Котел Гундеструп
Котел Гундеструпа — это богато украшенный серебряный сосуд , датируемый, как полагают, периодом между 200 г. до н. э. и 300 г. н. э. [1] [2] или, точнее, между 150 г. до н.э. и 1 г. до н.э. [3] Это помещает его в поздний период Ла Тена или ранний римский железный век . Котел (диаметр: 69 см ( является крупнейшим известным образцом серебряных изделий Европы железного века 27 дюймов); высота: 42 см (17 дюймов)). Он был найден в разобранном виде, а остальные части были сложены внутри основания, в 1891 году в торфяном болоте недалеко от деревни Гундеструп в приходе Аарс в Химмерланде , Дания ( 56 ° 49' с.ш. 9 ° 33' в.д. / 56,817 ° с.ш. 9,550 ° в.д. ). [4] [5] Сейчас он обычно выставлен в Национальном музее Дании в Копенгагене , а его копии находятся в других музеях; в 2015–2016 годах он находился в Великобритании на передвижной выставке под названием «Кельты» . [6]
Котел не завершен и теперь состоит из округлого чашеобразного дна, составляющего нижнюю часть котла, обычно называемую опорной плитой, над которой расположены пять внутренних пластин и семь внешних; чтобы окружить котел, потребуется недостающая восьмая внешняя пластина, и сохранились только две части закругленного края наверху котла. Основание в основном гладкое и не украшено внутри и снаружи, за исключением украшенного круглого медальона в центре внутренней части. Все остальные пластины богато украшены репуссе , отчеканенными снизу, чтобы вытеснить серебро. Для добавления деталей использовались и другие методы, имеется обширное позолота и некоторое использование инкрустированных кусочков стекла для глаз фигур. Были найдены и другие детали арматуры. Общий вес составляет чуть менее 9 килограммов. [7]
Хотя судно было найдено в Дании, вероятно, оно было построено не там или поблизости; он включает элементы галльского и фракийского происхождения в мастерстве, металлургии и изображениях. Техника и элементы стиля панелей тесно связаны с другим фракийским серебром, тогда как большая часть изображений, в частности человеческих фигур, относится к кельтам , хотя попытки связать сцены тесно с кельтской мифологией остаются спорными. Другие аспекты иконографии происходят из Ближнего Востока . [8]
Широкое гостеприимство, вероятно, было обязанностью кельтской элиты, и хотя котлы поэтому были важным предметом престижных металлических изделий, они обычно были намного проще и меньше этого. Это исключительно большой и сложный предмет, не имеющий близких аналогов, за исключением большого фрагмента бронзового котла, также найденного в Дании, в Ринкебю ; [9] однако исключительные отложения водно-болотных угодий в Скандинавии породили ряд объектов типов, которые, вероятно, когда-то были обычным явлением, но другие примеры которых не сохранились. Оно много обсуждалось учеными и представляет собой удивительно сложную демонстрацию множества перекрестных течений в европейском искусстве, а также необычную для кельтского искусства степень повествовательности . [10] хотя мы вряд ли когда-нибудь полностью поймем его первоначальный смысл.
Открытие
[ редактировать ]Котел Гундеструпа был обнаружен торфяниками в небольшом торфянике под названием Рёвемозе (недалеко от более крупного болота Борремозе ) 28 мая 1891 года. [11] Датское правительство выплатило большое вознаграждение нашедшим, которые впоследствии ожесточенно поссорились между собой из-за его раздела. [4] [5] Палеоботанические исследования торфяника на момент открытия показали, что на момент закладки котла земля была сухой, и торф постепенно зарастал ею. Манера укладки предполагала попытку сделать котел незаметным и хорошо спрятанным. [4] Еще одно расследование Ревемоза было проведено в 2002 году и пришло к выводу, что торфяное болото могло существовать, когда котел был закопан. [1]
Котел был найден в разобранном состоянии с пятью длинными прямоугольными пластинами, семью короткими пластинами, одной круглой пластиной (обычно называемой «опорной пластиной») и двумя фрагментами трубок, сложенными внутри изогнутого основания. [1] [2] [4] [5] Кроме того, внутри серебряных трубок по краю котла изначально помещен кусок железа от кольца. [1] [2] Предполагается, что восьмая пластина отсутствует, поскольку окружность семи внешних пластин меньше окружности пяти внутренних пластин. [1] [2] [4] [5]
Был изготовлен набор точных полноразмерных реплик. Один находится в Национальном музее Ирландии в Дублине . [12] некоторые из них находятся во Франции, в том числе Галло-римский музей Фурвьера в Лионе и Национальный археологический музей в Сен-Жермен-ан-Ле .
