Тревор
Тревери галльский ( . : * Treweroi ) были германцами или кельтами [1] племя группы белгов , населявшее нижнюю долину Мозеля на территории современной Германии примерно с 150 г. до н. э., если не раньше, [2] до их вытеснения франками . [3] Их владения лежали на южных окраинах Сильва-Ардуэнна ( Арденнский лес), части обширной Сильва-Карбонарии , на территории нынешнего Люксембурга , юго-восточной Бельгии и западной Германии; [4] центром ее был город Трир ( Аугуста Треверорум ), которому тревери дали свое имя. [5] Кельтский язык, [6] согласно Тациту, они заявляли о германском происхождении. [7] Они содержали как галльское , так и германское влияние. [8]
Хотя ранние последователи римской материальной культуры , [9] У Тревери были неоднозначные отношения с римской властью. Их лидер Индутиомар возглавил восстание против Юлия Цезаря во время Галльских войн ; [10] гораздо позже они сыграли ключевую роль в галльском восстании в Год четырёх императоров . [11] С другой стороны, Тревери снабжали римскую армию самой знаменитой кавалерией. [10] а город Августа Треверорум какое-то время был домом для семьи Германика , включая будущего императора Гая (Калигулу) . [12] Во время кризиса третьего века территория Тревери была захвачена германскими аламаннами и франками. [13] и позднее вошел в состав Галльской империи .
При Константине и его преемниках в IV веке Августа Треверорум стал большим, любимым, богатым и влиятельным городом, который служил одной из столиц Римской империи (вместе с Никомидией (современный Измит , Турция), Эборакумом (современный Измит, Турция). Йорк , Англия), [ нужна ссылка ] Медиоланум (современный Милан , Италия) и Сирмий . [14] В этот период на смену имперскому культу и поклонению римским и кельтским божествам пришло христианство, ставшее излюбленной религией города. Такие христианские светила, как Амвросий , Иероним , Мартин Турский и Афанасий Александрийский, проводили время в Августе Тревероруме. [15]
Среди сохранившегося наследия древних Тревери — мозельское вино из Люксембурга и Германии (выведенное во времена Римской империи). [16] и многочисленные римские памятники Трира и его окрестностей, включая соседний Люксембург. [17]
Через территорию Тревери проходили три римские дороги, очень важные из-за их роли в трансрегиональной торговле и военном развертывании:
- первый пришел с юга, соединил Диводурум (Мец, Франция) и Рикчакус (Дальхайм, Люксембург) с Августой Треверорум (Трир, Германия) и пошел дальше к реке Рейн на северо-востоке, границе Римской империи.
- второй пришел с юго-запада и соединил Дурокорторум (Реймс, Франция) с Андетаной (Нидеранвен, Люксембург) и Августой Треверорум.
- третий проходил через Арденны на территории современных Бельгии и Люксембурга и соединял Дурокорторум с крупным городом и гарнизоном Колонии Агриппиненсис (Кёльн/Кёльн, Германия) на реке Рейн. [18]
Имя
[ редактировать ]Сертификаты
[ редактировать ]Они упоминаются как Тревери Цезарем ( I (середина I в. до н. э.), Плинием в. н. э.) и Тацитом (начало II в. н. э.), [19] [20] [21] Trēoúeroi (Τρηούηροι) Страбона (начало I в. н.э.), [22] Триберой Птолемея ( 2 в. н.э.), [23] Треуурон (Trēouḗrōn) работы Кассия Диона (3 в. н.э.), [24] Treuerorum (род.) Орозия , (начало V в. н. э.) [25] и как племена в Notitia Dignitatum (5 в. н.э.). [26] [27] Вариант Требери также появляется у Плиния , и несколько сильно отклоняющихся вариантов форм также засвидетельствованы как Trēoũsgroi (Τρηου̃σγροι) у Страбона или Трихрон (Τριήρων) у Кассия Диона. [27]
первый слог указывается долгим и ударным (Trēverī) , В словарях латинского языка [28] таким образом давая классическое латинское произношение [ˈtreːwɛriː] .
