Iznik pottery

Изникская керамика , или Изникская посуда , названная в честь города Изник в Анатолии , где она была изготовлена, представляет собой украшенную керамику , которая производилась с последней четверти 15 века до конца 17 века. Турецкая стилизация является отражением китайского фарфора . [1]
Изник был признанным центром производства простой глиняной посуды с подглазурным декором, когда в последней четверти 15 века мастера города начали производить высококачественную керамику с корпусом керамики, окрашенным синим кобальтом под бесцветным прозрачным свинцом. глазурь . В дизайне традиционные османские арабески сочетаются с китайскими элементами. Это изменение почти наверняка стало результатом активного вмешательства и покровительства недавно созданного османского двора в Стамбуле, который очень ценил китайский сине-белый фарфор .
На протяжении XVI века декор керамики постепенно менялся по стилю, становясь более рыхлым и плавным. Были введены дополнительные цвета. Первоначально бирюзовый сочетался с темным оттенком синего кобальта, а затем были добавлены оттенки хвойно-зеленого и бледно-фиолетового. С середины века гончары Изника производили большое количество подглазурных изразцов для украшения императорских построек по проекту архитектора Мимара Синана . С производством плитки было связано появление очень характерного красного цвета вместо фиолетового и яркого изумрудно-зеленого цвета вместо шалфейного. В последнее десятилетие века качество заметно ухудшилось, и хотя производство продолжалось в 17 веке, дизайн был плохим. Последним важным зданием, украшенным плиткой из Изника, была мечеть Султана Ахмеда (Голубая мечеть) в Стамбуле, строительство которой было завершено в 1616 году.
Керамическая коллекция дворца Топкапы включает более десяти тысяч предметов китайского фарфора, но почти не содержит керамики Изника. Большинство сохранившихся сосудов Изника находятся в музеях за пределами Турции, но примеры городского производства плитки существуют во многих городах по всей Турции, таких как Стамбул , Бурса , Эдирне и Адана . В Стамбуле образцы плитки Изника можно увидеть в мечетях, гробницах, библиотеках и дворцовых зданиях, таких как мечеть Рустем-паши , мечеть Соколлу Мехмет-паши , гробница Селима II в комплексе Святой Софии и некоторые здания Топкапы. Дворцовый комплекс, такой как зал обрезания и Багдадский киоск .
Обзор: роль китайского фарфора
[ редактировать ]Справа: блюдо с изображением винограда, Изник , Турция, 1550–1570 гг.
После создания Османской империи в начале 14 века керамика Изника первоначально следовала предшественникам Сельджукской империи .
После этого начального периода сосуды Изника были вдохновлены китайским фарфором , который высоко ценился османскими султанами. Поскольку гончары не могли изготавливать фарфор , производимые сосуды представляли собой фарфоровую посуду при слабом обжиге , состоящую в основном из кремнезема и стекла .
Оригинальность гончаров была такова, что использование ими китайских оригиналов рассматривалось как адаптация, а не подражание. [2] Китайской керамикой издавна восхищались, собирали и подражали в исламском мире. Это было особенно актуально при дворе Османской империи и дворе Сефевидов в Персии , у которых были важные коллекции китайского сине-белого фарфора. Такой китайский фарфор повлиял на стиль керамики Сефевидов и оказал сильное влияние на развитие посуды Изника. [3] К середине 16 века в Изнике существовал собственный словарь турецких цветочных и абстрактных мотивов в плотных узорах с использованием ограниченной палитры. Украшение перешло от чистой симметрии к тонким ритмам.
Провенанс
[ редактировать ]Со второй половины XIX века до 1930-х годов европейские коллекционеры были сбиты с толку разными стилями изникской керамики и предполагали, что они происходят из разных центров гончарного производства. Хотя сейчас считается, что вся керамика была произведена в Изнике (или Кютахье , см. ниже), до сих пор часто используются более ранние названия, связанные с различными стилями. В XIX веке до 1860-х годов вся исламская керамика обычно называлась «персидской» посудой. [4] Однако между 1865 и 1872 годами Музей Клюни в Париже приобрел коллекцию полихромной керамической посуды, дизайн которой включал яркий «красный сургуч». [а] Поскольку все предметы коллекции были получены на острове Родос , ошибочно предполагалось, что керамика была изготовлена на острове, и для этого стиля был принят термин «родосская» посуда. Европейские коллекционеры также приобрели ряд предметов, украшенных синим, бирюзовым, шалфейным и бледно-фиолетовым цветами, которые, как считалось, были происходят из города Дамаск в Сирии и стали известны как «дамасская посуда». Сине-белая керамика стала известна как «посуда Авраама из Кютахии», поскольку украшение было похоже на украшение небольшого кувшина, который когда-то был частью коллекции Фредерика Дю Кейн Годмана и сейчас находится в Британском музее. [5] Под глазурью на основании кувшина есть надпись армянским шрифтом , в которой говорится, что сосуд был «в память об Аврааме, рабе Божием, из К'отай [Кютахья]. В этом году 959 [1510 г. н.э.]». [6] [7] В 1905–1907 годах при строительстве нового почтового отделения в районе Сиркеджи Стамбула недалеко от берега Золотого Рога были обнаружены фрагменты керамики, украшенные спиральными узорами на белом фоне. В результате керамика с подобным спиральным узором стала известна как «посуда Золотого Рога». [7]
