Рука исповеди
Исповедь Луны ( Валлийское произношение: [ˈɬɛɨ ˈɬau ˈɡəfɛs] , иногда пишется Llew Llaw Gyffes) — герой валлийской мифологии . Наиболее заметно он появляется в Четвертой ветви Мабиноги трон , рассказе о Мате Фабе Матонви , в котором рассказывается история его рождения, его женитьбы, его смерти, его воскресения и его восшествия на Гвинеда . Он воин и маг, неизменно связанный со своим дядей Гвидионом .
Широко распространено мнение, что он является валлийским эквивалентом ирландского Луга и галльского Лугуса . Было высказано предположение, что Ллеу, как и Придери , связан с фигурой божественного сына Мабона ап Модрона . [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2013 г. ) |
Имя Ллеу происходит от протокельтского * Lugus , точное значение (и этимология) которого до сих пор является предметом научных дискуссий. [ 2 ]
Некоторые писатели и историки считали, что имя Лугус происходит от протоиндоевропейского (PIE) корня * leuk- , «свет», и поэтому его считали богом Солнца . [ 3 ] [ 4 ] Эта этимология была отвергнута, поскольку PIE * k ни при каких известных обстоятельствах не превратился в * g- в протокельтском языке, а остался * k . [ 5 ] Прямым потомком протоиндоевропейского корня * leuk- («белый свет») в протокельтском языке является * leuk- как в имени галльского бога молний Луцециоса .
Протокельтское * Lugus может быть связано с корнем прото-кельтского * lug-rā «луна» (происхождение валлийского lloer , хотя Питер Шрийвер предлагает альтернативную этимологию lloer , от общекельтского * lus-rā , где корень был бы родственным латинскому luridus [ранее * lus-idus ] «бледно-желтый»). Другая возможность - это PIE * leug-, что означает «чернота, полумрак, тьма» (по мнению Покорного, это корень непроверенного галльского слова lugos «ворон») или * leug- «болото, торфяник». Прото-кельтское * Lugus может быть в равной степени связано с прото-кельтским * lug, что означает «клятва, обещание, уверенность» с одной стороны и «обман» с другой (происходит от PIE * leugh- «признание, обман»). Джульетта Вуд интерпретирует его имя как происходящее от протокельтского * lug - «клятва», что подтверждает идентификацию Меркурия как бога контрактов.
Название также может быть связано с древнеирландским : lug «рысь», что, возможно, указывает на существование протокельтского корня, обозначавшего животное с блестящими глазами, от PIE * leuk- «сиять» (сравните греческое Lungx [ λύγξ ] ' рысь', возможно, от нулевой формы * лук- с приставным носовым).
Другая возможность состоит в том, что *Lugus родственен латинскому lugubris «скорбный, относящийся к трауру», от lūgēre «оплакивать» от основы PIE * leug- «ломать» (ср. греческое lugros [ λυγρός ] «скорбный, грустный», Санскрит : rujáti «ломает, мучает», литовский : láužti «разбивать сердце»).
Роль в валлийской традиции
[ редактировать ]История Ллеу и судьбы Арианрода , а затем Ллеу и Блодуведд составляют соответственно вторую и третью часть «Мабиноги Мат Фаб Матонви».
Рождение
[ редактировать ]Гилфаэтви , племянник венедоцкого короля Матфаба Матонви , влюбляется в девственную подставку для ног своего дяди, Гоэвин . Его брат Гвидион замышляет начать войну между севером и югом , чтобы дать братьям возможность изнасиловать Гоэвин, пока Мат отвлекается на последовавшую войну. С этой целью Гвидион крадет несколько потусторонних свиней у деметийского короля Придери , что приводит к вторжению в Гвинед.
Придери и его люди маршируют на север и ведут битву между Мейнором Беннардом и Мейнором Коэдом Аланом, но вынуждены отступить. Его преследуют до Нант-Колла, где убивают еще больше его людей, а затем до Дол-Бенмаэна, где он терпит третье поражение. Чтобы избежать дальнейшего кровопролития, решено, что исход битвы должен решиться единоборством между Гвидионом и Придери. Два соперника встречаются в месте под названием И Велен Рид в Ардудви , и «благодаря силе, доблести, магии и волшебству» Гвидион побеждает, а Придери убит. Люди Дайфеда отступают на свою землю, оплакивая смерть своего господина.