Этимология
[ редактировать ]Этноним галльского Тревери — латинизированная форма Trēueros *Trēueroi ( син. ) . Обычно это рассматривается как относящееся к «пересечению реки» или «текущей реке». [27] Лингвисты Рудольф Турнейсен и Ксавье Деламар предложили интерпретировать название как trē-uer- («паромщики»), состоящее из прикреплённого суффикса trē- (ранее *trei — «сквозь, поперек»; ср. лат. trāns, санскр. tiráh ). to - uer- («вода, река»; ср. санскр. vār , ON vari «вода»). Эта этимология подкрепляется древнеирландским родственным словом treóir (от *trē-uori- ), означающим «брод, место, чтобы пересечь реку». река'. [29] [30] У Тревери также была особая богиня по имени Ритона , что означает либо «тот, что брода» (от основы ritu- «форд»), либо «то, что курса» (от омонима ritu- , rito- «ход»), и храм, посвященный Уориони Део («богине водотока»). [31] [30]
Город Трир , датируется 1 веком. нашей эры как Treueris Augusta , а в надписях как Augusta Trēvērorum ( Treuiris в 1065 г.), назван в честь племени. [32] [27]
География
[ редактировать ]Территория
[ редактировать ]Во времена Юлия Цезаря их территория простиралась до Рейна к северу от Трибоков ; [33] за Рейном от них жили убии . Цезарь упоминает, что Сеньи и Кондрусы жили между Тревери и Эбуроны и что Кондрузии и Эбуроны были клиентами Тревери. [34] Цезарь переправил мост через Рейн на территории Тревери. [10] [35] Они граничили на северо-западе с бельгическими тунграми (живущими там, где германцы-кисренаны во времена Цезаря жили и, по словам Тацита, с тем же народом), на юго-западе с реми , а на севере, за Арденнами и Эйфель , Эбуроны. На юге их соседями были Медиоматричи. [36]
Позже вангионы и неметы , которых древние источники идентифицируют как германцев, поселились к востоку от Тревери вдоль Рейна; [37] после этого территория Треверана в современной Германии, вероятно, была похожа на ту, которая впоследствии стала Трирской епархией . [38] Помимо этой территории, которая образована в основном северной частью долины реки Мозель и соседним регионом Эйфель, тревери населяли также территорию современного Великого Герцогства Люксембург и большую часть прилегающей бельгийской провинции Люксембург. . [39] Долина Рейна была исключена из-под власти Треверана с образованием провинции Верхняя Германия в 80-х годах нашей эры. [40] Долина Ара должна была обозначать их северную границу.
Поселения
[ редактировать ]Колония Августа Треверорум (ныне Трир , Германия), основанная при Августе ок. 17 г. до н. э., охранявший переправу через Мозель, был столицей их граждан под Империей. [5] [41] Существуют убедительные доказательства того, что недавно раскопанный оппидум на плато Тительберг на крайнем юго-западе Великого Герцогства Люксембург был столицей Треверана в I веке до нашей эры. [42] Важным второстепенным центром был Оролаунум (ныне Арлон , столица бельгийской провинции Люксембург ), который, по оценке Эдит Вайтман, «стал своего рода региональной столицей для западных Тревери», достигнув «такой степени процветания, которой иначе достигали бы только civitas» . столицы». [43] Участок La Tranchée des Portes возле Эталя , самый большой по размерам в Бельгии (100 гектаров), до сих пор не раскрыл своего ранга. Недавнее исследование показывает, что здесь уже присутствовали люди около 4000 г. до н.э. [ нужна ссылка ] Другие важные доримские центры располагались в Мартберге , Доннерсберге , Валлендорфе , Кастель-Штаадте и Отценхаузене . [41]
Перенос их деятельности в Трир последовал за строительством Агриппой дороги, соединяющей Трир с Реймсом в обход Тительберга. В римский период Трир стал римской колонией (в 16 г. до н.э.) и столицей провинции Бельгика . Это была частая резиденция ряда императоров. [ нужна ссылка ] Археологические данные свидетельствуют о том, что Тревери были разделены на пять кантонов, сосредоточенных соответственно на доримских оппидах : Тительберг, Валлендорф, Кастель, Отценхаузен и Мартберг. [44] Надписи периода римской империи указывают на то, что civitas был разделен по крайней мере на четыре паги : паг Вильсиас , паг Теукориас , паг Карукум, простирающийся к северу от Битбурга , и паг Ac[...] или Ag[...] (надпись неполная). Вайтман предварительно предполагает, что паг Вильсиас мог быть западным регионом вокруг Арлона и Лонгийона , а паг Теуккориас — южным регионом вокруг Толи . [45] Вайтман считает неясным, могли ли Аресаки и Кайракаты изначально быть пагами Тревери, но утверждает, что их территория, лежащая вокруг Могонтиакума ( Майнц ), «всегда демонстрировала особенно тесные культурные связи с территорией Тревери». [46] Внешними по отношению к треверам, но подчинявшимися им в качестве клиентов были эбуроны , а также, возможно, церезы и паэманы . [47]
Поэт IV века Авзоний жил в Трире под покровительством Грациана ; он наиболее известен своим стихотворением «Мозелла», описывающим жизнь и пейзажи главной реки Тревери. [15]
Язык и этническая принадлежность
[ редактировать ]не дает ясного ответа Цезарь в « Де Белло Галлико» о том, следует ли считать Тревери принадлежащими к Галлии Кельтской или Галлии Бельгийской, хотя первая гипотеза пользуется некоторой популярностью. [38] Примерно через столетие после Цезаря Помпоний Мела называет треверов «самыми известными» из белгов. [48] (не путать с современными бельгийцами ).