Лишь в 1930-х годах историки искусства полностью осознали, что все различные стили керамики, вероятно, производились в Изнике. [8] В 1957 году Артур Лейн, хранитель керамики Музея Виктории и Альберта , опубликовал влиятельную статью, в которой рассмотрел историю гончарного производства в регионе и предложил ряд дат. [9] Он предположил, что посуда «Авраам из Кютахьи» производилась с 1490 по 1525 год, «Дамасская» и «Золоторогская посуда» производилась с 1525 по 1555 год, а «родосская» посуда — примерно с 1555 года до упадка гончарной промышленности Изника в начало 18 века. Эта хронология была общепринятой. [10]
Изник и Кютахья
[ редактировать ]
Кувшин «Авраам Кютахийский» 1510 года — не единственный сосуд возможного кютахийского происхождения. На поврежденной бутылке с водой, оформленной в стиле «Золотой Рог», имеются две подглазурные надписи армянской вязью ; в одном, датированном 1529 годом, упоминается комиссар судна епископ Тер Мартирос, в другом говорится, что судно было отправлено как «предмет К'отайса» для монастыря. [11] Лейн утверждал, что маловероятно, чтобы кувшин «Авраам из Кутахии» или бутылка с водой были изготовлены в Кютахье. [12] Однако последующие археологические раскопки в Кютахье обнаружили фрагменты горшков сине-белого изникского стиля, которые были повреждены во время изготовления («расточники»), что свидетельствует о том, что в городе производилась керамическая керамика. [13] Дизайн, материалы и технология изготовления, похоже, были аналогичны тем, которые использовались в Изнике. Кютахья находится дальше от Стамбула и имеет менее легкий доступ к столице и, вероятно, в 16 веке была всего лишь небольшим центром производства керамики. [13] Тем не менее, вполне вероятно, что часть керамики, которая в настоящее время маркируется как «Изник», была изготовлена в Кютахье. Историк искусства Джулиан Раби писал: «На данный момент у нас нет другого выбора, кроме как называть всю османскую глазурованную керамику XVI и XVII веков общим ярлыком «Изник» и надеяться, что со временем мы сможем научиться распознавать диагностические особенности современной «посуды Кютахья». [10]
Императорские мастерские в Стамбуле
[ редактировать ]В первой половине XVI века в Стамбуле производилась также подглазурная роспись сине-белой керамики. В сохранившейся бухгалтерской книге за 1526 год, в которой записана заработная плата ремесленникам, нанятым османским двором, упоминается плиточник из Тебриза с десятью помощниками. [14] [15] Изготовитель плитки, вероятно, был одним из мастеров, привезенных в Стамбул после того, как Селим I временно захватил Тебриз в 1514 году. Изразцовые мастерские располагались в районе Текфур Сарайи города, недалеко от Дворца Багрянородных . [15] Считается, что именно мастера создавали всю плитку на императорских зданиях вплоть до строительства мечети Сулеймание в 1550-х годах. [14] Большинство плиток было украшено цветной глазурью в технике cuerda seca (сухой шнур), но в некоторых случаях плитки были подглазурно окрашены в синий кобальт и бирюзовый цвет. Техника cuerda seca создала новый способ глазурования этих плиток, не требуя при этом интенсивных трудозатрат, которые были присущи предыдущим методам. [16] Эти подглазурные плитки использовались на облицовке фасада Павильона Святой Мантии (Тайной палаты) на территории дворца Топкапы и в мавзолее Чобана Мустафы-паши (ум. 1529) в Гебзе . [17] [18] Самым ярким примером являются пять чрезвычайно больших прямоугольных плиток длиной 1,25 м (4,1 фута), которые составляют часть фасада Зала обрезания (Sünnet Odası) дворца Топкапы. Хотя здание датируется 1641 годом, считается, что плитка принадлежит более раннему строению на том же месте, построенному в 1527–1528 годах. Эти большие плитки украшены очень сложными узорами, что предполагает непосредственное участие придворных дизайнеров. [19] [20] [21]
Хотя не сохранилось никаких записей, подробно описывающих продукцию императорских мастерских, вполне вероятно, что гончары, производившие изразцы с сине-белой подглазурной росписью, также изготавливали и другие предметы для двора. Историк искусства Гюльру Нечипоглу предположил, что необычный позолоченный светильник мечети и декоративный шар, происходящие из мечети Явуза Селима, следует отнести к императорской мастерской. [22] Лампа и шар имеют подглазурные полосы с надписями синего кобальта, но сама мечеть украшена только плиткой cuerda seca . [23] [б] Число изразцов, работавших в императорских мастерских, сократилось, и к 1566 году осталось только трое. Со строительством мечети Сулеймание Изник стал крупным центром производства подглазурной плитки. [24]
Милетская посуда (15 век)
[ редактировать ]
Археологические раскопки в Изнике, проведенные Октаем Асланапой в начале 1960-х годов, показали, что город был важным центром производства простой глиняной посуды задолго до появления сине-белой керамики. [25] В ходе раскопок были обнаружены фрагменты того, что смутно называют «милетской посудой». Обнаружение мусорщиков подтвердило, что керамика производилась на месте. Название произошло от открытия черепков во время раскопок немецким археологом Фридрихом Сарре в Милете на западном побережье Анатолии в начале 1930-х годов. Поскольку Милет имел долгую историю как центр производства керамики, ошибочно предполагалось, что керамика производилась на местном уровне, и она стала известна как «Милетская посуда». Сейчас считается, что Изник был основным центром производства «милетской посуды», а меньшие количества производились в Кютахье и Акчаалане. [25] Раскопки не дали точной даты появления керамики, но предполагается, что она принадлежит 15 веку. Археологические данные из других памятников Турции позволяют предположить, что милетская посуда производилась в больших количествах и широко распространялась. [26]
