Jump to content

Рука исповеди

Исповедь Луны ( Валлийское произношение: [ˈɬɛɨ ˈɬau ˈɡəfɛs] , иногда пишется Llew Llaw Gyffes) — герой валлийской мифологии . Наиболее заметно он появляется в Четвертой ветви Мабиноги трон , рассказе о Мате Фабе Матонви , в котором рассказывается история его рождения, его женитьбы, его смерти, его воскресения и его восшествия на Гвинеда . Он воин и маг, неизменно связанный со своим дядей Гвидионом .

Широко распространено мнение, что он является валлийским эквивалентом ирландского Луга и галльского Лугуса . Было высказано предположение, что Ллеу, как и Придери , связан с фигурой божественного сына Мабона ап Модрона . [ 1 ]

Имя Ллеу происходит от протокельтского * Lugus , точное значение (и этимология) которого до сих пор является предметом научных дискуссий. [ 2 ]

Некоторые писатели и историки считали, что имя Лугус происходит от протоиндоевропейского (PIE) корня * leuk- , «свет», и поэтому его считали богом Солнца . [ 3 ] [ 4 ] Эта этимология была отвергнута, поскольку PIE * k ни при каких известных обстоятельствах не превратился в * g- в протокельтском языке, а остался * k . [ 5 ] Прямым потомком протоиндоевропейского корня * leuk- («белый свет») в протокельтском языке является * leuk- как в имени галльского бога молний Луцециоса .

Протокельтское * Lugus может быть связано с корнем прото-кельтского * lug-rā «луна» (происхождение валлийского lloer , хотя Питер Шрийвер предлагает альтернативную этимологию lloer , от общекельтского * lus-rā , где корень был бы родственным латинскому luridus [ранее * lus-idus ] «бледно-желтый»). Другая возможность - это PIE * leug-, что означает «чернота, полумрак, тьма» (по мнению Покорного, это корень непроверенного галльского слова lugos «ворон») или * leug- «болото, торфяник». Прото-кельтское * Lugus может быть в равной степени связано с прото-кельтским * lug, что означает «клятва, обещание, уверенность» с одной стороны и «обман» с другой (происходит от PIE * leugh- «признание, обман»). Джульетта Вуд интерпретирует его имя как происходящее от протокельтского * lug - «клятва», что подтверждает идентификацию Меркурия как бога контрактов.

Название также может быть связано с древнеирландским : lug «рысь», что, возможно, указывает на существование протокельтского корня, обозначавшего животное с блестящими глазами, от PIE * leuk- «сиять» (сравните греческое Lungx [ λύγξ ] ' рысь', возможно, от нулевой формы * лук- с приставным носовым).

Другая возможность состоит в том, что *Lugus родственен латинскому lugubris «скорбный, относящийся к трауру», от lūgēre «оплакивать» от основы PIE * leug- «ломать» (ср. греческое lugros [ λυγρός ] «скорбный, грустный», Санскрит : rujáti «ломает, мучает», литовский : láužti «разбивать сердце»).

Роль в валлийской традиции

[ редактировать ]

История Ллеу и судьбы Арианрода , а затем Ллеу и Блодуведд составляют соответственно вторую и третью часть «Мабиноги Мат Фаб Матонви».

Ллеу возвышается в образе орла. Изображение из «Мабиногиона» , Шарлотта Гест , 1877 год.

Рождение

[ редактировать ]

Гилфаэтви , племянник венедоцкого короля Матфаба Матонви , влюбляется в девственную подставку для ног своего дяди, Гоэвин . Его брат Гвидион замышляет начать войну между севером и югом , чтобы дать братьям возможность изнасиловать Гоэвин, пока Мат отвлекается на последовавшую войну. С этой целью Гвидион крадет несколько потусторонних свиней у деметийского короля Придери , что приводит к вторжению в Гвинед.

Придери и его люди маршируют на север и ведут битву между Мейнором Беннардом и Мейнором Коэдом Аланом, но вынуждены отступить. Его преследуют до Нант-Колла, где убивают еще больше его людей, а затем до Дол-Бенмаэна, где он терпит третье поражение. Чтобы избежать дальнейшего кровопролития, решено, что исход битвы должен решиться единоборством между Гвидионом и Придери. Два соперника встречаются в месте под названием И Велен Рид в Ардудви , и «благодаря силе, доблести, магии и волшебству» Гвидион побеждает, а Придери убит. Люди Дайфеда отступают на свою землю, оплакивая смерть своего господина.