Реконструкция
[ редактировать ]Поскольку котел был найден в разобранном виде, его пришлось реконструировать. Традиционный порядок тарелок определил Софус Мюллер , первый из многих, кто проанализировал котел. Его логика использует положение следов припоя, расположенных на краю чаши. В двух случаях установить порядок помогает и след прокола, проникающий во внутреннюю и внешнюю пластины. [2] [4] [5] В своей окончательной форме пластины расположены в виде чередования изображений женщин и мужчин, предполагая, что недостающая восьмая пластина принадлежит женщине. [13] Однако не все аналитики согласны с приказом Мюллера. Тейлор отметил, что, за исключением двух случаев прокола, порядок расположения пайки определить невозможно. Его аргумент состоит в том, что пластины не примыкают друг к другу напрямую, а разделены зазором в 2 см; таким образом, листы в этом порядке нельзя с уверенностью считать истинным повествованием, если предположить, что оно существует. [1] [2] [4] [5] [13] Однако Ларсен (2005: 16, рис. 12) указывает, что его исследование не только подтвердило порядок расположения внутренних пластин, установленный Мюллером, Клиндтом-Йенсеном и Олмстедом, но и порядок внешних пластин также устанавливается с помощью заклепок. отверстия, места пайки и следы царапин.
Металлургия
[ редактировать ]Котел Гундеструпа почти полностью состоит из серебра, но имеется также значительное количество золота для позолоты, олова для припоя и стекла для глаз фигурок. Согласно экспериментальным данным, материалы для сосуда добавлялись не одновременно, поэтому котел можно рассматривать как произведение ремесленников на протяжении нескольких сотен лет. Качество ремонта котла, которых немало, уступает оригинальному мастерству. [1] [2] [4] [5]
Серебро не было распространенным материалом в кельтском искусстве, и уж точно не в таком масштабе. За исключением некоторых небольших украшений, золото или бронза были более обычными для престижных металлических изделий. [14] Во времена создания котла Гундеструпа серебро получали путем купелирования свинцово-серебряных руд. [2] Сравнивая концентрацию изотопов свинца с серебряными изделиями других культур, было высказано предположение, что серебро произошло из многочисленных рудных месторождений, в основном из кельтской северной Франции и западной Германии в доримский период . Исследования изотопов свинца также показывают, что серебро для изготовления пластин было приготовлено путем многократной плавки слитков и/или серебряного лома. При изготовлении сосуда могло быть использовано от трех до шести различных партий переработанного серебра. [1] [2] В частности, круглая «опорная пластина», возможно, возникла как фалера , и обычно считается, что она была расположена на дне чаши как позднее добавление, припаянное для ремонта отверстия. [5] По альтернативной теории, эта фалера изначально не была частью чаши, а являлась частью украшения деревянной крышки. [5]
Золото можно разделить на две группы в зависимости от чистоты и концентрации серебра и меди. Менее чистую позолоту , которая более толстая, можно считать более поздним ремонтом, поскольку более тонкая и чистая инкрустация лучше прилегает к серебру. Прилегание золота в целом довольно плохое. Отсутствие ртути в анализе золота позволяет предположить, что при изготовлении котла Гундеструпа не использовалась техника огневого золочения. Позолота, судя по всему, была нанесена механическим способом, что объясняет функцию близко расположенных штампов на позолоченных участках. [1] [2]
Для олова было проведено исследование изотопов свинца, подобных тому, который использовался для серебра. Все образцы оловянной пайки по изотопному составу свинца соответствуют слиткам из Корнуолла на западе Британии . Олово, используемое для спаивания пластин и чаши, а также стеклянных глазков, очень однородно по своей чистоте. [1] [2]
