Свиток (искусство)





Ключ: *E: Ара Пацис , скульптура, ок. 27 г. н.э. *B: Палаццо Маттеи , Рим, лепной рельеф, II век *D: Латеран, Рим, СС. Руфин и Секунд, мозаика, IV век *A: Купол Скалы, Иерусалим, мозаика, 691-2 гг. *C: Сан-Клементе, Рим, мозаика, ок. 1200
Свиток и вращающихся неполных круговых мотивов, некоторые из в искусстве - это элемент орнамента и графического дизайна, состоящий из спиралей которых напоминают вид книги или документа с ребра в форме свитка , хотя многие типы представляют собой растительные свитки , которые в общих чертах представляют растение. такие формы, как виноградные лозы с прикрепленными листьями или цветами. Завитки — это термин, обозначающий некоторые формы украшения, в которых преобладают спиралевидные завитки, которые сегодня используются в популярном языке для обозначения двумерных декоративных завитушек и арабесок всех видов, особенно тех, которые имеют круглую или спиралевидную форму.
Украшение свитков использовалось для украшения широкого круга предметов во всех евразийских культурах и в большинстве за его пределами. Длительная эволюция в течение последних двух тысячелетий приняла формы украшения свитков на основе растений от греко-римской архитектуры до китайской керамики , а затем обратно через Евразию в Европу. Они очень распространены в архитектурном декоре, резьбе по дереву, расписной керамике , мозаике , иллюминированных рукописях (преимущественно для бордюров).
В обычных художественных традициях свитки «по-видимому, не поддаются гравитационным силам, как это делают гирлянды и фестоны , и не противостоят им, как вертикально растущие деревья. Это придает свиткам неумолимую силу. Даже если они прикреплены к стенам, они более более глубоко укоренены в архитектурном порядке, чем гирлянды, которые на них фиктивно висят». [2]
Терминология
[ редактировать ]Обычно в настоящих свитках основные «основные» линии не пересекаются друг с другом или пересекаются незначительно. Когда перекрещивающиеся стебли становятся доминирующей чертой дизайна, такие термины, как чересстрочная развертка или арабеска вместо них используются . Многие свитки проходят вдоль относительно узкой полосы, например, фриза , края ковра, куска ткани или керамики, и поэтому их часто называют «бегущими свитками». [3] в то время как другие распространяются на обширные территории и часто могут быть бесконечно расширяемы. Подобные мотивы, составленные из прямых линий и прямых углов, например «греческий ключ», чаще называют меандрами .
В истории искусства «цветочный» или «цветочный свиток» имеет цветы, часто в центре завитков, а «листистый» или «листовой свиток» показывает листья в разной степени обильности вдоль стеблей. Свитки Ara Pacis покрыты листьями и скудно украшены цветами, тогда как свитки на мозаике Купола Скалы обильно покрыты листьями, образующими сегменты стеблей. Как и в случае с арабесками, «листовые» формы часто возникают прямо из стебля, без черенка листа , что редко случается с настоящими растениями; Обычно они происходят от древнего мотива полупальметты , стебель которого проходит вдоль разрезанного пополам края пальметты . [4] Хотя формы часто основаны на реальных растениях, особенно на аканте , виноградной лозе , лотосе и пионе , [5] точное изображение редко является целью дизайна, поскольку из этих четырех только виноградная лоза на самом деле представляет собой своего рода вьющееся растение со множеством стеблей и усиков, которое обычно изображают свитки. [6] Более поздние исламские и китайские украшения свитков часто включали больше цветов, чем европейские образцы, будь то классические или средневековые (см. Ниже).
Свитки, содержащие фигурки животных или людей, считаются «обитаемыми»; чаще всего фигуры совершенно не соответствуют формам растений. [7] Часто, особенно в раскидистых дизайнах, вертикальный элемент, имитирующий основной стебель или цветонос растения, выступает в качестве центрального элемента, выступающего вертикально из основания, опять же, как в панно Ara Pacis. Это можно назвать «стандартом», но это не обязательный элемент; он придает дизайну верх и низ, что может подходить для архитектуры или мебели, но многие рисунки на текстиле и керамике не имеют основной ориентации для зрителя. Штандарт часто изображался в виде причудливого канделябра гротескного дизайна, в котором он является важным элементом, центральным в композиции.
