Бибракте
Альтернативное название | Мон Бёврэ |
---|---|
Расположение | Рядом с Отеном , Франция |
Область | Галлия |
Координаты | 46 ° 55'23 "N 4 ° 02'15" E / 46,92306 ° N 4,03750 ° E |
Тип | Город |
История | |
Периоды | Железный век Европы |
Культуры | я вырос |
Бибракте , галльский оппидум (укрепленное поселение), был столицей эдуев и одним из важнейших городищ в Галлии . Он находился недалеко от современного Отена в Бургундии , Франция . Материальная культура эдуев соответствовала позднего железного века латенской культуре .
В 58 г. до н.э. в битве при Бибракте армии Юлия Цезаря разгромили гельветов в 16 милях к югу от форта. В 52 г. до н. э. Верцингеторикс был провозглашен главой галльской коалиции в Бибракте. Через несколько десятилетий после римлянами завоевания Галлии Бибракте был оставлен в пользу Отена , находящегося в 25 километрах от него. Будучи заброшенным, Бибракте оставался нетронутым и неисследованным, пока его не обнаружили современные археологи .
Жак-Габриэль Бульо начал первые раскопки на этом месте между 1867 и 1895 годами. Его племянник Жозеф Дешелетт , автор знаменитого «Мануэля д'Археологии» , продолжил раскопки между 1897 и 1907 годами.
Современное место, известное как Мон Беврэ , обычно идентифицируется как древний Бибракт. Это место находится на границах французских департаментов Ньевр и Сона и Луара в Бургундии. Это археологический парк в центре охраняемого леса. Это центр совместных европейских археологических усилий, учебная площадка для молодых археологов и центр интерпретации галльской культуры для широкой аудитории. Важные международные раскопки были предприняты в Мон-Бевре группами из университетов Шеффилда , Киля , Будапешта , Вены и Лейпцига .
12 декабря 2007 года Бибракте получил звание «Великое место Франции».
До римского завоевания в 52 г. до н. э. в великом кельтском городе Бибракте проживало более тридцати тысяч жителей. [1] защищен огромной каменной стеной типа Мурус Галликус , окружавшей территорию площадью 135 гектаров. [2]
Этимология
[ редактировать ]Происхождение слова Bibracte до сих пор мало изучено. Этот термин, возможно, произошел от кельтского *bibro- / *bebro- ( бобер ), за которым следует собирательный суффикс -akti (ср. ирландское, галльское aktā ). [3] или от латинского biffracrus (дважды укрепленный). [4] Однако последняя версия считается сомнительной со стратегической точки зрения. [5] поскольку защитить зубчатую стену на большом расстоянии очень сложно, и проблема, которую двойная зубчатая стена только усугубила бы. Более того, каменная облицовка внешней окружающей стены была повторно использована для строительства второй стены, а это означает, что маловероятно, что Бибракте был окружен двумя стенами одновременно.
Три надписи, посвященные богине Бибракте , которые были найдены в Отене в 17 веке, дают другое объяснение этому названию, но две надписи, высеченные на камне, исчезли, а подлинность третьей, выгравированной на латунном медальоне, была признана подлинной. предмет дискуссии. Некоторые ученые той эпохи привели другие доказательства, оправдывающие размещение эдуйского оппидума на месте Отена (бывшего Августодуна ), который фактически был столицей эдуев в первом веке. [6]
Открытие Бибракта
[ редактировать ]Бибракте упоминается в римских источниках лишь дважды. Первое упоминание встречается в » Юлия Цезаря в «Записках о Галльской войне 58 году до нашей эры. Об этом снова упомянули в 52 г. до н.э., когда он ставил под сомнение намерения своих союзников-эдуев, которые присоединились к восстанию и короновали Верцингеторикса королем галлов в Бибракте. Надписи той эпохи сообщали, что столица эдуев получила название Августодунум ( цитадель Августа ) во время правления Августа, что дало начало нынешнему Отуну.
Начиная с XVI века среди учёных, аристократов и духовенства возникло увлечение местной историей, что привело к вопросу о местонахождении Бибракте. [7] Одна из теорий помещала Бибракт в Отен: галльский город на месте галло-римского города. Другой поместил его в Боне и защищал ученый Хьюг де Саленс . Третий расположил город на склонах Беврека или Беврека, сегодня известного как Мон Беврэ . Эта последняя теория основывалась на трех основных аргументах. Во-первых, существует связь между названиями Бибракте и Бёврект. Во-вторых, средневековые хроники помещают город в Бёврект. Это было подкреплено существованием ежегодной ярмарки в первую среду, четверг и пятницу мая, возраст которой засвидетельствован в текстах 13 века. Наконец, открытие керамики, монет и наблюдения священника Сен-Леже-су-Беврэ в 1725 году подтвердили это. [7]
В целом гипотеза Отена поначалу получила наибольшее одобрение. Более того, после Французской революции Отен был переименован в Бибракт и оставался таковым в течение некоторого времени. [7] Только исследования Жака Габриэля Бульо в 19 веке изменили мнение ученых в пользу Мон Беврэ. В 1851 году Буллио сообщил Конгрессу Французского археологического общества о древней часовне (часовне Сен-Мартен на Мон-Бевре), созданной для христианизации эдуев. [6] Он также вернулся в Мон-Беврэ, чтобы сделать дополнительные записи. Он обнаружил то, что, по его мнению, было насыпью римского лагеря (на самом деле неметон ) на вершине горы Бёврэ рядом с часовней. Он задокументировал это и рассматривал возможность размещения Бибракта в Мон-Бевре вместо Отена, вопреки единодушному мнению Общества эдуев. Публикация его « Очерка о римской системе обороны в стране эдуев между Соной и Луарой» , в которой он изложил свои убеждения, не была воспринята всерьез членами Общества археологов.
Император Наполеон III заинтересовался сражениями Галльских войн , и офицер по имени Стоффель, которому император поручил провести расследование победы римлян над гельветами , посетил Буллиота, который поделился с ним своим мнением о местонахождении Бибракте. Стоффеля это не заинтересовало, но он поручил Ксавье Гаренну, другому члену Общества эдуев, провести исследование Мон-Бавре. [6] В то же время виконт Абовильский, владелец земли, провел исследования и поделился ими с архиепископом Реймса, который был членом Общества эдуев и другом Буллиота, хотя и не разделял теории Буллиота о Расположение Бибракте. Заинтересовавшись этими исследованиями, архиепископ поделился различными открытиями с императором, который в 1867 году поручил Буллио провести исследования в Мон-Бавре и профинансировал его работу. [6]
Буллиот проводил раскопки на этом месте с 1867 по 1905 год, устранив все сомнения относительно местонахождения Бибракте. Его племянник Жозеф Дешелетт , которого он познакомил с раскопками, продолжал работу до 1907 года, сравнивая Бибракте с другими местами в Европе, такими как Страдонице в Богемии, Манхинг в Германии и Велем-Зенст-Вид в Венгрии, которые были предшественниками культурного объединения. кельтского мира и цивилизации Оппида . [8]
История оппидума
[ редактировать ]Хронология населения Бёвре
[ редактировать ]При раскопках ворот было обнаружено пять артефактов , самый старый из которых демонстрировал человеческое жилье на Мон-Беврэ в эпоху неолита . [9] Методы датирования показали, что оппидум был основан в конце III века до нашей эры на территории площадью 200 гектаров, защищенной внешним валом. Внутренний вал был построен позже по неизвестным причинам. [10]
Поскольку эдуи имели статус «друга римского народа», контакты с римскими купцами были вероятны до завоевания Галлии Юлием Цезарем. Этот привилегированный статус не позволил Бибракте сильно пострадать от конфликта: в 58 г. до н.э. в Монморе , в 25 км к югу от этого места, армии Юлия Цезаря разгромили гельветов . [11] вынудив их вернуться в Швейцарию и постепенно включиться в состав того, что впоследствии стало Римской империей . В 52 г. до н. э. собрание галльских народов в Бибракте передало Верцингеториксу верховное командование галльскими армиями. [12] [13] Несмотря на это восстание, Цезарь милостиво отнесся к городу после победы при Алезии . Он оставался там зимой 52-51 гг. до н.э. [14] написать свои «Комментарии о Галльской войне» . В них упоминались имена некоторых знатных представителей аристократии эдуев, таких как Думнорик , вергобрет эдуев, и его брат Дивициак , друид . Промышленность города процветала в последующие десятилетия после войны.
Страбон , писавший на поколение позже Цезаря, определил Бибракте как снова оплот эдуев. Географ [15]
После основания Отена ( Августодунума ) в 25 километрах ок. 15 г. до н.э., во время правления Августа , Бибракте постепенно покинули его жители. Однако культы продолжали практиковать свои обряды в храмах и фонтанах, а аристократические резиденции сохранялись. По поводу заброшенности этого места на протяжении нескольких десятилетий были выдвинуты две основные гипотезы. Миграция могла быть вызвана экономическими причинами или желанием интегрироваться с римской моделью; часть доминирующего класса эдуев, уже проримски настроенная во время Галльской войны , определенно осознавала стратегическую важность нового города, расположенного на главных путях сообщения, и хотела соответствовать римской модели равнинных городов, в то время как более традиционное население какое-то время оставался на территории Бибракте. [16]
Из текстов XIII века известно, что каждый первый понедельник мая проводился фестиваль. [7] В 15-16 веках на Мон-Беврэ был основан францисканский монастырь. [13] Его закрыли, но фестиваль продолжился.
Влияние и власть
[ редактировать ]Могущество столицы эдуев было описано в «Комментариях к Галльской войне» , в которых подчеркивались многочисленные союзы эдуев с соседними народами. Юлий Цезарь также упомянул войны, в которых эдуи противостояли арвернам и секванам за гегемонию над большей частью Галлии. Эти упоминания не были беспристрастными, поскольку Рим был в союзе с эдуями, «нашими кровными братьями». [17] по крайней мере, со II века до нашей эры. Более того, они поддерживали коммерческие связи и военные союзы: Рим помог эдуям во II веке разгромить армию арвернов и встал на их защиту от вторжения гельветов, которое спровоцировало Галльскую войну .
Габриэль де Мортилье в своей классификации древних народов включил жителей этого места под названием «баврэзианцы», категорию, от которой отказались современные ученые. [18]
Помимо этого мощного союза с Римом, эдуи входили в конфедерацию кельтских племен, в которую входили:
- Амбарри ) в Айне (
- Бранновицы
- Белловачи
- Битуриги ) в Берри (
- Парижане
- Сегусиави ) ( Форез , примыкающий к Арверни
- Сеноны ) ( Санс регион
Влияние которого распространялось на большую часть Галлии.
Коммерция
[ редактировать ]В своей «Истории Галлии » историк Камилла Юллиан пишет об эдуях такие строки : «Бибракте, я уверен, был источником и гарантией их могущества. Вокруг Бибракта были очень хорошие дороги, соединявшие три крупнейших бассейна Франции ». [19]
Так, римские продукты, путешествуя вверх по Роне (водные пути были самым быстрым средством передвижения в то время) и захватывая после этого Сону , Луару или Алье , проходили через территорию эдуев, прежде чем присоединиться к бассейнам Луары и Сены . Эдуи находились на торговом перекрестке между кельтским миром и Римом . Они позволили распространять римские товары через Галлию еще во 2 веке до нашей эры, позволяя своим союзникам получать выгоду от торговли с Римом и, определенно, с греческими колониями, такими как Массилия . Этот обмен подтверждается большим количеством амфор и керамики из Италии, обнаруженных в баках для мусора и на тротуарах домов.
Кроме того, эдуи установили систему обычаев, облагавших налогом продукты, проходящие через их территорию, чтобы увеличить свое богатство, о чем свидетельствуют тексты Юлия Цезаря: «Это было типично для Думнорига : человек был смелым, его щедрость сделала его популярным, и он хотел политических перемен. В течение многих лет он контролировал таможенные и все другие налоги эдуев, потому что, когда он предлагал цену, никто не осмелился сделать ставку против него». [20] Эдуи и секвани воевали друг с другом за контроль над Араром (ныне Сона), потому что контроль над рекой позволял облагать налогом римские и кельтские продукты, идущие на север.
В центре оппидума было обнаружено множество подвалов и некоторых общественных зданий, в которых хранилось большое количество зерновых и вина, импортированных из южных стран. [21] Один из этих деревянных подвалов недавно был реконструирован. Без сомнения, именно в этих зданиях эдуи централизовали сбор урожая и импорт.