По словам римского консула Авла Гиртия в I веке до нашей эры, треверы мало отличались от германских народов своим образом жизни и «диким» поведением. [49] Треверы хвастались своим германским происхождением, по мнению Тацита , чтобы дистанцироваться от «галльской лени» ( inertia Gallorum ). Но Тацит не включает их в число вангионов , трибоков или неметов как «несомненно германские племена». [7] Присутствие вилл-холлов того же типа, что и на бесспорно германской территории в северной Германии, наряду с виллами кельтского типа, подтверждает идею о том, что они имели как кельтское, так и германское родство. [50]
Страбон говорит, что их соседями из нервии и трибока были германские народы, которые к тому моменту обосновались на левом берегу Рейна, тогда как треверы считаются галльскими. [35]
Иероним утверждает, что по состоянию на IV век их язык был похож на язык кельтов Малой Азии ( галатов ). [51] Иероним, вероятно, знал эти кельтские языки из первых рук , поскольку он посетил Августу Треверорум и Галатию . [52]
Очень немногие личные имена среди тревери имеют германское происхождение; вместо этого они обычно кельтские или латинские. некоторые явно треверанские имена, по-видимому, не входят ни в одно из трех и могут представлять собой докельтский слой. По мнению Вайтмана (в качестве примеров она приводит Иблиомара, Клетуссто и Аргаиппо ), [53]
После римского завоевания латынь в общественных и официальных целях. тревери широко использовали [54]
Политика и армия
[ редактировать ]Первоначально оппиды Тительберга Валлендорфа , , Кастеля, Отценхаузена и Мартберга имели примерно одинаковое значение; однако где-то между 100 и 80 годами до нашей эры Тительберг пережил всплеск роста, который сделал его «центральным оппидумом Тревери». [55] Большое открытое пространство на центральной площади Тительберга, которое в I веке до нашей эры использовалось для общественных собраний религиозного или политического характера. Ко времени вторжения Цезаря Тревери, похоже, приняли олигархическую систему правления. [56]
У Тревери была сильная кавалерия и пехота, и во время Галльских войн они предоставили Юлию Цезарю свою лучшую кавалерию. [57] под руководством своего лидера Цингеторикса Тревери служили римским вспомогательным отрядом. Однако их лояльность начала меняться в 54 г. до н. э. под влиянием соперника Цингеторикса Индутиомара . [58] По словам Цезаря, Индутиомар спровоцировал восстание эбуронов под предводительством Амбиорикса в том же году и возглавил треверов, присоединившихся к восстанию и побудивших германские племена напасть на римлян. [59] Римляне под предводительством Тита Лабиена убили Индутиомара, а затем подавили восстание Тревера; впоследствии родственники Индутиомара пересекли Рейн и поселились среди германских племен. [60] Тревери оставались нейтральными во время восстания Верцингеторикса и после него снова подверглись нападению со стороны Лабиена. [61] В целом треверы добились большего успеха, чем большинство галльских племен, в сотрудничестве с римлянами. Вероятно, они вышли из Галльских войн со статусом свободных civitas, освобожденных от дани. [62]
В 30–29 гг. до н.э. восстание треверов было подавлено Марком Нониусом Галлом, и Тительберг был занят гарнизоном римской армии. [63] [41] Агриппа и Август взяли на себя организацию римской администрации в Галлии, проложив обширную серию дорог, начиная с губернаторства Агриппы Галлией в 39 г. до н.э., и введя перепись в 27 г. до н.э. для целей налогообложения. Римляне построили новую дорогу из Трира в Реймс через Мамер на севере и Арлон , обойдя таким образом на 25 километров Тительберг и старый кельтский маршрут, а столица была перенесена в Августу Треверорум ( Трир ) без каких-либо признаков конфликт. [63] До прихода римлян окрестности Трира были заселены изолированными фермами и деревнями, но городских поселений здесь не было. [15]
После реорганизации римских провинций в Германии в 16 г. до н. э. Август решил, что Тревери должны стать частью провинции Бельгика . В неизвестную дату столица Бельгики была перенесена из Дурокорторум Реморум ( Реймс ) в Августу Треверорум. Значительный слой треверанской элиты, по-видимому, получил римское гражданство при Цезаре и/или Августе, от которого им было присвоено имя Юлий . [56]
Во время правления Августа, Тиберия и Клавдия , и особенно когда Друз и Германик действовали в Галлии, Августа Треверорум приобрела большое значение как база и центр снабжения для кампаний в Германии. Город был наделен амфитеатром, банями и другими удобствами. [64] и какое-то время семья Германика жила в городе. [12] Плиний Старший сообщает, что сын Германика, будущий император Гай (Калигула) , родился «среди треверов, в деревне Амбиатину, над Конфлюэнтесом ( Кобленц )», но Светоний отмечает, что это место рождения оспаривалось другими источниками. [65]
