Церковь Святого Полиевкта
Церковь Святого Полиевкта ( греч . Ἅγιος Πολύευκτος , транслит. Hagios Polyeuktos ; турецкий : Ayios Polieuktos Kilisesi ) — древняя византийская церковь в Константинополе (ныне Стамбул , Турция ), построенная дворянкой Аницией Юлианой и посвященная святому Полиевкту . Задуманное как подтверждение собственного имперского происхождения Юлианы , это было богато украшенное здание и самая большая церковь города до строительства собора Святой Софии . Он представил широкомасштабное использование сасанидских персидских декоративных элементов и, возможно, положил начало новому архитектурному типу купольной базилики , усовершенствованному в более позднем соборе Святой Софии.
Об истории церкви после ее постройки мало что известно. Здание просуществовало до 11 века, после чего пришло в упадок, а некоторые архитектурные элементы были сняты и повторно использованы в Константинополе и других городах. После перестройки в период Османской империи место церкви было вновь обнаружено во время раскопок в 1960-х годах. Район, расположенный прямо напротив мэрии столичного муниципалитета Стамбула, в настоящее время является охраняемым археологическим памятником, открытым для посетителей, хотя скульптуры были перевезены в Стамбульский археологический музей .
История
[ редактировать ]Церковь была построена по заказу дворянки Аникии Юлианы , потомка нескольких западных императоров, между 524 и 527 годами, во время правления Юстина I (годы правления 518–527). Он должен был заменить более раннюю церковь, построенную Евдокией , женой Феодосия II и прабабушкой Юлианы, для хранения реликтового черепа святого Полиевкта . [1] [2] Считалось, что новая церковь была самой большой в Константинополе до строительства собора Святой Софии племянником и наследником Юстина Юстинианом I (годы правления 527–565). [3]
В двух хвалебных эпиграммах (всего 76 строк), начертанных на стенах церкви и сохранившихся целиком в средневековой рукописи ( Anthologia Graeca , I.10), [4] Юлиана сравнивает себя с прошлыми императорами Константином I и Феодосием II что превзошла , Храм Соломона как монументальный строитель и утверждает , на пропорциях которого якобы была основана новая церковь. Таким образом, здание представляло собой прямой вызов престижу и авторитету царствующей династии низкого происхождения и, возможно, было одной из причин масштабной реконструкции собора Святой Софии Юстинианом несколько лет спустя. [5] В свете этого соперничества, возможно, не случайно, что и Юстиниан, когда он увидел завершенную Святую Софию, как говорят, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя». [6] Однако важность Соломоновых намеков подвергается сомнению некоторыми учеными, которые рассматривают церковь скорее как утверждение имперского престижа древнеримской аристократии , от которой происходила Юлиана, и халкидонской ортодоксальности, которую она отстаивала во время правления монофизит Император- Анастасий I (годы правления 491–518). [7] Однако о дальнейшем аспекте антагонизма с Юстинианом свидетельствует история, записанная Григорием Турским : вскоре после своего воцарения Юстиниан призвал престарелую Юлиану внести часть ее большого состояния в государственную казну. Не торопясь, она переплавила свое золото и превратила его в пластины, которыми украсила внутреннюю часть крыши недавно построенной церкви Св. Полиевкта, сохранив таким образом ее от алчности императора. [8]
Церковь просуществовала до 11 века, когда была заброшена. После этого он был щедро разграблен скульптур и других архитектурных элементов ( сполия как византийцами, так и, после разграбления города в 1204 году, крестоносцами ради ) . Несколько частей Святого Полиевкта были повторно использованы в других сакральных зданиях Константинополя/Стамбула, например, в Монастыре Христа Пантократора (современная мечеть Зейрек ), мечети Фенари Иса и мечети Коджа Мустафа-паши . Но другие части архитектурной скульптуры церкви распространились по всему Средиземноморью в такие места, как Венеция , Милан , Барселона и Вена . Самыми известными примерами являются так называемые Пиластри Акритани («Столпы Акры »), стоящие в базилике Святого Марка в Венеции с 13 века. [9]
Место церкви в квартале Сарачане (древние Константинианы) в османский период постепенно было занято домами и мечетью . В 1940 году территория была выровнена, а в 1960 году во время строительства пересечения дорог Шехзадебаши Каддези и Бульвари Ататюрка начались раскопки. [10] Были обнаружены кирпичные своды и фрагменты проконнесской мраморной скульптуры, среди них фрагменты монументальной эпиграммы, украшавшей церковь. Эти фрагменты в сочетании с указаниями на приблизительное местоположение церкви в византийских текстах, касающихся императорских процессий на проспекте Месе , позволили надежно идентифицировать церковь. [2] [8] В период с 1964 по 1969 год на этом месте проводились обширные раскопки археологами под руководством доктора Незиха Фиратли из Стамбульского археологического музея и Ричарда Мартина Харрисона из Института Думбартон-Оукс . [10] Район, расположенный прямо напротив мэрии столичного муниципалитета Стамбула, в настоящее время является охраняемым археологическим памятником, открытым для посетителей, хотя скульптуры были перевезены в Стамбульский археологический музей . [8]