В посуде из Милета использовался корпус из красной глины, покрытый белой накладкой, расписанной простыми узорами под прозрачной щелочно-свинцовой глазурью. Узоры обычно были темно-кобальтово-синего цвета, но иногда также были бирюзового, фиолетового и зеленого цветов. Многие блюда имеют центральную розетку, окруженную концентрическими полосами гадрунов . [27] [28]
Фритварка
[ редактировать ]
С конца 15 века гончары в Изнике начали производить изделия, украшенные кобальтово-синим цветом на белом корпусе посуды под прозрачной глазурью. И технология изготовления, и подглазурные рисунки сильно отличались от тех, что применялись при производстве милетской посуды. Фриттовая посуда производилась на Ближнем Востоке с 13 века, но фритюрная посуда из Изника, имеющая белую поверхность, была главным нововведением. [29]
Фриттура (также называемая каменной пастой ) представляет собой композитный материал, изготовленный из кварцевого песка, смешанного с небольшим количеством тонкоизмельченного стекла (называемого фриттой ) и небольшим количеством глины. При обжиге стеклянная фритта плавится и связывает вместе другие компоненты. В 13 веке город Кашан в Иране был важным центром производства керамической посуды. [30] Абу'л-Касим, выходец из семьи городских производителей плитки, в 1301 году написал трактат о драгоценных камнях, который включал главу, посвященную производству керамической посуды. [31] В его рецепте указан корпус посуды, содержащий смесь 10 частей кремнезема , 1 части стеклянной фритты и 1 части глины. Не существует аналогичного трактата о производстве керамики Изника, но анализ сохранившихся изделий показывает, что гончары Изника использовали примерно аналогичные пропорции. В Кашане фритту готовили путем смешивания кварцевого порошка с содой , которая выполняла роль флюса . Затем смесь нагревали в печи. В Изнике, помимо кварца и соды, оксид свинца . во фритту добавляли [32]
Поскольку паста для фурнитуры не имела пластичности и с ней было трудно работать на круге, сосуды редко изготавливались цельными. Вместо этого они были сформированы в отдельные секции, которым дали высохнуть, а затем склеили их с помощью пасты для посуды. Этот аддитивный метод означал, что конечные сосуды имели тенденцию иметь слегка угловатую форму. [33] Посуда почти наверняка изготавливалась с использованием формы, прикрепленной к гончарному кругу. Кусок пасты для посуды раскатывали бы в лист, как повар раскатывает тесто. Лист должен был быть помещен в форму, чтобы сформировать внутреннюю часть блюда. Нижняя сторона блюда должна была быть сформирована с помощью шаблона, когда форма вращалась на колесе. Когда паста частично высыхала, лиственный край можно было вылепить вручную. [34]

Корпус посуды был покрыт тонким слоем белого шликера. Ее состав был аналогичен составу пасты, используемой для изготовления кузова, но компоненты были более тонко измельчены и более тщательно отбирались, чтобы избежать примесей железа, которые обесцвечивали бы белую поверхность. Вероятно, также добавлялось органическое связующее, такое как трагакантовая камедь . [34] Хотя в своем трактате Абуль-Касим рекомендовал дать сосудам из керамики высохнуть на солнце перед украшением, вполне вероятно, что керамика Изника подвергалась бисквитному обжигу. [34] Керамика была расписана пигментами, смешанными со стеклянной фриттой и перетертыми во влажной жерновине . В некоторых дизайнах контуры наносились через трафарет. [35]
В ранний период для украшения использовался только синий кобальт. Кобальтовая руда, вероятно, была получена в деревне Камсар недалеко от города Кашан в центральном Иране. [36] Камсар долгое время был важным источником кобальта и упоминается Абул-Касимом Камсарином в его трактате. [31] Примерно с 1520 года бирюза ( оксид меди в палитру добавилась ). Далее следовали фиолетовый ( оксид марганца ), зеленый, серый и черный. Характерный ярко-красный цвет был представлен примерно в 1560 году. [37] красный шликер, содержащий оксид железа Под глазурь толстым слоем наносился . Даже после введения ряда различных пигментов сосуды иногда все еще производились с ограниченной палитрой. [38]
Изделия глазуровались свинцово- щелочно -оловянной глазурью, состав которой, как установлено анализом, состоит из оксида свинца 25-30 процентов, кремнезема 45-55 процентов, оксида натрия 8-14 процентов и оксида олова 4-7 процентов. [39] Оксид олова часто используется для придания глазури непрозрачности, но в глазури Изника он остается в растворе и является прозрачным. [40]
Абуль-Касим описал использование глиняных сагаров с подходящей крышкой. [31] Хотя миски с милетской посудой были сложены в печи одна на другую, разделенные шпорами , отсутствие следов шпор на изникской посуде позволяет предположить, что использовались сагары. Обжиг проводился в печи с восходящим потоком воздуха до температуры около 900°С. [41]
Сине-белая посуда (1480–1520 гг.).