было установлено, что стеклянные вставки котла Гундеструпа Наконец, с помощью рентгеновского флуоресцентного излучения имеют состав натронно-известкового типа. В стекле содержались элементы, которые можно отнести к известковому песку и минеральной соде, типичным для восточного побережья Средиземноморья. Анализ также сузил время производства стекла до периода между вторым веком до нашей эры и первым веком нашей эры. [1] [2]
Поток сырья
[ редактировать ]Рабочий процесс производственного процесса состоял из нескольких этапов, требующих большого мастерства. Партии серебра плавились в тиглях с добавлением меди для получения более тонкого сплава. Расплавленное серебро отливали в плоские слитки и ковали в промежуточные пластины. [1] Для рельефных работ листовое серебро подвергалось отжигу, чтобы можно было придать формам высокий репуссе ; эти грубые формы затем были заполнены смолой с обратной стороны, чтобы сделать их достаточно твердыми для дальнейшей детализации с помощью пуансонов и трассеров. Смолу выплавили, участки узора позолотили, а глаза более крупных фигур инкрустировали стеклом. Пластины, вероятно, изготавливались в плоской форме, а затем сгибались в изогнутые формы, чтобы спаять их вместе. [4]
Принято считать, что котел Гундеструпа был работой нескольких мастеров-серебряников. Используя сканирующую электронную микроскопию, Беннер Ларсон идентифицировал 15 различных пуансонов, использованных на пластинах, которые разделены на три отдельных набора инструментов. Ни одна отдельная пластина не имеет следов более чем одной из этих групп, и это соответствует предыдущим попыткам стилистической атрибуции, которые идентифицировали как минимум трех разных серебряных дел мастеров. [1] [2] [4] [5] Множество мастеров также объясняют очень разную чистоту и толщину серебра. [1] [2]
Происхождение
[ редактировать ]Техники обработки серебра, используемые в котле, неизвестны в кельтском мире, но соответствуют знаменитой фракийской традиции изготовления листового серебра. Изображенные сцены не являются явно фракийскими, но некоторые элементы композиции, декоративные мотивы и иллюстрированные предметы (например, шнурки на фигуре с рогами) идентифицируют их как фракийские работы. [4] [5]
Тейлор и Бергквист предположили, что кельтское племя, известное как Скордиски, заказало котел местным фракийским серебряникам. По мнению классических историков, кимвры , тевтонское племя, двинулись на юг из региона нижней Эльбы и напали на Скордисков в 118 г. до н.э. Выдержав несколько поражений от рук римлян, кимвры отступили на север, возможно, взяв с собой этот котел, и поселились в Гиммерланде, где и был найден сосуд. [4] [5]
По словам Олмстеда (2001), художественный стиль котла Гундеструпа аналогичен тому, который использовался в армориканских монетах, датируемых 75-55 гг. До н. э., примером чего являются биллонные монеты Кориосолитов. Этот художественный стиль уникален для северо-западной Галлии и в основном ограничивается регионом между Сеной и Луарой, регионом, в котором, по мнению Цезаря, богатые мореплаватели-венеты играли доминирующую и гегемонистскую роль. С этой областью производства, определяемой художественным стилем, согласуется тот факт, что «составы изотопов свинца на пластинах котла [Гундеструпа]» в основном включали «то же серебро, которое использовалось в северной Франции для монет из кориозолита» (Ларсен 2005: 35). Котел Гундеструпа не только знакомит нас с этим художественным стилем, основанным на монетах, где более крупные кузнецы по металлу были также мастерами монетного двора, производящими монеты, но котел также изображает культурные предметы, такие как мечи, доспехи и щиты, найденные и произведены в той же культурной области, подтверждая согласие между художественным стилем и анализом металла. Если, как предполагают Олмстед (2001) и Хачманн (1990), венеты также производили серебряные фалеры, найденные на острове Сарк, а также фалеры Хелдена, то существует ряд серебряных изделий того типа, примером которого является Гундеструп. котел родом из северо-западной Франции, датируемый незадолго до римского завоевания.
