Ольха
Гверн (что означает « Ольха ») — второстепенная фигура в валлийской традиции . Он сын Матолуха , короля Ирландии, и Бранвен , сестры короля Британии. Он появляется в рассказе о Бранвен, дочери Ллера , в которой его убийство от рук его дяди-садиста Эфнисиена вызывает взаиморазрушительную битву между Британией и Ирландией .
Роль в валлийской традиции
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Матолх , король Ирландии, плывет через Ирландское море , чтобы попросить у британского верховного короля Брана руки его сестры Бранвен в браке. Бендигейдфран соглашается на это, но во время пира по случаю помолвки приходит Эфнисиен, сводный брат Бранвен и Бендигейдфран, и спрашивает, что происходит. Когда ему об этом говорят, он приходит в ярость из-за того, что Бранвен выдали замуж без его разрешения, и в ответ калечит лошадей Матолха. Матолх глубоко разгневан, пока Бендигейдфран не дает ему волшебный котел , воскрешающий мертвых к жизни.

Оказавшись в Ирландии, муж Матолуч жестоко обращается с Бранвен и заставляет ее работать на кухне. Она приручает скворца и отправляет его через Ирландское море с посланием своему брату Бендигейдфрану, который плывет из Уэльса в Ирландию, чтобы спасти ее вместе со своим братом Манавиданом и войском, собранным из ста пятидесяти четырех кантрефов Британии. Ирландцы предлагают заключить мир, построив дом, достаточно большой, чтобы развлекать Бендигейдфрана, но вешают внутри сотню мешков, предположительно содержащих муку, но на самом деле содержащих вооруженных воинов. Эфнисиен, подозревая предательство, обходит зал и убивает воинов, раздробив им черепа.
Смерть
[ редактировать ]Чтобы заключить мир между королевствами, юный сын Бранвен и Матолха, Гверн, восходит на трон Ирландии и во время пира, проводимого в Великом Доме в его честь, вызывается поочередно к своим дядям Брану, Манавидану и Нисиену . Затем его вызывают к Эфнисиену, который, по-видимому, без всякого мотива бросает мальчика в огонь, сжигая его заживо. Бранвен пытается спасти своего сына из огня, но ее сдерживает Бендигейдфран.
Последствия
[ редактировать ]В результате «невыразимого преступления» Эфнисиена два воинства восстают друг против друга, и начинается жестокая битва. В завязавшейся битве ирландцы сначала имеют преимущество благодаря волшебному котлу. Когда туда помещают мертвых ирландцев, они оживают и могут сражаться так же хорошо, как и всегда, хотя и не могут говорить. Эфнисиен ложится среди мертвецов и помещается в котел, затем разбивает его, разрывая себе сердце и умирая при этом. В конце концов валлийцы выиграли войну, но выжили только семь человек. Сам Бендигейдфран умирает от смертельной раны в ногу и приказывает отсечь ему голову и похоронить в Лондоне . Когда выжившие возвращаются в Британию, Бранвен умирает от горя, полагая, что она была причиной войны; она похоронена на берегу реки Алау в Англси .
В течение семи лет семеро выживших, в том числе Манавидан и Придери , остаются в Харлехе , где их развлекает голова Бендигейдфрана, которая продолжает говорить. Позже они переезжают в Гвалес (часто отождествляемый с Грассхольм островом недалеко от Дайфеда ), где живут восемьдесят лет, не замечая течения времени. В конце концов, один из мужчин открывает дверь холла, выходящую на Корнуолл , и печаль от того, что их постигло, возвращается. Согласно инструкциям, они относят теперь безмолвную голову в Гвинфрин , «Белый холм» (считается, что это место, где сейчас стоит Лондонский Тауэр ), где хоронят ее лицом к Франции , чтобы предотвратить вторжение. Считается, что образ говорящей головы происходит от древнего кельтского « культа головы »; голова считалась домом души .
Битва деревьев
[ редактировать ]Ряд текстов относится к Каду Годдеу или «Битве деревьев», конфликту между Арауном , королем потустороннего мира , и детьми Дона , Амаэтоном , Гвидионом и его племянником Ллеу . Битва произошла из-за «белой косули и щенка», украденных Амаэтоном из Потустороннего мира.
Великий воин сражается плечом к плечу с Арауном, и его невозможно победить, если противник не угадает его имя. Гвидион, венедотический маг, поет эти англины , идентифицируя воина как Брана:
Уверенно копытен мой конь, влекомый шпорой;
Высокие ветки ольхи на щите твоем;
Ты зовешься Бран из сверкающих ветвей».
Уверенно копытен мой конь в день битвы:
Высокие ветки ольхи на руке твоей:
Бран на ветке, которую ты несешь
В Аматаоне добро восторжествовало». [ 1 ]
Здесь Бран опознается по «веточкам ольхи» ( гверн ) на его щите. Ряд ученых предположили связь между ролью Гверна в Бранвене и бардской традицией, связанной с Битвой Деревьев. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Битва деревьев
- ^ Паркер, Уилл. Четыре ветви Мабиноги