Политика
[ редактировать ]Политическая система эдуев в основном строилась по указаниям в «Комментариях к Галльской войне» . Во главе государства эдуев заседал сенат, в который входили по одному члену от каждой аристократической семьи эдуев. То, что сегодня называется исполнительной властью, принадлежало вергобрету , верховному магистрату , который осуществлял свои функции в течение года. Ему было запрещено в этот период покидать пределы территории, что не позволяло ему командовать армией за пределами границ. [22] Эта мера, наряду с мерой, разрешающей только один голос каждой аристократической семье в сенате, была направлена на то, чтобы помешать любому человеку или его семье монополизировать бразды правления. Вергобрет публично избирался советом, возглавляемым друидами . У эдуев, похоже, вергобрет также выполнял судебную роль, поскольку Цезарь сообщает, что он имел «право на жизнь и смерть по отношению к своим согражданам». Наконец, считается, что вергобрет отвечал за управление территорией. [22]
Кроме того, известно, что друиды выполняли высокие функции с тех пор, как Дивициак приехал в Рим, чтобы защищать дело эдуев во время германского вторжения под предводительством Ариовиста из-за секванов ; [23] он также руководил конницей эдуев во время Галльской войны после смерти своего брата Думнорига . Поэтому считается, что некоторые друиды занимали высокие военные должности.
Археологические исследования на горе Бёврэ
[ редактировать ]С 1865 по 1895 год Габриэль Буллио обнаружил Бибракте в 1867 году и начал там раскопки (особенно в квартале кельтских ремесленников, окружающем ворота Ребут), с помощью средств, выделенных Наполеоном III. [6] Фактически, имея страсть к истории, император начал обширные кампании раскопок, чтобы обнаружить места Галльской войны, чтобы написать свою « Историю Юлия Цезаря» . Жозеф Дешелетт, племянник Буллио, снова приступил к своей работе с 1895 по 1907 год. Он был убит во время Первой мировой войны, и раскопки пришли в запустение. В 1984 году раскопки возобновились по инициативе Франсуа Миттерана , который в 1985 году объявил Бибракте местом национального интереса. [13] Этот термин, придуманный по этому случаю, позволил субсидировать сайт. Позднее был создан ярлык «национальный интерес» для обозначения выставок или объектов, которые получают выгоду от программы распространения и расширения публики, проводимой министром культуры. Это дает необходимый импульс проекту раскопок европейского масштаба. Так, в 1989 году был создан Европейский археологический центр Мон-Беврэ, включающий в себя участок, музей и исследовательский центр Глюкс-ан-Гленн . Он был открыт в 1995 году. Раскопки проводил Винсент Гишар и проводил на практике многие французские и иностранные команды; раскопки в основном сосредоточились на галльском районе Ребут, на обширном галло-римском ансамбле Пастбища монастыря и римской резиденции Конного парка.
Специалисты, исследователи, профессора и студенты со всей Европы каждое лето собираются на этом месте, чтобы раскопать разные части этого места. [24] В их число, среди прочего, вошли:
- Австрия : Венский университет
- Бельгия : Свободный университет Брюсселя
- Чехия : Масариков университет
- Франция : Университет Франш-Конте , Университет Бургундии , Парижский университет 1 Пантеон-Сорбонна , Университет Пьера и Марии Кюри , Университет Франсуа Рабле
- Германия : Кильский университет , Лейпцигский университет , Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана , Майнцский университет
- Венгрия : Университет Этвеша Лоранда
- Италия : Болонский университет
- Польша : Жешувский университет
- Словения : Университет Любляны
- Испания : Мадридский университет и Университет Сарагосы.
- Швейцария : Университет Лозанны
- Великобритания : Эдинбургский университет.
Каждый университет проводит раскопки на этом месте в рамках трехгодичных проектов, состоящих из нескольких недель работы на местности с последующим детальным изучением раскопок и обнаруженных объектов, которые затем хранятся в исследовательском центре объекта.
Археологические изыскания на горе Бёврэ
[ редактировать ]Ранняя техника разведки, которую использовал Буллиот, была элементарной. Оно заключалось в наблюдении за неровностями ландшафта, поскольку гора практически не изменилась с исследуемого периода. Это позволило ему воссоздать план зубчатых стен практически без раскопок. Он использовал эту технику для составления масштабного плана с помощью армейских топографов, которые выполнили серию топографических воссозданий ландшафта. Однако до сих пор существует только воссозданный район Порри. [25]
В последние годы тот же метод использовался в районе Порри с более точными инструментами, такими как теодолиты и GPS . Аэро- и электромагнитная разведка невозможна из-за леса и растительности на горе после прекращения выпаса скота и раскопок Жозефа Дешелетта, а также из-за характера недр. [25] Одним из дорогостоящих, но более быстрых методов, опробованных в 2007 году, является LIDAR , использование бортовых лазерных сканеров, которым не мешает растительность и которые могут за считанные минуты воссоздать то, что обычно занимает недели, чтобы сделать на земле. Это будет сделано для того, чтобы попытаться составить полную карту города и заархивировать топографию местности.
Организация
[ редактировать ]Исследование, проведенное Буллио и Дешелетт в конце 19-го и в начале 20-го века, воссоздало организацию территории на кварталы, при этом строительство в основном шло по центральной дороге от Ворот Ребаута до Великих Ворот. Эта организация отличается от организации оппиды, такой как Манчинг, где существует регулярная городская структура; это объясняется рельефом местности, поскольку зубчатые стены окружают три вершины с относительно крутыми склонами.
С 1984 года раскопки, казалось, подтвердили гипотезы Дешелетта и Бульо в общих чертах, хотя, тем не менее, внесли некоторые нюансы.
Зубцы
[ редактировать ]Бибракте был защищен мощными зубцами в стиле Мура Галлика , которые в ходе раскопок удалось реконструировать. В городе было наличие двух разных окружающих стен и по крайней мере пяти реставраций внутренней окружающей стены, что было выявлено, среди прочего, при исследовании ворот Ребут. [10] Удивительно, но внутренняя окружающая стена была построена после внешней стены. Таким образом, площадь города сократилась с 200 до 135 га (с 494 до 334 акров).
