Церковь Святого Георгия Саматьи
Церковь Святого Георгия Саматьи Церковь Святого Георгия в Саматио | |
---|---|
Сурп Кеворк | |
![]() Вход в современную церковь, вид с севера | |
41 ° 00'07 "N 28 ° 55'59" E / 41,00188 ° N 28,93302 ° E | |
Расположение | Саматья , Стамбул |
Страна | Турция |
Номинал | Армянский Апостольский |
История | |
Основатель(и) | Роман III Аргирос |
Преданность | Св. Мария Перивлепт |
Культ (ы) присутствует | Святой Георгий |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Бедрос Немце |
Новаторский | 1866 |
Завершенный | 1887 |
Святой Георгий Саматья или Сурп Кеворк ( армянский : Церковь Святого Георгия Саматьи ; турецкое название: Сулу Манастир , что означает: «Водный монастырь») — армянская церковь в Стамбуле , Турция .
Здание, построенное между 1866 и 1887 годами, возведено над фундаментом византийской церкви и монастыря, построенных в одиннадцатом веке. Комплекс, посвященный Святой Марии Перивлепте ( греч . Μονὴ τῆς Θεοτòκου τῆς Περιβλὲπτου , Monì tis Theotókou tis Perivléptou ), был одним из самых важных греческих православных монастырей в Константинополе . [1] После османского завоевания города в 1453 году он был передан армянской общине Стамбула и на какое-то время стал резиденцией Армянского Патриархата Константинополя . [2]
Расположение
[ редактировать ]Церковь расположена в Стамбуле , в районе Фатих , в районе Кочамустафапаша (исторически Саматья ), по адресу Мармара Каддези 79 . [3] Он расположен внутри города- крепости , недалеко от берега Мраморного моря . Здание защищено высокой стеной и окружено другими постройками.
История
[ редактировать ]Византийский период
[ редактировать ]
В пятом веке на этом месте стояла церковь Святого Стефана в Аврелиане . Эта церковь располагалась недалеко от Еленианского дворца и монастыря Святого Далматия , [2] недалеко от обильного источника воды ( греч . Агиасма ). От этого источника, существующего до сих пор, произошло турецкое название комплекса («Водный монастырь»). [3]
Недалеко от этих построек и от морских стен , на небольшом плато на южном склоне седьмого холма Константинополя , в квартале Ксеролофос , [4] Византийский император Роман III Аргирос основал большой монастырь, посвященный Богородице Перивлепте . (годы правления 1028–1034) после своего неудачного похода в Сирию [1] Название, означающее «заметный», «легко видимый», происходит из-за его доминирующего и изолированного положения. [3] Император потратил много денег на возведение здания, за что подвергся резкой критике. [1] Романос был похоронен здесь в 1034 году. Император Никифор III Ботаниат (годы правления 1078–1081) отремонтировал комплекс в 1080 году. [2] После низложения Никифор был вынужден своим преемником Алексием I Комнином (годы правления 1081–1118) стать здесь монахом и также был похоронен в церкви. [1]
В XI-XII веках двор обычно ежегодно приезжал в Перивлепт, чтобы отпраздновать свечи . [5] После латинского разграбления в 1204 году церковь некоторое время оставалась под контролем Греции, но позже была передана венецианским монахам- бенедиктинцам . [2] После распада Латинской империи , Михаил VIII Палеолог (годы правления 1261–1282) восстановил церковь и добавил в трапезную мозаику изображающую себя с женой Феодорой и их сыном Константином. [2] Эта мозаика была уничтожена во время великого пожара Саматьи в 1782 году. [1]
В конце тринадцатого века молодой монах монастыря Иларион, посланный в Элегмои в Вифинии для присмотра за монастырскими владениями, обнаружил, что местность разорена турками . Он успешно организовал население против налетчиков и после противостояния снова сделал этот район безопасным, но это вызвало большой скандал в Константинополе, поскольку монахам не разрешалось сражаться. После того как он был вынужден вернуться в столицу, турецкие грабежи возобновились, пока жители Элегмои не направили в Константинополь петицию с просьбой о его возвращении. В конце концов игумен монастыря был вынужден дать свое согласие. [1]
Здание пострадало в 1402 году в результате пожара и освещения. В 1422 году в этом монастыре жил император Мануил II Палеолог (годы правления 1391–1425) во время эпидемии и осады города османским султаном Мурадом II . [6]