Фракция Тревери, возглавляемая Юлием Флором и в союзе с эдуаном Юлием Сакровиром , возглавила восстание галльских должников против римлян в 21 году нашей эры. Флор потерпел поражение от своего соперника Юлия Инда , а Сакровир возглавил восстание эдуев. [66] Римляне быстро восстановили теплые отношения с треверами при Инде, обещавшими повиновение Риму; напротив, они полностью уничтожили эдуев, перешедших на сторону Сакровира. Возможно, при Клавдии Тревери получили статус колонии и, вероятно, латинских правых, но фактически не были колонизированы римскими ветеранами. [67] При римском правлении существовал сенат Треверов, включавший около сотни декурионов, исполнительную власть которого составляли два дуовирия . [40]
восстание, которое началось с восстания Цивилиса батавского Более серьезным было в Год Четырех Императоров . В 70 году треверы под предводительством Юлия Классика и Юлия Тутора и лингоны под предводительством Юлия Сабина присоединились к батавскому восстанию и провозгласили Сабина Цезарем. [68] Восстание было подавлено, и более сотни восставших треверанских дворян бежали через Рейн, чтобы присоединиться к своим германским союзникам; по оценке историка Жанно Мецлера, это событие знаменует собой конец службы аристократической треверанской кавалерии в римской армии, подъем местной буржуазии и начало «второго рывка романизации». [69] Камилла Юлиан приписывает этому восстанию продвижение Durocortorum Remorum ( Реймс ), столицы вечно лояльного Реми , за счет Тревери. [64] Ко II и III векам представители старой элиты, носившие номен Юлий, практически исчезли, и на их место возникла новая элита; По словам Вайтмана, они происходили в основном из коренного среднего класса. [70]
Тревери пострадали из-за своей близости к Рейнской границе во время кризиса третьего века . Вторжения франков и аламаннов в 250-х годах привели к значительным разрушениям, особенно в сельской местности; Учитывая неспособность римской армии эффективно защититься от германского вторжения, жители деревни импровизировали свои собственные укрепления, часто используя камни из гробниц и мавзолеев. [13]
Тем временем Августа Треверорум становилась городским центром первой важности, обгоняя даже Лугдунум ( Лион ). Во время Кризиса третьего века город служил столицей Галльской империи при императорах Тетрике I и II с 271 по 274 год. Тревери подверглись дальнейшему опустошению со стороны аламаннов в 275 году, после чего, по словам Жанно Мецлера, « Подавляющее большинство сельскохозяйственных владений лежат в запустении и никогда не будут восстановлены». [71] Неясно, стала ли сама Августа Треверорум жертвой вторжения аламаннов. [15]
С 285 по 395 год Августа Треверорум была одной из резиденций западно-римского императора , в том числе Максимиана , Константина Великого , Констанция II , Валентиниана I , Магнуса Максима и Феодосия I ; [72] с 318 по 407 год он служил резиденцией преторианской префектуры Галлии . К середине IV века город был указан в римской рукописи как одна из четырех столиц мира, наряду с Римом, Александрией и Константинополем . [15] Новые оборонительные сооружения, в том числе крепости в Ноймагене , Битбурге и Арлоне , были построены для защиты от германского вторжения. Однако после вторжения вандалов в 406 году императорская резиденция была перенесена в Медиоланум ( Милан ), а преторианская гвардия была отведена в Арелате ( Арль ). [73]
Религия
[ редактировать ]Тревери изначально были политеистами , и после римского завоевания многие из их богов стали отождествляться с римскими эквивалентами или сочетаться с римскими богами. Среди наиболее важных богов, которым поклонялись на территории Треверана, были Меркурий и Росмерта , Ленус, Марс и Анкамна , Юпитер Оптимус Максимус , Аполлон , Интарабус и Минерва . [75] [76] Среди божеств, уникальных для Тревери, были Интараб, Ритона , Инциона и Вераудун , а также Ксулсигии . [75] Ж.-Ж. Хатт считает, что Тревери, наряду со своими соседями Медиоматричи , Леучи и Трибочи , «выступили в качестве пилотов в сохранении местных кельтских и докельтских [религиозных] традиций». [77]