Внутренняя стена, обнаруженная Буллиотом, представляет собой Murus Gallicus, ограничивающую территорию площадью 135 гектаров и длиной 5 километров (3,1 мили) на каждую зубчатую стену. Подсчитано, что на строительство стены потребовалось более 10 000 кубических метров древесины, от 10 000 до 20 000 кубических метров земли и около тридцати тонн железа. [26]
Внешняя стена окружает территорию площадью 200 гектаров и стала объектом первоначальных исследований, начиная с 1992 года. Это археологическое исследование показало, что зубчатая стена первоначально имела высоту от четырех до пяти метров (от 13 до 16 футов) без пока неизвестной вершины (например, частоколов или башен) и идентичную глубину, и ей предшествовал ров между 2 и 4 метрами высоты. метров (6,6 и 13,1 футов) в глубину и от 6 до 10 метров (20 и 33 футов) в ширину. Исследование проводилось в период с 1995 по 2002 год с участием множества исследований, а также исследований Венского университета . Исследователям удалось установить, что эта зубчатая стена представляла собой Murus Gallicus, который был разобран для строительства внутренней стены. Однако датировка остается неточной и относит это событие ко II веку. [10]
Зубчатую стену перемежают примерно пятнадцатью воротами, в том числе знаменитыми Воротами Ребута (20 метров (66 футов) в ширину и 40 метров (131 фут) в глубину). Ворота Ребута были первым местом, раскопанным Буллиотом, где он работал в течение девяти недель, и первым местом новых раскопок с 1984 по 1986 год, в ходе которых также изучались рвы, прилегающие к зубчатым стенам. [27] В ходе раскопок было обнаружено пять уровней различных реставраций, включая частокол эпохи неолита (датированный углеродом-14 ). Последний был объектом реконструкции с 1996 года, которая в настоящее время знаменует собой вступление в старый оппидум . В настоящее время исследованиями не удалось обнаружить следов способа запирания ворот или защитного устройства для них. Некоторые гипотезы выдвигали идею о двойных воротах, увенчанных деревянной сторожевой башней, подобной башне Манхинга, но пока ничто не подтвердило это.
Недавние исследования зубчатых стен, начиная с 2005 года, были сосредоточены на линии укреплений вниз по склону от Ворот Ребаута. Датировка, по-видимому, указывает на то, что это строительство имело место после строительства ворот и, следовательно, представляло собой предварительное укрепление. В то же время между двумя линиями зубчатых стен было обнаружено несколько аристократических гробниц. [28]
Общественные здания
[ редактировать ]Раскопки, проведенные в период с 2012 по 2017 год, обнаружили остатки большого монументального общественного здания, построенного в период Ла Тена, ок. 70 г. до н.э. На первом этапе строительства (ок. 70 г. до н. э.) была построена терраса, окруженная каменной стеной murus Gallicus с большим входом с восточной стороны. На террасе было построено деревянное квадратное здание длиной 44 метра с галереями, окружающими центральный двор. Около 30 г. до н.э. в центральном пространстве было возведено монументальное здание, а галереи заменены частоколом. В ц. В 15 г. до н. э. предыдущее здание было снесено с землей и построена обширная платформа, окруженная каменными стенами. В центре пространство, возможно, занимало новое центральное здание. Рядом была построена еще одна платформа, также окруженная каменной стеной, с внутренней деревянной галереей. Эти постройки сравнивают с другими известными общественными зданиями и храмами периода Ла Тена, хотя точное назначение зданий в Бибракте еще предстоит определить. По данным Hantrais et al. (2020) «Характеристики этого монументального сооружения указывают на то, что это, безусловно, было общественное здание с оригинальными архитектурными особенностями и приемами. Тем не менее, хотя это монументальное здание очень хорошо задокументировано археологически, его точная функция остается загадочной». [29]
Ремесленные кварталы Ком-Шодрон и Шамплен.
[ редактировать ]Раскопки в районах, известных как Комский котел и Шамплен, недалеко от ворот Ребут, выявили район, посвященный металлообработке и жилищам ремесленников. Эта обработка металлов, по-видимому, была очень специализированной: в нее входили кузнецы, бронзовщики и эмальеры, чьи мастерские уже были восстановлены Буллиотом, и, вероятно, также участвовали ювелиры и чеканщики. [30]
Раскопки на городище Беврэ, в районе Шамплена и на окружающих массивах выявили наличие рудников по добыче металлов, в том числе золота, железной и оловянной руды. Эти исследования будут продолжены и будут предприняты попытки восстановить мастерские по выплавке металлов, добытых за пределами оппидума. Фактически, учитывая специализацию мастерских в Бибракте, кажется, что металлы поступали в слитках, которые поэтому отливали вне оппидума.
Другой ремесленный квартал был обнаружен в районе одной из вершин этого места, у Скалы Виверны , области, которая была мало исследована во время исследований Буллио и Дешелетт. Этот район станет объектом будущих раскопок, которые попытаются определить функцию района. [28]
Жилье
[ редактировать ]Галльские дома, построенные преимущественно из дерева и земли, лишь изредка использовали камень, который оставляли для валов. О конструкции домов мало что известно, поскольку древесина гниет и разлагается. Однако в районе Конного парка есть каменные постройки, вероятно, аристократические резиденции и общественное здание с колоннами недалеко от монастырского пастбища. Вероятно, они были построены вскоре после Галльских войн . [31]
Конный парк
[ редактировать ]В центре Мон-Беврэ, на плато, известном как Конный парк, находится несколько каменных домов в римском стиле, раскопанных в 19 веке. К домам относится, в частности, резиденция ПК1. [32] (названный так Буллиотом), который является настоящей золотой жилой для исследователей. Фактически, он превратился из деревянной конструкции (римского вдохновения) в дом с атриумом , содержащим имплювий , портики и термы, обогреваемые гипокаустом , а также систему канализационных труб. На заключительном этапе резиденция имела размеры 55 на 67 метров и занимала площадь около 3500 квадратных метров, что примерно в четыре раза больше размера дома, найденного на месте Помпеи . По оценкам, в этом районе было около пятнадцати домов, таких как PC2, [33] дом меньшего размера, выходящий окнами на ПК1 на другой стороне центральной дороги. Есть также дома типа «вилла рустика» (итальянские сельские резиденции), такие как PC33. [34] Однако до сих пор неизвестно, был ли это жилой район, предназначенный только для элиты, поскольку раскопки также выявили наличие кузниц возле дома. [31]
Монументальный бассейн
[ редактировать ]В центре главной дороги, в районе монастырского пастбища, стоит монументальный бассейн из розового гранита, который, как полагают, выполнял священную функцию. Возможно, это священное место основания города или водный храм. Вода покидала бассейн через северное отверстие ниже по течению, продолжая путь по трубе. Однако источник воды пока не обнаружен. Бассейн был гидроизолирован слоем красной глины, исключающим питание из родника, подводящая труба не обнаружена. Манера резьбы по граниту необычна и демонстрирует влияние Средиземноморья. Он имеет сходство с более поздними галло-римскими каменными бассейнами и может считаться старейшим известным примером этого типа. [35]
