Араун
В валлийской мифологии англ . Араун ( Валлийское произношение: [ˈarau̯n] ) был королем потустороннего мира Аннун , который занимает видное место в первой ветви Мабиноги и упоминается в четвертой. [ 1 ] В более поздней традиции роль короля Аннуна в значительной степени приписывалась валлийскому психопомпу , Гвину ап Нуду что означает «белый» (т.е. «зимний»), возможное обозначение его настоящего имени. Однако память об Арауне сохранилась в традиционной поговорке из старой сказки Кардигана :
- Долог день, и длинна ночь, и долго ожидание Арауна «Долго день, и длинна ночь, и долго ожидание Арауна» [ 2 ]
Имя Араун, возможно, аналогично континентальному теониму Арубианус . Связь Арауна с охотой, рогами и Потусторонним миром побудила некоторых учёных связать Арауна с континентальным галльским богом Цернунносом .
Роль в валлийской традиции
[ редактировать ]Четыре ветви
[ редактировать ]В Первой ветви Мабиноги по ошибке попадает в царство Аннун и находит белых гончих с красными ушами , Пуйл питающихся оленем. Пуйл прогоняет собак только для того, чтобы узнать, что собаки принадлежали Арауну, правителю Аннуна. Чтобы заплатить за проступок, Араун просит Пуйла поменяться с ним местами на год и день и победить Хафгана , соперника Арауна, в конце этого времени, что Араун пытался, но не смог сделать. Тем временем Араун занимает место Пуйла в качестве лорда Дайфеда . Араун и Пуйл стали хорошими друзьями, потому что, когда Пуйл носил форму Арауна, он не спал с женой Арауна.
Дружба между двумя мирами сохраняется еще долго после смерти Пуйла; в четвертой ветке Придери , сын Пуйла и лорд Дайфеда, получил в подарок от Арауна потусторонних свиней. Этих свиней в конечном итоге украл венедотический и обманщик маг Гвидион Фаб Дон . Гвидион изображает из себя барда и просит наградить его за свои стихи и музыку свиньями, принадлежавшими Придери. По словам Придери, он все еще находится в договоре с Арауном и не может никому отдать свиней. Затем Гвидион обманом заставляет Придери продать ему свиней (поскольку это разрешено сделкой с Арауном), что в конечном итоге приводит к вторжению Придери в Гвинед. В последовавшей войне Гвидион убивает Придери в единоборстве.
Хотя Араун заметно отсутствует во второй-четвертой ветвях Мабиноги, некоторые ученые утверждают, что это связано с отсутствием частей оригинального текста и что Араун и события Первой ветви Мабиноги напрямую приводят к рождению сына Пуйла. Придери. [ 3 ] Причина рождения Придери в результате отсутствия встречи Пуйла и Арауна в оригинальном тексте заключается в том, что четверть «Мабиноги» посвящена рассказам о мистическом Потустороннем мире Аннвна, но он не упоминается в других разделах «Мабиноги». Мабиноги. Другие ученые не согласны с этой идеей, поскольку многие из этих новых переводов создают больше проблем в истории и не опираются на Ллифр Гвин, с которого был переведен Мабиноги.
Влияние внутри Мабиногиона
[ редактировать ]Хотя Араун является неотъемлемой частью Первой ветви Мабиноги, его персонаж, кажется, скорее подтверждает знания Пуйла (и, возможно, Придери), чем персонаж, который напрямую влияет на историю более поздних ветвей Мабиноги. Мистика, присущая Мабиноги, впервые проявляется, когда Араун и Пуйлл в течение года меняются телами.
Другие легенды
[ редактировать ]В валлийском фольклоре Cŵn Annwn или «Собаки Аннуна» путешествуют по небу осенью, зимой и ранней весной. Лай гончих отождествлялся с криком мигрирующих диких гусей, а добыча гончих - как бродячие духи, преследуемые в Аннвне. Однако сам Араун в этих традициях не упоминается. Позже миф был христианизирован и стал описывать «захват человеческих душ и преследование проклятых душ в Аннун», а Аннун приравнивался к « аду » христианской традиции.
