианрод пойти к ним лично, чтобы сшить для нее туфли. Мальчик бросает камень и попадает крапивнику «между сухожилием и костью ноги», в результате чего Арианрод делает замечание: «Это светловолосый ударил умелой рукой». При этом появляется Гвидион и говорит: «Ллеу Ллау Гиффес »; «Светволосый с умелой рукой» - теперь его имя». Разъяренная этой уловкой, Арианрод налагает еще один тинг на Ллеу: он не получит оружия ни от кого, кроме самой Арианрод. Гвидион снова обманывает свою сестру, и она невольно вооружает Ллеу, в результате чего она накладывает на него третью татуировку : у него никогда не будет человеческой жены.
Чтобы противодействовать проклятию Арианрод, Мат и Гвидион:
[возьмите] цветы дуба, цветы метлы и цветы лабазника, и из них они создали самую прекрасную и прекрасную девушку, которую кто-либо когда-либо видел. И они крестили ее так, как делали в то время, и назвали ее Блодеуведд .
Смерть и воскресение Ллеу
[ редактировать ]У Блодуведд роман с Гронвом Пебром , лордом Пенллина , и они сговариваются убить Ллеу. Блодьювед обманом заставляет Ллеу раскрыть, как его можно убить, поскольку его нельзя убить ни днем, ни ночью, ни в помещении, ни на улице, ни верхом, ни при ходьбе, ни одетым, ни обнаженным, ни каким-либо законно изготовленным оружием. Он открывает ей, что его можно убить только в сумерках, завернув в сеть, поставив одну ногу на котел, а другую на козла, и копьем, выкованным в течение года, в те часы, когда все находятся на мессе. Получив эту информацию, она устраивает его смерть.
Пораженный копьем, брошенным рукой Гронва, Ллеу превращается в орла и улетает. Гвидион выслеживает его и находит высоко на дубе. Посредством пения энглина ( известного как энглин Гвидион ) он выманивает его с дуба и возвращает обратно в человеческий облик. Гвидион и Мат вылечивают Ллеу, прежде чем отвоевать его земли у Гронва и Блодуведда. В поединке между Ллеу и Гроном Гронв спрашивает, может ли он поставить большой камень между собой и копьем Ллеу. Ллеу позволяет ему это сделать, а затем бросает копье, которое пронзает и камень, и Гронва, убивая его. Гвидион загоняет Блодуведд в угол и превращает ее в сову , существо, ненавидимое всеми другими птицами. Сказка заканчивается восхождением Ллеу на трон Гвинеда.
Битва деревьев
[ редактировать ], была окружена обширной традицией Похоже, что когда-то Битва Деревьев , мифологический конфликт между сыновьями Дона и силами Аннвна , валлийского Потустороннего мира . Амаэтон , брат Гвидиона, крадет белую косулю и щенка у Арауна , короля потустороннего мира, что приводит к великой битве.
Гвидион сражается плечом к плечу со своим братом и с помощью Ллеу зачаровывает «элементарные деревья и осоки», чтобы они восстали воинами против сил Арауна. Ольха . возглавляет атаку, осина падает в бою, а небо и земля дрожат перед дубом , «доблестным привратником против врага» Колокольчики падуб объединяются и вызывают «испуг», но главным героем является с зеленым оттенком.
Воина, сражающегося бок о бок с Арауном, невозможно победить, если его враги не смогут угадать его имя. Гвидион угадывает имя воина, узнавая его по веточкам ольхи на его щите, и поет на двух инглинах :
- «Конь мой уверенно копытный, шпорой движимый;
- Высокие ветки ольхи на щите твоем;
- Бран из сверкающих ветвей». Ты зовешься
- Уверенно копытен мой конь в день битвы:
- Высокие ветки ольхи на руке твоей:
- Бран на ветке, которую ты несешь
- В Аматаоне добро восторжествовало».
Другие традиции
[ редактировать ]Каэр Видион, замок Гвидиона, было традиционным валлийским названием Млечного Пути . [4]
В 10-м веке в древневаллийских «харлеанских» генеалогиях (Harleian MS 3859) упоминается карта Лу Хена («Лу старый») Гвиджена, которого большинство ученых отождествляют с Ллеу и Гвидионом (который в книге подразумевается как отец Ллеу). «Мабиноги математики», хотя эта связь прямо не указана). В генеалогии они являются прямыми потомками Каратаука, сына Цинбелина, сына Теухана ( recte Tehuant ), которых следует отождествлять с историческими катувеллаунскими лидерами Каратаком , Кунобелином и Таскиованусом .
Ряд упоминаний о Гвидионе можно найти в ранней валлийской поэзии. Стихотворение Приф Гьюарх Талиессин спрашивает: «Ллеу и Гвидион / Будут ли они творить магию?», В то время как в том же корпусе стихотворение «Кадейр Керридвен» повествует о многих знакомых традициях, касающихся Гвидиона, включая создание им женщины из цветов и принесение свиней. с юга. Это стихотворение также относится к утраченной традиции о битве между Гвидионом и неизвестным врагом у Нант-Франгона . В другом стихотворении Талиесина , «Эхрис Инис», упоминается Гвинед как «Земля Гвидиона», тогда как в «Истории Талиесина » легендарный бард утверждает, что присутствовал при рождении Гвидиона «перед судом Дона».