[ редактировать ]
В последние десятилетия XV века гончары Изника начали производить сине-белую керамическую посуду, дизайн которой явно находился под влиянием османского двора в Стамбуле. Не сохранилось письменных документов, в которых подробно описывается, как это произошло. Самое раннее конкретное упоминание об изникской керамике содержится в отчетах императорских кухонь дворца Токапы за 1489–1490 годы, где зафиксирована покупка 97 сосудов. [42] Самыми ранними датируемыми объектами являются сине-белые бордюрные плитки, украшающие мавзолей ( тюрбе ) в Бурсе Шехзаде Махмуда, одного из сыновей Баязида II , умершего в 1506–1507 годах. [43] [44]
Термин «посуда Авраама Кютахьи» применялся ко всей ранней сине-белой керамике Изника, поскольку кувшин «Авраам Кютахья», датируемый 1510 годом, является единственным задокументированным сосудом. Историк искусства Джулиан Раби утверждал, что этот термин вводит в заблуждение, поскольку кувшин нетипичен, и вместо этого предложил термин «посуда Баба Наккаш» по имени ведущего дизайнера при императорском дворе в Стамбуле. [45] Считается, что самые ранние сохранившиеся предметы фритюрницы Изника, датируемые, вероятно, примерно 1480 годом, представляют собой группу сосудов, окрашенных в темно-кобальтово-синий цвет, в которых большая часть плотного декора выполнена в белом цвете на синем фоне. На судах есть отдельные участки с османскими арабесками и китайскими цветочными узорами. Комбинация этих двух стилей называется Руми-Хатайи , где Руми обозначает османские арабески, а Хатайи — цветочные узоры, вдохновленные китайцами. [46] Считается, что многие из тщательно нарисованных арабесковых мотивов этого раннего периода созданы под влиянием османских изделий из металла. [47] [48]
Хотя как использование синего кобальта на белом фоне, так и форма больших блюд явно находились под влиянием китайского фарфора династий Юань и Мин , ранняя посуда Изника была далека от прямых копий китайского дизайна. В некоторых предметах, таких как передняя часть большого зарядного устройства с лиственным ободком в музее Чинили Кошк в Стамбуле, в украшении использовались только османские орнаменты Руми . [49]
В течение первых двух десятилетий 16-го века происходил постепенный сдвиг в стиле с введением более яркого синего цвета, большего использования белого фона и цветочных мотивов. [50] К этому периоду относятся четыре лампы мечети из мавзолея султана Баязида II в Стамбуле, построенного в 1512–1513 годах. [51] Пятая лампа, вероятно, тоже из мавзолея, сейчас находится в Британском музее. [52] [53] Эти керамические лампы мечети имеют форму, похожую на мамлюкские стеклянные лампы. Традиция вешать керамические светильники в мечетях существовала, по крайней мере, с 13 века. Непрозрачные керамические лампы были совершенно бесполезны для освещения и вместо этого выполняли символическую и декоративную функцию. [54] Лампы из мавзолея Баязида II украшены полосами с геометрическими мотивами и куфическими надписями, но вокруг центра они имеют очень заметную широкую полосу с большими розетками и стилизованными цветами лотоса. [51]
- Банка со сдержанным декором на темном кобальтовом фоне, ок. 1480 г.
- Фрагментарная плитка, похожая на плитку в мавзолее Шехзаде Махмуда в Бурсе , 1506–1507 гг.
- Лампа мечети , гр. 1510 г.
- Подсвечник, гр. 1525 г.
- Глубокая чаша без оправы, ок. 1525–1530 гг.
Форма
[ редактировать ]Два наиболее распространенных цвета на блюде — белый и синий, что является прямым влиянием китайского искусства. Основа керамики белого цвета, поэтому замысловатые синие узоры создают большой контраст. Синий цвет, использованный на блюде, поражает, позволяя нежному растительному орнаменту проявиться и сиять. [55]
Покровительство османского двора: Сулейман Великолепный
[ редактировать ]
После завоевания Константинополя в 1453 году османские султаны начали масштабную строительную программу. В этих зданиях, особенно построенных по заказу Сулеймана, его жены Хюррем ( Роксоланы ) и его великого визиря Рустем-паши , использовалось большое количество плитки. Одна только мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле («Голубая мечеть») содержит 20 000 плиток. Мечеть Рустем-паши выложена более плотной плиткой, и плитка широко использовалась во дворце Топкапы . В результате этого спроса в продукции гончарных мастерских Изника преобладала плитка.
При Сулеймане Великолепном (1520–1566) спрос на изделия из Изника увеличился. Кувшины, подвесные лампы, чашки, миски и блюда были изготовлены по мотивам изделий из металла и книг с подсветкой, а также китайской керамики. Многие большие блюда имели более свободный дизайн, включая корабли, животных, деревья и цветы. Судя по всему, посуда была сделана для демонстрации, поскольку у большинства из них есть проколотые ножки, чтобы их можно было повесить, но было замечено, что на них также были царапины от использования. [56] В дизайне 1520-х годов присутствует саза стиль , в котором длинный, зазубренный лист саза (тростника), динамично расположенный, уравновешивается статическими формами розетки. Во второй половине шестнадцатого века был также представлен более естественный стиль четырех цветов . При этом использовался репертуар из стилизованных тюльпанов, гвоздик, роз и гиацинтов. Его продвигал Кара Меми (Кара Мехмед Челеби), который к 1557/8 году был главным художником при дворе султана Сулеймана. [57]
«Золоторогская посуда» (ок. 1530 – ок. 1550)
[ редактировать ]Так называемая «посуда Золотого Рога» представляла собой вариацию сине-белого декора, популярного с конца 1520-х по 1550-е годы. [58] Посуда Золотого Рога была названа так потому, что черепки этого стиля были раскопаны в районе Золотого Рога в Стамбуле. [с] Позже выяснилось, что керамика была изготовлена в Изнике, поскольку некоторые мотивы на сосудах очень напоминали те, которые использовались на других бело-голубых керамических изделиях Изника. [59] Украшение состоит из серии тонких спиралей, украшенных маленькими листьями. Узкие края посуды расписаны извилистым узором. Дизайн похож на подсвеченные спиральные свитки, используемые в качестве фона для Сулеймана султана Тугры или императорской монограммы . Джулиан Раби использовал термин « спиральная посуда Тугракеш », поскольку тугракеши были специалистами-каллиграфами при османском дворе. [59] Более ранние сосуды были окрашены в синий кобальт, а более поздние сосуды часто включают бирюзовый, оливково-зеленый и черный цвета. [60] Ряд блюд этого периода демонстрирует влияние итальянской керамики. Небольшие чаши и большие плоские края по форме похожи на блюда из майолики тондино , которые были популярны в Италии между 1500 и 1530 годами.
1520-е годы были периодом, когда были представлены украшенные спиралью изделия «Золотого Рога», тесно связанные с освещением императорских рукописей, а также тесная связь между императорской архитектурой и керамическими сосудами, производимыми в Изнике, а также адаптация образцов китайского фарфора, представленных коллекциями. Сарая Топкапы [61]
- Разрезанная бутылка с водой, вероятно, сделанная в Кютахье , датированная 1529 годом.