Остатки церкви были повреждены бездомными наркоманами, которые разожгли костры после того, как прорвались через окружающий забор, чтобы ночевать там. [11]
Описание
[ редактировать ]Несмотря на свою архитектурную известность, об истории церкви и ее точной архитектуре известно очень мало. Большая часть сведений о первоначальном облике церкви почерпнута из эпиграммы в честь Иулианы и ее семьи, которая по частям была начертана в разных частях церкви. [8] В эпиграмме утверждается, что церковь была спроектирована как точная копия древнего еврейского Храма с точными пропорциями, данными в Библии для Храма Соломона , и с использованием царского локтя в качестве единицы измерения, как и в его модели. [12] [13] Ричард Мартин Харрисон, главный археолог этого места, реконструировал церковь как примерно квадратную базилику , ок. Длина по бокам 52 м, с центральным нефом и двумя боковыми нефами , перед которым находится притвор , а предшествует большой атриум длиной 26 м. церкви К северу от атриума остатки другого здания были идентифицированы как баптистерий или дворец Юлианы. [10] В самом атриуме находилась первая из двух эпиграмм церкви. [14]
Овальное основание в центре здания указывает на положение амвона , а прочный фундамент по всему зданию указывает, по мнению Харрисона, на наличие купола , в результате чего предполагаемая высота здания превышает 30 м. Площадь алтаря раскопана недостаточно, и его форма остается неизвестной. [15] Возможное наличие купола, хотя и не является общепринятым, имеет большое значение, поскольку это означало бы, что именно церкви Св. Полиевкта, а не церкви Юстиниана ( Святые Сергий и Вакх и Собор Святой Софии) впервые объединили традиционную базилику с купол. [16] Из эпиграммы известно, что внутри было два этажа с колоннадами и галереями. Основываясь на эпиграмме и подструктурах, Харрисон также предположил существование пары двухэтажных экседр , состоящих из трех ниш с пирсом между ними, на северной и южной сторонах амвона. Пространство вокруг куполообразной западной бухты должно было быть перекрыто цилиндрическими или крестовыми сводами . [17]
Внутреннее убранство было необычайно богато. [10] Стены были отделаны мрамором, крыша позолочена, а в притворе было изображено крещение Константина Великого . [8] На этом месте также были найдены фрагменты слоновой кости, аметиста, золота и цветного стекла, первоначально инкрустированные в мраморные скульптуры, а также фрагменты мозаик . [10] Намеренное напоминание о Соломоновом Храме было еще более усилено преобладанием таких мотивов, как пальмы , гранаты и лилии в украшении церкви. [13] Примечательной особенностью, которая ранее не наблюдалась в константинопольском искусстве и архитектуре, является широкое использование сасанидских персидских декоративных мотивов, таких как фризы из бегущих пальметт и листьев граната или симметричные геометрические и растительные узоры. Персидские мотивы становились все более популярными в VI веке, а также использовались в украшении собора Святой Софии. [18] Другой исключительной находкой являются десять рельефных досок с изображениями Христа , Девы Марии и Апостолов ; такие изображения очень редки из-за разрушения человеческих изображений в иконоборчестве VIII и IX веков. [19]
Одним из крупнейших декоративных мраморных остатков памятника являются детали ниш. Эти массивные куски мрамора состоят из вогнутого сегмента с вырезанным в центре большим лобным павлином с гордо развернутым веером хвостом. Вторая эпиграмма церкви проходит по полукругу резьбы. Павлинов окружают перемычки, наполненные виноградными лозами и листьями. [20] Буквы надписи подняты на высоту 11 см и окружены реалистичными виноградными лозами. Детализация каждого отдельного листа поразительна. На каждом листе видны прожилки, некоторые края листьев потрепаны и порваны, и художник даже нашел время, чтобы наложить рисунок, вытянув некоторые листья вперед и вырезав другие на заднем плане, чтобы придать ощущение глубины. [21] Мартин Харрисон отмечает, что вся эта работа выполнена на глаз художника и без использования постоянной меры, на что указывают отметки, оставленные долотом, мелкие неровности и небольшие изгибы в решетчатой конструкции. Первоначально эта территория была окрашена в яркие цвета. Основными цветами были синий, зеленый и некоторые пурпурные. Эти цвета трудно найти или изготовить, и они демонстрируют силу Анисии Джулианы в декоративном аспекте конструкции. Фон виноградных лоз и букв был ярко-синим. Павлины — ассоциируются с богиней Герой и королевской властью в древности и символизируют обновление и возрождение для христиан. [22] — украшенные резными ожерельями, окрашенными в синий, зеленый и золотой цвета. Из-за пустых полостей в глазах остальных частей головы птиц в качестве зрачков использовалось зеленое стекло. [23] Они также держали цепи, чтобы что-то подвешивать. Коннор предполагает, что, учитывая их расположение, лампа может служить правдоподобным применением цепей в их клювах. [22]
Галерея
[ редактировать ]- Остатки церкви Святого Полиевкта
- Остатки церкви Святого Полиевкта
- Остатки церкви Святого Полиевкта
- Остатки церкви Святого Полиевкта
- Остатки церкви Святого Полиевкта
- Остатки церкви Святого Полиевкта
- Остатки церкви Святого Полиевкта
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолтер (2003), с. 236
- ^ Jump up to: а б Kazhdan (1991), p. 1696
- ^ Кэмерон, Уорд-Перкинс, Уитби (2000), с. 961
- ^ Строт (2021), стр. 95 и 102–111.
