Дворец Антиоха
Дворец : τὰ παλάτια τῶν ἈντιόχουАнтиоха [1] — дворец начала V века в византийской столице Константинополе (современный Стамбул , Турция ). Его отождествили с дворцовым сооружением, раскопанным в 1940-х и 1950-х годах недалеко от Константинопольского ипподрома , некоторые остатки которого можно увидеть и сегодня. В VII веке часть дворца была превращена в церковь – точнее мученическую , мученическую святыню – Святой Евфимии на Ипподроме ( Ἀγία Εὐφημία ἐν τῷ Ἱπποδρομίῳ , Hagia Euphēmia en tō Hippodromiō ), которая сохранилась до Палеологовский период .
История
[ редактировать ]дворец Антиоха
[ редактировать ]Дворец Антиоха был построен как резиденция Антиоха , евнуха персидского происхождения, пользовавшегося значительным влиянием в период правления Феодосия II (годы правления 402–450). Будучи кубикулярием (камергером), он был наставником молодого императора и со временем дослужился до поста praepositus Sacricubuliuli и звания патриция . [2] Его властное отношение и доминирование над молодым императором стали причиной его падения (дата оспаривается) сестрой императора Пульхерией , но ему было разрешено вернуться в свой дворец и жить там. Он оставался активным в столичной политике, пока, наконец, не впал в немилость и не вступил в духовенство ок. 439. [3] После этого его имущество, включая дворец, было конфисковано императором. [4]
Впервые дворец был обнаружен в 1939 году, когда фрески, изображающие жизнь святой Евфимии к северо-западу от Ипподрома были обнаружены . Дальнейшие раскопки 1942 года, проведенные Альфонсом Марией Шнайдером, обнаружили шестиугольный зал, ведущий в полукруглый портик , а раскопки 1951–52 годов под руководством Р. Дуюрана обнаружили основание колонны с надписью «препозита Антиоха », что позволило идентифицировать это место. . [4] [5] На основании штампов на кирпичах, найденных на месте, Дж. Бардилл предполагает дату строительства не ранее 430 г. [6]
Церковь Святой Евфимии
[ редактировать ]Церковь Святой Евфимии на Ипподроме (также известная как лежащая «ин та Антиоху », то есть «квартиры/дворцы Антиоха»). [4] ) был установлен в шестиугольном зале, вероятно, где-то в начале 7 века, когда первоначальная церковь в Халкидоне была разрушена во время персов Сасанидов вторжений , а реликвии перевезены в целях безопасности в Константинополь. [7] [8] Первоначально западный придел имел фрески, изображающие мученическую кончину святой Евфимии, а святилище имело купольный сень. [9] Во время византийского иконоборчества здание было секуляризовано и предположительно превращено в склад оружия и навоза. [10] По преданию, кости святого приказал бросить в море император Лев III Исавритянин (годы правления 717–741) или его сын Константин V (годы правления 741–775). Однако они были спасены двумя благочестивыми братьями и доставлены на остров Лемнос , откуда их привезла обратно в 796 году, после окончания первого периода иконоборчества , императрица Ирина (годы правления 797–802). [11] Церковь просуществовала до конца Византийской империи, будучи отремонтированной в конце 13 века фресками в стиле Палеологов . [7]
Описание
[ редактировать ]Оригинальная архитектура дворца
[ редактировать ]
Первоначально дворец состоял из двух частей: южной и северной. В южном, сегодня недоступном для публики, располагался большой шестиугольный зал с апсидой , позже преобразованный в церковь Святой Евфимии, соединенный с широким полукруглым портиком диаметром около 60 м, заключающим в себе мощеный мрамором двор. [4] Шестиугольный зал первоначально служил, вероятно, столовой ( триклинием ). Диаметр зала составляет около 20 м, ширина каждой стороны шестиугольника — 10,4 м. На каждой стороне имелась абсидная ниша, многоугольная снаружи и полукруглая внутри, каждая шириной 7,65 м и глубиной 4,65 м, что обеспечивало место для полукруглой скамейки ( сигмы или стибадия ) и обеденного стола. [4] [12] В каждой апсиде также была дверь, которая сообщалась с небольшими круглыми комнатами, расположенными между апсидами. В центре зала располагался мраморный бассейн, характерная черта поздней античности . Шестиугольный триклиний был окружен другими комнатами, сгруппированными вдоль внешнего изгиба большого портика, включая сложный вестибюль с круглой комнатой в центре. [4]