Свитки в строгом смысле слова совсем другие; свиток представляется как закрученный конец полоски или листа какого-то плоского и широкого материала. Он развивается из ремешков , представляющих собой концы плоских элементов, свободно имитирующих кожу, металлические листы или широкие листья, а не усики растений. Вместо вида «в профиль», отображающего спираль, формы часто показываются спереди с видимой шириной полосы. Оно начинается в эпоху Возрождения и становится все более популярным в орнаментах маньеризма и барокко.
История
[ редактировать ]Украшение непрерывными завитками имеет очень долгую историю, и такие узоры были важным элементом классического и средневекового декора. Использование свитков в орнаменте восходит, по крайней мере, к бронзовому веку ; дворце геометрический орнамент в виде свитка был найден в Кносском на минойском Крите и датируется примерно 1800 годом до нашей эры. [8] возможно, заимствованы из еще более ранних египетских стилей; были также ранние примеры в Месопотамии . [9] Геометрические узоры свитков, такие как Витрувианский свиток, очень широко встречаются во многих культурах и, вероятно, часто развивались независимо.
Растительные свитки очень широко использовались в греческом и римском архитектурном убранстве, распространяясь от них и на другие типы предметов. [10] Возможно, они впервые возникли в греческой расписной керамике , где их развитие можно проследить по большому сохранившемуся корпусу . [11] В Европе греко-римский декор, вероятно, особенно в ювелирных изделиях и напольной мозаике , был адаптирован «варварскими» народами периода миграции в переплетенные стили, часто заменяя растительные формы основного завиткового стебля вытянутыми и стилизованными формами животных. В островном искусстве более ранние переплетенные узоры были частично заменены после христианизации завитками из виноградной лозы - ссылка на Иоанна 15: 1: «Я истинная виноградная лоза, а Отец мой - садовник» - и средневековые европейские украшения в целом развили стили, сочетающие в себе два .
Другая экспансия была на Восток: «Практика украшения фасадов китайских буддийских пещер фигурами в сочетании со свитками из листьев в целом заимствована из провинциальных форм эллинистической архитектуры, применявшихся в Средней Азии »; они появляются в Китае с V века. [12] Цветок лотоса ( Nelumbo nucifera ) был символом буддизма и поэтому очень часто включался в эти религиозные свитки, начиная с VI века. [13] которому суждено было оказать глубокое влияние на дизайн азиатских свитков, спустя долгое время после того, как религиозное значение было в значительной степени или полностью забыто, и в местах, где настоящее водное растение лотоса было неизвестно. [14]
Прошло несколько столетий, прежде чем эти конструкции были адаптированы китайскими гончарами благодаря их более раннему использованию в обработке металлов; [15] действительно, изолированная чашка из позолоченной бронзы V века со свитком из виноградной лозы происходит из Северной Вэй , вероятно, под влиянием металлоконструкций с Запада, [16] а более абстрактные или геометрические завитки появляются раньше в китайском искусстве. Пион, кажется, стал очень модным в Китае во времена династии Тан и часто заменял цветок лотоса. [17] Ко времени династии Юань рисунки растительных свитков стали очень важны в расписной керамике. В исламском мире внешнее влияние первоначально исходило в основном от их византийских и сасанидских предшественников, но позже, особенно после монгольских завоеваний , от китайских образцов, особенно в керамике, которые сами по себе развились из первоначального буддийского импорта в Китай. [18]
Греко-буддийское искусство и прямой импорт предметов роскоши принесли в Индию формы свитков, например, в великую ступу I века в Амаравати на юге Индии. [19] откуда они распространились в Юго-Восточную Азию с дополнительным вкладом из Китая. Там они часто очень отвлеклись от гончарного дела. Япония находилась под сильным влиянием Китая. Начиная с периода позднего средневековья, китайские и индийские стили прокрутки, а также их исламские родственники были импортированы в Европу в керамике и текстиле, достигнув пика влияния в 18 веке. В эпоху Возрождения Европа также возродила интерес к версиям своих классических стилей, которые более строго следовали своим оригиналам.
Распространенные типы
[ редактировать ]В одном распространенном типе распространения на обширных территориях основная форма арабески представляет собой форму сердца, образованную двумя противостоящими друг другу завитками на стеблях, которые на иллюстрации выделены зеленым цветом. К этому сердечнику добавляется любое количество дополнительных завитков сверху, снизу или по бокам. Таким образом, это мотив, который можно бесконечно расширять, чтобы покрыть поверхность любого размера, и действительно, эта функция украшения простых поверхностей, как форма подгузника , является его основным назначением. Из иллюстрации ясно, что форма, присутствующая на Ara Pacis (рисунок E), воздвигнутой в императорском Риме во времена Августа , то есть в 1-й четверти 1-го века нашей эры, по существу не изменилась по сравнению с Форма апсиды мозаики Сан- Клементе -аль-Латерано в Риме, датированная ок. 1200 (чертеж С). Основная форма кажется неизменной на протяжении прошедших столетий и действительно продолжает использоваться в эпоху Возрождения и по сей день.
В других типах сердцевидная сердцевина опущена, свиток имеет форму буквы S с завитыми концами, обычно видимыми парами, расположенными напротив, как в мозаиках Сокровищницы Великой мечети Дамаска , византийской работы 7-го века. век. Эта форма также встречается в Сокровищнице в Дамаске: пара завитков повернута внутрь к чаше. Форма обычно используется отдельно и не дает дальнейших завитков, как это обычно происходит с сердцевидной формой.
Приложения
[ редактировать ]Завитки (в популярном определении) чаще всего ассоциируются с архитектурой барокко , хотя они использовались практически во всех декоративных целях, включая мебель , изделия из металла , фарфор и гравюру . В маньеризме часто формы ремешков заканчивались завитками. Современные кузнецы используют завитки для декоративных кованых рабочих ворот и балюстрад, и они легли в основу многих обоев дизайнов .
Применение форм одиночного свитка можно увидеть в волютах во главе ионической колонны , резном свитке в конце колышковой коробки на инструментах семейства скрипок (по своей природе напоминающих скрипачи ) и головках многих западных посохов .
Свиток — это техника, используемая при украшении тортов . «Хотя это и немного причудливо, завитки придают бокам торта очаровательный старинный вид». [20] Завитки из дерева можно сделать с помощью лобзика .
- Цветочные свитки Гандхары из монастыря Шоторак ( Афганистан ), 2-3 века нашей эры, камень, Музей Гиме , Париж
- Византийские свитки на потолке базилики Сан-Витале в Равенне, неизвестный архитектор или мастер, начатые в ок. 532 г. и освящен в 548 г. [21]
- Византийские свитки с животными на престоле архиепископа Равеннского Максимиана , 546-556, слоновая кость, Архиепископский музей , Равенна [22]
- Англосаксонский монументальный крест со свитком из виноградной лозы, VIII-IX вв., камень, Британский музей. [23]
- Поздние англосаксонские свитки с инициалом Беатуса , основанные на классических свитках аканта , в эпоху Каролингского Возрождения , ок. 975-1000, иллюминация на пергаменте , Британская библиотека , Лондон
- Романские завитки на капители в церкви Сен-Лоран и Нотр-Дам де Жилле-Дампьер , Жеглисесс-Дампьер , Франция, неизвестный архитектор, 12 век.
- Готические кованые свитки с цветами на двери Нотр-Дам де Пари , неизвестный архитектор или кузнец, XII или XIII века.
- Китайское ринсо на миске, 1368-1450 гг., фарфор, Художественный музей округа Лос-Анджелес , США.
- Китайское зарядное устройство из Цзянси , с декором цветущего пиона, начало 15 века, фарфор с подглазурным кобальтовым синим, Музей Саклера , Гарвардский художественный музей , Кембридж , Массачусетс , США
- Чаша ( гуан ) в форме ритона с драконами и завитками, ок. 1450–1644, истертый нефрит, Музей искусств округа Лос-Анджелес , США.