Некоторые писатели, особенно Роберт Грейвс , писали об инциденте, в котором Амаэтон собаку, чибиса и белую косулю крадет у Арауна , что привело к Кад Годдеу (Битве деревьев), которую Араун проиграл Амаэтону и его брату Гвидиону . Стандартный текст «Кад Годдеу» в « Книге Талиесина» не упоминает об этом, но валлийские триады записывают битву при Годдеу как одну из «Трех тщетных битв на острове Британия… она была вызвана причина суки вместе с косулей и ржанкой», [ 4 ] в то время как леди Шарлотта Гест отмечает в своем «Мабиногионе» отчет в « Мивирской археологии». [ 5 ] что битва «произошла из-за белой косули и щенка; и они пришли из ада, и Аматаон аб Дон привел их. И поэтому Аматаон аб Дон и Араун, король Аннуна (Ада), сражались. И был человек в той битве, если бы его имя не было известно, его нельзя было победить, а на другой стороне была женщина по имени Ахрен, и если бы ее имя не было известно, ее отряд не мог быть побежден. И Гвидион аб Дон догадался, как зовут этого человека. мужчина".
Влияние на другие литературные произведения
[ редактировать ]В истории о короле Артуре «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь » взаимодействие Гавейна, его хозяина Бертилака (который на самом деле является Зеленым рыцарем) и жены Бертилака очень похоже на события встречи Пуйла и Арауна. В данном случае Араун, судя по всему, использовался в качестве основы для Бертилака/Зеленого рыцаря, а Гавейн был очень похож на Пуйла. Параллель между Зеленым Рыцарем и Араном распространяется и на обращение с «новичком». В обеих историях жена Рыцаря/Арауна пытается переспать с новичком, но оба остаются верны Рыцарю/Арауну. В обеих историях новичок за свою верность награждается благосклонностью Рыцаря/Арауна. [ 6 ]
Персонаж Арауна-Повелителя Смерти в сериале «Хроники Придейна» Ллойда Александра основан на короле Арауне из Мабиноги. Однако в этих книгах многие черты персонажей изменены, поскольку Араун изображен как злой правитель. В историях до сих пор сохраняется идея о том, что он король Потустороннего мира и что он борется за то, чтобы захватить землю у другого короля. В этой истории Араун терпит поражение от своих врагов вместо того, чтобы захватить свое королевство, как в Мабиноги.
В «Brut y Brenhennidd» , валлийском переводе « Historia regum Britanniae» Джеффри Монмута , Араун ваб Кинварх указан как король «Исготлонта» (Шотландия), в дополнение к роли Ангуселуса в версии Джеффри, впервые ставшей королем Утером . Пендрагон , а затем появляется, когда Артур держит свой двор в Карлеоне , и в других отношениях действует как союзник Артура, отправляя войска в его кампании против римлян . [ 7 ]
Имя
[ редактировать ]Священник по древневаллийскому имени Араун был свидетелем того, как две хартии 860 года сохранились в Книге Лландафа . [ 8 ] Однако его связь с охотой побудила некоторых ученых связать Арауна с галльским богом Цернунносом . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- 15810 Вокруг , малая планета
Ссылки
[ редактировать ]- ^ МакКиллоп, Джеймс (01 января 2004 г.), «Араун» , Словарь кельтской мифологии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198609674.001.0001 , ISBN 978-0-19-860967-4 , получено 16 декабря 2023 г.
- ^ Мейк Стивенс (редактор), «Спутник литературы Камру» , под редакцией Арауна.
- ^ Форд, П. (2008). «Мабиноги и другие средневековые валлийские сказки» (стр. 205). Окленд: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Рэйчел Бромвич, Валлийские триады , 2-е издание.
- ^ Гость «Мабиногион» , из рукописи Пениарта 98b, 81-2, цитируется по адресу http://www.maryjones.us/ctexts/cadgoddeu.html. Архивировано 8 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Тичелаар, Т. (2010). Дети короля Артура: исследование художественной литературы и традиций (стр. 208). Любящая исцеляющая пресса.
- ^ Парри, Джон Джей, изд. (1937). Brut y Brenhinedd, Хлопковая версия Клеопатры (PDF) . Кембридж, Массачусетс: СРЕДНЕВЕКОВАЯ АКАДЕМИЯ АМЕРИКИ . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ Кох, JT (2006:79) Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Оксфорд: ОУП