Лусетиос

В галло-римской религии Луцециос ( латинизированный как Левециус ) был галльским богом, известным из региона Рейн-Мозель, где он отождествлялся с римским Марсом . [ 1 ] Ученые интерпретировали его имя как «молния». [ 2 ] Марсу Луцецию поклонялись наряду с богиней Неметоной . [ 3 ]
Имя и этимология
[ редактировать ]Имя Loucetios происходит от кельтской основы * lowk-et- , что означает «вспышка молнии, удар молнии» (ср. древнеирландское lochet ), само по себе происходит от корня * lowk- («яркий, светлый»; ср. среднеирландское luach ') . светящийся свет», средневаллийское llug «зрение, восприятие»). Это источник названия места Лузех , засвидетельствованного как Лузехий в 1326 году нашей эры. [ 4 ]
Название может быть отсылкой либо к общей кельтской метафоре сражений как грозы (ср. древнеирландское , «громовой подвиг»), либо к божественной ауре героя ( луан Кухулина torannchless ). [ 5 ] Вероятно, это аналог Оскана Луцеция, «несущего свет», эпитета Юпитера . [ 6 ]
Надписи и святыни
[ редактировать ]Было обнаружено около дюжины надписей в честь Марса Луцеция, в основном из Восточной Галлии, с особой концентрацией среди вангионов и аресаков (два рейнских племени). Надписи к нему были также найдены в Бате и Анжере ; [ 1 ] Алтарь в Бате указывает, что он был освящен гражданином Тревери . [ 7 ]
Надписи часто упоминают Марса Луцеция вместе с Викторией или Неметоной. [ 3 ] (или и то и другое, в случае Айзенберга надписи [ 8 ] ). Эдит Мэри Вайтман считает эту пару «очень похожей, если не идентичной, Ленусу и Анкамне ». [ 3 ] которые известны главным образом на территории Тревери , прилегающей к территориям Аресаков и Вангионов .
Четыре надписи Марсу Луцецию также посвящены IN H(onorem) D(omūs) D(ivinae) , [ 9 ] «в честь божественного дома» (т.е. императорской семьи).
Вайтман далее предполагает, что святилище Марса Луцеция в Кляйн-Винтернхайме , к югу от Майнца , было «центральным для Аресаков». [ 3 ] древние жители района Майнц-Бинген .
Современная литература
В Нила Геймана » « Американских богах Левкотиос [ так в оригинале ] появляется в третьей главе, во время сна Шэдоу (главного героя) о забытых богах. Левкотиос Геймана описывается как «человек с... белыми волосами, с ожерельем из зубов на шее, держащий барабан». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Николь Жюфер и Тьерри Лугинбюль (2001). Галльские боги: справочник имен кельтских божеств, известных из эпиграфики, древних текстов и топонимики . Париж: Издания Errance. стр. 48–49. Местами, перечисленными для Loucetius/Leucetius, являются Страсбург , Вормс , Айзенберг , Гросс-Герау , Кляйн-Винтернхайм , Фрауэнштайн , Гроскроценбург , Мариенборн , Анже и Бат .
- ^ Ксавье Деламар (2003). Словарь галльского языка (2-е изд.). Париж: Издания Errance. п. 199 . ISBN 9782877722377 .
- ^ Jump up to: а б с д Эдит Мэри Вайтман (1970). Роман Трир и Тревери . Лондон, Англия: Руперт Харт Дэвис. п. 219.
- ^ Деламарр 2003 , с. 200.
- ^ Хельмут Бирхан (2006). «Луцеций». В Джоне Кохе (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-Клио. п. 1192.
- ^ Дж. П. Мэллори и Д. К. Адамс (1997). «Луцециос». Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 513.
- ^ РИБ 1, 140.
- ^ АЭ 2007, 1044.
- ^ Это надписи в Гросс-Герау ( AE 1991, 1272), Гроскроценбурге ( CIL XIII: 7412), Вормсе ( CIL XIII: 6221) и Айзенберге ( AE 2007, 1044).
- ^ Нил Гейман (2001). Американские боги . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperTorch. п. 58 .
Библиография
[ редактировать ]- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .