Мечеть Арап
Арабская мечеть | |
---|---|
![]() Общий вид здания мечети с садырваном справа со двора. | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Год освящен | конец 15 века |
Расположение | |
Расположение | Стамбул |
Географические координаты | 41 ° 01'27,552 "N 28 ° 58'15,744" E / 41,02432000 ° N 28,97104000 ° E |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Готика |
Новаторский | 1323 |
Завершенный | 1325 |
Минарет (а) | 1 |
Мечеть Арап ( турецкий : Arap Camii , букв. « арабская мечеть») — мечеть в квартале Каракёй в Стамбуле , Турция . Первоначально здание представляло собой римско-католическую церковь, построенную в 1325 году монахами Доминиканского ордена рядом или над более ранней часовней, посвященной Святому Павлу ( итальянский : Сан-Паоло ) в 1233 году. [1] Хотя структура была изменена в период Османской империи , это единственный образец средневековой религиозной готической архитектуры, сохранившийся в Стамбуле.
Церковь была преобразована в мечеть османами между 1475 и 1478 годами, во время правления султана Мехмеда II , и стала известна как мечеть Галата. передал ее Позже султан Баязид II мусульманским беженцам из Аль-Андалуса , которые бежали от испанской инквизиции в 1492 году и поселились в районе Галата в Стамбуле (отсюда и ее нынешнее название — Арабская мечеть ).
Расположение
[ редактировать ]Здание расположено в стамбульском районе Бейоглу , в районе Каракёй (средневековая Галата ), на Галата Махкемеси Сокак , недалеко от северного берега Золотого Рога . Он окружен ремесленными магазинами.
История
[ редактировать ]Византийский период
[ редактировать ]В VI веке здесь была построена византийская церковь, возможно, посвященная святой Ирине . [1] От этого здания сегодня сохранилась только часть стены. [1]
Традиция, утверждающая, что мечеть была построена на этом месте во время Второй арабской осады Константинополя в 717–718 годах принцем Омейядов и генералом Масламой ибн Абд аль-Маликом, является более поздней легендой османской эпохи. [1] [2] Османские летописцы описывают это место как место захоронения Масламы ибн Абд аль-Малика, отсюда предполагаемая гробница и мечеть. [3] но они спутали вторую арабскую осаду с первой арабской осадой поколением ранее и отнесли строительство мечети примерно к 686 году. [1] [4] [5] [6]
В 1233 году, во времена Константинопольской Латинской империи (1204–1261), основанной после Четвертого крестового похода , эта церковь была заменена небольшой часовней, посвященной Святому Павлу ( Сан-Паоло ). [7]
В 1299 году монах -доминиканец Гийом Бернар де Северак купил дом рядом с церковью, где основал монастырь с 12 монахами. [8] В 1307 году византийский император Андроник II Палеолог переселил доминиканцев Константинополя в удерживаемый генуэзцами пригород Пера . [1]
Новая, гораздо более крупная церковь была построена рядом или над часовней Сан-Паоло в 1325 году. [9] После этого церковь была официально посвящена Сан-Доменико . [2] но местные жители продолжали пользоваться древним номиналом. [10] В 1407 году папа Григорий XII , чтобы обеспечить содержание церкви, предоставил индульгенции посетителям монастыря Сан-Паоло. [11]
Османский период
[ редактировать ]После падения Константинополя , согласно капитуляции Османской империи с Генуэзской республикой , церковь, известная к тому времени туркам под названием Меса Доменико , осталась в руках генуэзцев, [12] но между 1475 и 1478 годами она была преобразована с небольшими изменениями в мечеть османским султаном Мехмедом II и стала известна как Галата Джами («Мечеть Галата») или Джами-и Кебир («Великая мечеть»). Монахи были переведены в монастырь Сан-Пьетро- ин-Галата в 1476 году, при этом все алтарные одежды уже были перевезены в Геную , а архивы — в Каффу . [11]
К концу века султан Баязид II передал здание мусульманину Испании ( мориско ), который бежал от испанской инквизиции и мигрировал в Стамбул; отсюда и нынешнее название Арап Джами (Арабская мечеть). [1] [10] Султан Мехмед III отремонтировал здание, и к концу семнадцатого века дома, посягавшие на мечеть, были снесены, чтобы избежать шума. [13]
После Великого пожара в Галате 1731 года , в 1734/35 году мать Махмуда I , Салиха Султан. [14] отремонтировал здание, изменив окна и портал с готического стиля на османский. [13] После очередного пожара 1808 года, в середине XIX века, дочь Махмуда II Адиле Султан снова отремонтировала мечеть и в 1868 году построила шадирван (фонтан для ритуальных омовений перед молитвой). во дворе [2]
Между 1913 и 1919 годами Гиридли Хасан-бей снова капитально отреставрировал здание. [13] При замене деревянного пола было обнаружено несколько генуэзских надгробий, датируемых первой половиной четырнадцатого – серединой пятнадцатого веков. Их привезли в Стамбульский археологический музей . [13] [15]
В начале 2010-х годов мечеть прошла масштабную реставрацию, которая завершилась в 2013 году. В рамках реставрации перед мечетью также была установлена неточная надпись о том, что мечеть была основана в 715 году нашей эры.
