Мечеть Зейрек
Мечеть Зейрек Греческий : Монастырь Пантократора Христа. Русский : Мечеть Зейрек | |
---|---|
![]() Мечеть, вид с северо-востока. Слева направо можно увидеть апсиды церкви Христа Пантократора , Императорской часовни и церкви Елеусской Богородицы . | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Год освящен | Вскоре после 1453 г. |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 1'11 "N 28 ° 57'26" E / 41,01972 ° N 28,95722 ° E |
Архитектура | |
Тип | Церковь с крестообразным планом |
Стиль | Средняя Византия - Комнин |
Новаторский | Между 1118 и 1124 годами |
Завершенный | До 1136 г. |
Материалы | Кирпич |
Часть | Исторические районы Стамбула |
Критерии | Культурные: i, ii, iii, iv |
Ссылка | 356 |
Надпись | 1985 г. (9-я сессия ) |
Мечеть Зейрека ( турецкая : Zeyrek Camii ) или монастырь пантопрара byly ( греческий : μονή του παντοκράτορος χριστού , на : Pantokrator Manastırı ), находится the в Fatih -in the in byly -in the in byly -in the in byly -in the in byly -in in in турецком byryling the -in . Он состоит из двух бывших византийских церквей и часовни, соединенных вместе, и представляет собой лучший образец средневизантийской архитектуры в Константинополе . После собора Святой Софии это крупнейшее византийское религиозное здание, сохранившееся до сих пор в Стамбуле. [1]
Он находится менее чем в 1 км к юго-востоку от мечети Эски Имарет , еще одной византийской церкви, превращенной в мечеть.
К востоку от комплекса находится османский конак , который был отреставрирован и открыт как ресторан и чайный сад под названием Зейрекхане.
История
[ редактировать ]Византийский период
[ редактировать ]Между 1118 и 1124 годами византийская императрица Ирина Венгерская построила на этом месте монастырь , посвященный Христу Пантократору (Христу Всемогущему). [2] Монастырь состоял из церкви (которая стала кафоликоном или главной церковью монастыря). [3] ), также посвященный Христу Пантократору, библиотека и больница. [4]
После смерти жены, вскоре после 1134 года, император Иоанн II Комнин построил к северу от первой еще одну церковь, посвященную Богородице Елеусе ( Милосердной Богородице). Эта церковь была открыта для населения и обслуживалась мирским духовенством. [3] Не позднее 1136 года южный двор и экзонартекс . к комплексу были добавлены [3] и две святыни были соединены часовней, посвященной святому Михаилу , [5] который стал императорским мавзолеем ( героном ) династий Комнинов и Палеологов . [2] Помимо многих других византийских сановников, здесь были похоронены император Иоанн II и его жена Эйрина, а также императрица Берта Зульцбахская (также известная как Эйрина), жена Мануила I Комнина . [4] [ сомнительно – обсудить ]
В период латинского господства после Четвертого крестового похода году комплекс попал в руки венецианского духовенства, и икона Богородицы в 1204 Одигитрии . здесь размещалась [6] Монастырь также использовался в качестве императорского дворца последним императором латинским Болдуином .
После реставрации Палеологов монастырь вновь стал использоваться православными монахами. Самым известным из них был Геннадий II Схоларий , покинувший Пантократор, чтобы стать первым патриархом Константинополя после завоевания города мусульманами в 1453 году. [7]
Османский и республиканский период
[ редактировать ]
Вскоре после падения Константинополя главная церковь была преобразована в мечеть, а монастырь некоторое время служил медресе . [8] Османы . назвали его в честь Моллы Зейрека, ученого, который там преподавал [8] Однако из-за своей важности для византийской истории Зейрек был одним из немногих зданий Константинополя , старое название которого никогда не забывалось, и о нем писали иностранные посетители, в том числе французский путешественник Пьер Жиль, который описал его в своей книге о Константинополе, написанной в шестнадцатый век. После завершения строительства медресе в комплексе Фатих в 1471 году студенты-мусульмане покинули Зейрек. [9] и комнаты, когда-то занимавшиеся школой, исчезли. [4]
К началу XXI века здание пришло в очень ветхое и частично разрушенное состояние, в результате чего оно было внесено в список памятников, находящихся под угрозой исчезновения, ЮНЕСКО . Обширная и порой противоречивая реставрация уже завершена, и мечеть вновь открыта для молитв. [10] [11]
Архитектура
[ редактировать ]
Кладка типичной частично выполнена в технике заглубленного кирпича, для византийской архитектуры среднего периода. [12] В этом методе чередующиеся ряды кирпичей монтируются за линией стены на растворном слое. Толщина слоев раствора примерно в три раза больше, чем слоев кирпича. [13]
Южная и северная церкви имеют крестообразную форму с центральными куполами и многоугольными апсидами с семью сторонами, а не с пятью, которые были типичны для византийской архитектуры предыдущего века. Апсиды также имеют тройные стрельчатые окна, окруженные нишами . [2]
Южная церковь является самой большой. На востоке находится эсонартекс , который со временем был расширен вплоть до императорской часовни. Церковь увенчана двумя куполами, один над наосом , другой над матронеумом (отдельной верхней галереей для женщин) притвора . Когда-то очень богатое убранство церкви почти полностью исчезло, за исключением некоторых фрагментов мрамора в пресвитерии . К сожалению, красивый секционный пол opus из цветного мрамора, выполненный в технике перегородчатой эмали , с изображениями фигур людей и животных, теперь скрыт под современным ковром. Найденные здесь фрагменты цветного стекла позволяют предположить, что когда-то окна были заполнены витражами с фигурами святых. [14] Мозаики, изображающие апостолов и жизнь Христа, все еще были видны, хотя и испорчены, в 18 веке. [15]
Императорская часовня покрыта цилиндрическими сводами и увенчана двумя куполами.
