Мечеть Плащаница
Мечеть Плащаница Мечеть Кефели | |
---|---|
![]() Мечеть Кефели, вид с юга | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Год освящен | Между 1623 и 1640 годами |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 1'46 "N 28 ° 56'30" E / 41,02944 ° N 28,94167 ° E |
Архитектура | |
Тип | церковь |
Стиль | византийский |
Завершенный | Между 13 и 15 веками |
Технические характеристики | |
Минарет (а) | 1 |
Материалы | кирпич , камень |
Мечеть Кефели ( турецкий : Kefeli Câmîi , что означает «мечеть каффариотов», в честь жителей города Каффа в Крыму , или также Кефели Мескиди , где Месцит — турецкое слово, обозначающее небольшую мечеть) — бывшая восточно-православная мечеть. Церковь, позже совместно служившая католиками и армянами , и наконец преобразованная мечеть османами в . Католическая церковь была посвящена Святому Николаю . Дата его посвящения как восточно-православной церкви неизвестна, но его обычно отождествляют с монастырем Мануэля 9-го века ( греческий : Μονὴ τοῦ Μανουήλ ).
Интерес к мечети Кефели возникает потому, что она перепрофилирует форму раннехристианской базилики позднего византийского периода. [1]
Расположение
[ редактировать ]Здание расположено в Стамбуле , в районе Фатих , в районе Салматомрук, на Касап Сокак , примерно на полпути между мечетью Хора и мечетью Фетхие .
История
[ редактировать ]
Происхождение этого здания, расположенного на склоне шестого холма Константинополя , не установлено. Предание гласит, что в девятом веке Мануил Армянин , полководец в войнах против сарацин во время правления императора Феофила (годы правления 829–842), построил монастырь , переоборудовав свой дом, который находился недалеко от цистерны Аспара . [2] Мануил был дядей императрицы Феодоры , жены Феофила, и до ухода в свой монастырь он был одним из трех советников, которые помогали ей в регентстве ее маленького сына Михаила III после смерти ее мужа.
Монастырь Мануил был перестроен патриархом Фотием и снова восстановлен узурпатором Романом I Лакапином (годы правления 920–944). Император Михаил VII (годы правления 1071–1078) удалился сюда после своего низложения. [3] Все эти события показывают важность этого монастыря в Константинополе. Тем не менее, принадлежность этого здания к комплексу, основанному Мануэлем, далеко не очевидна и опровергается новейшими исследованиями. [1]
Документированная история нынешнего здания начинается в 1475 году, вскоре после падения Константинополя , когда османы завоевали генуэзскую колонию Каффа в Крыму . Все латинские , греческие и еврейские жители, проживавшие в Каффе («каффариоты» или, по -турецки , Кефели ), были затем депортированы в Стамбул и переселены в этот квартал. Латинянам, главным образом генуэзцам , было разрешено использовать это здание как церковь вместе с армянами . [1] Церковь, посвященная Святому Николаю , возглавлялась доминиканцами и содержалась четырьмя католическими семьями. [4] У армян и католиков алтари были разделены . [4] Эта маленькая церковь зависела от ближайшей католической церкви Святой Марии , которая позже стала мечетью Одалар . [4] В 1630 году, при правлении Мурада IV (1623–1640), церковь была преобразована в мескит (небольшую мечеть) Великим визирем Реджеб-пашой , но сохранила деноминацию, будучи сначала известной как Кефе Махалле , затем как Кефели Мешиди. Взамен армяне получили греческую церковь в Балате . [4]
Архитектура
[ редактировать ]
Здание представляет собой большой зал длиной 22,6 метра и шириной 7,22 метра. [5] и ориентирован в направлении север-юг, что весьма необычно среди византийских церквей Константинополя . Его кладка состоит из чередующихся рядов кирпича и камня. Первоначальное здание имело трехнефный план , но единственные остатки боковых нефов принадлежат торцевой стене западного. [1] С северной стороны расположены арка и полукруглая апсида из кирпича, снаружи имеющая многоугольную форму. Стены апсиды изрезаны двумя нишами . Стены главного нефа освещены двумя рядами окон, расположенных неравномерно. Южная стена также освещена двумя рядами окон. Нижние окна намного больше верхних. Вход расположен посередине западной стены. Под западной стороной находится цистерна, крыша которой опирается на три колонны . [5]
Датировка здания неясна. Многоугольная апсида и ниши в апсиде типичны для церквей эпохи Палеолога . [1] Здание интересно с архитектурной точки зрения, поскольку является примером повторения формы раннехристианской базилики в поздний византийский период. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Мэтьюз (1976), с. 190.
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 254.
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 257
- ^ Jump up to: а б с д Мюллер-Винер (1977), 166
- ^ Jump up to: а б Ван Миллинген (1912), с. 258.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
- Мэтьюз, Томас Ф. (1976). Византийские церкви Стамбула: фотографический обзор . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета . ISBN 0-271-01210-2 .
- Гюлерсой, Челик (1976). Путеводитель по Стамбулу . Стамбул: Стамбульская библиотека. ОСЛК 3849706 .
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Образный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала 17 века (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