Нильсен считает, что вопрос о происхождении задавать неправильно и может привести к ошибочным результатам. Из-за широко распространенной миграции многочисленных этнических групп, таких как кельты и тевтонцы, а также таких событий, как римская экспансия и последующая романизация, маловероятно, что только одна этническая группа была ответственна за создание котла Гундеструпа. Вместо этого, изготовление и искусство котла можно рассматривать как продукт слияния культур, каждая из которых вдохновляет и расширяет друг друга. В конце концов Нильсен приходит к выводу, что, основываясь на датировках по пчелиному воску, найденному на обратной стороне пластин, сосуд был создан в эпоху римского железного века. [1] Однако, как указано в дополнении к статье Нильсона (2005: 57), результаты, полученные в лаборатории Лейбница по тому же пчелиному воску, датированы примерно 400 годами ранее.
По мнению профессора Рональда Хаттона , поскольку металлургия котла связана с Черным морем и на нем обитают слоны, котел больше не следует считать кельтским. [15]
Иконография
[ редактировать ]Опорная пластина
[ редактировать ]Украшенный медальон на круглой опорной пластине изображает быка. Над спиной быка изображена женская фигура, владеющая мечом; изображены также три собаки: одна над головой быка, другая под его копытами. Предположительно, все эти фигуры находятся в бою; третья собака, расположенная под быком и возле его хвоста, кажется мертвой и лишь слабо изображена на гравюре , и бык, возможно, был сбит с ног . Под быком растет плющ, вдохновленный классическим греко-римским искусством. [16] Рога быка отсутствуют, но в голове есть дыра, в том месте, где они изначально были установлены; возможно, они были золотыми. Голова быка полностью возвышается над тарелкой, а медальон считается наиболее совершенной частью котла в техническом и художественном отношении. [17]
Внешние пластины
[ редактировать ]На каждой из семи внешних пластин в центре изображен бюст. На пластинах а , б , в и г изображены бородатые мужские фигуры, а на остальных трех — женские.
- На фото бородатый мужчина держит в каждой руке по фигуре гораздо меньшего размера. Каждый из этих двоих тянется вверх к маленькому кабану. Под ногами фигур (на плечах более крупного человека) слева — собака, а справа — крылатый конь.
- Фигура на пластине Б держит в каждой руке морского конька или дракона.
- На пластине c фигура мужчины поднимает пустые кулаки. На правом плече у него изображен мужчина в «боксёрской» позе, а на левом — прыгающая фигура, под которой находится маленький всадник.
- На пластине d изображена бородатая фигура, держащая в каждой руке по оленю за задние конечности.
- Женская фигура на пластине е окружена двумя мужскими бюстами меньшего размера.
- Женская фигура держит птицу в поднятой правой руке на тарелке f . Ее левая рука расположена горизонтально и поддерживает лежащих на спине человека и собаку. По обе стороны от ее головы расположились две хищные птицы. Ее волосы заплетает маленькая женщина справа.
- На пластине g женская фигура со скрещенными руками. На ее правом плече изображена сцена борьбы мужчины со львом. На ее левом плече находится прыгающая фигура, похожая на фигуру на фото в .
Внутренние пластины
[ редактировать ]- На пластине А изображена мужская фигура с рогами, сидящая в центре, часто называемая Цернунносом . В правой руке Кернунн держит гривну , а левой рукой он сжимает рогатого змея немного ниже головы. Слева изображен олень с рогами, очень похожими на человеческую/божественную фигуру. Вокруг сцены находятся другие собаки, кошки и крупный рогатый скот, некоторые, но не все, обращены к мужской фигуре, а также человек, едущий на дельфине. Между рогами бога находится неизвестный мотив, возможно, растение или дерево, но, скорее всего, это просто стандартное украшение фона. [18]
- На пластине B большой бюст женщины в гривне окружен двумя колесами с шестью спицами , похожими на двух слонов и двух грифонов. Под бюстом изображена кошка или гончая. На монетах северо-запада Галлии со 150 по 50 гг. до н. э. такие колеса часто обозначают колесницу, поэтому сцену можно рассматривать как богиню в слоновой биге (Olmsted 1979; 2001: 125–126).