- Глубокое блюдо с лиственным краем, c. 15:30
- Бутылка с водой, гр. 1530–1535 гг.
- Блюдо Тондино , ок. 1530–1540 гг.
- Глубокое блюдо с лиственным краем, c. 1530–1540 гг.
- Эвер, гр. 1530–1540 гг.
«Дамасская посуда» (ок. 1540 – ок. 1555)
[ редактировать ]
Так называемая «дамасская посуда» была популярна при Сулеймане Великолепном с 1540 по 1555 год. Сосуды впервые украшались шалфейным и бледно-фиолетовым цветом, помимо кобальтово-синего и бирюзового , и образуют переход к полноценной полихромии. керамика. [64] Коллекционеры второй половины XIX века ошибочно полагали, что они произошли из Дамаска. [7] Название особенно вводит в заблуждение, поскольку плитки с похожей палитрой пастельных тонов и цветочным орнаментом изготавливались в Дамаске со второй половины 16 века. [65] [66]
Ключевым объектом этого периода является керамический сосуд в форме лампы мечети с написанной датой, который сейчас находится в Британском музее . [67] Это наиболее документально подтвержденный сохранившийся образец керамики Изника, который позволяет ученым устанавливать даты и происхождение других предметов. Лампа была обнаружена на Храмовой горе в Иерусалиме в середине XIX века и, как полагают, была связана с реконструкцией Купола Скалы, начатой Сулейманом Великолепным . [68] [69] Вокруг основания лампы находится серия картушей с надписями, в которых указано имя декоратора (Мусли), посвящение изникскому суфийскому святому Эшрефзаде Руми и дата 956 года хиджры в месяце Джумада-ль-Ула (1549 год нашей эры). ). Лампа оформлена в зеленом, черном и двух оттенках синего цвета. В дизайне — бледно-голубые полосы облаков, мелкие арабески на зеленом фоне и ряд бутонов тюльпанов в темно-синих картушах. Лампу можно использовать для датировки группы других сосудов, включая некоторые большие бассейны на ножках. Хотя раковины сильно отличаются от лампы по общему стилю, каждая раковина имеет общие мотивы, присутствующие в лампе. [68] [69] [д]
- Блюдо с завитками облаков, похожими на те, что на лампе, и границей из камней и волн , c. 1550 г.
- Блюдо с саза листьями и цветами , гр. 1545–1550 гг.
- Блюдо, покрытое розетками, листьями саза и павлином, ок. 1540–1555 гг.
- Блюдо, покрытое розетками и листьями саза , ок. 1545–1550 гг.
- Неглубокое блюдо без оправы с цветами и кипарисом, ок. 1525–1550 гг.
Есть только два сохранившихся здания с плитками фиолетового цвета. Самая ранняя из них — баня Йени Каплыча в Бурсе , стены которой покрыты шестиугольной плиткой, установленной на концах. Плитка украшена арабесками и цветочными мотивами, окрашенными в синий, бирюзовый, оливково-зеленый и фиолетовый цвета. Существует девять различных дизайнов. Первоначально плитка была установлена в другом здании, но была перенесена в баню Йени Каплыча, когда она была восстановлена великим визирем Рустем-пашой в 1552–1553 годах. Плитки, вероятно, датируются концом 1540-х годов. [64] [71]
Другое здание - мечеть Хадима Ибрагима-паши в Силиврикапы в Стамбуле, спроектированная имперским архитектором Мимаром Синаном и завершенная в 1551 году. Под портиком на северном фасаде находятся три изразцовых люнетных панели и два медальона. На панелях имеются белые буквы тулута на темно-кобальтово-синем фоне. Между буквами расположены цветы фиолетового и бирюзового цвета. Внутри мечети над михрабом находится большой люнет с плиткой, окрашенной в кобальтово-синий, бирюзовый и темно-оливково-зеленый цвета. [72] [64] [73]
Полихромная керамика (1560–1600).