Когда Мат узнает о нападении на Гоэвина, он превращает своих племянников в несколько пар животных: Гвидион на год становится оленем, затем свиноматкой и, наконец, волком. Гилфаэтви становится оленем, кабаном и волчицей. Каждый год они производят потомство, которое отправляется в Мат: Хиддвн , Хичддун и Блейддун . Через три года Мат освобождает своих племянников от наказания и начинает поиски новой подставки для ног. Гвидион предлагает свою сестру Арианрод , которую Мат волшебным образом проверяет на девственность. Во время испытания она рожает «крепкого мальчика с густыми желтыми волосами», которого Мат называет Диланом и который принимает природу моря до своей смерти от рук своего дяди Гофаннона .

Стыдясь, Арианрод бежит к двери, но на выходе из нее падает что-то маленькое, которое Гвидион заворачивает и кладет в сундук у изножья своей кровати. Некоторое время спустя он слышит крики из сундука и открывает его, чтобы обнаружить второго мальчика.

Ллеу и судьбы Арианрода

[ редактировать ]

Несколько лет спустя Гвидион сопровождает мальчика в Каэр Арианрод и представляет его матери. Разъяренная Арианрод, пристыженная этим напоминанием о потере девственности, накладывает на мальчика проклятие : только она может дать ему имя. Гвидион, однако, обманывает свою сестру, маскируя себя и мальчика под сапожников и заманивая Арианрод пойти к ним лично, чтобы сшить для нее туфли. Мальчик использует неустановленную ракету, чтобы поразить крапивника «между сухожилием и костью ноги», в результате чего Арианрод делает замечание: «Светволосый попал в него умелой рукой». При этом появляется Гвидион и говорит: «Ллеу Ллау Гиффес »; « Теперь его зовут «светловолосый с умелой рукой». Разъяренная этим обманом, Арианрод налагает на Ллеу еще одно испытание : он не получит оружия ни от кого, кроме самой Арианрод. Гвидион снова обманывает свою сестру, и она невольно вооружает Ллеу, в результате чего она накладывает на него третье заключение : у него никогда не будет человеческой жены.

Чтобы противодействовать проклятию Арианрод, Мат и Гвидион:

[возьмите] цветы дуба, цветы метлы и цветы лабазника, и из них они создали самую прекрасную и прекрасную девушку, которую кто-либо когда-либо видел. И они крестили ее так, как делали в то время, и назвали ее Блодеуведд .

Ллеу и Блодуведд

[ редактировать ]

У Блодуведд роман с Гронвом Пебром , лордом Пенллина , и они сговариваются убить Ллеу. Блодьюведд обманом заставляет Ллеу раскрыть, как его можно убить, поскольку его нельзя убить ни днем, ни ночью, ни в помещении, ни на улице, ни верхом, ни при ходьбе, ни одетым, ни обнаженным, ни каким-либо законно изготовленным оружием. Он открывает ей, что его можно убить только в сумерках, завернув в сеть, поставив одну ногу на котел, а другую на козла, и копьем, выкованным в течение года, в те часы, когда все находятся на мессе. Получив эту информацию, она устраивает его смерть.

Пораженный копьем, брошенным рукой Гронва, Ллеу превращается в орла и улетает. Гвидион выслеживает его и находит высоко на дубе. Посредством пения энглиниона , энглиниона Гвидиона , он выманивает его с дуба и возвращает обратно в человеческий облик. Гвидион и Мат вылечивают Ллеу, прежде чем отвоевать его земли у Гронва и Блодуведда. В поединке между Ллеу и Гроном Гронв спрашивает, может ли он поставить большой камень между собой и копьем Ллеу. Ллеу позволяет ему это сделать, затем бросает копье, которое пронзает и камень, и Гронва, убивая его. Гвидион загоняет Блодеуведд в угол и превращает ее в сову . Сказка заканчивается восхождением Ллеу на трон Гвинеда.