В римский период Ленус Марс (или Марс Иовантукар ) считался «главным богом Тревери», о чем свидетельствуют посвящения, найденные в различных частях civitas Treverorum . Они связаны, в частности, с монументальным святилищем, расположенным недалеко столицы Трира от . [78] Культ Ленуса Марса, вероятно, был зарегистрирован как общественный культ в официальном календаре civitas Treverorum . [79] Хорошо известны три важных языческих святилища в непосредственной близости от Трира: обширный храмовый комплекс Альтбахталь, близлежащий храм Ам Херренбрюнхен и важный храм Ленус Марс на левом берегу Мозеля. Надписи свидетельствуют о существовании культа Треверан в Риме и Августе, но местонахождение храма неизвестно. Вайтман предполагает, что вполне возможен вариант полностью классического и хорошо оснащенного храма Ам Херренбрюнхен. [80] в то время как Мецгер утверждает, что это мог быть только малоизвестный четвертый храм в городе — так называемый храм Асклепия недалеко от моста через Мозель . [81]
Комплекс Альтбахталь содержит множество надписей и остатки театра и более дюжины храмов и святилищ, в основном романо-кельтских фана, посвященных местным, римским и восточным божествам. За пределами города известно множество священных мест; они обычно окружены стеной. Среди них можно упомянуть храм Аполлона и Сироны в Хохшайде , храм Ленуса Марса на Мартберге у Поммерна , храм и театр Марса Смертриуса и Анкамны в Мёне и святилище богини-матери в Дронекене. [82] Под римским влиянием возникло множество новых культов: у Митры был храм в Альтбахтале, [83] Кибеле и Аттису поклонялись там и в Дронекене. [84] а надписи и произведения искусства свидетельствуют о других восточных божествах, таких как Сабазиус , [85] Исида и Серапис . [86] Помимо упомянутого выше храма Рима и Августа, об императорском культе свидетельствуют и многочисленные религиозные надписи «в честь божественного дома» (т.е. императорской семьи). [87]
В IV веке христианство приобрело известность в Августе Тревероруме. город стал резиденцией христианского архиепископства . Во второй половине III века [88] а при Константине I он стал важным центром распространения христианства. Современный собор берет свое начало в двойной церкви IV века, построенной недалеко от императорского дворца, вероятно, около 321 года и, возможно, благодаря пожертвованию Елены Августы . Эта церковь, примерно в четыре раза больше сегодняшнего собора, была одним из величайших имперских фундаментов Константина, стоящим в одном ряду с другими крупными церквями в Риме, Константинополе , Иерусалиме и Вифлееме . [14] [89] Иероним , Афанасий Александрийский и Мартин Турский жили и работали в Трире в IV веке, Амвросий . там родился [15] Во времена Грациана комплекс Альтбахталь был «не столько сдан, сколько намеренно разрушен»; культовые статуи были разбиты, а некоторые храмы секуляризованы и превращены в дома. [90] В 384 году христианский ересиарх Присциллиан был казнен в Августе Тревероруме по приказу Магнуса Максима , императора Британии и Галлии, номинально по обвинению в колдовстве. Галльская хроника 452 года описывает присциллианистов как « манихеев », другую гностическую ересь, уже объявленную вне закона при Диоклетиане , и утверждает, что император приказал «поймать и истребить их с величайшим рвением» из числа треверов. [ нужна ссылка ] [91]
Материальная культура
[ редактировать ]Территория Тревери была частью культуры Хунсрюк-Эйфель , охватывающей периоды Гальштат D и Ла Тен AB (с 600 по 250 г. до н.э.). [92]
В течение столетия с 250 по 150 гг. до н.э. территория между Рейном и Маасом претерпела резкую реструктуризацию населения, поскольку какой-то кризис вынудил большинство признаков обитания оказаться на высотах Хунсрюка . После этого кризиса население вернулось в низины, и можно с уверенностью говорить о Тревери по имени. Большая часть сельской местности Треверана, по-видимому, была организована в сельские поселения к концу II века до нашей эры, и эта организация сохранялась до римских времен. [2]
Еще до римских времен у Тревери были развиты торговля, сельское хозяйство и обработка металлов. Они приняли денежную экономику, основанную на серебряных монетах, соответствующих римскому денарию , а также более дешевых бронзовых или бронзово-свинцовых монетах. Торговые товары поступали к Тревери из Этрурии и греческого мира; Денежные данные свидетельствуют о сильных торговых связях с соседним Реми . Месторождения железной руды на территории Треверана интенсивно разрабатывались и составляли часть основы богатства региона. [93]
