Jump to content

Церковь Святого Полиевкта

Координаты : 41 ° 00'50 "N 28 ° 57'11" E  /  41,014 ° N 28,953 ° E  / 41,014; 28.953
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Остатки церкви Святого Полиевкта

Церковь Святого Полиевкта ( греч . Ἅγιος Πολύευκτος , транслит.   Hagios Polyeuktos ; турецкий : Ayios Polieuktos Kilisesi ) — древняя византийская церковь в Константинополе (ныне Стамбул , Турция ), построенная дворянкой Аницией Юлианой и посвященная святому Полиевкту . Задуманное как подтверждение собственного имперского происхождения Юлианы , это было богато украшенное здание и самая большая церковь города до строительства собора Святой Софии . Он представил широкомасштабное использование сасанидских персидских декоративных элементов и, возможно, положил начало новому архитектурному типу купольной базилики , усовершенствованному в более позднем соборе Святой Софии.

Об истории церкви после ее постройки мало что известно. Здание просуществовало до 11 века, после чего пришло в упадок, а некоторые архитектурные элементы были сняты и повторно использованы в Константинополе и других городах. После перестройки в период Османской империи место церкви было вновь обнаружено во время раскопок в 1960-х годах. Район, расположенный прямо напротив мэрии столичного муниципалитета Стамбула, в настоящее время является охраняемым археологическим памятником, открытым для посетителей, хотя скульптуры были перевезены в Стамбульский археологический музей .

Мраморный бюст Анисии Джулианы из Нью-Йоркского Метрополитен-музея .
церкви Фрагмент антаблемента , содержащий начало 31-й строки эпиграммы, воспевающей основание церкви. Обнаружен на месте во время раскопок 1960 года.
Пиластри Акритани в Венеции, взятые из церкви Св. Полиевкта.

Церковь была построена по заказу дворянки Аникии Юлианы , потомка нескольких западных императоров, между 524 и 527 годами, во время правления Юстина I (годы правления 518–527). Он должен был заменить более раннюю церковь, построенную Евдокией , женой Феодосия II и прабабушкой Юлианы, для хранения реликтового черепа святого Полиевкта . [1] [2] Считалось, что новая церковь была самой большой в Константинополе до строительства собора Святой Софии племянником и наследником Юстина Юстинианом I (годы правления 527–565). [3]

В двух хвалебных эпиграммах (всего 76 строк), начертанных на стенах церкви и сохранившихся целиком в средневековой рукописи ( Anthologia Graeca , I.10), [4] Юлиана сравнивает себя с прошлыми императорами Константином I и Феодосием II что превзошла , Храм Соломона как монументальный строитель и утверждает , на пропорциях которого якобы была основана новая церковь. Таким образом, здание представляло собой прямой вызов престижу и авторитету царствующей династии низкого происхождения и, возможно, было одной из причин масштабной реконструкции собора Святой Софии Юстинианом несколько лет спустя. [5] В свете этого соперничества, возможно, не случайно, что и Юстиниан, когда он увидел завершенную Святую Софию, как говорят, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя». [6] Однако важность Соломоновых намеков подвергается сомнению некоторыми учеными, которые рассматривают церковь скорее как утверждение имперского престижа древнеримской аристократии , от которой происходила Юлиана, и халкидонской ортодоксальности, которую она отстаивала во время правления монофизит Император- Анастасий I (годы правления 491–518). [7] Однако о дальнейшем аспекте антагонизма с Юстинианом свидетельствует история, записанная Григорием Турским : вскоре после своего воцарения Юстиниан призвал престарелую Юлиану внести часть ее большого состояния в государственную казну. Не торопясь, она переплавила свое золото и превратила его в пластины, которыми украсила внутреннюю часть крыши недавно построенной церкви Св. Полиевкта, сохранив таким образом ее от алчности императора. [8]

Церковь просуществовала до 11 века, когда была заброшена. После этого он был щедро разграблен скульптур и других архитектурных элементов ( сполия как византийцами, так и, после разграбления города в 1204 году, крестоносцами ради ) . Несколько частей Святого Полиевкта были повторно использованы в других сакральных зданиях Константинополя/Стамбула, например, в Монастыре Христа Пантократора (современная мечеть Зейрек ), мечети Фенари Иса и мечети Коджа Мустафа-паши . Но другие части архитектурной скульптуры церкви распространились по всему Средиземноморью в такие места, как Венеция , Милан , Барселона и Вена . Самыми известными примерами являются так называемые Пиластри Акритани («Столпы Акры »), стоящие в базилике Святого Марка в Венеции с 13 века. [9]