Другие выступления

[ редактировать ]

В 10-м веке в древневаллийских генеалогиях «Харлея» (Harley MS 3859) упоминается карта Лу Хена («Лу старый») Гвиджена, которого большинство ученых отождествляют с Ллеу и Гвидионом (который в книге подразумевается как отец Ллеу). «Мабиноги математики», хотя эта связь прямо не указана). В генеалогии они являются прямыми потомками Каратаука, сына Цинбелина, сына Теухана ( recte Tehuant ), которых следует отождествлять с историческими катувеллаунскими лидерами Каратаком , Кунобелином и Таскиованусом .

Ряд упоминаний о Ллеу можно найти в ранней валлийской поэзии. Согласно Книге Талиесина , он сражался вместе с Гвидионом в Битве Деревьев , в которой он помог своему дяде зачаровать деревья, чтобы они восстали в битве против Арауна , короля Аннуна . В стихотворении Приф Гюарх Талиесин спрашивается: «Ллеу и Гвидион / Будут ли они творить магию?», В то время как в том же корпусе стихотворение «Кадейр Талиесин» относится к «золотым трубкам Ллеу».

Смерть Ллеу несколько раз упоминается в средневековых текстах. В «Станцах могил » утверждается, что могила Ллеу находится «под защитой моря». Вариант последних двух строк строфы можно найти в Беддау в Пениарте 98: «до того, как пришла его судьба, он был человеком, который вызывал нападение». В стихотворении «Катейр Керритуэн» («Песнь о Керридвен») говорится, что он пал при Арллехведде , одновременно родив ему сына Минавга Фаб Ллеу. Вариант перевода предполагает, наоборот, что именно Минавг был убит на «склоне Ллеу».

Триады Лошадей называют его лошадь Мелинган Мангре («Желто-белая племенная лошадь»), одной из трех подаренных лошадей, а Триады Хергеста называют самого Ллеу одним из трех «Красных Опустошителей острова Британия». а также один из трёх «Золотых сапожников». Ссылка на Ллеу также содержится в « Диалоге Талиесина и Угнака» , стихотворении-диалоге, найденном в « Черной книге Кармартена» . В повествовании персонаж Талиесина заявляет:

«Когда я вернусь из Каэр Сеона
От борьбы с евреями
Я приду в города Ллеу и Гвидион».

См. также

[ редактировать ]
  • Хираньякашипу — индуистский персонаж, обладающий подобной условной неуязвимостью.
  1. ^ Толстой, Николай. Старейшая британская прозаическая литература: Сборник четырех ветвей Мабиноги , с. 290
  2. ^ Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка . Издания Эрранс. п. 211.
  3. ^ Книга кельтских мифов: от мистической мощи кельтских воинов до магии народа фей, легендарная история и фольклор Ирландии, Шотландии, Бретани и Уэльса . Адамс Медиа / Ф+В Медиа. 2016. ISBN  9781507200872 .
  4. ^ Набарз, Пайам (2005). Тайны Митры: языческая вера, сформировавшая христианский мир . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN  9781594770272 .
  5. ^ Шрийвер, Питер. Исследования по британской кельтской исторической фонологии , с. 348

Библиография

[ редактировать ]
  • Бромвич, Рэйчел (2006). Трио Инис Брайдейн: Триады острова Британия. Издательство Уэльского университета. ISBN   978-0-7083-1386-2 .
  • Граффид, Уильям Джон. Математика ваб Матонви, University of Wales Press, 1928.
  • Хейкок, Марджед, изд. и тр. (2007). Легендарные стихи из Книги Талиесина. Публикации CMCS. Аберистуит. ISBN   978-0-9527478-9-5 .
  • Ифанс, Дафидд и Рианнон, Мабиногион (Гомер, 1980) ISBN   978-1-85902-260-3
  • Кох, Джон (ред.). Кельтская культура: историческая энциклопедия. АВС-CLIO, 2006, с. 1165-1166.
  • Писатель Питер. Исследования по британской кельтской исторической фонологии. Амстердам: Родопи, 1995.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03b540331a37866051636263f61bd7d8__1716397800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/d8/03b540331a37866051636263f61bd7d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lleu Llaw Gyffes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)