Северная часть, расположенная между улицей, проходящей вдоль западной стены Ипподрома, и магистралью Мезе , до недавнего времени ошибочно принималась за Дворец Лаусуса . [4] Он представлял собой большую ротонду диаметром 20 м с нишами в стене, которая, по-видимому, служила залом для аудиенций Антиоха. Он был пристроен к обращенному на юго-восток портику С-образной формы, выходившему на улицу вдоль Ипподрома. Рядом с южной стороной портика располагалась небольшая баня, куда также можно было попасть с улицы. [4] В V веке, когда дворец был императорской собственностью, к ротонде на западе был пристроен удлиненный коридор, доступ к которому осуществлялся через двуапсидный вестибюль. Его форма указывает на его использование в качестве триклиния . Он имел длину 52,5 м и ширину 12,4 м с апсидой на конце, а в VI веке на каждой его длинной стороне было добавлено по шесть апсид. [4]
Преобразование в церковь
[ редактировать ]Когда шестиугольный зал был преобразован в церковь, было внесено несколько изменений. Бему разместили справа от первоначального входа, в апсиде, обращенной на юго-восток, а в противоположной апсиде открыли еще один вход. Первоначальные ворота продолжали использоваться, но позже были сужены. Еще двое ворот были открыты в двух северных круглых комнатах, к которым два мавзолея . в конечном итоге были прикреплены [12]
В ходе раскопок были обнаружены остатки синтронона ( места для духовенства, кафедра ), фундамента алтаря , преграды алтаря и солеи (приподнятого подиума). Никаких свидетельств существования амвона не сохранилось, но его присутствие возможно, как и в других ранневизантийских церквях города. [12] Большинство этих скульптурных остатков имеют типичные черты VI века, такие как мраморные скульптуры, инкрустированные стеклом, но эпистиль датируется реставрацией церкви в 797 году. [12]
Фрески
[ редактировать ]На юго-западной стене церкви сохранилась серия фресок конца 13 века, которую можно увидеть за защитным стеклом. Четырнадцать из них образуют цикл, повествующий о жизни и мученичестве святой Евфимии , а другая фреска изображает мученичество Сорока Севастийских мучеников — тему, уникальную среди церквей столицы. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иоанн Скилицы , Римлянам II , 2.9
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис (1992), стр. 101–102.
- ^ Бардилл (2004), стр. 57–59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Костенец (2008)
- ^ Бардилл (2004), с. 56
- ^ Бардилл (2004), стр. 107–109.
- ^ Jump up to: а б Kazhdan (1991), p. 747
- ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 22, 63.
- ^ Богданович, Елена (2017). Оформление сакрального пространства . Оксфорд УП. стр. 190–3.
- ^ Кэмерон и Херрин (1984), с. 22
- ^ Kazhdan (1991), pp. 747–748
- ^ Jump up to: а б с д и Бал (2008)
Источники
[ редактировать ]- Болл, Аманда (26 мая 2008 г.). «Церковь Святой Евфимии» . Энциклопедия эллинского мира, Константинополь. Архивировано из оригинала 6 декабря 2015 г. Проверено 27 сентября 2009 г.
- Бардилл, Джонатан (2004). Кирпичные штампы Константинополя, Том 1 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-925524-5 .
- Кэмерон, Аверил; Херрин, Джудит (1984). Константинополь в начале восьмого века: Parastaseis syntomoi chronikai (введение, перевод и комментарий) . Архив Брилла. ISBN 978-90-04-07010-3 .
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Костенец, Ян (26 июля 2008 г.). «Дворец Антиоха» . Энциклопедия эллинского мира, Константинополь. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 27 сентября 2009 г.
- Мартиндейл, Джон Р.; Джонс, AHM; Моррис, Дж. (1992). Просопография Поздней Римской империи, Том II: 395–527 гг. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20159-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]