Церковь Святых Апостолов
41 ° 1'11 "N 28 ° 56'59" E / 41,01972 ° N 28,94972 ° E

Церковь Святых Апостолов ( греч . Ἅγιοι Ἀπόστολοι , Agioi Apostoloi ; турецкий : Havariyyun Kilisesi ), также известная как Императорский Полиандрион (императорское кладбище), была византийской восточно-православной церковью в Константинополе , столице Восточной Римской империи . Первое строение датируется 4 веком, хотя будущие императоры дополняли и улучшали его. [2] он был вторым по величине и значимости после собора Святой Софии Среди великих храмов столицы .
Когда Константинополь пал под властью османов в 1453 году, Святые Апостолы на короткое время стали резиденцией Вселенского Патриарха Восточной Православной Церкви. Через три года полуразрушенное здание было заброшено, а патриархат был перенесен в церковь Богородицы Паммакариста . В 1461 году церковь Святых Апостолов была снесена османами, чтобы освободить место для мечети Фатих . [3]
История
[ редактировать ]Первоначальная церковь Святых Апостолов была освящена примерно в 330 году Константином Великим , основателем Константинополя, новой столицы Римской империи . Церковь была незавершенной, когда Константин умер в 337 году, и была завершена его сыном и преемником Констанцием II , который похоронил там останки своего отца. Церковь была посвящена Двенадцати Апостолам Иисуса , и император намеревался собрать мощи всех Апостолов в церкви. Однако были приобретены только мощи святого Андрея , святого Луки и святого Тимофея (последние два не принадлежали к формальной группе, известной как Двенадцать Апостолов), и в последующие века стало предполагаться, что церковь была посвящена только этим троим. .
К правлению императора Юстиниана I церковь уже не считалась достаточно величественной, и на том же месте была построена новая церковь Святых Апостолов. Историк Прокопий приписывает перестройку Юстиниану, а писатель, известный как Псевдо-Кодин, приписывает ее императрице Феодоре . Новую церковь спроектировали и построили архитекторы Анфимий Траллский и Исидор Милетский . [4] те же архитекторы стояли за восстановлением собора Святой Софии , который был освящен 28 июня 550 года. Мощи Константина и трех святых были переустановлены в новой церкви, а в конце ее был построен мавзолей Юстиниана и его семьи. северный рукав.
На протяжении более 700 лет церковь Святых Апостолов была второй по значимости церковью Константинополя после церкви Святой Премудрости ( Айя-София ). Но в то время как церковь Святой Мудрости находилась в самой старой части города, церковь Святых Апостолов стояла в новой части расширенной имперской столицы, на большой улице, называемой Месе Одос (англ. Central Street ), и стала самой оживленной улицей города. церковь. Здесь были похоронены большинство императоров, а также многие патриархи и епископы, а их мощи на протяжении веков почитались верующими.
Самым ценным имуществом церкви были черепа святых Андрея, Луки и Тимофея, но в церкви также хранилось то, что, как считалось, было частью «Колонны бичевания», к которой был привязан и избит Иисус. В его сокровищнице также хранились мощи святителя Иоанна Златоуста и других отцов Церкви , святых и мучеников. За прошедшие годы церковь приобрела огромное количество золота, серебра и драгоценных камней, подаренных верующими.
Император Василий I отремонтировал и, вероятно, расширил церковь, а в 874 году останки историка и патриарха Константинопольского Никифора I , умершего ранее в этом столетии, были перезахоронены в перестроенной церкви, где они стали местом ежегодного императорского богослужения. В X веке Константин Родосский составил в стихах «Описание здания апостолов» , которое посвятил Константину VII .
Базилика была разграблена во время Четвертого крестового похода в 1204 году. Историк Никита Хониат сообщает, что крестоносцы разграбили императорские гробницы ради золота и драгоценных камней. Не сохранилась даже могила Юстиниана. Гробница императора Ираклия была вскрыта и украдена его золотая корона с прикрепленными к ней волосами покойного императора. Некоторые из этих сокровищ были перевезены в Венецию , где их можно увидеть в базилике Святого Марка , а тело Святого Григория было доставлено в Рим. [5]
Когда Михаил VIII Палеолог статую архангела Михаила отбил город у крестоносцев, он воздвиг в церкви в память об этом событии и своем участии в нем. Церковь была снова частично восстановлена Андроником II Палеологом в начале 14 века, но после этого пришла в упадок, поскольку империя пришла в упадок, а население Константинополя сократилось. Флорентинец увидел Кристофоро Буондельмонти разрушающуюся церковь в 1420 году.