Северная церковь имеет только один купол и примечательна фризом с резными мотивами собачьего зуба и треугольниками, идущими вдоль карниза .
Рядом с мечетью находится Шейх Сулейман Мескиди , небольшое византийское здание, которое, вероятно, принадлежало монастырю Пантократор. Возможно, здесь располагалась библиотека, хотя это не точно.
В целом этот монастырский комплекс является лучшим примером средневизантийской архитектуры в Стамбуле. сохранившимся [2]
- Мечеть Зейрек
- Мечеть Зейрек
- Мечеть Зейрек
- Мечеть Молла Зейрека: часть фасада
- Мечеть Молла Зейрек: Южная церковь
- Мечеть Молла Зейрека: Михраб
- Мечеть Молла Зейрека: Михраб
- Мечеть Молла Зейрек: Хюнкар Махфили, использовавшаяся султаном
- Мечеть Молла Зейрек: Хюнкара Махфили нижняя сторона
- Общий вид мечети Молла Зейрека
- Византийский дверной косяк мечети Молла Зейрека
- Мечеть Молла Зейрек: Внешний вид
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Монастырь Христа Пантократора» . Византийское наследие . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Краутхаймер (1986), с. 409
- ^ Jump up to: а б с Оустерхаут (2001), с. 133
- ^ Jump up to: а б с Гюлерсой (1976), с. 213
- ^ Мэтьюз (1976), с. 71
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 227
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 232
- ^ Jump up to: а б Эйс (1955), с. 58
- ^ Ахунбай (2001), с. 118
- ^ Ахунбай (2001), пас.
- ^ ОУСТЕРХАУТ, РОБЕРТ; АХУНБАЙ, ЗЕЙНЕП; АХУНБАЙ, МЕТИН (2009). «Исследование и реставрация Зейрек-Джамии в Стамбуле: второй отчет, 2001-2005 гг.» . Документы Думбартон-Окса . 63 : 235–256. ISSN 0070-7546 . JSTOR 41219768 .
- ^ Краутхаймер (1986), с. 400. Еще одним примером построек Константинополя, где использовался этот прием, является мечеть Эски Имарет.
- ^ Самое старое здание, сохранившееся до сих пор в Стамбуле, где до сих пор можно увидеть эту технику, — это мечеть Эски Имарет , расположенная менее чем в одном км к северо-западу от Зейрека.
- ^ Краутхаймер (1986), с. 410
- ^ Рончи (2009), с. 576.
Ссылки
[ редактировать ]- Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
- Эйс, Семави (1955). Стамбул. Маленький путеводитель по памятникам византийцев и турков (на французском языке). Стамбул: Стамбульская типография.
- Мэтьюз, Томас Ф. (1976). Византийские церкви Стамбула: фотографический обзор . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета . ISBN 0-271-01210-2 .
- Гюлерсой, Челик (1976). Путеводитель по Стамбулу . Стамбул: Стамбульская библиотека. ОСЛК 3849706 .
- Краутхаймер, Ричард (1986). Раннехристианская и византийская архитектура (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 88-06-59261-0 .
- Оустерхаут, Роберт (2001). «Архитектура, искусство и комнатнская идеология в монастыре Пантократор». В Неджипоглу, Невра (ред.). Византийский Константинополь: памятники, топография и повседневная жизнь . Лейден, Бостон, Кельн: Brill. ISBN 90-04-11625-7 .
- Ахунбай, Метим; Ахунбай, Зейнеп (2001). «Реставрационные работы в Зейрекском доме, 1997-1998 гг.». В Неджипоглу, Невра (ред.). Византийский Константинополь: памятники, топография и повседневная жизнь . Лейден, Бостон, Кельн: Brill. ISBN 90-04-11625-7 .
- Рончи, Сильвия; Браччини, Томмазо (2010). Константинопольский роман. Литературный путеводитель по Восточному Риму (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 978-88-06-18921-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брилл, Роберт Х. (2005). «Химический анализ стекол Zeyrek Camii и Kariye Camii» . Документы Думбартон-Окса . 59 : 213–230.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Церкви и монастыри Константинополя
- Мечети, переоборудованные из церквей в Стамбуле
- Церкви построены в 1124 году.
- Здания православной церкви XII века
- Византийская сакральная архитектура
- Здания мечети с куполами
- Завоеватель
- Исторические места Турции
- Мечети построены в 1453 году.
- Церковные здания с куполами