Место церкви в квартале Сарачане (древние Константинианы) в османский период постепенно было занято домами и мечетью . В 1940 году территория была выровнена, а в 1960 году во время строительства пересечения дорог Шехзадебаши Каддези и Бульвари Ататюрка начались раскопки. [10] Были обнаружены кирпичные своды и фрагменты проконнесской мраморной скульптуры, среди них фрагменты монументальной эпиграммы, украшавшей церковь. Эти фрагменты в сочетании с указаниями на приблизительное местоположение церкви в византийских текстах, касающихся императорских процессий на проспекте Месе , позволили надежно идентифицировать церковь. [2] [8] В период с 1964 по 1969 год на этом месте проводились обширные раскопки археологами под руководством доктора Незиха Фиратли из Стамбульского археологического музея и Ричарда Мартина Харрисона из Института Думбартон-Оукс . [10] Район, расположенный прямо напротив мэрии столичного муниципалитета Стамбула, в настоящее время является охраняемым археологическим памятником, открытым для посетителей, хотя скульптуры были перевезены в Стамбульский археологический музей . [8]

Остатки церкви были повреждены бездомными наркоманами, которые разожгли костры после того, как прорвались через окружающий забор, чтобы ночевать там. [11]

Описание

[ редактировать ]
Предполагаемая реконструкция интерьера Р.М. Харрисона. жертвенник . Слева видны экседры, на нижнем рисунке — амвон и

Несмотря на свою архитектурную известность, об истории церкви и ее точной архитектуре известно очень мало. Большая часть сведений о первоначальном облике церкви почерпнута из эпиграммы в честь Иулианы и ее семьи, которая по частям была начертана в разных частях церкви. [8] В эпиграмме утверждается, что церковь была спроектирована как точная копия древнего еврейского Храма с точными пропорциями, данными в Библии для Храма Соломона , и с использованием царского локтя в качестве единицы измерения, как и в его модели. [12] [13] Ричард Мартин Харрисон, главный археолог этого места, реконструировал церковь как примерно квадратную базилику , ок. Длина по бокам 52 м, с центральным нефом и двумя боковыми нефами , перед которым находится притвор , а предшествует большой атриум длиной 26 м. церкви К северу от атриума остатки другого здания были идентифицированы как баптистерий или дворец Юлианы. [10] В самом атриуме находилась первая из двух эпиграмм церкви. [14]

Овальное основание в центре здания указывает на положение амвона , а прочный фундамент по всему зданию указывает, по мнению Харрисона, на наличие купола , в результате чего предполагаемая высота здания превышает 30 м. Площадь алтаря раскопана недостаточно, и его форма остается неизвестной. [15] Возможное наличие купола, хотя и не является общепринятым, имеет большое значение, поскольку это означало бы, что именно церкви Св. Полиевкта, а не церкви Юстиниана ( Святые Сергий и Вакх и Собор Святой Софии) впервые объединили традиционную базилику с купол. [16] Из эпиграммы известно, что внутри было два этажа с колоннадами и галереями. Основываясь на эпиграмме и подструктурах, Харрисон также предположил существование пары двухэтажных экседр , состоящих из трех ниш с пирсом между ними, на северной и южной сторонах амвона. Пространство вокруг куполообразной западной бухты должно было быть перекрыто цилиндрическими или крестовыми сводами . [17]

Внутреннее убранство было необычайно богато. [10] Стены были отделаны мрамором, крыша позолочена, а в притворе было изображено крещение Константина Великого . [8] На этом месте также были найдены фрагменты слоновой кости, аметиста, золота и цветного стекла, первоначально инкрустированные в мраморные скульптуры, а также фрагменты мозаик . [10] Намеренное напоминание о Соломоновом Храме было еще более усилено преобладанием таких мотивов, как пальмы , гранаты и лилии в украшении церкви. [13] Примечательной особенностью, которая ранее не наблюдалась в константинопольском искусстве и архитектуре, является широкое использование сасанидских персидских декоративных мотивов, таких как фризы из бегущих пальметт и листьев граната или симметричные геометрические и растительные узоры. Персидские мотивы становились все более популярными в VI веке, а также использовались в украшении собора Святой Софии. [18] Другой исключительной находкой являются десять рельефных досок с изображениями Христа , Девы Марии и Апостолов ; такие изображения очень редки из-за разрушения человеческих изображений в иконоборчестве VIII и IX веков. [19]