Валлийские триады называют Гвидиона одним из «Трех золотых сапожников острова Британия» наряду с манавиданским фабрикой Ллиром и фабрикой Касваллона Бели и записывают, что Математика научила его одному из «Трех великих чар». В «Станцах могил» записано, что он был похоронен в Динас-Динле , городе Ллеу.
Упоминание о Гвидионе также содержится в «Диалоге Талиесина и Угнака» , стихотворении-диалоге, найденном в « Черной книге Кармартена» . В повествовании персонаж Талиесина заявляет:
- «Когда я вернусь из Каэр Сеона
- От борьбы с евреями
- Я приду в города Ллеу и Гвидион».
Гвидион в других СМИ
[ редактировать ]» Ллойда Александра , В «Хрониках Придейна серии детских фэнтезийных романов, вдохновленных валлийскими мифами, есть персонаж по имени Гвидион, который основан на мифическом Гвидионе, но заметно отличается по моральным характеристикам. В хрониках Придейна принц Гвидион является членом Сынов Дона, правящего дома Придейна и военачальника короля Мата; он унаследует трон, когда Верховный король Мат убит. Гвидион встречает Тарана , когда тот помощник свиновода преследует своего подопечного, свинью Хен Вен , которая сбежала из дома. Мужчина и мальчик некоторое время путешествуют вместе, пока их не схватят и не разлучят в Спиральном замке. В первых трех книгах серии из пяти романов Гвидион побеждает Рогатого короля , выкрикивая его настоящее имя, возглавляет поиски Черного Котла и помогает Тарану, Ффлевддуру Ффламу , Гурги и принцу Руну спасти принцессу Эйлонви от волшебницы Ахрен. . Наконец, он возглавляет защиту Каэр Датила и, как Верховный король, нападение на Аннувин с моря. В книгах принц Гвидион — опытный следопыт, лесник и воин. Как член Королевского Дома Дона, он часто носит кулон, изображающий простой золотой диск, символизирующий солнце.
Патрисии Кеннили-Моррисон « Келтиад» В сериале — ирландских , валлийских и шотландских легендах, переведенных в межзвездный контекст в стиле «Звездных войн» , — есть персонаж по имени Гвидион, принц Дона, в качестве главного героя. Как и Александр, Кеннили-Моррисон основывает своего персонажа на мифологическом Гвидионе, но очеловечивает его посредством собственного творческого процесса. Любовник и первый лорд войны королевы Келтии, Аэрон Аойбхелл, Гвидион в конечном итоге становится мужем Аэрона и королем Келтии, при этом переживая многочисленные приключения, основанные на эпизодах из различных ветвей Мабиногиона . Он одаренный бард, колдун и воин, близкий к магическому сидхефолку Келтии (и происходящий от него), и изображается как верный и любящий партнер Аэрон и равный ей во многих вещах. Он принимает важную роль в эпической «Битве деревьев», которая завершает «Трон Сконе», последнюю в хронологическом порядке из опубликованных книг.
Гвидион кратко фигурирует в романе Нила Геймана 2001 года « Американские боги» . Он выглядит как молодой, энергичный, склонный к прыщам продавец в супермаркете в Хьюмнсвилле, штат Миссури.
Гвидион был выдающимся персонажем анимационного фильма 2003 года «Y Mabinogi» , в котором его озвучил Филип Мадок .
Он также появляется в Филлипа Манна « альтернативном историческом сериале Земля, пригодная для героев» , Джудит Тарр в фэнтезийном сериале «Сокол и собака» и в серии «Аламут» , в серии Роберта Картера «Язык камней», в книгах валлийцев . автор Дженни Салливан и в Дженни Ниммо « трилогии Снежный паук» . В «Туманах Авалона » Гвидион — настоящее имя короля Артура и Мордреда . Гвидион представлен как настоящая личность мага Клика, который появляется в качестве второстепенного персонажа в серии о друидах Junkyard М.Д. Мэсси и наконец раскрывается в книге 7 «Месть друида». Второстепенный персонаж по имени Гвидион появляется в «Дубовом троне» Робина Джарвиса . Он также включен в Алана Гарнера роман «Совиная служба» через персонажа Хью Хафбэкона (фамилия отсылает к краже свиней).
Имя Гвидион также появляется в игре King's Quest III , посвященной Сьерре, где принц Александр Давентри был похищен злым волшебником по имени Мананнан, который переименовал его в Гвидион.
В видеоигре Red Dead Redemption 2 2018 года Гвидион — это имя лошади Джозайи Трелони.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кох, Джон, Кельтская культура: историческая энциклопедия, ABC-CLIO, 2006, стр. 867
- ^ «Гидион» .
- ^ МакКиллоп, Оксфордский словарь кельтской мифологии , стр. 24.
- ^ Грир, Джон Майкл (2007). Справочник по магии друида: Ритуальная магия, коренящаяся в живой земле . Сан-Франциско, Калифорния: Weiser Books. ISBN 978-1-57863-397-5 .