Когда Мат узнает о нападении на Гоэвина, он превращает своих племянников в несколько пар животных: Гвидион на год становится оленем, затем свиноматкой и, наконец, волком. Гилфаэтви становится оленем, кабаном и волчицей. Каждый год они производят потомство, которое отправляется в Мат: Хиддвн , Хичддун и Блейддун . Через три года Мат освобождает своих племянников от наказания и начинает поиски новой подставки для ног. Гвидион предлагает свою сестру Арианрод , которую Мат волшебным образом проверяет на девственность. Во время испытания она рожает «крепкого мальчика с густыми желтыми волосами», которого Мат называет Диланом и который принимает природу моря до своей смерти от рук своего дяди Гофаннона .
Стыдясь, Арианрод бежит к двери, но на выходе из нее падает что-то маленькое, которое Гвидион заворачивает и кладет в сундук у изножья своей кровати. Некоторое время спустя он слышит крики из сундука и открывает его, чтобы обнаружить второго мальчика.
Ллеу и судьбы Арианрода
[ редактировать ]Несколько лет спустя Гвидион сопровождает мальчика в Каэр Арианрод и представляет его матери. Разъяренная Арианрод, пристыженная этим напоминанием о потере девственности, накладывает на мальчика проклятие : только она может дать ему имя. Гвидион, однако, обманывает свою сестру, маскируя себя и мальчика под сапожников и заманивая Арианрод пойти к ним лично, чтобы сшить для нее туфли. Мальчик использует неустановленную ракету, чтобы поразить крапивника «между сухожилием и костью ноги», в результате чего Арианрод делает замечание: «Светволосый попал в него умелой рукой». При этом появляется Гвидион и говорит: «Ллеу Ллау Гиффес »; « Теперь его зовут «светловолосый с умелой рукой». Разъяренная этим обманом, Арианрод налагает на Ллеу еще одно испытание : он не получит оружия ни от кого, кроме самой Арианрод. Гвидион снова обманывает свою сестру, и она невольно вооружает Ллеу, в результате чего она накладывает на него третье заключение : у него никогда не будет человеческой жены.
Чтобы противодействовать проклятию Арианрод, Мат и Гвидион:
[возьмите] цветы дуба, цветы метлы и цветы лабазника, и из них они создали самую прекрасную и прекрасную девушку, которую кто-либо когда-либо видел. И они крестили ее так, как делали в то время, и назвали ее Блодеуведд .
Ллеу и Блодуведд
[ редактировать ]У Блодуведд роман с Гронвом Пебром , лордом Пенллина , и они сговариваются убить Ллеу. Блодьюведд обманом заставляет Ллеу раскрыть, как его можно убить, поскольку его нельзя убить ни днем, ни ночью, ни в помещении, ни на улице, ни верхом, ни при ходьбе, ни одетым, ни обнаженным, ни каким-либо законно изготовленным оружием. Он открывает ей, что его можно убить только в сумерках, завернув в сеть, поставив одну ногу на котел, а другую на козла, и копьем, выкованным в течение года, в те часы, когда все находятся на мессе. Получив эту информацию, она устраивает его смерть.
Пораженный копьем, брошенным рукой Гронва, Ллеу превращается в орла и улетает. Гвидион выслеживает его и находит высоко на дубе. Посредством пения энглиниона , энглиниона Гвидиона , он выманивает его с дуба и возвращает обратно в человеческий облик. Гвидион и Мат вылечивают Ллеу, прежде чем отвоевать его земли у Гронва и Блодуведда. В поединке между Ллеу и Гроном Гронв спрашивает, может ли он поставить большой камень между собой и копьем Ллеу. Ллеу позволяет ему это сделать, затем бросает копье, которое пронзает и камень, и Гронва, убивая его. Гвидион загоняет Блодеуведд в угол и превращает ее в сову . Сказка заканчивается восхождением Ллеу на трон Гвинеда.