- находится в центре пластины С. Большой бюст бородатой фигуры, держащейся за сломанное колесо , Прыгающая фигура меньшего размера в рогатом шлеме также держится за обод колеса. Под прыгающей фигурой находится рогатая змея. Группу окружают три грифона, смотрящие влево внизу, а вверху — два странных животных, похожих на гиен . [19] лицом вправо. Спицы колеса выполнены асимметрично, но, судя по нижней половине, колесо могло иметь двенадцать спиц.
- На пластине D изображена сцена убийства быка, причем одна и та же композиция повторяется трижды на пластине; единственное место, где такое повторение появляется на котле. Три больших быка выстроены в ряд лицом вправо, и на каждого из них нападает человек с мечом. Кошка и собака, бегущие влево, появляются соответственно над и под каждым быком. После версии «Тайна» Стоу люди Медба бегут вперед, чтобы убить быка Донна после его боя с «белорогим» быком Медба, которого он убивает.
- В нижней половине пластины E линия воинов с копьями и щитами марширует влево, замыкает арьергард воин без щита, с мечом и в шлеме с гребнем кабана, напоминающем шлемы из более поздних германских культур. . За ним трое игроков в карникс . Перед этой группой вскакивает собака, возможно, удерживая их. Позади собаки, в левой части сцены, фигура, вдвое крупнее остальных, держит человека вверх тормашками, по-видимому, с легкостью, и, по-видимому, собирается погрузить его в бочку или котел. В верхней половине справа уезжают воины на конях в шлемах с гребнями и копьями, а справа над вершинами карниксов вмонтирован рогатый змей, который, возможно, их возглавляет. Две линии находятся ниже и выше того, что выглядит как дерево, все еще покрытое листвой, лежащее боком. Сейчас это чаще всего интерпретируется как сцена, где павших воинов опускают в котел, чтобы они переродились в следующей жизни или загробной жизни. Это можно будет провести параллель позже. Валлийская литература . [20]
- Внутренняя пластина E
- Деталь
- карниксе в Игроки
Интерпретация и параллели
[ редактировать ]- Бронзовый буферного типа IV века до нашей эры кельтский гривна из Франции.
- Глава Carnyx из Tintignac группы
- Фракийская мемориальная доска с фракийским всадником
- Фракийский диск найден в Нидерландах
- Ахеменидов Оттиск печати с мотивом «Повелитель животных» ; персидский царь покоряет двух месопотамских ламасу
В течение многих лет некоторые ученые интерпретировали изображения котла с точки зрения кельтского пантеона и кельтской мифологии , представленной в гораздо более поздней литературе на кельтских языках с Британских островов . Другие относятся к последним толкованиям с большим подозрением. [23] Гораздо менее спорно то, что существуют явные параллели между деталями фигур и кельтскими артефактами железного века, раскопанными археологами. [24]
Другие детали иконографии явно происходят из искусства древнего Ближнего Востока , и существуют интригующие параллели с древней Индией, а затем и с индуистскими божествами и их историями. Ученые в основном довольствуются тем, что первые мотивы заимствованы исключительно из-за их визуальной привлекательности, без переноса чего-либо из их первоначального значения, но, несмотря на расстояние, некоторые пытались связать последние с более широкими традициями, оставшимися от протоиндоевропейской религии .
Кельтская археология
[ редактировать ]Среди наиболее специфических деталей, явно кельтских, — группа игроков в карникс . Боевой рог карникса был известен из римских описаний кельтов в битве и Колонны Траяна , а несколько его частей известны из археологии, их число значительно увеличилось за счет находок в Тинтиньяке во Франции в 2004 году. Диодор Сицилийский писал около 60–30 гг. до н.э. (Истории , 5.30):
- «Их трубы опять-таки своеобразного варварского типа; они дуют в них и издают резкий звук, соответствующий шуму войны ».