Конструкция бассейна имеет астрономическое и математическое значение:
1) Малая ось бассейна совпадает с восходом солнца в день зимнего солнцестояния и закатом в день летнего солнцестояния. [36] [37] [35]
2) Чаша имеет геометрическую конструкцию, основанную на двух кругах, пересекающихся на 1/5 их диаметра, образующих точный пифагорейский треугольник 3:4:5 между центром кругов, центром чаши и концом чаши. [35]
3) Соотношение длины/ширины/высоты бассейна составляет 3/1/0,5, что эквивалентно 36/12/6 единицам со значением 30,4 см. Похожая единица измерения была обнаружена в оппидуме Манхинга в Германии и описана как «кельтская ступня». [35]
На основании этих характеристик было высказано предположение, что бассейн представляет собой памятник друидов . [38] [39]
Момене (2018) предполагает, что главная ось бассейна ориентирована на небесное выравнивание с созвездием Близнецов , что отражает религиозное значение Диоскуров ( Божественных Близнецов ) в галльском пантеоне . [40] Лодкообразная форма бассейна может быть связана с мифологией солнечной лодки , которая также связана с Божественными Близнецами. [41] [42]
Альмагро-Горбеа (2017) предполагает, что бассейн Бибракте «похоже, связан с друидом Дивициаком , знатоком философии природы», [38] в отношении заявления Цицерона о том, что «в Галлии действительно есть друиды - ибо я сам знал одного из них, Дивитиака, эдуана... Он утверждал, что обладает тем знанием природы, которое греки называют «физиологией»». [43]
Различные классические авторы называли друидов философами , которые обладали знаниями в области астрономии и придерживались пифагорейских верований и практик. [44] [45] [46] [47] [48] [49] Ипполит Римский заявил, что друиды «исследовали пифагорейскую философию до самой высшей точки» и предсказывали определенные события «на основе вычислений и чисел с помощью пифагорейского искусства». [50]
Некоторые современные авторы предполагают, что Бибракте был местом расположения школы друидов. [51] [39] как описано Юлием Цезарем во время Галльской войны :
«Друиды обычно держатся в стороне от войны и не платят военных налогов вместе с остальными; они освобождаются от военной службы и от всех обязательств. Искушенные этими великими наградами, многие молодые люди собираются по собственной инициативе, чтобы пройти обучение; многие присланы родителями и родственниками. В сообщении говорится, что в школах друидов заучивают наизусть большое количество стихов, и поэтому некоторые люди остаются на обучении двадцать лет. [...] Основная доктрина, которой они стремятся научить, заключается в том, что души не умирают, но после смерти переходят от одной к другой; и эта вера, поскольку таким образом отбрасывается страх смерти, они считают величайшим стимулом к доблести. Помимо этого, они много дискутируют о звездах и их движении, размерах вселенной и земли, порядке природы, силе и могуществе бессмертных богов и передают свои знания молодым людям. » [52]
Более поздняя столица эдуев Августодун была местом расположения менианских школ , посвященных изучению гуманитарных наук и права. [53] Школы упоминаются Тацитом в его отчете о восстании Сакровира :
«Августодунум был захвачен вооруженными отрядами Сакровира, целью которых было вербовать тех кадетов из великих галльских семей, которые получали гуманитарное образование в городских школах» [54]
Места поклонения
[ редактировать ]В оппидуме Бибракта есть около десяти источников и пять фонтанов, датируемых галльским или галло-римским периодом. Фонтан Сен-Пьер был местом поклонения и паломничества, в котором были найдены монеты и пожертвования по обету . [31] На вершине горы было эксгумировано кельтское культовое сооружение ( неметон ) площадью в гектар, окруженное частоколом и концентрическими рвами. [55] Под нынешней часовней XIX века в ходе раскопок 1988 года был обнаружен галло-римский храм. [56]
Некрополь
[ редактировать ]Некрополь, расположенный ниже нынешней стоянки музея, был подвергнут археологическим раскопкам с целью его сохранения, когда был создан музей и маршрут департамента изменен . На площади 1,5 га было обнаружено 70 погребальных оград, использованных после сожжения, каждое из которых имело восточный вход. Крематорий был найден южнее. У подножия Ворот Ребута были обнаружены и другие погребальные урны, возможно, останки местной аристократической семьи. [57] Предположительно, на бывших путях доступа к месту расположены и другие кладбища, как это часто случалось в то время, но они еще не раскопаны.
Базилика
[ редактировать ]В районе монастырского пастбища раскопки выявили под большим куполом эпохи Августа наличие исключительного общественного памятника, уникального в то время в Галлии: римской базилики с тремя нефами и внутренним перистилем с периферийным перистилем. амбулаторный , отображающий четыре ряда по восемь колонн или восемь пилястр . С востока он соединялся с небольшой площадью со стороной 22 метра, окаймленной с севера и юга портиками , являвшимися продолжением стен пристроек базилики. На западе он соединялся с главной дорогой Бибракте еще одной площадью шириной 17 метров. Были найдены некоторые архитектурные элементы, свидетельствующие о наличии известняковых колонн с аттическими основаниями, дорическими и коринфскими капителями . Эти элементы сформировали монументальный городской проект величайшей важности. Эти общественные здания датируются периодом между 50 и 40 годами до нашей эры и между 35 и 25 годами до нашей эры. В это время базилика и площадь были тщательно сровнены и заменены большой частной резиденцией, несомненно, в связи с переездом столицы эдуев в Отен. Базилика Бибракте подтверждает исключительную важность этого места и показывает, что романизация эдуев происходила значительно быстрее, чем считалось ранее. Базилика Бибракте в настоящее время является старейшим представлением римской монументальной каменной архитектуры в несредиземноморской Европе. [58] [59] [60] [61]
Окно в кельтский мир
[ редактировать ]Музей кельтской цивилизации
[ редактировать ]На этом месте находится Музей кельтской цивилизации, спроектированный Пьером-Луи Фалочи и открытый для публики в 1996 году. Пьер-Луи Фалочи также является архитектором Центра европейских археологических исследований Бибракте, который был открыт в 1994 году. Дизайн соответствует эволюции вековой гуманитарной науки: основание из резного камня, стены из полированного камня и металлическая крыша. Один из фасадов, представляющий собой большие панорамные окна, скрыт каменной стеной (со стороны долины), а фасад, обращенный к участку, позволяет посетителям свободно видеть. В музее мало настоящих коллекций, так как многие из выставленных экспонатов взяты взаймы из других музеев. календарь Колиньи и котел Гундеструпа Здесь выставлялись .
