Дексиваты
Дексиваты ) — ( галльский : Dexiuates небольшое галльское племя, жившее в южной части современного Воклюза , недалеко от современной деревни Каденет , во времена железного века и римского периода .
Имя
[ редактировать ]Племя засвидетельствовано как Дексиватиум ( var. dexuia -) . Плинием в I веке нашей эры [1] [2]
Галльский . этноним Dexiuates происходит от основы deksiu(o)- («справа, на юге, благоприятный») Местная богиня также упоминается как Дексиуа (Деа) или Дексиуа . Таким образом, имя Дексиватес означает либо «те, кто живет на юге» (т.е. «Южане»), либо «те, кто принадлежит богине Дексиуа» (т.е. «Поклонники Дексиуа»), чье имя можно перевести как «та, которая находится на справа / на юге», откуда «Благоприятный». [3] [4]
География
[ редактировать ]Территория Дексиватов располагалась в долине Дюранс , к югу от массива Люберон , на территории, которая сегодня известна как Пэи-д'Эг . [5] [6] Они жили к северу от Сальеса и Анатилии , к востоку от Кавареса , к югу от Воконтиев и Альбичей и к западу от Рейи . [7] По словам историка Гая Барруоля , они были частью Салувийской конфедерации . [8] [9]
Дальше находятся каналы, выходящие из Роны, известные как работа Гая Мариуса, чье выдающееся имя они носят, озеро Мастромела и город Маритима из Аватичей, а выше находятся Каменные равнины, где, по преданию, Геракл сражался, район Анатилий и внутренние районы Дексиватов и Каваров.
Оппидум Кастельяр-де-Кадене (современный Каденет ), построенный в III–II веках до нашей эры, вероятно, был главным городом Дексиватов. [5] [10] Это место было заселено как минимум до III века нашей эры. [11] Другой протоисторический оппидум находился в замке Кадене , построенном в средние века на бывшем галльском месте. [12] Сельская местность была густонаселена: 38 сельских поселений относятся к римскому периоду. [10]
Культура
[ редактировать ]Дексиваты находились под влиянием греческой культуры, о чем свидетельствует серия галло-греческих надписей, относящихся к личным именам, а также обнаружение большого клада монет Массалиот в Кастелларе, датируемого III–II веками до нашей эры. [13]
Религия
[ редактировать ]В римский период в бывшем оппидуме Кастеллара был построен храм, посвященный богине Дексиуа, местному божеству, встречающемуся только в этом регионе и имеющему явный этнический аспект. [10] Местные жители, вероятно, часто посещали святилище в период с I века до нашей эры до конца III века нашей эры. [10] [4] Ее имя могло означать, что она была божеством (удачливости), [4] или же связано с функцией плодовитости, что было бы эквивалентно римскому культу Bona Dea . [14] Дексиуа однажды почитался вместе с римским богом Марсом в связи с даром топоров, в надписи, датированной III веком нашей эры. Некоторые ученые предлагают рассматривать пару как защитников местного сообщества, хотя другие утверждают, что объединение кажется косвенным и скорее вызвано потребностями посвященного. [15] [4]
d(onum) d(at) Топор Четвертого Мар(ti) Dexsive Четвертый топор v(otum) s(забыть) l(иду) m(erito)
[Квартус предлагает топор Марсу в подарок, Кварт предлагает топор Дексиве, добровольно и заслуженно исполняющий свою клятву]— ILN III, 221 = CAG 84,2
Дексиуа также когда-то ассоциировался с Caudellenses , что, вероятно, было собирательным обозначением местных божеств Каденета или его жителей: [15] [16] [4]
С Dexivae и Caudellens C(aius) Helvius первое место v(otum) s(забудьте) l(иду) m(erito)
[Гай Гельвий Примус охотно и заслуженно дал свою клятву Дексиве и Кауделленсам, предложив им сиденья или скамейки]— ILN III, 222 = CAG 84,2
Две надписи, посвященные местному богу Лановалу, были найдены возле горного ручья под названием Лаваль (≈ Лавар ), имя которого связано с божеством. [17] Лановалус интерпретировался как бог-целитель в контексте культа, связанного с водой. [12] Его имя буквально означает «Полный принц» (то есть «Всемогущий»), происходящее от галльского корня lano – («полный»), присоединенного к слову ualos («правитель, принц»). [18] алтарь, посвященный Юпитеру Оптимусу Максиму . В замке Кадене также известен [12]
В Кастелларе и его окрестностях известно несколько изображений человеческой ступни, выгравированных на стелах. Были предложены две противоречивые интерпретации: вотивная функция (например, знак, оставленный паломниками, или подножие божества) или, что более вероятно, погребальная функция, по сравнению с аналогичными местами из южной Галлии. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Плиний 1938 . Naturalis Historia , 3:34 .