Еще одна деталь, которую легко сопоставить с археологическими данными, — это гривна, которую носили несколько фигур, явно «буферного» типа, довольно распространенный кельтский артефакт, найденный в Западной Европе, чаще всего во Франции, того периода, когда, как полагают, был изготовлен котел. [25]
Другими деталями, имеющими более приблизительные кельтские связи, являются длинные мечи, которые носят некоторые фигуры, а также рогатые и рогатые шлемы или головные уборы, а также гребень кабана, который носят на шлемах некоторые воины. Они могут быть связаны с кельтскими артефактами, такими как шлем с гербом хищника из Румынии , шлем Ватерлоо , пони-кепка Торра и рога , а также различные фигурки животных, включая кабанов, неопределенного назначения. Выступы щитов, шпоры и конская упряжь также относятся к кельтским образцам. [26]
Рогатая фигура на пластине А обычно идентифицируется как Цернуннос , который упоминается (единственный источник названия) на галло-римской колонне гребцов I века , где он изображен как рогатая фигура с гривнами, свисающими с его головы. рога. [27] Возможно, утраченная часть ниже его бюста изображала его сидящим, скрестив ноги, как и фигура на котле. В противном случае есть свидетельства существования рогатого бога в нескольких культурах.
Фигура, держащая сломанное колесо на пластине C, более предварительно считается Таранисом , солнечным или громовым «богом-колесом», названным Лукианом и представленным на ряде изображений железного века; Есть также много колес, которые, кажется, были амулетами . [28]
Ближний Восток и Азия
[ редактировать ]Среди множества животных, изображенных на котле, — слоны , дельфины , леопардоподобные кошачьи и различные фантастические животные, а также животные, широко распространенные по всей Евразии , такие как змеи, крупный рогатый скот, олени, кабаны и птицы. Кельтское искусство часто включает в себя животных, но не часто в фантастических формах с сочетанием крыльев и аспектов разных животных. [29] Из этого есть исключения: некоторые, когда мотивы явно заимствованы, как мальчик, едущий на дельфине, заимствован из греческого искусства, и другие, более местные, как бараньеголовая рогатая змея, трижды появляющаяся на котле. [30] В искусстве Фракии часто изображены животные, чаще всего сильные и свирепые, многие из которых также очень распространены на древнем Ближнем Востоке, или скифское искусство евразийской степи , чьи мобильные владельцы обеспечили путь для очень быстрой передачи мотивов. и объекты между цивилизациями Азии и Европы.
В частности, две фигуры, стоящие в профиль по бокам большой головы на внешней пластине F , каждая с птицей с распростертыми крыльями прямо над головой, явно напоминают общий мотив древнего ассирийского и персидского искусства , вплоть до длинных одежд, которые они носят. Фигура обычно представляет собой правителя, а крылья принадлежат символическому изображению защищающего его божества. На других пластинах изображены грифоны, заимствованные из древнегреческого искусства и искусства Ближнего Востока. На некоторых внешних пластинах большие головы, вероятно, божеств, в центре внешних панелей, имеют стрелковое оружие и кисти, каждая из которых либо сжимает животное или человека в версии общего мотива Повелителя животных , либо держится пустым. сбоку головы, что наводит на мысль о вдохновении от этого мотива.