До и в течение некоторого времени после римского завоевания дворяне Тревера были похоронены в камерных гробницах, покрытых курганами и наполненных роскошными товарами, включая импортные амфоры , оружие и железные изделия . [56] Ко II веку нашей эры богатые Тревери строили сложные погребальные памятники, такие как Всемирного наследия , внесенная в список Колонна Игеля , или скульптурные надгробия, найденные в Арлоне , Ноймагене и Бузеноле , все из которых изображают средства к существованию и/или интересы умершего в течение жизни. . Поскольку кремация стала более распространенной при римском правлении, в надгробиях часто имелись специальные ниши для хранения урн с прахом, а также погребального инвентаря. Погребальный инвентарь римской эпохи включал останки животных, употреблявшихся в пищу (особенно свиней и птиц), монеты, амфоры, керамику, стеклянную посуду, украшения и ножницы. Похороны снова заменили кремацию в конце III века. [94]
Тревери легко адаптировались к римской цивилизации, переняв некоторые средиземноморские традиции в кухне, одежде и декоративном искусстве, начиная с римской оккупации Тительберга в 30 г. до н.э. [95] , еще в 21 году нашей эры По словам Грега Вульфа «тревери и эдуи [были], возможно, теми племенами, которые претерпели величайшие культурные изменения со времени завоевания». [9] Римляне привезли виноградарство в долину Мозеля (см. Мозельское вино ). В целом археологические данные свидетельствуют о продолжающемся развитии и процветании сельских районов вплоть до III века нашей эры. [40] Наряду с соседним Реми , Тревери можно отнести к значительному новшеству в римской технологии : валлусу , машине, запряженной лошадьми или мулами для сбора пшеницы. Валлюс . известен по погребальным рельефам и литературным описаниям [96] Многие отдельные Тревери, эпиграфически засвидетельствованные в других цивитатах, могут свидетельствовать о развитии торговой сети Тревери в западных частях Империи. [97] В начале II века нашей эры Августа Треверорум была важным центром производства самосской посуды (наряду с Лезу и Рейнцаберном ), снабжая Рейнскую область высококачественной блестящей красной керамикой, которая часто была тщательно украшена лепными узорами. [98]
Архитектура виллы Треверан демонстрирует как сосуществование, так и смесь типично галльских и германских черт. В некоторых виллах, например в Отранге и Эхтернахе , небольшие комнаты выходили в большой центральный зал, а не на переднюю веранду, как в большинстве мест в Галлии; такое расположение считалось типично «германским» и могло отражать социальную структуру, в которой все большие семьи и клиенты жили в доме покровителя. С другой стороны, на территории Треверана также можно найти типично «галльские» виллы. [50]
Список Тревери
[ редактировать ]
|
|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дринкуотер, Джон Фредерик (2012). «Тревери» . В Хорнблауэре, Саймоне ; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191735257 . Проверено 26 января 2020 г.
Тревери, кельтский народ в бассейне Мозеля.
- ^ Jump up to: а б Мецлер (2003) , с. 35.
- ^ Вайтман (1970) , стр. 250–253.
- ^ Вайтман (1970) , стр. 21–23.
- ^ Jump up to: а б Вайтман (1970) , с. 37.
- ^ Вайтман (1970) , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Тацит пишет: «Треверы и нервии даже рьяно заявляют о своем германском происхождении, думая, что слава этого происхождения отличает их от однородного уровня галльской женственности». Германия XXVIII .
- ^ Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издание информационной базы . п. 802. ИСБН 1438129181 .
- ^ Jump up to: а б Вульф (1998) , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Цезарь де Белло Галлико.
- ^ Тацит, Истории .
- ^ Jump up to: а б Тацит, Анналы 1:40–41 .
- ^ Jump up to: а б Мецлер (2003) , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Вайтман (1970) , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эберхард Зан (nd). Трир: История и курьезы. Кузанус-Верлаг Трир. (на французском языке)
- ^ Вайтман (1970) , с. 189.
- ^ Джулиан (1892) , с. 296, замечает: «Видя все эти руины, величественные и сегодня, чувствуешь величайшее усилие римского мира у ворот варварства» (двери в варварство) .
- ^ Тилл (1973) , стр. 77–78.
- ^ Цезарь Комментарии к Галльской войне , 1:37
- ^ Плиний . Натуральная история , 4:6
- ^ Тацит Истории , 1:53
- ^ Страбон . География , 4:3:4
- ^ Птолемей . Geōgraphikḕ Hyphhegēsis , 2:9:7
- ^ Кассий Дион . История Ромаика , XXXIX:47
- ^ Орозий Истории против язычников
- ^ Уведомления о почестях . и 9, 37 и 38; 11, 35, 44, 77
- ^ Jump up to: а б с д Фалилеев 2010 г. , св Тревери и полковник. Август Треверский .
- ^ Латинский словарь Коллинза плюс грамматика (1997). ХарперКоллинз. ISBN 0-00-472092-X .
Инструмент для изучения слов «Персей». Морфологический анализ измененных латинских слов , - ^ Деламар (2003) , с. 301.