Описание
[ редактировать ]Возведенный по образцу церквей итальянского нищенствующего ордена того периода. [1] Церковь имела трехнефное прямоугольное основание с квадратным восточным концом и квадратным святилищем, перекрытым ребристыми крестовыми сводами . [2]
Портал в готическом стиле, стрельчатые окна и выдающаяся колокольня (преобразованная в минарет за счет добавления конической крыши) отличали здание от византийских церквей города. С другой стороны, техника кладки кирпича была местной и чередовала небольшие ряды кирпича и тесаного камня . [1]
Северо-восточный неф, возможно, был окружен рядом часовен, каждая из которых принадлежала знатной генуэзской семье. Один из них был посвящен Деве Марии, а другой – Святителю Николаю . [13] В целом здание напоминало церкви Кьери и Финале Лигуре в Италии. [16]
Плоская деревянная крыша и довольно красивые деревянные галереи датируются реставрацией 1913-1919 годов. По этому случаю высоту здания понизили и обнаружили множество генуэзских надгробий. [13] были обнаружены и остатки картин Во время тех же реставраций возле Михраба , но они были снова засыпаны. [2]
В проходе под звонницей до сих пор видна лепнина , а также фрагменты камней с гербами, которые когда-то располагались вдоль стены. [16] На северной стороне здания находится большой и красивый двор с садырваном .
Сегодня Арап-Джами — крупнейшая мечеть на галатской стороне Золотого Рога . Это одна из самых интересных мечетей города благодаря своему архитектурному стилю в стиле ранней итальянской готики и церковной звоннице, которая практически осталась неизменной даже после превращения в минарет.
- Геральдическая скульптура льва
- Надпись, размещенная перед зданием в 2013 году, указывает на легендарное основание мечети Масламой ибн Абд аль-Маликом (ошибочно отнесенное к 715 году нашей эры) как фактическую дату ее основания.
- Вид на минарет, первоначально колокольню.
- Еще один вид на минарет со двора.
- Интерьер мечети
- Михраб
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мюллер-Винер (1977), с. 79
- ^ Jump up to: а б с д и Эйс (1955), с. 102
- ^ Могилы Сахаба - Стамбул
- ^ Канард (1926), с. 99
- ^ Хаслак (1929), стр. 718–720.
- ^ Мордтманн (1986), с. 533
- ^ Эта дата взята из надгробия, найденного в Сан-Доменико (единственного, датированного до 1325 года), и почти наверняка привезенного сюда из часовни Сан-Паоло. Джанин (1953), с. 599
- ^ Это было наименьшее количество монахов, необходимое для основания регулярного монастыря Ордена. Джанин (1953), с. 599
- ^ Эта дата взята из нескольких современных документов и из дат, написанных на надгробиях. Мюллер-Винер (1977), с. 79
- ^ Jump up to: а б Плод (1953), с. 599
- ^ Jump up to: а б Плод (1953), с. 600
- ↑ Султану требовалась только доставка колоколов. Мамбури (1953), с. 319
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мюллер-Винер (1977), с. 80
- ↑ Она также построила близлежащий фонтан Азапкапысы . Гюлерсой (1976), с. 267
- ^ Мамбури (1953), с. 320
- ^ Jump up to: а б Мамбури (1953), с. 319
Источники
[ редактировать ]
- Дак, Мариус (1926). «Походы арабов на Константинополь в истории и легендах» . Журнал Asiatique (на французском языке) (208): 61–121. ISSN 0021-762X .
- Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Эйс, Семави (1955). Стамбул. Маленький путеводитель по памятникам византийцев и турков (на французском языке). Стамбул: Стамбульская типография.
- Гюлерсой, Челик (1976). Путеводитель по Стамбулу . Стамбул: Стамбульская библиотека. ОСЛК 3849706 .
- Хаслак, ФРВ (1929). «LVII. Мечети арабов в Константинополе». Христианство и ислам при султанах, Том 2 . Оксфорд, Соединенное Королевство: Clarendon Press. стр. 717–735 .
- Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
- Мордтманн, Дж. Х. (1986). «(ал-)Хустантинийя». Энциклопедия ислама, новое издание, том V: Кхе-Махи . Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. стр. 532–534. ISBN 90-04-07819-3 .
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Картинный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополь, Стамбул до начала XIX века. 17 век (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .