Богдан Сарай

Богдан Сарайи ( по-турецки «Дворец Богдании ( Молдавия )») — восточно-православная церковь в , крупнейшем городе Турции Стамбуле . Возведенный в византийскую эпоху , его первоначальное предназначение неизвестно. В эпоху Османской империи небольшое здание, посвященное святому Николаю Мирликийскому . , было известно как Агиос Николаос ту Богдансараги ( греч ) Ἅγιος Νικόλαος τοῦ Βογδανσαράγι . [1] [2] и входил в стамбульскую резиденцию дипломатической миссии молдавского господаря при Османской Порте . [1] [2] Здание, надземные части которого почти полностью исчезли, представляет собой второстепенный образец архитектуры Константинополя византийской .
Расположение
[ редактировать ]Остатки церкви лежат в Стамбуле , в районе Фатих , в окрестностях ( турецкий : Махалле ) Салматомрука, недалеко от Эдирнекапы (древних ворот Харисиуса ), в 250 м. к востоку от музея Хора и в 100 м к северу от мечети Кефели , бывших византийских религиозных построек. [1] По состоянию на 2012 год руины здания труднодоступны, поскольку они находятся в шиномонтажной мастерской по адресу Драман Каддези, 32 . [3]
История
[ редактировать ]Византийский век
[ редактировать ]
Здание возведено на склоне шестого холма Константинополя с видом на Золотой Рог . О здании в византийскую эпоху ничего не известно, но из-за своего положения оно, вероятно, было пристройкой монастыря Св. Иоанна Крестителя в Скале ( греч . Ἅγιος Ιωάννης Πρόδρομος ἐν τῇ Πὲτρα , пр. «Агиос Иоаннис Продромос» Константинополя, где среди других реликвий орудия из крупнейших Страстей Христовых . ти Петра»), один монастырей хранились [4] Тем не менее, из-за своих небольших размеров маловероятно, что это здание было католиконом (главной церковью) монастыря. [4] По некоторым данным, он был построен в двенадцатом веке, в эпоху Комнинов . [1] [5] в то время как для других это фундамент Палеологов четырнадцатого века. [2] Его ориентация с севера на юг показывает, что изначально он был построен не как церковь, а как погребальная часовня. [1] [2]
Османская эпоха
[ редактировать ]После захвата Константинополя османами в 1453 году, в шестнадцатом веке часовня стала частью большого земельного поместья, купленного воеводой/ господаром Молдавии . для размещения своих послов в Стамбуле и названного соответственно Богдан Сарайи («Молдавский дворец») [6] [1] [5] В этом отношении использование ее в качестве частной часовни патрицианского дома представляет собой редкость в османском городе. В начале восемнадцатого века комплекс – желанная собственность, поскольку высокая пограничная стена защищала его от пожаров – был арендован султаном в качестве резиденции для нескольких иностранных посланников, в том числе шведских послов в Османской Порте П. Страсбурга и К. Роломб, который жил в Стамбуле в 1634 и 1657/58 годах соответственно. [2] В июне 1760 года фанариот Иоанн Каллимах подарил его русскому монастырю святого Пантелеона на Афоне . [4] Комплекс сгорел во время пожара 1784 года, и впоследствии земля использовалась только как огород. [2] Владение храмом Афонскому монастырю было вновь подтверждено родственниками Каллимаха в январе 1795 г. и августе 1814 г., но русские монахи мало интересовались восстановлением храма, возможно, из-за состояния войны между Российской империей и Блистательной Портой. . [4] В девятнадцатом веке здание постепенно разрушалось, а после стамбульского землетрясения 1894 года пришло в упадок. В 1918 году немецкий археолог провел тайные раскопки и обнаружил в склепе три безымянные гробницы. [4] Во второй половине 20-го века остатки здания были заключены в хижину ( турецкий : Gecekondu ), и сегодня, лежащие внутри шиномонтажной мастерской, они труднодоступны. [7] По состоянию на 2012 год надземные части почти исчезли, и остался только склеп. [4]
Описание
[ редактировать ]
Здание имело прямоугольную форму в плане со сторонами 6,20 м и 3,50 м. [1] и первоначально состоял из двух этажей, состоящих из надземной часовни и подземного склепа . [2] Часовня была увенчана куполом с подвесками, опирающимися на две поперечные арки по стенам, и заканчивалась на севере Бемой и многоугольной апсидой, украшенной снаружи нишами, а склеп был увенчан цилиндрическим сводом и имел также простую апсиду. [2] здания Кирпичная кладка состояла из трех или четырех рядов белых камней, чередующихся с рядом красных кирпичей , что давало хроматический эффект, типичный для поздневизантийского периода. Его ориентация с севера на юг предполагает использование здания как погребальную часовню, а не как церковь, поскольку церкви в Константинополе почти всегда были ориентированы в направлении восток-запад. [2] Подтвержденное существование в прошлом остатков стен, перпендикулярных строению, указывает на возможность того, что оно было частью более крупного комплекса, скорее всего, монастыря Святого Иоанна Петра, одного из крупнейших монастырей Константинополя. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Плод (1953), с. 384
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мюллер-Винер (1977), с. 108.
- ^ «Археологические разрушения в Турции, предварительный отчет» (PDF) , Мраморноморский регион – Византия , Проект TAY, стр. 45 , получено 3 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Плод (1953), с. 385
- ^ Jump up to: а б Мамбури (1953), с. 255
- ^ Г. Балш, Бюллетень Комиссии по историческим памятникам, Бухарест, 1916, стр.10.
- ^ Кинг (1999), с. 17
Источники
[ редактировать ]
- Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
- Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Образный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала XIX века. 17 век (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 9783803010223 .
- Кинг, Чарльз (1999). Молдаване: Румыния, Россия и культурная политика . Стэнфорд: Издательство Гуверовского института. ISBN 978-0817997922 .