- ^ Falileyev 2010 , s.v. Dexivates .
- ^ Деламарр 2003 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бек 2013 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б Барруол, 1969 , стр. 204–205.
- ^ Голосетти, Изоарди и Агуста-Буларот 2010 , стр. 110.
- ^ Талберт 2000 , Карта 15: Арелате-Массалия.
- ^ Барруол 1969 , с. 188.
- ^ Заклепка 1988 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д Golosetti 2017 , pp. 180–181.
- ^ Изоарди, Моччи и Уолш 2009 , стр. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с Хойсслер 2008 , с. 181.
- ^ Golosetti 2017 , pp. 175–178.
- ^ Хойсслер 2008 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Хойсслер 2008 , с. 180.
- ^ Голосетти, Изоарди и Агуста-Буларот 2010 , с. 117.
- ^ Голосетти, Изоарди и Агуста-Буларот 2010 , стр. 116.
- ^ Деламарр 2003 , стр. 196–197, 306.
- ^ Голосетти, Изоарди и Агуста-Буларот 2010 , стр. 113–115.
Первоисточники
[ редактировать ]- Плиний (1938). Естественная история . Классическая библиотека Леба. Перевод Рэкхема, издательство H. Harvard University Press. ISBN 9780674993648 .
Библиография
[ редактировать ]- Барруоль, Гай (1969). Доримские народы Юго-Восточной Галлии: исследование исторической географии . Э. де Боккар. ОСЛК 3279201 .
- Бек, Ноэми (2013). «Кельтские божественные имена, относящиеся к галльским и британским группам населения». Ин Хофенедер, Андреас; де Бернардо Стемпель, Патриция (ред.). Théonymie celtique, культы, интерпретация — Keltische Theonymie, Kulte, Interpretatio . Издательство Австрийской академии наук. стр. 51–72. ISBN 978-3-7001-7369-4 . JSTOR j.ctv8mdn28.7 .
- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Фалилеев, Александр (2010). Словарь континентальных кельтских топонимов: кельтский спутник Атласа Баррингтона греческого и римского мира . КМКС. ISBN 978-0955718236 .
- Голосетти, Рафаэль; Изоарди, Дельфин; Агуста-Буларо, Сандрин (2010). «Богиня Дексиуа Кастельярская (Кадене, Воклюз). Сопоставление эпиграфических свидетельств и археологических данных во время первых раскопок» (PDF) . Археологический обзор Нарбоннеза . 43 (1): 109–125. дои : 10.3406/ran.2010.1802 . S2CID 190102357 .
- Голосетти, Рафаэль (2017). «Культовые места в бывшей Оппиде в Юго-Восточной Галлии: вопросы памяти, традиций и идентичности». Оксфордский журнал археологии . 36 (2): 171–195. дои : 10.1111/ojoa.12111 .
- Хойсслер, Ральф (2008). «Власть и религия в галло-римском пейзаже: города Апт и Экс-ан-Прованс». В Хойсслере, Р. (ред.). Романизация и эпиграфика. Междисциплинарные исследования аккультурации и идентичности в Римской империи . Издания Мергойл. стр. 155–248. ISBN 978-2355180071 .
- Изоарди, Дельфин; Моччи, Флоренция; Уолш, Кевин (2009). «Вал для агрессии на юге Франции? Oppidum du Castellar (Кадене, Воклюз)» . Документы южной археологии. Протоистория юга Франции (32): 121–150. дои : 10.4000/дам.1916 . ISSN 0184-1068 .
- Ривет, Альф (1988). Gallia Narbonensis: С главой о Приморских Альпах: Южная Франция в римские времена . Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-5860-2 .
- Талберт, Ричард Дж. А. (2000). Баррингтон Атлас греческого и римского мира . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691031699 .