[ редактировать ]Плитка
[ редактировать ]
Начиная с середины 16 века гончары Изника начали производить цветную керамическую плитку для украшения императорских построек по проекту главного архитектора Мимара Синана . [74] Как именно это было организовано, неизвестно, но Синан как архитектор почти наверняка участвовал в согласовании дизайна изразцовой кладки с архитектурой зданий. [75]

Требовалось большое количество плитки. В 1550-х и начале 1560-х годов гончары Изника изготавливали плитку для мечети Сулеймание в Стамбуле. [76] мавзолей Хюррем Султан (Роксолана) (завершен в 1558 г.), [77] Великая мечеть в Адане (около 1560 г.), [78] [и] мечеть Рустем-паши в Стамбуле (завершена примерно в 1563 году), [80] и мавзолей Сулеймана I (завершен в 1567 году). [81] Мавзолеи Сулеймана I и его жены Хюррем Султан расположены на территории мечети Сулеймание в Стамбуле. [82]
С переходом на производство плитки произошли важные изменения в эстетике. [83] Ярко-красный цвет был получен за счет использования железного стержня, нанесенного в виде шликера под глазурь. Красный цвет стал общей чертой изникских изразцов и керамики. [84] Первым зданием, украшенным красной плиткой, была мечеть Сулеймание в Стамбуле, спроектированная имперским архитектором Мимаром Синаном и завершенная в 1557 году. [76] Отделка плиткой внутри мечети ограничивается михрабом на стене киблы . Повторяющиеся прямоугольные плитки имеют трафаретный цветочный узор на белом фоне. Цветки в основном синие, но встречаются также бирюзовые, черные и красные. [85] Снаружи мечети, на северном фасаде, во дворе, окна украшены прямоугольными панелями из изникской плитки с текстом из Корана. Белые буквы написаны шрифтом тулут на темно-синем фоне. В декоре этой плитки также присутствует красный ствол. [86]
Следующим крупным памятником, спроектированным Синаном, была мечеть Рустем-паши , строительство которой было завершено в 1563 году. В отличие от сдержанного использования плитки в мечети Сулеймание , поверхности внутри и фасад под портиком у входа щедро украшены плитка. [87] Использовано более 80 различных дизайнов. Большинство плиток представляют собой панели с повторяющимися узорами, где каждая плитка идентична другим. Мечеть является первой мечетью, украшенной красными тюльпанами и гвоздиками в стиле Кара Меми. Михраб украшен плитками , окрашенными тонким коричневато-красным цветом, но в других частях мечети встречаются плитки с толстым сургучным красным рельефом. [88] Пурпурный цвет, используемый в «дамасской посуде», плохо сочетался с красным стволом, и лишь в нескольких памятниках используются оба цвета. Фиолетовый используется с красным на изразцовой панели, изображающей цветущий чернослив под портиком слева от входа в мечеть Рустем-паши в Стамбуле. [89] [90]
«Дамасская посуда» использовала шалфейно-зеленый цвет с сероватым оттенком. Этот цвет редко использовался на плитках мавзолея Хюррем Султан (Роксоланы) (1558 г.), но зеленый цвет не использовался ни на плитках Великой мечети в Адане (ок. 1560 г.), ни на мавзолее Рустем-паши (1562 г.). [91] За исключением плиточной панели над внешним дверным проемом, которая была добавлена позже, ни одна из плиток в мечети Рустем-паши не имеет зеленого цвета в своем декоре. [88] Яркий изумрудно-зеленый цвет был впервые использован на панелях портика мавзолея Сулеймана в погребальном саду комплекса Сулеймание . [91] которое было завершено в 1567 году. [81]
- Изникская плитка в неоклассической библиотеке Эндерун во дворце Топкапы
- Две плитки, гр. 1560 г.
- Плитка с листьями саза , тюльпанами и цветами чернослива, третья четверть XVI века.
- Изразцовое панно, вторая половина 16 века.
- Изразцовое панно с центральной мандорлой , ок. 1580 г.
- Деталь плитки мечети Рустем-паши , ок. 1563
- Настенная плитка в мечети Рустем-паши, ок. 1563
- Плитка в Михрабе Великой мечети Аданы , ок. 1560 г.
Керамика
[ редактировать ]
Важным объектом изучения изникской керамики является лампа мечети, которая сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. [ф] Считается, что лампа была изготовлена для мечети Сулеймание в Стамбуле, строительство которой было завершено в 1557 году. Лампа является самым ранним объектом известной даты с боле -красным декором, который должен был стать характерной чертой изникских плиток и керамики. [92] [93] Красный цвет на лампе тонкий, коричневатый и неровный. Считается, что несколько сохранившихся блюд такого же тонкого красного цвета датируются тем же периодом. [92] [94]
Не сохранилось сосудов с датой между лампой мечети Купол Скалы (1549 г.) и 1606/7 г. [78] [г] Многие изникские плитки сохранились на зданиях известной даты, и хотя дизайн в целом отличается от рисунков, используемых на керамике, часто можно определить приблизительную дату сосуда, сравнивая композицию и мотивы с мотивами на плитках. [96]
Тарелки
[ редактировать ]- Блюдо с павлинами и цветами, гр. 1575 г.
- Блюдо с листом саза и цветами, гр. 1575 г.
- Блюдо с гладким бортиком, конец 16 – начало 17 века.
- Блюдо с изображением чернослива, выделенного белым цветом на зеленом фоне, c. 1585 г.
- Блюдо с простым ободком, 1580–1600 гг.
- Блюдо с животными в запасе на зеленом фоне, гр. 1580–1585 гг.
Другие объекты
[ редактировать ]- Кувшин с цветочным декором, ок. 1560–1570 гг.
- Кружка с кипарисами и цветами, гр. 1560 г.
- Кружка с кораблями, гр. 1575–1585 гг.
- Лампа мечети, гр. 1580–1585 гг.
- Эвер, последняя четверть 16 века.
- Бутылка с розами, гвоздиками и другими цветами, гр. 1560–1580 гг.
- Чаша с крышкой, украшенная кипарисами, тюльпанами и гвоздиками, ок. 1560–1580 гг.
- Сферический подвесной орнамент, ок. 1575–1585 гг.
Упадок (1600–1700)
[ редактировать ]К концу 16 века качество керамики, производимой в Изнике, заметно ухудшилось. [97] Это было связано с потерей покровительства Османского двора и введением фиксированных цен в период инфляции. [98] Другим важным фактором было то, что с середины XVI века в Турцию импортировалось все больше китайского фарфора. Мастера Изника не смогли конкурировать с импортными товарами высокого качества и вместо этого производили керамику с грубо расписанными деревенскими узорами. [99] Хотя китайский импорт не конкурировал с плиткой местного производства, новых имперских зданий было мало, и поэтому спрос был небольшим. Даже когда суд потребовал изразцы, такие как для мавзолея Ахмеда I, построенного между 1620 и 1623 годами, низкие цены привели к падению уровня жизни гончаров. В ответ они нашли новые рынки за пределами навязанной Османской империей системы цен. Плитки экспортировались в Каир, где ими украшали мечеть Аксункур , реконструированную Ибрагимом-агой в 1651–1652 годах. [100] [101] Изразцы экспортировались также в Грецию, где в 1678 году монастырь Великой Лавры на Афоне был украшен полихромными изразцами с исписанными греческими буквами. [102] [103] Тем не менее, объем производства керамики снизился, и к середине 17 века осталось всего несколько печей. [104] Последней датированной керамикой является посуда с грубыми унциальными греческими надписями 1678 года. [105]
- Блюдо с кораблем, гр. 1625–1650 гг.