Одним из крупнейших декоративных мраморных остатков памятника являются детали ниш. Эти массивные куски мрамора состоят из вогнутого сегмента с вырезанным в центре большим лобным павлином с гордо развернутым веером хвостом. Вторая эпиграмма церкви проходит по полукругу резьбы. Павлинов окружают перемычки, наполненные виноградными лозами и листьями. [20] Буквы надписи подняты на высоту 11 см и окружены реалистичными виноградными лозами. Детализация каждого отдельного листа поразительна. На каждом листе видны прожилки, некоторые края листьев потрепаны и порваны, и художник даже нашел время, чтобы наложить рисунок, вытянув некоторые листья вперед и вырезав другие на заднем плане, чтобы придать ощущение глубины. [21] Мартин Харрисон отмечает, что вся эта работа выполнена на глаз художника и без использования постоянной меры, на что указывают отметки, оставленные долотом, мелкие неровности и небольшие изгибы в решетчатой ​​конструкции. Первоначально эта территория была окрашена в яркие цвета. Основными цветами были синий, зеленый и некоторые пурпурные. Эти цвета трудно найти или изготовить, и они демонстрируют силу Анисии Джулианы в декоративном аспекте конструкции. Фон виноградных лоз и букв был ярко-синим. Павлины — ассоциируются с богиней Герой и королевской властью в древности и символизируют обновление и возрождение для христиан. [22] — украшенные резными ожерельями, окрашенными в синий, зеленый и золотой цвета. Из-за пустых полостей в глазах остальных частей головы птиц в качестве зрачков использовалось зеленое стекло. [23] Они также держали цепи, чтобы что-то подвешивать. Коннор предполагает, что, учитывая их расположение, лампа может служить правдоподобным применением цепей в их клювах. [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уолтер (2003), с. 236
  2. ^ Jump up to: а б Kazhdan (1991), p. 1696
  3. ^ Кэмерон, Уорд-Перкинс, Уитби (2000), с. 961
  4. ^ Строт (2021), стр. 95 и 102–111.
  5. ^ Митчелл (2007), с. 317; Маас (2005), стр. 364–365; Канепа (2006), стр. 14–15.
  6. ^ Маас (2005), с. 365; Харрисон (1989), стр. 36–41.
  7. ^ Канепа (2006), стр. 12–14
  8. ^ Jump up to: а б с д и Манго и Шевченко (1961), стр. 243–247
  9. ^ Строт (2021), с. 96 и 107 с дополнительными ссылками.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Фиолитаки (2008)
  11. ^ «1500-летняя церковь стала домом для бездомных» .
  12. ^ Хэмблин и Сили (2007), с. 109
  13. ^ Jump up to: а б Харрисон (1989), стр. 137–144.
  14. ^ Строт (2021), стр. 102–105.
  15. ^ Харрисон (1985), стр. 406–411.
  16. ^ Строт (2021), стр. 99–102.
  17. ^ Харрисон (1985), стр. 407–408; Кэмерон, Уорд-Перкинс, Уитби (2000), с. 963; Строт (2021), стр. 105–106.
  18. ^ Канепа (2006), стр. 6–19
  19. ^ Харрисон (1985), стр. 414–418.
  20. ^ Манго и Шевченко (1961), стр. 243-245; Строт (2021), стр. 105–111.
  21. ^ Харрисон (1989), с. 81
  22. ^ Jump up to: а б Коннор (2004), с. 109
  23. ^ Харрисон (1989), с. 84

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

41 ° 00'50 "N 28 ° 57'11" E  /  41,014 ° N 28,953 ° E  / 41,014; 28.953

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6365c2aac2e5ed91d38c717c1c1005c__1708693320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/5c/c6365c2aac2e5ed91d38c717c1c1005c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church of St. Polyeuctus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)