Великая мечеть Аданы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Великая мечеть Аданы | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Область | Средиземноморский |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | ![]() |
Географические координаты | 36 ° 59'06 "N 35 ° 19'51" E / 36,98500 ° N 35,33083 ° E |
Архитектура | |
Тип | Мечеть |
Новаторский | 1513 |
Завершенный | 1541 |
Минарет (а) | 1 |
Великая мечеть Аданы ( турецкий : Adana Ulu Camii ), также известная как Мечеть Рамазаноглу ( турецкий : Ramazanoğlu Camii ), — мечеть 16-го века в Адане , Турция. Он является частью комплекса ( куллие ), включающего медресе и мавзолей ( тюрбе ). Комплекс находится на улице Кызылай, рядом с залом Рамазаноглу .
История
[ редактировать ]Строительство мечети началось в 1513 году Рамазаноглу Халил-беем и завершилось его сыном и преемником Пири Мехмет-пашой в 1541 году. [1] В течение 450 лет, до постройки Сабанджи Меркез Джами , мечеть была самой большой в Адане. Он был поврежден во время землетрясения Адана-Джейхан в 1998 году , а восстановление Генеральным управлением фондов (Vakıflar Genel Müdürlüğü) было завершено в 2004 году.
Мечеть
[ редактировать ]Здание несет в себе черты мамлюкского , сельджукского и османского архитектурного дизайна. Западный вход старше главного здания и отличается по стилю от части, построенной Рамазаноглу Халил беем. Коническая сталактитовая крыша, ступенчато возвышающаяся над входом, имеет черты сельджукидской архитектуры. Это указывает на то, что Рамаданиды , которые были небольшим бейликом (эмиратом) в начале 16 века, сначала построили небольшую мечеть, а позже построили рядом с ней главное здание, когда бейлик расширился и маленькой мечети стало недостаточно.
Мечеть в целом имеет прямоугольный план размерами 34,5 на 32,5 метра (113 × 107 футов). Во двор можно попасть через большие ворота на западной и восточной сторонах. Северная часть двора покрыта деревянной крышей, опирающейся на столбы, и поэтому может служить пристройкой к молитвенному залу, а летом — открытой площадкой для молитв. В восточной части двора вход со стороны главного зала украшен черно-белыми мраморными панелями. Полуостроконечные арки украшены сталактитовыми и цветочными мотивами. [2]
Главный молельный зал занимает ширину прямоугольного плана и состоит из двух нефов по пять пролетов, разделенных колоннами, поддерживающими полуострые арки. Михраб . украшен изникской плиткой и обрамлен черными мраморными панелями Плитки Изника, которыми также украшена стена киблы , были добавлены после 1552 года. [3]
Минарет, расположенный возле восточного входа во двор, имеет крытый балкон и демонстрирует влияние мамлюков . Внешний вид минарета украшен камнем двух разных цветов.
Медресе
[ редактировать ]Медресе . мечети находится на восточной стороне мечети и в ранних документах описывается как «Старое медресе»
Медресе с простой и ясной каменной кладкой и фонтаном с восемью колоннами, поддерживающими пирамидальную крышу, имеет просторный вид. Из-за небольшой мечети, зажатой в ее северо-западном углу, и постороннего здания, расположенного рядом, она не обеспечивает хорошо спланированного и монументального вида.
На восточной, западной и южной стороне почти квадратного двора, стороны которого составляют 23 м (75 футов), расположены кельи дервишей. На северной стороне двора находится главный класс ( диванхане ), перекрытый двумя подряд куполами. Внешняя длина медресе с востока на запад составляет 32,8 метра (108 футов).
Западные ворота, построенные выше келий, имеют простую архитектуру и ведут во двор через короткий коридор с колыбельным сводом. Две кельи на южной стороне входа, как полагают, являются кухней медресе, которая сейчас используется как туалет. Меньшая камера, как и все другие камеры дервишей в крыле киблы , имеет зубчатое окно, камин и нишу для кабинета и имеет размеры 3 на 3,85 метра (9,8 футов × 12,6 футов). Напротив, ячейки киблы меньше ячеек на западной стороне и имеют квадратную форму в плане (2,7 × 2,7 м (8,9 × 8,9 футов)).
В восточном крыле, за исключением угловых, ячейки имеют ту же ширину, что и ячейки южного крыла. Как и другие, камеры изнутри перекрыты колыбельными сводами, а снаружи — рифленым кирпичом. Есть две дополнительные ниши на угловой ячейке и по одной дополнительной на третьей и пятой ячейках с юга. В кельях крыла киблы есть два окна, выходящие во двор и на улицу.
Самой интересной частью медресе является учебный класс, состоящий из двух выстроенных в ряд куполов с острыми арками и подвесками. Внешние размеры классной комнаты составляют 9 × 11,9 м (30 × 39 футов). Хотя классы в турецком медресе эпохи Сельджуков и позже были построены со сводами или в виде единого зала с куполом, его прямоугольную форму с двумя выстроенными в линию куполами в этом медресе можно объяснить с точки зрения уменьшения воздействия жаркой погоды. Края куполов невысокие. На переднем остром своде зала последовательно использованы белые и красные камни. [4]
Задние стены восточного крыла, дымоход и северная часть классной комнаты выполнены из кирпича, остальная часть медресе – из белого камня. Хотя внутренние стенки камер покрыты штукатуркой, внешние поверхности — нет.