- Блюдо с изображением пагоды и унциальной греческой надписью, датированное 1666 годом.
- Блюдо с лошадью без всадника, начало 17 века.
- Блюдо с листьями саза и чешуйчатым узором, 17 век.
Керамические сосуды, сочетающие традиционный дизайн Изника с современными темами, теперь производятся для туристической торговли в Кютахье. [106]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Коллекция из 532 предметов сейчас хранится в Национальном музее Возрождения в Экуане недалеко от Парижа.
- ^ Висячий орнамент мечети выставлен в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе ( инв. № 48.1022 ). Лампа мечети выставлена в Плиточном киоске (Чинили Кёшк) в Стамбуле.
- ^ Чаша, раскопанная в Сиркенчи в Стамбуле, сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне ( инв. № 790–1905 ).
- ↑ Сферический подвесной орнамент с декоративными мотивами, аналогичными мотивам лампы мечети Купол Скалы, сейчас находится в музее Бенаки в Афинах. [70] Инвентарный номер музея — ΓΕ 9 .
- ↑ Великая мечеть в Адане была существующим зданием и не была спроектирована Синаном. [79]
- ^ Лампа мечети Сулеймание в Музее Виктории и Альберта имеет инвентарный номер: 131–1885.
- ^ Блюдо, которое сейчас находится в Национальном музее Возрождения в Экуане, имеет дату, написанную на обороте как AH [10]15, что соответствует 1606/7 году нашей эры. [95]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Денни, Уолтер Б. (1974). «Сине-белая исламская керамика на китайские темы» . Бюллетень Бостонского музея . 72 (368): 76–99. JSTOR 4171598 .
- ^ Карсвелл 2006 , с. 32.
- ^ «LACMA: Художественный музей округа Лос-Анджелес» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2011 г. Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 71.
- ^ " Кувшин 'Авраам Кютахьский'. Инвентарный номер: Г.1" . Британский музей, Лондон . Проверено 16 ноября 2018 г. .
- ^ Карсвелл 2006 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Atasoy & Raby 1989 , p. 72.
- ^ Лейн 1957a , с. 247.
- ^ Лейн 1957a .
- ^ Jump up to: а б Atasoy & Raby 1989 , p. 74.
- ^ Карсуэлл 2006 , стр. 46–47.
- ^ Лейн 1957a , с. 271.
- ^ Jump up to: а б Карсуэлл 2006 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Atasoy & Raby 1989 , p. 96.
- ^ Jump up to: а б Неджипоглу 1990 , с. 139.
- ^ Панчароглу, Оя (31 марта 2007 г.). Вечная слава: средневековая исламская керамика из коллекции Харви Б. Плотника (Первое изд.). Институт искусств Чикаго. стр. 149–153. ISBN 978-0300119435 .
- ^ Неджипоглу 1990 , стр. 143–145.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 102, Fig. 129.
- ^ Неджипоглу 1990 , стр. 148–152.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 102.
- ^ Денни 2004 , с. 72.
- ^ Неджипоглу 1990 , с. 145.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 102, Figs. 305–306.
- ^ Неджипоглу 1990 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Atasoy & Raby 1989 , p. 82.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 83.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 29.
- ^ Лейн 1957b , стр. 40–41.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 30.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 50.
- ^ Jump up to: а б с Аллан 1973 .
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 51.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 57.
- ^ Jump up to: а б с Atasoy & Raby 1989 , p. 58.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 57, 59–60.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 58, 67.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 221, 228.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 237.
- ^ Хендерсон, Джулиан, «Керамика Изника, техническая экспертиза» в Atasoy & Raby 1989 , стр. 67.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 60, 67.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 62.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 30.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 90.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 38.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 76–79.
- ^ Лейн 1957a , с. 262.
- ^ Лейн 1957a , с. 256.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 79, 81.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 77, 79.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 90, 98.
- ^ Jump up to: а б Atasoy & Raby 1989 , p. 100, Figs. 105–109, 293–296.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 39–41, рис. 23.
- ^ «Светильник мечети. Инвентарный номер: 1878,1230,520» . Британский музей, Лондон . Проверено 16 ноября 2018 г. .
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 41, 94.
- ^ «Изникская посуда | Факты, история и примеры | Британника» . www.britanica.com . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 55.
- ^ Неджипоглу 2005 , стр. 221–222.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 108, 113.
- ^ Jump up to: а б Atasoy & Raby 1989 , p. 108.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 110.
- ^ «Изникская керамика: эволюция 1520-1550 гг.» . islamicceramics.ashmolean.org . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 104.
- ^ Лейн 1957a , с. 268.
- ^ Jump up to: а б с Atasoy & Raby 1989 , p. 129.
- ^ Карсуэлл 2006 , стр. 112–113.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 72, 129.
- ^ «Светильник мечети. Инвентарный номер: 1887,0516,1» . Британский музей, Лондон . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Карсвелл, 2006 , стр. 63–67.
- ^ Jump up to: а б Atasoy & Raby 1989 , pp. 135, 138, Figs 239, 355.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 67–68.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 71–73.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 70–71.
- ^ «Хадым Ибрагим Паша Джами: Фрагмент портика мечети, показывающий люнет и круг из подглазурной плитки Изник» . Архнет . Проверено 19 апреля 2015 г.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 218–219.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 219.
- ^ Jump up to: а б Неджипоглу 2005 , с. 208.
- ^ Гудвин 2003 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б Atasoy & Raby 1989 , p. 228.
- ^ Денни 1976 .
- ^ Неджипоглу 2005 , стр. 321–322.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 2003 , стр. 237–238.