- Японская цуба с геометрическим орнаментом в виде завитков, не имитирующая формы растений, дата неизвестна, сякудо и золото, Художественный музей Уолтерса , Балтимор , США
- Свитки эпохи Возрождения в кафедральном соборе Святой Сесилии , Альби , Франция, неизвестный художник, ок. 1480 г.
- Турецкая керамика Изника с камня и волны завитками по краю из , ок. 1550 г., каменная паста с подглазурным декором, Британский музей.
- Исламские украшения мечети шейха Лотфоллы , Исфахан , Иран , спроектированные Остадом Мохаммедом Резой Исфахани , 1603-1619 гг.
- Завитки в стиле барокко на Бадиа-ди-Сант-Агата , Катания , Италия, автор Джованни Баттиста Ваккарини , 1736-1742 гг.
- Завитки в стиле барокко и королевский герб Стюартов на спинке скрипки, работа Ральфа Агаттера , ок. 1685, сосна и платан , Музей Виктории и Альберта , Лондон [24]
- Кресло в стиле Людовика XIV со завитками на верхушках подлокотников, 17-начало 18 века, дерево и обивка, местонахождение неизвестно.
Свитки с растениями, образцы от поздней античности до раннего средневековья
[ редактировать ]- Санта-Мария-Маджоре , Рим. Стороны мозаики апсиды, ок. 432.
- Базилика Сан-Клементе , Рим, мозаика апсиды, ок. 1200.
- Латеран , Рим, часовня Святых Руфина и Секунда, мозаика апсиды, IV век.
- Мавзолей Галлы Плацидии , Равенна, мозаика в северном люнете, ок. 440.
- Сокровищница Великой мечети Дамаска , мозаика внешних стен, VII век.
- Мечеть Купол Скалы , Иерусалим, восьмиугольная мозаика, 691-2 гг.
Формы узоров
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рисунки, основанные на иллюстрациях Райса, Дэвида Талбота , Византийское искусство , 3-е изд. 1968 г., Penguin Books Ltd, листы 109–115.
- ^ Нечипоглу, Гюльру, Пейн, Алина, Истории орнамента: от глобального к локальному , 92, 2016, Princeton University Press, ISBN 0691167281 , 978069116728, книги Google
- ^ Файф, Теодор , Эллинистическая архитектура: вводное исследование , 1965, CUP, стр. 102-103.
- ^ Роусон, 35–36.
- ^ Роусон, Главы 1 и 2, они рассматриваются по очереди.
- ^ Роусон, 28–30.
- ^ Глава шестая: «Мозаичные тротуары из «обитаемых свитков» - тенденция шестого века» , в Хачлили, Рэйчел, Древние мозаичные тротуары: темы, проблемы и тенденции: избранные исследования , 2009, BRILL, ISBN 9004167544 , 9789004167544
- ^ К. Майкл Хоган, Полевые заметки Кносса , Современный антиквар (20013)
- ^ Роусон, 203–208.
- ^ Роусон, Глава 1
- ^ Роусон, 212–222.
- ↑ Роусон, 23 года (цитата) и Глава 1.
- ^ Роусон, глава 2
- ^ Роусон, 31–32.
- ^ Роусон, 26, 65
- ^ Роусон, 39–40.
- ↑ Роусон, 64–65, Глава 2.
- ^ Роусон, 27 лет, и далее
- ^ Роусон, 47–56.
- ^ Роуз Леви Беранбаум, 1988, Библия тортов, стр. 403-404. Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания, Inc.
- ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Файдон. п. 81. ИСБН 978-0-7148-4810-5 .
- ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Файдон. п. 83. ИСБН 978-0-7148-4810-5 .
- ^ «монументальный крест» . britishmuseum.org . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ «Скрипка» . Collections.vam.ac.uk . 1685 . Проверено 9 января 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Роусон, Джессика , Китайский орнамент: Лотос и Дракон , 1984, Публикации Британского музея, ISBN 0714114316
Внешние ссылки
[ редактировать ]