Дизайн классной комнаты в виде двух куполообразных помещений и U-образное расположение келий дервишей вокруг внутреннего двора отличает медресе мечети от сельджукидских и османских медресе. Будучи старейшим среди медресе Рамазаноглу, еще одной отличительной чертой, похожей на медресе Яг-Джами, являются каменные стены передней части классной комнаты и кирпичные стены задней части. Геометрический декор западного окна классной комнаты точно такой же, как и геометрический декор арок у входа в мечеть.
Орнамент
[ редактировать ]Портальная ниша медресе украшена скошенной лепниной, образующей узел на столбе и замковом камне с обеих сторон. Окружение надписи украшено пальметками. [ написание? ] (веерообразный символ) и небольшие значки. Второе из двух прямоугольных окон на восточной и западной стенах зала обрамлено лепниной с геометрическим узором, образующей пересечение линии нити с шахматкой и шестиконечными звездами, имеющими в центре цветок с шестью лепестками. Орнамент окна восточной стены не завершен.
Надпись и хронограмма
[ редактировать ]Единственная надпись на медресе — это две строки сулута на коронных воротах. Текст гласит:
«Это священное медресе было построено сыном Халил-бея Пири, нуждающимся в милости Аллаха, в девять сорок седьмом году, в середине месяца Мухаррам , во времена правления величайшего и выдающегося шаха Султана Сулеймана. – Аллаху последнее его имущество – ради Аллаха».
Хронограмма указывает на то, что медресе было завершено в мае 1540 года. Хотя строитель медресе известен как Рамазаноглу Пири-паша, архитектор неизвестен.
Мавзолей Рамаданидов
[ редактировать ]В мавзолее ( тюрбе ) Рамаданидов с высокими краями и высоким куполом, придающим ему величие, находятся саркофаги Халил-бея и сыновей Пири-паши, Мехмет-бея и Мустафы-бея. Стены мавзолея покрыты изразцами.
Мавзолей мечети, в отличие от большинства мавзолеев Сельджуков, построен к востоку от мечети и, хотя и расположен рядом с мечетью, не интегрирован с ней. Конструкция занимает площадь 5,5 × 6,1 м (18 × 20 футов). Мавзолей имеет куполообразную верхнюю часть с саркофагами и входную часть, покрытую крестовым сводом. Входная часть соединена с мечетью промежуточной дверью, а с мавзолеем – еще одной дверью.
На восточной стене есть окно. Дальше на север сарай, построенный на четырех колоннах, возглавляемых мукарнами , покрыт деревянной крышей, образующейся в результате колыбельного свода, перпендикулярно разрезающего полупоперечный свод.
Острый купол мавзолея с многоугольным ободком и треугольным выводом аналогичен куполу михраба мечети. На каждом из 12 его краев размещено окно с цветным стеклом, и в отличие от переднего купола михраба не используется черный камень.
Стены мавзолея такой же толщины, как и стены мечети (1,1 м (3,6 фута)); Отличием от стен киблы мечети являются желтоватые камни. Она также отличается тем, что полностью построена из камней тонкой формы, в отличие от стен мечети, которые построены из грубых камней посередине и камней тонкой формы вокруг. Это указывает на то, что мечеть и тюрбе были построены с перерывом в 3–5 лет.
Саркофаги покрыты плиткой 16 века. На лицевой стороне саркофагов на плитках имеются надписи. Надписи, написанные одним и тем же шрифтом, показывают, что все они написаны после марта 1552 года.
Кроме мавзолея мечети и Ешиль Тюрбе в Бурсе , других примеров мавзолеев, покрытых плиткой, нет. Дизайн мечети аналогичен тем, что построены в Средней Азии .
Мавзолей за пределами комплекса мечети
[ редактировать ]К югу от мечети также находится мавзолей, который стоит как самостоятельное сооружение. Он шестиугольный в плане и покрыт высоким куполом. Поскольку на саркофагах нет надписей, обитатели и дата постройки неизвестны. Поскольку саркофаги находятся всего в 2 м (6,6 футов) от мавзолея мечети, предполагается, что саркофаги могут принадлежать членам семьи Рамаданидов. Мавзолей построен в стиле барокко, что указывает на то, что он датируется концом 18 века.
Галерея
[ редактировать ]- Восточный вход и минарет
- Минарет балкон
- Внутренний двор
- Вход в молитвенный зал
- Вид изнутри
- Двор
- Настенное уведомление
- Внешний вид комплекса
- Ручной купол
- Вид с улицы на северную сторону
- Купол на западе и верхний восточный вход
- Вид во двор
- Вид во двор
- Часть минарета
- Михраб
- Интерьер с михрабом и минбером
- Саркофаги
- Вид с минарета
- Вид с минарета
- Вид с минарета
- Вид с минарета
- Вид с минарета
- Вид с минарета на полпути вверх
- Вид с минарета на полпути вверх
- Вид с минарета на полпути вверх
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рамазаноглу Джами» . Архнет . Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ «Ветер от сельджукских мамлюков и османской архитектуры: мечеть Улу (турецкий)» . adanadan.biz . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ Гудвин 1971 , с. 252.
- ^ «Улу Джами Медресеси (турецкий)» . adanadan.biz . Проверено 6 января 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27429-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Денни, Уолтер Б. (1976). «Керамические покрытия мечети Рамазан Оглу в Адане». IV международный конгресс турецкого искусства: Экс-ан-Прованс, 10-15 сентября 1971 года . Исторические исследования (Университет Прованса), № 3. Éditions de l’Université de Provence. стр. 57–65. ISBN 978-2-85399-015-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]