- ^ Неджипоглу 2005 , стр. 219–220.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 219.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 221.
- ^ Денни 2004 , стр. 86, 209.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 217.
- ^ Денни 2004 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Денни 2004 , с. 91.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 75 рис 50.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 221.
- ^ Jump up to: а б Atasoy & Raby 1989 , p. 230.
- ^ Jump up to: а б Карсуэлл 2006 , с. 76.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 224–225 fig. 377.
- ^ Денни 2004 , с. 79.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 223, fig 511.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 231.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 106.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , pp. 274, 278.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 285.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 278.
- ^ Беренс-Абусейф 1992 , с. 116.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 279.
- ^ Карсвелл 2006 , с. 108.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 21.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 284.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 118–120.
Источники
[ редактировать ]- «Трактат Абу'л-Касима о керамике» . Иран .
- Аллан, JW (1973). «Трактат Абу'л-Касима о керамике» . Иран . 11 : 111–120. дои : 10.2307/4300488 . JSTOR 4300488 . Архивировано из оригинала 23 марта 2012 г. Проверено 4 сентября 2011 г.
- Атасой, Нурхан ; Раби, Джулиан (1989). Петсопулос, Янни (ред.). Изник: Керамика Османской Турции . Лондон: Александрия Пресс. ISBN 978-1-85669-054-6 .
- Беренс-Абусейф, Дорис (1992) [1989]. Исламская архитектура в Каире: Введение . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09626-4 .
- Карсуэлл, Джон (2006) [1998]. Изникская гончарная мастерская . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2441-4 .
- Денни, Уолтер Б. (1976). «Керамические покрытия мечети Рамазан Оглу в Адане». IV международный конгресс турецкого искусства: Экс-ан-Прованс, 10-15 сентября 1971 года . Исторические исследования (Университет Прованса), № 3. Éditions de l’Université de Provence. стр. 57–65. ISBN 978-2-85399-015-8 .
- Денни, Уолтер Б. (2004). Изник: искусство османской керамики . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-51192-3 .
- Гудвин, Годфри (2003) [1971]. История османской архитектуры . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27429-3 .
- Нечипоглу, Гюльру (1990). «От международного Тимурида к Османской империи: изменение вкуса керамической плитки шестнадцатого века» . Мукарнас . 7 : 136–170. дои : 10.2307/1523126 . JSTOR 1523126 .
- Нечипоглу, Гюльру (2005). Эпоха Синана: архитектурная культура Османской империи . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-253-9 .
- Лейн, Артур (1957a). «Османская керамика Исника». Арс Ориенталис . 2 : 247–281. JSTOR 4629039 .
- Лейн, Артур (1957b). Поздняя исламская керамика: Персия, Сирия, Египет, Турция . Лондон: Фабер и Фабер. OCLC 1646726 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акар, Азаде (1988). Сокровищница турецких орнаментов: 670 мотивов изникской керамики . Нью-Йорк: Дувр. ISBN 978-0-486-25594-1 .
- Коломбан, П.; Миланд, В.; Ле Бихан, Л. (2004). «Рамановский анализ гончарных глазурей и пигментов Изника на месте». Журнал рамановской спектроскопии . 35 (7): 527–535. arXiv : cond-mat/0612375 . Бибкод : 2004JRSp...35..527C . дои : 10.1002/jrs.1163 . S2CID 7543087 .
- Денни, Уолтер Б. (2005). «Рассредоточенные османские плиточные панели единого поля» . Журнал музея Бенаки . 4, 2004: 149–157. ISSN 2407-9502 .
- Денни, Уолтер Б. (2006). «Рассеянные османские плитки Изника с повторяющимся узором». В Парзимиес, Анна (ред.). Исследования по восточному искусству и культуре в честь профессора Тадеуша Майды . Варшава: Диалог. стр. 169–190. ISBN 978-83-89899-39-2 .
- Франсуа, Вероника (1997). «Византийские керамические мастерские Никеи/Изника и их производство (X — начало XIV века)» . Bulletin de Correspondance Hellenique (на французском языке). 121 (1): 411–442. дои : 10.3406/bch.1997.1637 .
- Хендерсон, Дж.; Раби, Дж. (1989). «Технология турецкой плитки пятнадцатого века: временное заявление о происхождении индустрии Изника». Мировая археология: керамическая технология . 21 (1): 115–132. дои : 10.1080/00438243.1989.9980094 . JSTOR 124488 .
- Мейсон, РБ; Тите, М.С. (1994). «Начало исламской технологии каменной пасты». Археометрия . 36 (1): 77–91. дои : 10.1111/j.1475-4754.1994.tb01066.x . .
- Мори, Шарлотта (2012). «О подглазурной расписной посуде османского периода в Дамаске: идентификация, описание, датировка» . Бюллетень востоковедения (на французском языке). 61 (61): 507–543. дои : 10.4000/beo.1051 .
- Пейнтер, С.; Окьяр, Ф.; Вольф, С.; Тите, М.С. (2004). «Технология производства изникской керамики – переоценка» . Археометрия . 46 (3): 421–437. дои : 10.1111/j.1475-4754.2004.00166.x .
- Кейруш Рибейро, Мария (2009). Изникская керамика и изразцы в коллекции Калуста Гюльбенкяна . Лиссабон: Фонд Галуста Гюльбенкяна. ISBN 978-972-8848-58-3 .
- Тите, М.С. (1989). «Изникская керамика: исследование методов производства». Археометрия . 31 (2): 115–132. дои : 10.1111/j.1475-4754.1989.tb01008.x .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Хронология основных событий в гончарном деле Изника , Оксфорд: Музей Ашмола, заархивировано из оригинала 23 марта 2012 г. , получено 10 сентября 2011 г.
- Фотографии плитки Изника в Стамбуле, сделанные Диком Оссеманом.