Другие выступления
[ редактировать ]В 10-м веке в древневаллийских генеалогиях «Харлея» (Harley MS 3859) упоминается карта Лу Хена («Лу старый») Гвиджена, которого большинство ученых отождествляют с Ллеу и Гвидионом (который в книге подразумевается как отец Ллеу). «Мабиноги математики», хотя эта связь прямо не указана). В генеалогии они являются прямыми потомками Каратаука, сына Цинбелина, сына Теухана ( recte Tehuant ), которых следует отождествлять с историческими катувеллаунскими лидерами Каратаком , Кунобелином и Таскиованусом .
Ряд упоминаний о Ллеу можно найти в ранней валлийской поэзии. Согласно Книге Талиесина , он сражался вместе с Гвидионом в Битве Деревьев , в которой он помог своему дяде зачаровать деревья, чтобы они восстали в битве против Арауна , короля Аннуна . В стихотворении Приф Гюарх Талиесин спрашивается: «Ллеу и Гвидион / Будут ли они творить магию?», В то время как в том же корпусе стихотворение «Кадейр Талиесин» относится к «золотым трубкам Ллеу».
Смерть Ллеу несколько раз упоминается в средневековых текстах. В «Станцах могил » утверждается, что могила Ллеу находится «под защитой моря». Вариант последних двух строк строфы можно найти в Беддау в Пениарте 98: «до того, как пришла его судьба, он был человеком, который вызывал нападение». В стихотворении «Катейр Керритуэн» («Песнь о Керридвен») говорится, что он пал при Арллехведде , одновременно родив ему сына Минавга Фаб Ллеу. Вариант перевода предполагает, наоборот, что именно Минавг был убит на «склоне Ллеу».
Триады Лошадей называют его лошадь Мелинган Мангре («Желто-белая племенная лошадь»), одной из трех подаренных лошадей, а Триады Хергеста называют самого Ллеу одним из трех «Красных Опустошителей острова Британия». а также один из трёх «Золотых сапожников». Ссылка на Ллеу также содержится в « Диалоге Талиесина и Угнака» , стихотворении-диалоге, найденном в « Черной книге Кармартена» . В повествовании персонаж Талиесина заявляет:
- «Когда я вернусь из Каэр Сеона
- От борьбы с евреями
- Я приду в города Ллеу и Гвидион».
См. также
[ редактировать ]- Хираньякашипу — индуистский персонаж, обладающий подобной условной неуязвимостью.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Толстой, Николай. Старейшая британская прозаическая литература: Сборник четырех ветвей Мабиноги , с. 290
- ^ Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка . Издания Эрранс. п. 211.
- ^ Книга кельтских мифов: от мистической мощи кельтских воинов до магии народа фей, легендарная история и фольклор Ирландии, Шотландии, Бретани и Уэльса . Адамс Медиа / Ф+В Медиа. 2016. ISBN 9781507200872 .
- ^ Набарз, Пайам (2005). Тайны Митры: языческая вера, сформировавшая христианский мир . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN 9781594770272 .
- ^ Шрийвер, Питер. Исследования по британской кельтской исторической фонологии , с. 348
Библиография
[ редактировать ]- Бромвич, Рэйчел (2006). Трио Инис Брайдейн: Триады острова Британия. Издательство Уэльского университета. ISBN 978-0-7083-1386-2 .
- Граффид, Уильям Джон. Математика ваб Матонви, University of Wales Press, 1928.
- Хейкок, Марджед, изд. и тр. (2007). Легендарные стихи из Книги Талиесина. Публикации CMCS. Аберистуит. ISBN 978-0-9527478-9-5 .
- Ифанс, Дафидд и Рианнон, Мабиногион (Гомер, 1980) ISBN 978-1-85902-260-3
- Кох, Джон (ред.). Кельтская культура: историческая энциклопедия. АВС-CLIO, 2006, с. 1165-1166.
- Писатель Питер. Исследования по британской кельтской исторической фонологии. Амстердам: Родопи, 1995.