Кириак II Константинопольский
Кириак II Константинопольский | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
Установлено | 595 |
Срок закончился | 606 |
Личные данные | |
Номинал | Халкидонское христианство |
Кириак II ( греч . Κυριακός; умер 29 октября 606 г.) был тридцатым Вселенским Патриархом Константинополя (595–606).
Ранее он был пресвитером и управляющим, oikonomos , великой Константинопольской церкви ( Хроникон Пасхальный , стр. 378). Григорий Великий принял легатов с синодальными грамотами, извещавшими о его хиротонии, отчасти из желания не нарушать церковного мира, а отчасти из личного уважения, которое он питал к Кириаку; но в своем ответе он предостерег его от греха, вызывающего разделения в церкви, явно намекая на использование термина вселенский епископ, который Григорий интерпретировал как означающий «универсальный» или даже «исключительный» епископ (Григорий, Ep . lib. vii). 4, Латинская Патрология , lxxvii. Личные чувства Григория к Кириаку кажутся весьма дружескими.
Кириак не внял просьбам Григория воздержаться от использования этого титула, поскольку Григорий впоследствии написал и ему, и императору Маврикию , заявляя, что не может позволить своим легатам оставаться в общении с Кириаком, пока он сохраняет его. В последнем из этих писем он сравнивает принятие этого титула с грехом антихриста, поскольку оба проявляют дух беззаконной гордости. «Quisquis se Universalem sacerdotem vocat, vel vocari desiderat, in elatione sua Antichristum praecurrit» (кто называет себя вселенским священником или желает так называться, тот является предшественником Антихриста) (Григорий Еп . 28, 30). В письме Анастасию I Антиохийскому , который написал ему протест против нарушения спокойствия церкви, Григорий оправдывает свое поведение тем ущербом, который Кириак нанес всем другим патриархам, присвоив себе этот титул, и напоминает Анастасию, что константинопольскими патриархами до этого были не только еретики, но и ересиархи. Он также осуждает использование этого термина на более общих основаниях (эп. 24). Несмотря на все это, Кириак твердо придерживался своего титула и, по-видимому, созвал или подумывал о созыве совета, чтобы разрешить его использование. Ибо в 599 году Григорий писал Евсевий Солунский и некоторые другие епископы, заявляя, что он слышал, что их собирались созвать на собор в Константинополе, и самым настойчивым образом умоляя их не поддаваться ни силе, ни уговорам, но быть стойкими в своем отказе признать наступление титул (ib. lib. ix. 68 в Patr. Lat.).
Кириак, по-видимому, разделял ту непопулярность императора Маврикия , которая стала причиной его свержения и смерти ( Феофана Хроники , AM 6094; Nickef. Callis. HE, XVIII. 40; Theophylact. Hist. VIII. 9). Однако он еще имел достаточно влияния, чтобы потребовать от Фоки при коронации исповедания православной веры и обета не тревожить церковь ( Хроника Феофана , AM 6094). Он также благородно сопротивлялся попытке Фоки вытащить императрицу Константину и ее дочерей из их святилища в константинопольской церкви ( там же , AM 6098).
Возможно, некоторое негодование по поводу этого противодействия его воле могло побудить Фоку с большей готовностью согласиться с требованиями папы Бонифация III о том, что Рим следует считать главой всей церкви, исключая притязания Константинополя на вселенское епископство ( Vita Bonifacii III , в Лаббе , Acta Concil tv, 1615).
Кириак умер в 606 году и был погребен в церкви Святых Апостолов ( Хроникон Пасхальный , стр. 381). Похоже, он был человеком замечательного благочестия и серьезности, способным завоевать уважение всех сторон. Он построил церковь во имя Богородицы на улице Константинополя, называемой Диаконисса ( Хроника Феофана , АМ 6090; Никиф. Каллис. ОН, XVIII, 42).
Ссылки
[ редактировать ]Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Уэйс, Генри ; Пирси, Уильям К., ред. (1911). « Кириак, патриарх Константинопольский ». Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.