Кельтская мифология
[ редактировать ]Помимо Цернунноса и Тараниса, о которых говорилось выше, нет единого мнения относительно других фигур, и многие ученые отвергают попытки связать их с фигурами, известными из гораздо более поздних и географически удаленных источников. Некоторые кельтики объясняют, что слоны, изображенные на пластине B, являются отсылкой к переходу Ганнибала через Альпы . [5]
Из-за того, что двуглавый монстр-волк напал на две маленькие фигурки павших людей на пластине b , можно провести параллели с валлийским персонажем Манавиданом или ирландским Мананнаном , богом моря и потустороннего мира . Другая возможность — это галльская версия Аполлона , который был не только воином, но и человеком, связанным с источниками и исцелением. [13]
Олмстед соотносит сцены котла со сценами из Тайн Бо Куальнге , где фигура с рогами — Ку Чулинн , бык на подставке — Донн Куайнге , а женщина и два самца на пластине е — Медб , Айлилл и Фергус Мак. Ройх . Олмстед также обдумывает идею о том, что женская фигура в окружении двух птиц на пластине f может быть Медб с ее домашними животными или Морриган , ирландской богиней войны, которая часто превращается в птицу-падальщика. [13] Олмстед (1979, 1994) рассматривает Цернунноса как галльскую версию ирландского Кухулина. Как указывает Олмстед (1979), сцену в правом верхнем углу листа А — лев, мальчик на дельфине и бык — можно интерпретировать по происхождению быков ирландского «Тайна», которые принимают сходные черты. формы животных, сражающиеся друг с другом в каждой форме, как показано на двух сражающихся львах в правом нижнем углу А. пластины
Табличку B можно интерпретировать как галльскую версию начала ирландского «Тайна», где Медб намеревается добыть быка Донна, обойдя свою армию на колеснице, чтобы принести удачу «Тайну». Олмстед (1979) интерпретирует сцену на Таблице C как галльскую версию инцидентов с ирландскими таинами, когда Ку Чулин пинает Морриган по ребрам, когда она приближается к нему в образе угря, а затем противостоит Фергюсу со сломанным колесом колесницы. [13]
Олмстед (1979) интерпретирует сцену с воинами в нижней части листа E как галльскую версию эпизода «Aided Fraich» из «Tain», где Fraech и его люди перепрыгивают через упавшее дерево, а затем Fraech борется со своим отцом. Ку Чулинн и тонет им, в то время как его волшебные трубачи играют «музыку сна» против Ку Чулина. В эпизоде «Aided Fraich» тело Фрэха затем уносится в подземный мир плачущим банчуиром, чтобы его исцелила его тетя и жена Морриган. Этот инцидент изображен на внешней пластине f , которая примыкает и противоположна E. пластине [13]
И Олмстед, и Тейлор согласны с тем, что женщиной на пластине f может быть Рианнон из Мабиногиона . Рианнон известна своими птицами, чьи песни могли «будить мертвых и убаюкивать живых». В этой роли Рианнон можно было бы считать богиней потустороннего мира. [5] [13]
Тейлор представляет более панкультурный взгляд на изображения котла; он заключает, что божества и сцены, изображенные на котле, характерны не для одной культуры, а для многих. Он сравнивает Рианнон, которую он считает фигурой на пластине f , с Харити , людоедкой из бактрийской мифологии. Кроме того, он указывает на сходство женской фигуры пластины Б с индуистской богиней Лакшми , изображения которой часто сопровождают слоны. Боги-колеса также являются межкультурными божествами, такими как Таранис и Вишну , бог индуизма. [5]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Нильсен, С; Андерсен, Дж; Бейкер, Дж; Кристенсен, К; Гластруп, Дж; и др. (2005). «Котел Гундеструпа: Новые научные и технические исследования», Acta Archaeologica, 76 : 1–58. ISSN 0065-101X
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Йоуттиярви, Арне (2009), «Котел Гундеструпа: металлургия и технологии производства», « Материалы и производственные процессы», 24 : 960–966. ISSN 1042-6914
- ^ NMD, «Датировка и происхождение серебряного котла»; Кох
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Бергквист, А.К. и Тейлор, Т.Ф. (1987), «Происхождение котла Гундеструпа», Antiquity 61 : 10–24.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Тейлор, Тимоти (1992), «Котел Гундеструпа», Scientific American, 266 : 84–89. ISSN 0036-8733
- ↑ Страница выставки . Архивировано 12 января 2016 г. в Wayback Machine , Национальный музей Шотландии , 10 марта — 25 сентября 2016 г.
- ^ Кук; НПРО
- ^ НПРО; Грин, 45 лет, Сандерс, 255 лет
- ^ Сандарс, 252; Мегауз, 174–175; Лэнгс, 85 лет и 68–69 лет, на еще большем, но очень фрагментарном котле Бро.