Постоянные экспозиции
[ редактировать ]Экспозиция музея площадью 2000 квадратных метров расположена на двух сценах. Первый этап (и первый в туре) рассказывает об открытии места и места Бибракта в глобальном контексте европейской кельтской культуры. Охвачено большинство следующих тем: война, эпоха оппиды, средиземноморская торговля и сельское хозяйство. На первом этаже, состоящем из нескольких ниш, рассказывается о жизни эдуев в Бибракте. Здесь реконструируются или экспонируются предметы быта, украшения, погребальные урны, ремесленные мастерские.
Временные экспонаты
[ редактировать ]В музее было представлено несколько летних выставок, каждая из которых посвящена определенной теме кельтского мира: [62]
- 1995: Кельтская Европа во времена Бибракте
- 1996: История, увиденная сверху
- 1997: Взгляд на кельтов в Словении
- 1998: На границе Востока и Запада [63]
- 1999: Гробницы последних кельтских аристократов
- 2000: Галльские друиды [64]
- 2001: Время галлов в провинции
- 2002: По следу Цезаря
- 2003: Кузнецы и торговцы металлом
- 2004: Белое золото Гальштата
- 2005: Вино, нектар богов
- 2006: Сокровища женщин
- 2007: Путешествие туда и обратно между Бибракте и Катманду.
- 2008: Ситулае, изображения исчезнувшего мира
- 2009: Ла Тене
- 2010: Галлы делают голову
Исследовательский центр
[ редактировать ]В четырех километрах от Мон-Беврэ, в коммуне Глюкс-ан-Гленн ( Ньевр ), находится одна из самых важных библиотек кельтского мира. Здесь же есть археологический склад, администрация археологического парка, несколько технических учреждений, лекционный зал, а в деревне — столовая и несколько дач . В этом центре археологи, студенты и исследователи собираются со всей Европы, чтобы раскопать Бибракте. Научно-исследовательский центр также включает в себя региональный центр по сохранению реликвий и археологических коллекций, став эталонным центром Бургундии в этой области.
Галерея
[ редактировать ]- Реконструкция интерьера кельтского дома
- Реконструкция интерьера кельтского дома
- Реконструкция интерьера кельтского дома
- Ткачество и ремесла
- Строительство французской стены
- Раскопки на горе Беврэ
- Раскопки на горе Беврэ
- Вид с горы Бёврэ
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Машнер, HDG; Университет Южного Иллинойса в Карбондейле. Центр археологических исследований (1996). Новые методы, старые проблемы: географические информационные системы в современных археологических исследованиях . Центр археологических исследований Университета Южного Иллинойса в Карбондейле. ISBN 9780881040791 . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ Макинтош, Дж. (2009). Справочник по жизни в доисторической Европе . Издательство Оксфордского университета. п. 158. ИСБН 9780195384765 . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ Пьер-Ив Ламбер , Галльский язык, выпуск 1994 г.
- ^ Кристиан Гудино и Кристиан Пейр, Бибракт и эдуи, Открытие галльского народа , ошибочные издания, 1993, стр. 15
- ^ Также с фонетической точки зрения Биффрактус дал бы *Beffray , а не Beuvray .
- ^ Jump up to: а б с д и Кристиан Гудино и Кристиан Пейр, Бибракт и эдуи, Открытие галльского народа , издания Errance, стр. 1–6, 1993 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кристиан Гудино , С уважением к Сюр-ла-Голе , издания Errance, 1998, стр. 65–82
- ^ Стефан Фихтль, Кельтский город, Оппида 150 г. до н.э. до н. э. – 15 г. н. э. Ж.-К., Errance editions, 2005, с. 17
- ^ Кристиан Гудино и Кристиан Пейр, Бибракт и эдуи, Открытие галльского народа, издания Errance, 1993, стр. 27
- ^ Jump up to: а б с Анн-Мари Ромеро, Бибрактская археология галльского города, Бибракт-Европейский археологический центр, 2006, стр.60.
- ^ Юлий Цезарь , Комментарии к Галльской войне , Книга I, 23
- ^ Юлий Цезарь , Комментарии к Галльской войне , Книга VII, 63
- ^ Jump up to: а б с Анн-Мари Ромеро, Бибрактская археология галльского города, Бибракт-Европейский археологический центр, 2006, стр. 16.
- ^ Юлий Цезарь , Комментарии к Галльской войне , Книга VII, 90, Книга VIII, 2
- ^ Страбон , География, Книга IV, 3, 2.
- ^ Стефан Фихтль, Кельтский город, Оппида 150 г. до н.э. до н. э. – 15 г. н.э. Ж.-К., Errance editions, 2005, стр. 191–198.
- ↑ Юлий Цезарь , Комментарии к Галльской войне , Книга I, 33.
- ^ Моделирование темпоральных знаний в археологии (стр. 5)
- ^ История Галлии, 8 том, Камилла Джулиан
- ↑ Юлий Цезарь , Комментарии к Галльской войне , Книга I, 18.
- ^ Анн-Мари Ромеро, Бибракте. Археология галльского города : Обугленные семена были найдены в горящем подвале.
- ^ Jump up to: а б Кристиан Гудино и Кристиан Пейр, Бибракт и эдуи, открытие галльского народа, издания Errance, 1993, стр. 81–83.
- ^ Юлий Цезарь , Комментарии к Галльской войне , Книга I.
- ^ Анн-Мари Ромеро, Бибрактская археология галльского города, Бибракт-Европейский археологический центр, 2006, стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б Анн-Мари Ромеро, Бибрактская археология галльского города, Бибракт-Европейский археологический центр, 2006, стр. 98–99.
- ^ Стефан Фихтль, Кельтский город, Оппида 150 г. до н.э. до н. э. – 15 г. н. э. Ж.-К., Errance editions, 2005, стр. 62–63 (оценка проведена по расчетам Дешелетта и уточнена по данным, предоставленным при реконструкции вала у Порт-дю-Ребу).
- ^ Анн-Мари Ромеро, Бибрактская археология галльского города , Бибракт-Европейский археологический центр, 2006, стр. 56–57.
- ^ Jump up to: а б Идеальные производства. «археологический парк и исследовательский центр – Бибракте в Бургундии (Мон Беврэ): галльская/кельтская археология, раскопки, музей» . bibracte.fr. Архивировано из оригинала 06 февраля 2005 г. Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ Хантре, Джульетта; Барраль, Филипп; Нувель, Пьер; Тиве, Матье; Жоли, Мартина (2020). «Здание PC15: деревянное общественное место в центре Оппидума Бибракта (Франция)» . Хроника . 10 : 44–53.
