Рок и волна



Рисунок скал и волн или мотив можно найти на внешних границах некоторых азиатских керамических изделий. Он возник в китайском фарфоре династии Юань (1271–1368) и позже очень часто использовался в гончарных изделиях Изника и других турецких керамических изделиях. [ 1 ] Он представляет собой бурные волны, разбивающиеся о скалы, которые обычно изображаются в виде регулярного узора со значительной степенью стилизации, особенно в турецких образцах. Обычно он выполнен в синем и белом цветах, даже если в других частях изделия используются другие цвета.
«Скалы» представлены синими спиральными линиями на белом фоне, а волны — неправильными формами белого цвета, иногда с линиями внутри них. [ 2 ]
Турецкие версии дизайна были произведены ок. 1500 , если не раньше. [ 3 ] Турецкие узоры иногда критикуют как «плохо понятые» версии китайского мотива. [ 4 ] и во многих частях дизайн, кажется, потерял смысл морской тематики.
Условия
[ редактировать ]«Скала и волна» — это грубая западная версия китайского названия Пао-шань хай-шуй ( 寶山海水 ), что означает «драгоценные горы и море». Похожий узор без волн называется «образцом вековой скалы»; есть также много украшений только с волнистыми узорами. Другой термин, используемый для обозначения регулярных спиральных мотивов в турецких изделиях, - « аммонитовые свитки». [ 5 ]
В более поздней турецкой керамике, особенно в 17 веке, возникла версия, в которой «скалы» представляли собой белые пространства по ширине границы, а внутри них синий или черный свиток, напоминающий букву «S» на своей стороне. На Западе эти фигуры описываются как использующие паттерн доллара , из-за сходства со знаком $. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Украшения, изображающие волны, имеют значительную историю в китайском искусстве в различных средствах массовой информации, часто в качестве фона для драконов и других морских чудовищ. [ 7 ] Они, как правило, использовали группы параллельных линий, поднимающихся и опускающихся и переходящих друг в друга. Иногда у волн были ломающиеся гребни, обычно оставленные белыми. [ 8 ] Со временем они превратились в «камни» стандартного бордюра.
Китайское влияние на исламскую керамику было уже значительным и длительным еще до того, как большая часть исламского мира на короткое время была политически объединена с Китаем в Монгольскую империю . Большое количество китайской керамики было отправлено в качестве дипломатических подарков, а также велась значительная торговля. Многие китайские изделия были разработаны с учетом исламских нужд и вкусов, в частности, большие плоские тарелки, которые соответствовали исламским обеденным обычаям, а не более глубокие миски разных размеров, используемые самими китайцами. Развитие синей и белой керамики в Китае с детальной подглазурной росписью кобальтово-синими пигментами из Ирана обычно рассматривается как результат взаимного оплодотворения ремесленников и техник из разных частей империи. [ 9 ]
Прекрасные изделия из Изника, близко имитирующие китайский синий и белый цвета, производились с 1520-х годов, взяв в качестве моделей китайские изделия, созданные несколькими десятилетиями ранее. Вероятно, это отражало как османский вкус, так и наличие китайских изделий, доступных в Турции, чему значительно способствовала добыча во время османских военных кампаний, в ходе которых был взят Дамаск и в 1514 году Тебриз . [ 10 ]
-
Китайский волнистый фон на вазе Мин середины XV века.
-
Деталь фляги Мин XV века со спиралями.
-
Блюдо династии Цин с драконом на фоне волны
-
Модель доллара Изника, ок. 1580–1585 гг.
Примечания
[ редактировать ]Рок и волна | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Баошань Морская вода | ||
Упрощенный китайский | Морская вода Баошань | ||
Буквальный смысл | гора сокровищ [и] морская вода | ||
|
- ^ Роусон, 141
- ^ «Большая тарелка с цветочным декором – Откройте для себя исламское искусство – Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Архивировано из оригинала 22 января 2023 года . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Блюдо». Архивировано 22 января 2023 г. в Wayback Machine , Британский музей.
- ^ «Блюдо с дизайном павлина». Архивировано 22 января 2023 г. в Wayback Machine , Метрополитен-музей , цитируется; Роусон, 141 год
- ↑ Сэвидж и Ньюман, 246.
- ↑ Сэвидж и Ньюман, 98 лет.
- ^ Крал и Харрисон-Холл, 62, 80
- ^ Роусон, 138–141.
- ^ Вайнкер, 136–140, 142, 180–181.
- ^ Вайнкер, 141–142.
Ссылки
[ редактировать ]
- Крал, Регина и Харрисон-Холл, Джессика , Китайская керамика: основные моменты сэра Персиваля Дэвида коллекции , 2009, British Museum Press, ISBN 9780714124544
- Роусон, Джессика , Китайский орнамент: Лотос и Дракон , 1984, Публикации Британского музея, ISBN 0714114316
- Сэвидж, Джордж, и Ньюман, Гарольд, Иллюстрированный словарь керамики , 1985, Thames & Hudson, ISBN 0500273804
- Вайнкер, С. Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, ISBN 9780714114705