- ^ Грин, 84 года.
- ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: историческая энциклопедия. Том. 1- . АВС-КЛИО. ISBN 9781851094400 .
- ^ «Национальный музей Ирландии» . Архивировано из оригинала 28 июня 2015 г. Проверено 22 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Олмстед, Гаррет С. (1979), «Котел Гундеструпа: его археологический контекст, стиль и иконография изображенных мотивов и их повествование о галльской версии Тайн Бо Куальнге», Коллекция Latomus 162 [Latomus: Bruxelle 1979]. ISBN 2-87031-102-8
- ^ Грин, 45 лет.
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=I-Xqvp0PYLE
- ^ Мегауз, 175–176; НМД, «Бой быков»
- ^ Сандерс, 256; Лэнгс, 83 года; Кох
- ^ Закрофф, Лаура Темпест (8 мая 2017 г.). Ведьмин котел: ремесло, знания и магия ритуальных сосудов . Ллевеллин по всему миру. ISBN 9780738752525 .
- ^ Грин, 137
- ^ NMD, «Котел Гундеструпа - Котел судьбы?»; Мегавс, 176
- ^ Гэвин Флуд (15 апреля 2008 г.). Блэквеллский спутник индуизма . Джон Уайли и сыновья. п. 204. ИСБН 9780470998687 .
- ^ Росс, Энн (1967), «Рогатый Бог в Британии», Языческая кельтская Британия : ISBN 0-89733-435-3
- ^ Кох; Мегавс, 176
- ^ Мегауз, 174–176; Кох
- ^ Мегауз, 174–176; Зеленая, 99
- ^ Мегауз, 174–177, 160–163; Зеленый, 100–103
- ^ Грин, 78, 135, 137, 147–148, 151.
- ^ Грин, 147–149.
- ^ Кох; Мегауз, 160–163.
- ^ Грин, 135–139.
Ссылки
[ редактировать ]- Грин, Миранда , Кельтское искусство, Чтение сообщений , 1996, Художественная библиотека обывателя, ISBN 0297833650
- Кох, редактор Джона, «Котел Гундеструпа» в кельтской культуре: Историческая энциклопедия , 2006, ABC-CLIO, ISBN 9781851094400 , книги Google
- «Лэнгс», Ллойд Лэнг и Дженнифер Лэнг. Искусство кельтов: от 700 г. до н.э. до кельтского возрождения , 1992, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 0500202567
- «Мегау» = Мего, Рут и Винсент , Celtic Art , 1989, Темза и Гудзон, ISBN 0500050503
- «NMD» = «Котел Гундеструпа» , Национальный музей Дании , веб-раздел, по состоянию на 1 февраля 2016 г.
- Олмстед, Гарретт (2001), «Кельтское искусство в переходный период в первом веке до нашей эры», Archaeolingua : Том 12: 2001: ISBN 9638046376 .
- Сандарс, Нэнси К., Доисторическое искусство в Европе , Пингвин (Пеликан, ныне Йельский университет, История искусства), 1968 (nb 1-е изд.) [ ISBN отсутствует ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каул, Флеминг (редактор), Фракийские сказки о котле Гундеструпа , 1991, Najade Press, ISBN 978-9-073-83501-6 .
- Гаррет С. Олмстед, Боги кельтов и индоевропейцев , Вклад Инндбрука в культовую науку: Том 92: 1994: ISBN 9789073835016 , исправленная версия 2019 г.
- Сало, Унто (2018). Котел Гундеструпа: культурно-исторические и социально-исторические перспективы . Монография JIES № 63. ISBN 978-0-9845383-4-8 .
- Артефакты II века до н.э.
- Артефакты I века до н.э.
- Археологические открытия 1891 г.
- Археологические открытия в Дании
- Германские археологические артефакты
- Кельтское искусство
- Доримский железный век
- Фракийские археологические артефакты
- Серебряные предметы
- Сокровища Дании.
- Собаки в искусстве
- Олень в искусстве
- Скот в искусстве
- Котлы
- Магические предметы
- Древнее искусство в металле