Османский период
[ редактировать ]Сразу после завоевания Константинополя в 1453 году церковь продолжала принадлежать Греческой православной церкви. [6] По данным Мюллера-Винера , между 1461 и 1480 годами (переселение армян в Саматью произошло в 1458/862 году хиджры ) султан Мехмед II (годы правления 1444–46, 1451–81) уступил церковь армянской общине, [2] и до 1643/44 года комплекс был резиденцией Армянского Константинопольского Патриархата . [2] Другие источники сообщают, что здание было передано армянам в 1643 году по заступничеству армянки по имени Шивекар , которая была фавориткой султана Ибрагима I (годы правления 1640–1648). [6] [7] В этот период здесь было построено несколько церквей. [2] К середине XVII века единственным сохранившимся византийским зданием была трапезная. [3]
В 1722 году комплекс был отремонтирован армянским архитектором Мелдоном , но в 1782 году все было уничтожено великим пожаром Саматьи. Реконструкция состоялась в 1804 году. [2]
Между 1866 и 1887 гг. (после очередного пожара 1877 г.) [7] ), церковь была перестроена на дар Михаила Агопяна , и на месте остались только фундаменты византийской церкви и остатки исходного здания. Кроме того, рядом с церковью были построены две большие школы. [2]
Описание
[ редактировать ]Посол Испании Руй Гонсалес де Клавихо (практически единственный сохранившийся источник о комплексе византийского периода). [8] ), посетивший Константинополь в 1402 году, пишет, что план Святой Марии был центральным, с квадратным нефом, увенчанным куполом с атриумом и боковыми помещениями, подобным современным церквям Осиоса Луки и монастыря Дафни в Греции. [7] Полусферический купол, украшенный мозаикой, опирался на восемь колонн из полихромной яшмы. [8] который выдержал четыре удара . [9] Они совершили переход от восьмиугольного основания к квадрату, ограниченному стенами. [9] Недавние раскопки подтвердили описание Клавихо. [9] В церкви, стены и пол которой также были покрыты яшмовыми плитами, находилось несколько императорских гробниц, размещенных в двух боковых помещениях. Его внешние стены были богато украшены картинами, изображающими города и замки, подаренные монастырю. [8] большая трапезная, украшенная фреской с изображением Тайной вечери , помещения для монахов, сады и виноградники. В состав комплекса входили [10] В церкви также были выставлены несколько реликвий , среди них тело святителя Григория . [10]
Нынешняя церковь представляет собой прямоугольное здание, длина сторон которого составляет около двадцати и тридцати метров. Он ориентирован в направлении ЮЗ – СВ. Церковь имеет апсиду с северо-восточной стороны и колокольный фронтон . Интерьер перекрыт сводчатым сводом и богато украшен. Над Аязмой, считающейся одной из самых красивых в Стамбуле. [3] построена часовня, посвященная святому Иоанну Предтече .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Плод (1953), с. 227.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мюллер-Винер (1977), стр. 200
- ^ Jump up to: а б с д и Рончи (2010), с. 443
- ^ Мюллер-Винер (1977), стр. 187
- ^ Мамбури (1953), с. 306.
- ^ Jump up to: а б с Плод (1953), с. 228.
- ^ Jump up to: а б с Эйс (1955), стр.93.
- ^ Jump up to: а б с Плод (1953), с. 229.
- ^ Jump up to: а б с Рончи (2010), с. 444
- ^ Jump up to: а б Плод (1953), с. 230.
Источники
[ редактировать ]- Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Издательство братьев Читури.
- Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Эйс, Семави (1955). Стамбул. Маленький путеводитель по памятникам византийцев и турков (на французском языке). Стамбул: Стамбульская типография.
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Образный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала 17 века (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Рончи, Сильвия; Браччини, Томмазо (2010). Константинопольский роман. Литературный путеводитель по Восточному Риму (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 978-88-06-18921-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]