В 1453 году Константинополь пал перед османами. Соборный храм Святой Софии был захвачен и превращен в мечеть, а султан Мехмед II передал православному патриарху Геннадию Схоларию храм Святых Апостолов, [3] который временно стал новым административным центром Вселенской Православной Церкви. Но церковь была в полуразрушенном состоянии, [3] и территория вокруг него вскоре была заселена мусульманами. После убийства мусульманина православным гражданином жители-мусульмане стали враждебно относиться к христианам. [6] поэтому в 1456 году Геннадий решил перенести Патриархию в церковь Богородицы Паммакаристос в окрестностях Чаршамбы . [3]
После сноса старой церкви в 1462 году султан построил мечеть Фатих (англ. Mosque of the Conqueror ). на этом месте [3]
Описание и влияние
[ редактировать ]Здание Константина
[ редактировать ]На территории первой церкви Святых Апостолов находился как мавзолей-ротонда, построенный Константином, так и церковь, построенная вскоре после этого его преемником Констанцием. [7] О внешнем виде первоначальной церкви мало что известно, за исключением того, что она имела крестообразную форму, что означает, что она имела форму креста, но историк Евсевий (ок. 263–339) блестяще описал мавзолей Константина и окружающую территорию перед церковью Констанция. было построено: [8]
Это здание он поднял на огромную высоту и блестяще украсил, защитив его отфундамент до крыши из мраморных плит разных цветов. Он также сформировал внутреннюю крышу тонкорезную работу и обложил ее золотом повсюду. Внешнее покрытие, защищавшеездание, защищенное от дождя, было из латуни, а не из черепицы; и это тоже было великолепно и обильноукрашенный золотом, отражал солнечные лучи с блеском, ослеплявшим далекого наблюдателя. Купол был полностью окружен изящным резным узором, выполненным из латуни и золота.
Вот с каким великолепием императору было угодно украсить эту церковь.Здание было окружено обширной открытой территорией, с четырех сторон которой заканчивалисьпортиками, окружавшими территорию и саму церковь. К этим портикам примыкали рядывеличественные палаты с банями и прогулочными площадками, а также множество апартаментов, приспособленных для использованияте, кто руководил этим местом.
Крестообразный план стал знаковым событием в христианской архитектуре, поскольку он заменил план базилики централизованным планом храма. [9] Десятки крестообразных церковных построек конца четвертого и начала пятого веков представляли собой грубую имитацию церкви Святых Апостолов Константиновской эпохи, например, церковь Апостолов св. Амвросия в Милане , мартириум св. Вавиласа в Антиохии и Церковь Святого Симеона Столпника в Алеппо , Сирия. [2] [9]
Здание Юстиниана
[ редактировать ]Вторая церковь, построенная при Юстиниане I, также имела крестообразную форму, но была увенчана пятью куполами: по одному над каждым плечом креста и одним над центральным пролетом, где ветви пересекались. Западная ветвь креста простиралась дальше остальных, образуя атриум . Детали конструкции являются предметом споров. Современный историк Прокопий (ок. 500–565) дает следующее описание: [10]
Были проведены две прямые линии, пересекающие друг друга посередине в форме креста, одна простирающаяся на восток и запад, а другая, пересекающая это, идущая на север и юг. Снаружи эти линии определялись стенами со всех сторон, а внутри они очерчивались рядами стоящих друг над другом колонн. На пересечении двух прямых линий, то есть примерно посередине, было выделено место, куда не могли войти те, кто не мог совершать таинства; это не без оснований называют «святилищем». Два плеча этого ограждения, лежащие вдоль поперечной линии, равны друг другу, но плечо, идущее к западу по вертикальной линии, достаточно длиннее другого, чтобы образовать форму креста. Та часть крыши, которая находится над святилищем, как она называется, построена, по крайней мере в центре, по плану, напоминающему Софийскую церковь, только уступая ей по размеру. Арки, числом четыре, поднимаются вверх и соединены вместе таким же образом, а круглый барабан, стоящий на них, пронизан окнами, а купол, который возвышается над ним, кажется, парит в воздухе, а не опирается на твердую каменную кладку. , хотя на самом деле он хорошо поддерживается. Так была построена центральная часть крыши. А рукава здания, которых четыре,... были крыты по тому же плану, что и центральная часть, но недостает одной этой особенности: под куполами кладка не пронизана окнами.
Стихотворение Константина Родосского , или Константина Родосского, X века, сохранившееся в рукописи XV века, содержит экфрасис и описание церкви. [11] Купола, по-видимому, были радикально изменены между 944 и 985 годами за счет добавления оконных барабанов под всеми пятью куполами и поднятия центрального купола выше остальных. [12] Писатель XII века Николай Месаритес также записал описание церкви , от которого сохранились лишь фрагменты. [13] Хотя в различных источниках есть краткие упоминания о здании, рассказы Прокопия, Константина Родосского и Николая Месарита являются единственными сохранившимися существенными текстовыми описаниями внешнего вида здания. [11]
Считается, что такие церкви, как Базилика Святого Иоанна , Базилика Святого Марка , Кафедральный собор Сен-Фрон и Базилика Святого Антония Падуанского , были созданы по образцу Святых Апостолов Юстиниана, но существенно отличаются друг от друга. [7] [14] [15]
Захоронения
[ редактировать ]
Мавзолеи церкви были местом упокоения большинства императоров Восточной Римской империи и членов их семей на протяжении семи столетий, начиная с Константина I (ум. 337) и заканчивая Константином VIII (ум. 1028). Поскольку места больше не было, императоров начали хоронить в других церквях и монастырях города. Гробницы в церкви Святых Апостолов известны только по спискам в литературных источниках, один из которых содержится в De Ceremoniis . [16]
Хотя саркофаги императоров подвергались набегам крестоносцев во время Четвертого крестового похода в 1204 году, некоторые из старейших порфировых саркофагов сохранились: два в атриуме собора Святой Ирины , четыре возле Археологического музея и фрагмент седьмого в музейном зале. павильон «Стамбул сквозь века»; Считается, что этот фрагмент из саркофага Константина I. [7]
Среди похороненных в церкви были:
- Константин I (337)
- Констанций II (361)
- Джулиан (363)
- Иовиан (364 г.) и его жена Чарито
- Валентиниан I (375 г.) и его жена Марина Севера.
- Феодосий I (395)
- Маркиан (457) и Пульхерия (453)
- Ариадна (515)
- Анастасий I (518)
- Юстиниан I (565 г.), Феодора (548 г.)
- Ино Анастасия (593)
- Ираклий (641)
- Евдокия (612)
- Fausta (668)
- Анастасия (711)
- Анастасий II (719)
- Евдокия
- Ирина Афинская (803)
- Лев VI Мудрый (912 г.) и три его жены ( Теофано Мартиниаке (893 г.), Зоя Зауцаина (899 г.), Евдокия Баяна (901 г.))
- Евдокия Ингерина (882)
- Никифор II (969)
- Константин VIII (1028 г.)
- Зоя Багрянородная (1050)
- Феодора (1056)
Здесь же были захоронены тела Константинопольского Патриарха Никифора I и Константинопольского Патриарха Кириака II .
См. также
[ редактировать ]- История римских и византийских куполов
- Список римских куполов
- Римская архитектура
- Византийская архитектура
- Византийская империя
- Константинополь
- Евлалиос
- Собор Святой Софии
- Церковь (здание)
- Церковная архитектура
- Базилика
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «BnF Grec 1208 — BmF Gallica» .
- ^ Jump up to: а б Краутхаймер (1992)
- ^ Jump up to: а б с д и Мюллер-Винер (1977), с. 406
- ^ ланв. «Подготовительный план комплекса Святых Апостолов» . Думбартон Оукс . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Плод (1953), с. 48
- ^ Плод (1953), с. 50
- ^ Jump up to: а б с Свободно и Чакмак 2004 , с. 146.
- ^ Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина [Шаффа] [0265-0339] Полный текст в Documenta Catholica Omnia.
- ^ Jump up to: а б Наттгенс, Патрик. История архитектуры . Гонконг, Phaidon Press Limited. 1997. ISBN 0-7148-3616-8
- ^ Freely & Cakmak 2004 , с. 145-146.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 2017 .
- ^ Беквит 1993 , с. 222.
- ^ Стивенсон 2012 .
- ^ Кимбалл, Ф., и Эджелл, GH (1918). История архитектуры . Нью-Йорк. Харпер и братья. 621 страница (252 стр.).
- ^ Мейнстоун 2001 , с. 203.
- ^ Дауни 1959 .
Источники
[ редактировать ]- Беквит, Джон (1993). Раннехристианское и византийское искусство (2-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05296-1 .
- Дауни, Гланвилл (1959). «Гробницы византийских императоров в церкви Святых Апостолов в Константинополе». Журнал эллинистических исследований . 79 . Общество содействия эллинистическим исследованиям: 27–51. дои : 10.2307/627920 . JSTOR 627920 . S2CID 163250113 .
- Свободно, Джон; Чакмак, Ахмет С. (2004). Византийские памятники Стамбула . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-77257-5 .
- Джеймс, Лиз, изд. (2017). Константин Родосский, О Константинополе и Церкви Святых Апостолов: С новым изданием греческого текста Иоанниса Вассиса . Рутледж. ISBN 978-1-317-16176-9 .
- Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Краутхаймер, Ричард (1992). Раннехристианская и византийская архитектура (4-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05294-7 .
- Мейнстон, Роуленд Дж. (2001). Разработки в структурной форме (2-е изд.). Архитектурная пресса. ISBN 978-0-7506-5451-7 .
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Картинный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополь, Стамбул до начала XIX века. 17 век (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Стивенсон, Пол (январь 2012 г.). «Николай Месарит, Экфрасис о церкви Святых Апостолов» . Пол Стивенсон, историк, профессор . Пол Стивенсон. Архивировано из оригинала 12 декабря 2015 года . Проверено 19 декабря 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кен Дарк и Ферудун Озгюмюш, «Новые свидетельства существования византийской церкви Святых Апостолов из Фатиха Джами, Стамбул», Oxford Journal of Archeology , 21 (2002), 393–413.
- Гланвилл Дауни, «Гробницы византийских императоров в церкви Святых Апостолов в Константинополе», Журнал эллинистических исследований , 79 (1959), стр. 27–51.
- Энн Уортон Эпштейн, «Восстановление и украшение Святых Апостолов в Константинополе: пересмотр», Греческие, римские и византийские исследования , 23 (1982), 79–92.
- Джонатан Харрис, Константинополь: столица Византии (Hambledon/Continuum, 2007). ISBN 978-1-84725-179-4
- Николас Месаритес, «Описание церкви Святых Апостолов в Константинополе», изд. тр. Дж. Дауни, в «Трудах Американского философского общества»; 47 (1957), с. 855-924.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Церковь Святых Апостолов (Константинополь) .
- Византия 1200 | Святых Апостолов Гипотетическая компьютерная реконструкция
- Николай Месаритес, Экфрасис о церкви Святых Апостолов. Архивировано 12 декабря 2015 г. в Wayback Machine с гипотетическим планом церкви.
- Выставка в Думбартон-Оксе с гипотетическим планом церкви
- Презентация Николаоса Каридиса с гипотетической реконструкцией на 7:33
- Церкви и монастыри Константинополя
- Византийские церковные здания в Стамбуле
- Завоеватель
- Церкви VI века
- Разрушенные церкви в Турции
- Здания и сооружения, снесенные в 15 веке.
- Заведения IV века в Византийской империи
- 1461 г. разрушение Османской империи
- Мечети, переоборудованные из церквей в Стамбуле
- Захоронения византийских императорских династий