- ^ Jump up to: а б Циммер (2006) , с. 174.
- ^ Деламар (2003) , стр. 259–260, 301.
- ^ Гисселинг (1960) , с. 977.
- ^ Цезарь , БГ III:11 , IV:3 , IV:10 .
- ^ Цезарь , БГ IV:6 , VI:32 .
- ^ Jump up to: а б Страбон . IV:3, абзац 3.
- ^ Тальберт 2000 , Карта 11: Сена-Рейн.
- ^ Плиний IV.5
- ^ Jump up to: а б Джордж Лонг . «Тревери». В Уильяме Смите (изд., 1854 г.) Словарь греческой и римской географии .
- ^ Тилл (1973) , стр. 54–55.
- ^ Jump up to: а б с Мецлер (2003) , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с Бинсфельд (2012) .
- ^ Элизабет Гамильтон. Кельты и урбанизация – непреходящая загадка Оппиды . Архивировано 10 апреля 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 21 ноября 2007 г.
- ^ Вайтман (1970) , с. 135.
- ^ Мецлер (2003) , стр. 36–37.
- ^ Вайтман (1970) , стр. 124–125.
- ^ Вайтман (1970) , с. 127.
- ^ Мецлер (2003) , с. 43, краткое изложение Цезаря , BG IV:6 , II:4 .
- ^ Помпоний Мела (ок. 43 г. н. э.). Де Ситу Орбис, III:2. Архивировано 8 февраля 2008 г. в Wayback Machine. Цитируемый термин - «clarissimi». Конечно, к этому моменту административные границы Галлии Бельгики были установлены и включали Тревери.
- ^ Авл Гиртий «Книга VIII». У Цезаря , БГ 8:25 .
- ^ Jump up to: а б Кинг (1990) , стр. 153–155.
- ^ Иероним пишет: Galatas Exxo Sermone Graeco, quo omnis oriens loquitur, propriam linguam eamdem pene habere quam Treviros («Что у галатов, помимо греческого языка, на котором они говорят так же, как и остальные жители Востока, есть свой собственный язык, который почти то же самое, что и у Треверанов»), в Migne, Patrologia Latina 26, 382.
- ^ Хельмут Бирхан (1997). Кельты: попытка общего представления своей культуры. Австрийское издательство. ISBN 3-7001-2609-3 . п. 301. (на немецком языке)
- ^ Вайтман (1970) , стр. 20, 51.
- ↑ В Epigraphik-Datenbank Clauss/Slaby записано около тысячи тысяч латинских надписей только для города Августа Треверорум.
- ^ Мецлер (2003) , « центр города Тревирес», с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Мецлер (2003) , с. 41.
- ^ Caesar , B.G. II:24 , V:3 .
- ^ Caesar , B.G. V:2 .
- ^ Caesar , B.G. V:47, 55 .
- ^ Цезарь , BG VI:8 .
- ^ Цезарь , BG VI:63 , VIII:45 .
- ^ Мецлер (2003) , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Мецлер (2003) , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Джулиан (1892) , с. 293.
- ^ К. Светоний Транквилл (121). Жизнь Цезарей IV: 8
- ^ Тацит, Анналы III: 40–42.
- ^ Мецлер (2003) , с. 58.
- ^ Джона Лендеринг (2002). «Юлий Сабин» . Livius.org: Статьи по древней истории . Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Мецлер (2003) , «Второй толчок новеллизации», с. 60.
- ^ Вайтман (1970) , с. 51.
- ^ Мецлер (2003) , «Подавляющее большинство сельскохозяйственных угодий остаются под паром и никогда больше не будут восстановлены», стр. 62.
- ^ Хайнен (1985) , стр. 211–265.
- ^ Мецлер (2003) , с. 65.
- ↑ Оригинал был куплен для Лувра из коллекции Эрнеста Дюпе, который раскопал римский викус в Дальхейме. ( Национальный музей истории и искусства Люксембурга: Истоки коллекции. [ постоянная мертвая ссылка ] ).
- ^ Jump up to: а б Николь Жюфер и Тьерри Лугинбюль (2001). Галльские боги: справочник имен кельтских божеств, известных из эпиграфики, древних текстов и топонимики. Париж: Издания Errance. ISBN 2-87772-200-7 . (на французском языке)
- ^ Уильям ван Андринга (2002). Религия в Римской Галлии: благочестие и политика, 1-3 века нашей эры. AD Éditions Эрранс, ISBN 2-87772-228-7 . (на французском языке)
- ^ Жан-Жак Атт, Мифы и боги Галлии, том 2 (незаконченная рукопись, посмертно опубликована в Интернете. Архивировано 20 июля 2011 г. на Wayback Machine , по состоянию на 29 ноября 2006 г.), «Являются пилотами по сохранению коренных кельтских и докельтских традиций», с. 11.