- ^ Анн-Мари Ромеро, Бибрактская археология галльского города , Бибракт-Европейский археологический центр, 2006, стр. 67–69.
- ^ Jump up to: а б с (на французском языке) Анн-Мари Ромеро, Бибрактская археология галльского города, Бибракт-Европейский археологический центр, 2006, стр. 87–89.
- ^ PC1, для Parc aux Chevaux 1. Буллио дал обозначения раскопкам, указав инициалы места открытия, а затем указав номер каждого здания в отдельном месте.
- ^ Конный парк 2
- ^ Конный парк 33
- ^ Jump up to: а б с д Альмагро-Горбеа, Мартин; Гран-Эймерих, Жан (январь 1991 г.). "Краткое содержание". В Альмагро-Горбеа, Мартин; Гран-Эймерих, Жан (ред.). Монументальный пруд Бибракте . стр. 239–240.
- ^ Уайт, Раймонд (январь 1991 г.). «Определение ориентации Le Bassin Monumentale de Bibracte». В Альмагро-Горбеа, Мартин; Гран-Эймерих, Жан (ред.). Монументальный пруд Бибракте . стр. 275–277.
- ^ Альмагро-Горбеа, Мартин (январь 1991 г.). «Топоастрономическая ориентация». В Альмагро-Горбеа, Мартин; Гран-Эймерих, Жан (ред.). Монументальный пруд Бибракте . стр. 283–286.
- ^ Jump up to: а б Альмагро-Горбеа, Мартин (январь 1991 г.). «Основополагающие ритуалы и мифы кельтике» . В Крауссе, Дирк; Фернандес-Гетц, Мануэль (ред.). Евразия на заре истории . Издательство Кембриджского университета. стр. 336–350. ISBN 9781316943175 .
- ^ Jump up to: а б Робб, Грэм (январь 2013 г.). Древние пути . Пан Макмиллан. стр. 124–125. ISBN 9780330531504 .
- ^ Момене, Клод (2018). «Монументальный бассейн Мон Беврэ и его возможная ориентация на созвездие Близнецов» . Журнал археологии небесного пейзажа . 4 (2): 229–245. дои : 10.1558/jsa.36228 .
- ^ Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Рутледж. п. 161. ИСБН 978-1-884964-98-5 .
- ^ Келли, Имонн П. (2019). «Защитники Солнца: «Божественные близнецы» в ирландской мифологии» . Вспоминаются ирландские жизни . 47 : 34–41.
- ^ «М. Туллий Цицерон, Гадание, Книга 1, Раздел 90» . www.perseus.tufts.edu/ . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ «Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, Книга 5» . penelope.uchicago.edu/ . Проверено 16 апреля 2022 г.
Философы, как мы их можем называть, и люди, сведущие в религиозных делах, пользуются у них необыкновенным почетом и называются ими друидами. [...] среди них преобладает вера Пифагора, что души людей бессмертны и что через определенное количество лет они начинают новую жизнь, душа входит в другое тело.
- ^ «Страбон, География, Книга 4, глава 4, раздел 4» . penelope.uchicago.edu/ . Проверено 16 апреля 2022 г.
Вообще говоря, среди всех галльских народов есть три группы людей, пользующихся исключительным почетом; Барды, Вейты и Друиды. Барды — певцы и поэты; Вейты, прорицатели и натурфилософы; в то время как друиды, помимо натуральной философии, изучают еще и моральную философию. ... не только друиды, но и другие говорят, что души людей, а также вселенная неуничтожимы, хотя и огонь, и вода когда-нибудь возобладают над ними.
- ^ «Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов» . perseus.tufts.edu . Проверено 16 апреля 2022 г.
Некоторые говорят, что изучение философии зародилось среди варваров. Они утверждают, что у персов были свои волхвы, у вавилонян или ассирийцев — халдеи, а у индийцев — гимнософы; а среди кельтов и галлов есть люди, называемые друидами или святыми, для которых они ссылаются на авторитеты Магии Аристотеля и Сотиона в двадцать третьей книге его «Преемственности философов». [...] Что касается гимнософистов и друидов, нам говорят, что они излагали свою философию в загадках, призывая людей почитать богов, воздерживаться от проступков и практиковать храбрость.
- ^ «Помпоний Мела, Положение в мире, 3.2.18-19» . Проверено 16 апреля 2022 г.
у них есть свое красноречие и мудрецы, называемые друидами. Они утверждают, что знают размеры Земли и космоса, движение небес и звезд и волю богов. В пещерах или скрытых рощах они учат дворян многим вещам в течение курса обучения, продолжающегося до двадцати лет. Одна из их доктрин стала широко известна населению, чтобы воины могли сражаться более храбро, о том, что дух вечен, а духов мертвых ждет другая жизнь.
- ^ «Юлий Цезарь, Галльская война, книга 6, глава 14» . penelope.uchicago.edu/ . Проверено 16 апреля 2022 г.
Друиды обычно держатся в стороне от войны и не платят военных налогов вместе с остальными; они освобождаются от военной службы и от всех обязательств. Искушенные этими великими наградами, многие молодые люди собираются по собственной инициативе, чтобы пройти обучение; многие присланы родителями и родственниками. В сообщении говорится, что в школах друидов заучивают наизусть большое количество стихов, и поэтому некоторые люди остаются на обучении двадцать лет. И они не считают уместным записывать эти высказывания, хотя почти во всех других вопросах, как и в своих публичных и частных отчетах, они употребляют греческие буквы. ... Основная доктрина, которой они стремятся научить, состоит в том, что души не умирают, но после смерти переходят от одной к другой; и эта вера, поскольку таким образом отбрасывается страх смерти, они считают величайшим стимулом к доблести. Помимо этого, они много дискутируют о звездах и их движении, размерах вселенной и земли, порядке природы, силе и могуществе бессмертных богов и передают свои знания молодым людям.
- ^ «Амиан Марцеллин, Римские древности, книга 15, глава 9» . penelope.uchicago.edu/ . Проверено 16 апреля 2022 г.
Я думаю, что сейчас подходящее время, чтобы описать регионы и положение галлов [...] Во всех этих регионах люди постепенно становились цивилизованными, и процветало изучение свободных искусств, начатое бардами, эвагами и друидами. Барды под сладкие звуки лиры воспевали сложенные в героических стихах доблестные подвиги знаменитых людей, а Эухаги, исследуя возвышенное, пытались объяснить тайные законы природы. Друиды, будучи выше остальных по интеллекту и объединенные в братские организации, как определил авторитет Пифагора, возвысились своими исследованиями темных и глубоких предметов и презирали все человеческое, провозглашали душу бессмертной.