- ^ Митчелл (2007), с. 317; Маас (2005), стр. 364–365; Канепа (2006), стр. 14–15.
- ^ Маас (2005), с. 365; Харрисон (1989), стр. 36–41.
- ^ Канепа (2006), стр. 12–14
- ^ Jump up to: а б с д и Манго и Шевченко (1961), стр. 243–247
- ^ Строт (2021), с. 96 и 107 с дополнительными ссылками.
- ^ Jump up to: а б с д и Фиолитаки (2008)
- ^ «1500-летняя церковь стала домом для бездомных» .
- ^ Хэмблин и Сили (2007), с. 109
- ^ Jump up to: а б Харрисон (1989), стр. 137–144.
- ^ Строт (2021), стр. 102–105.
- ^ Харрисон (1985), стр. 406–411.
- ^ Строт (2021), стр. 99–102.
- ^ Харрисон (1985), стр. 407–408; Кэмерон, Уорд-Перкинс, Уитби (2000), с. 963; Строт (2021), стр. 105–106.
- ^ Канепа (2006), стр. 6–19
- ^ Харрисон (1985), стр. 414–418.
- ^ Манго и Шевченко (1961), стр. 243-245; Строт (2021), стр. 105–111.
- ^ Харрисон (1989), с. 81
- ^ Jump up to: а б Коннор (2004), с. 109
- ^ Харрисон (1989), с. 84
Источники
[ редактировать ]- Кэмерон, Аверил; Уорд-Перкинс, Брайан; Уитби, Майкл (2000). Поздняя античность: Империя и ее преемники, 425–600 гг. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-32591-2 .
- Канепа, Мэтью П. (2006). Позднеантичный космос власти: международный орнамент и королевская идентичность в шестом и седьмом веках (PDF) . 21-й Международный конгресс византинистов. Лондон. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2011 г. Проверено 15 июня 2009 г.
- Коннор, Кэролайн Л. (2004). Женщины Византии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300099577 .
- Фиолитаки, Пенелопа (1 апреля 2008 г.). «Святой Полиевкт» . Энциклопедия эллинского мира: Константинополь . Проверено 7 июня 2009 г.
- Хэмблин, Уильям Дж.; Сили, Дэвид Рольф (2007). Храм Соломона: миф и история . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-25133-1 .
- Харрисон, Ричард Мартин, изд. (1985). Раскопки Сарачане в Стамбуле . Том. Я. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-03583-3 .
- Харрисон, Ричард Мартин (1989). Храм Византии: открытие и раскопки дворцовой церкви Аникии Юлианы в Стамбуле . Лондон: Харви Миллер. ISBN 978-0-292-78109-2 .
- Каждан, Александр, изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Маас, Майкл, изд. (2005). Кембриджский спутник эпохи Юстиниана . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52071-3 .
- Манго, Кирилл; Шевченко, Игорь (1961). «Остатки церкви Святого Полиевкта в Константинополе». Документы Думбартон-Окса . 15 . Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета: 243–247. дои : 10.2307/1291183 . JSTOR 1291183 .
- Митчелл, Стивен (2007). История позднейшей Римской империи, 284-641 гг. н.э.: трансформация древнего мира . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-0857-7 .
- Строт, Фабиан (2021). Заглавные монограммы. Юстинианская архитектурная скульптура Константинополя как носитель текста (на немецком языке). Висбаден: Райхерт. ISBN 978-3-95490-272-9 .
- Уолтер, Кристофер (2003). Святые-воины в византийском искусстве и традициях . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1-84014-694-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с церковью Святого Полиевкта в Константинополе, на Викискладе?
- Ведьма. Полиевктос , план здания профессора Томаса Мэтьюза, Византийские церкви Стамбула , Институт изящных искусств Нью-Йоркского университета.