- ^ Деркс (1998) , с. 96: «По этим причинам Ленус Марс по праву считается главным богом Тревери».
- ^ Деркс (1998) , с. 98.
- ^ Вайтман (1970) , с. 209.
- ^ Мецлер (2003) , с. 51.
- ^ Вайтман (1970) , стр. 215–218, 220, 223–224.
- ^ Кунен и др. (1996) , стр. 211–214.
- ^ Кунен и др. (1996) , стр. 217–221.
- ^ АЭ 1921:50.
- ^ Кунен и др. (1996) , стр. 222–225.
- ^ Латынь: in Honorem Domus Divinae, что подтверждается десятками надписей с территории Треверана. AE 1929:174 является одним из примеров.
- ^ Хайнен (1985) , стр. 327–347.
- ^ Кинг (1990) , стр. 190–193.
- ^ Вайтман (1970) , с. 229.
- ^ Эймс, Кристин Кэдвелл (15 апреля 2015 г.). Средневековые ереси: христианство, иудаизм и ислам . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 45–46. ISBN 9781107023369 .
- ^ Мецлер (2003) , стр. 34–36.
- ^ Мецлер (2003) , с. 42.
- ^ Вайтман (1970) , стр. 148–150, 244–248.
- ^ Мецлер (2003) , с. 46.
- ^ Кинг (1990) , стр. 100–101.
- ^ Вульф (1998) , с. 134.
- ^ Кинг (1990) , стр. 129–130.
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Юлий Цезарь (ок. 51 г. до н.э.), Комментарии к Галльской войне (доступны в Wikisource) .
- Евсевий Софроний Иероним (ок. 387), Толкование к Посланию к Галатам .
- К. Плиний Секунд (ок. 77–79), Естественная история .
- Страбон (7 г. до н. э. – 23 г. н. э.), Geographica .
- Корнелий Тацит (117 г. н.э.), Анналы (доступно в Wikisource) .
- _____ (ок. 98 г. н. э.), Германия (доступно в Wikisource) .
- _____ (ок. 105 г. н.э.), Historiae (доступно в Wikisource) .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бинсфельд, Андреа (2012). «Аугуста Треверорум (Трир)». В Бэгналле, Роджер С. (ред.). Энциклопедия древней истории . Джон Уайли и сыновья. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah16019 . ISBN 978-1-4443-3838-6 .
- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному старокельтскому языку (на французском языке). Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Деркс, Тон (1998). Боги, храмы и ритуальные практики: трансформация религиозных идей и ценностей в Римской Галлии . Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-90-5356-254-3 .
- Фалилеев, Александр (2010). Словарь континентальных кельтских топонимов: кельтский спутник Атласа Баррингтона греческого и римского мира . КМКС. ISBN 978-0955718236 .
- Гисселинг, Мауриц (1960). Топонимический словарь Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Северной Франции и Западной Германии на 1226 год (на нидерландском языке). Бельгийский межуниверситетский центр голландских исследований.
- Хейнен, Хайнц (1985). Трир и Треверерленд в римские времена (на немецком языке). Университет Трира. ISBN 3-87760-065-4 .
- Кинг, Энтони (1990). Римская Галлия и Германия . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-06989-7 .
- Кунен, Ганс Петер; и др. (1996). Religio Romana: Пути к богам в древнем Трире (на немецком языке). Рейнский государственный музей Трир . ISBN 3-923319-34-7 .
- Мецлер, Жанно (2003). «Люксембург до Люксембурга». В Гилберте Трауше (ред.). История Люксембурга: европейская судьба «маленькой страны» (на французском языке). Тулуза: Éditions Privat. ISBN 2-7089-4773-7 .
- Талберт, Ричард Дж. А. (2000). Баррингтон Атлас греческого и римского мира . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691031699 .
- Тилль, Жерар (1973). Ранняя и ранняя история Люксембурга . Люксембург: Бург-Бурже.
- Вайтман, Эдит М. (1970). Роман Трир и Тревери . Лондон: Руперт Харт-Дэвис. ISBN 0-246-63980-6 .
- Вульф, Грег (1998). Становление римлянином: истоки провинциальной цивилизации в Галлии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-78982-6 .
- Циммер, Стефан (2006). «Треверер». В Беке, Генрих (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 31 (2-е изд.). Де Грютер. ISBN 978-3110183863 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абер, Джеймс С. (2004). Вулканизм Эйфеля , Германия. Эмпория, Канзас, США: Государственный университет Эмпории. Архивировано 1 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Джулиан, Камилла (1892). Галлия: Сводная таблица Галлии под римским господством (на французском языке). Париж: Библиотека Hachette.