- ^ «Ипполит, Опровержение всех ересей, XXII» . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Рэнкин, Дэвид (январь 1987 г.). «Религия и друиды» . Кельты и классический мир . Рутледж. п. 290. ИСБН 9781134747214 .
- ^ «Юлий Цезарь, Галльская война, книга VI» . penelope.uchicago.edu/ . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Лабаун, Янник; Луи, Антуан; Брюне-Гастон, Вероника; Делор Аху, Энн; Гарсия, Жан-Пьер; Хостин, Энтони; Каспшик, Мишель; Буалеве, Жюльен; Деланкр, Флоран (2008). «Монументальная схола, обнаруженная на бульваре Фредерик-Латуш в Огюстодунуме / Отене (Сона и Луара)» . Галлия . 70 (2).
- ^ «Тацит, Анналы, книга III, глава 43» . penelope.uchicago.edu/ . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Кристиан Гудино и Кристиан Пейр, Бибракт и эдуи, Открытие галльского народа, издания Errance, 1993, стр. 90–94.
- ^ Кристиан Гудино и Кристиан Пейр, Бибракт и эдуи, Открытие галльского народа, издания Errance, 1993, стр. 84–89.
- ^ Веб-сайт Bibracte, археологический раздел http://www.bibracte.fr/index.php?langue=en. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ М. Сабо, Л. Тимар, Д. Сабо, Базилика Бибракте: свидетельство римской архитектуры в центральной Галлии, Archäologisches Korrespondenzblatt , 2007, 37, 3, стр. 389–408.
- ^ В. Гишар, Хроники исследований Мон-Беврэ, RAE , 56, 2007, стр. 127–152 читать онлайн
- ^ М. Редде, La Gaule Chevelue entre Caesar et Auguste, в реж. М. Кристола и Д. Дарда, Выражение власти в начале Империи. Вокруг Дома Карре в Ниме . Париж, 2009, с. 85–96, в частности с. 91
- ^ Идеальные производства. «археологический парк и исследовательский центр – Бибракте в Бургундии (Мон Беврэ) | Итоги последних раскопок» . bibracte.fr. Архивировано из оригинала 30 июня 2015 г. Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ Анн-Мари Ромеро, Бибрактская археология галльского города, Бибракт-Европейский археологический центр, 2006, стр. 136–142.
- ^ протоисторическое искусство Венгрии в I тысячелетии до нашей эры.
- ↑ Обратите внимание, что Дивициакос , друид эдуев, — единственный, чье имя известно.
Библиография
[ редактировать ]Справочные работы
[ редактировать ]- Кристиан Гудино и Кристиан Пейр, Бибракт и эдуи, открытие галльского народа, издания Errance, 1993 г.
- Кристиан Гудино, С уважением к Сюр-ла-Голе , издания Errance, 1998, стр. 65–82
- Анн-Мари Ромеро, Бибракте. Археология галльского города , Европейский археологический центр Бибракте, 2006 г.
- Стефан Фихтль, Кельтский город, Оппида 150 г. до н. э. до 15 г. н.э. Ж.-К. , издания Errance, 2005 г.
- К. Грюэль и Д. Витали, Оппидум Бибракта. Обзор одиннадцатилетних исследований (1984–1996) , Галлия, 55, 1998, стр. 1–140 Читать онлайн
- «Бибракте, столица эдуев», L’Archéologue-New Archeology , 4 марта 1994 г., стр. 36–45 и 6 июня 1994 г., стр. 62–72
Старые работы
[ редактировать ]- Жак Габриэль Бульо, Раскопки Мон-Беврэ (бывший Бибракт) с 1867 по 1895 год , Дежюссье (Отен), 2 тома, 1899 г.
- Жозеф Дешелетт, Раскопки Мон-Бёвре с 1897 по 1901 год , Пикард (Париж), Дежюссье (Отен), 1904 г.
- Жозеф Дешелетт, Оппидум Бибракта. Путеводитель для туристов и археологов по Мон-Бевре и музею Отеля Ролен , Пикард (Париж), Дежюссье (Отен), 1903 г.
- Жозеф Дешелетт, Руководство по доисторической, кельтской и галло-римской археологии , издания Пикара, Коллекция Гранда Мануэля Пикара, 2000 г.
Работы из коллекции «Археологические раскопки Бибракта».
[ редактировать ]- Гийоме Ж.-П., Сабо М. (под руководством), Études sur Bibracte , (Исследования по Bibracte) Glux-en-Glenne: BIBRACTE, 2005, 313 стр.,
- Понье Д., Лугинбюль Т., Участки дома 1 парка Шво (ПК 1). От истоков оппидума до правления Тиберия (Местоположения дома 1 Конного парка (PC1). Истоки оппидума в эпоху правления Тиберия), Glux-en-Glenne: Bibracte, 2004, 472 с.
- Олмер Ф., Амфоры Бибракта, 2. Виноторговля у эдуев по амфорным клеймам , Глюкс-ан-Гленн: Бибракте, 2003, 375 с.
- Бухсеншуц О., Гийоме Ж.-П., Ралстон И. (под руководством), La Porte du Rebout , Глюкс-ан-Гленн: Европейский археологический центр Мон-Беврэ (CAE), 1999, 320 стр.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Бибракте (на английском языке)
- Афина Обзорная статья «Бибракте»
- (на французском языке) Бибракте, археологический памятник, исследовательский центр и музей.
- El Estanque Monumentale de Bibracte - Подробный анализ бассейна Бибракте (на испанском и английском языках)
- Монументальный бассейн Мон Беврэ и его возможная ориентация на созвездие Близнецов (2019)
- Новости о городском планировании Бибракте (2005 г.) (на испанском языке)
- Галлия Жан-Клода Гольвена Иллюстрации Бибракта
- Управление водными ресурсами в Бибракте (Сона и Луара) до и после римского завоевания (Борау, 2020 г.)
- Населенные пункты, основанные в III веке до нашей эры.
- Населенные пункты, ликвидированные в I веке до нашей эры.
- Упадок Римской империи в I веке до н.э.
- Археологические открытия 1867 г.
- Города
- Римские города и поселки Бургундии
- Населенные пункты доримской Галлии
- Бывшие населенные пункты Франции
- я вырос
- Музеи Соны и Луары
- Археологические музеи Франции
- Музеи Древнего Рима во Франции
- Доисторические места во Франции