Сергий I Константинопольский
Сергий I Константинопольский | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
Установлено | 610 |
Срок закончился | 638 |
Личные данные | |
Умер | 9 декабря 638 г. Константинополь |
Номинал | Халкидонское христианство |
Сергий I ( греч . Σέργιος , Сергий ; умер 9 декабря 638 г.) был Вселенским патриархом Константинополя с 610 по 638 г. Он наиболее известен продвижением монофелитского христианства , особенно посредством эктезиса . [1]
Сергий родился в семье сирийских якобитов. [2] Впервые он пришел к власти в качестве Константинопольского патриарха в 610 году. Он также был известным сторонником императора Ираклия , короновав самого Ираклия императором в 610 году. [3] Сергий также оказывал поддержку Ираклию на протяжении всей его кампании против персов. Сергий также сыграл заметную роль в защите Константинополя от объединенных аварско - персидско - славянских сил во время их вторжения в Константинополь в 626 году. Связи Сергия как с политическими, так и с религиозными властями дали ему влияние как в религиозных, так и в политических сообществах. далее Моноэнергизм как основная формула Христа внутри церкви. Это было встречено большим сопротивлением, особенно со стороны халкидонских сторонников Максима Исповедника и Софрония . В ответ на их сопротивление принятию идей моноэнергизма Сергий ответил Эктезисом , формулой, которая запрещала обсуждение идеи о том, что Личность Христа имела одну или две энергии, в пользу монофелитства, являющегося идеей о том, что Личность Христа имела две природы. которые были объединены единой волей. Эктезис был подписан Ираклием в 638 году, в том же году, когда умер Сергий. [4]
Эктезис ; будет считаться общепринятой доктриной только в течение двух лет смерть Папы Гонория I привела к значительному сокращению поддержки монофелитства . Эктезис был осужден в 640 году Папой Иоанном IV . [5] Кроме того, и Сергий, и Папа Гонорий были осуждены церковью как еретики в 680–681 годах на Третьем Константинопольском соборе . [6]
Ранняя карьера
[ редактировать ]О Сергии до его избрания на Константинопольский патриархат известно очень мало. Его родители были сирийскими якобитами , и неизвестно, как и когда он прибыл в Константинополь. Неизвестно также, где, когда и почему он принял христианство. На момент своего избрания он был дьяконом в соборе Святой Софии и кормильцем бедных (πτωχοτρόφος) в гавани Фриксоса. Хотя дата его рождения неизвестна, современники отмечали, что он слишком молод для своей новой должности. [7]
Сергий был избран патриархом Константинопольским 18 апреля 610 года. [8] [9] В то время император Фока боролся с восстанием, возглавляемым экзархом Ираклием Африки Старшим и его сыном Ираклием . В октябре 610 г. Ираклий взял столицу, а Фока был казнен. Сергий короновал нового императора Ираклия и его жену Евдокию и благословил их брак 5 октября 610 года. Позже он также крестил и короновал их детей Евдокию Епифанию (род. 7 июля 611 г.) и Ираклия Константина (род. 3 мая 612 г.). [10]
В 612 году Сергий ввел новые ограничения на количество священнослужителей в соборе Святой Софии. Дополнительные назначения будут производиться только в том случае, если кандидат сделает или получит значительное финансовое пожертвование, которое покроет все расходы на его должность (и, возможно, больше). Эта новая политика снизила нагрузку на государственные ресурсы и была ратифицирована Ираклием в мае 612 года. Неизвестно, исходила ли инициатива этой политики от самого Сергия или от императора. [11]
Когда 13 августа 612 года умерла жена императора Евдокия, Ираклий решил жениться на своей племяннице Мартине . [12] Сергий пытался убедить императора не заключать брак , который противоречил бы правилам Церкви и был бы непопулярен. Ираклий признал проблему, но все равно решил жениться на ней, написав Сергию, что последний выполнил свой долг «как патриарха и друга». Судя по всему, Сергий больше не сопротивлялся, благословил брак и короновал Мартину новой императрицей. Возможно, что, учитывая шаткое состояние империи — византийская армия под командованием Ираклия только что потерпела крупное поражение от персов в Антиохии — Сергий решил поставить единство и сотрудничество с императором выше церковного канона. Год спустя он крестил сына пары Константина. Таким образом, у Сергия сложились близкие отношения с Императором, которые впоследствии пригодились ему. [13]
В 614 году персидская армия захватила Иерусалим, повредив Храм Гроба Господня при этом и захватив Животворящий Крест , первоначально обнаруженный императрицей Еленой . Падение Иерусалима и утрата Истинного Креста стали шоком и привели к крестоносным настроениям среди населения империи. Попытки заключить мир провалились. [14]
В 618 году император Ираклий решил перенести столицу империи из Константинополя в Карфаген . В то время Константинополю угрожали как авары , так и персы. В то же время Константинополь поразил голод, вызванный потерей Египта , который был основным источником импорта зерна в Константинополь, за которым последовала вспышка чумы. Полагая, что в этих условиях Константинополь не является адекватной базой для контрнаступления, Ираклий начал тайно перебрасывать золотые и финансовые резервы империи в Карфаген. Когда был раскрыт секретный план переноса столицы, в Константинополе вспыхнули протесты, и Сергию удалось убедить Ираклия отказаться от своих планов и принести клятву в соборе Святой Софии никогда не покидать Константинополь. Вполне вероятно, что Сергий обещал Ираклию финансовую помощь от церкви в обмен на его клятву. Отныне Сергию приписывали спасение столицы, что принесло ему значительную популярность среди населения Константинополя. [15]
В 619 г. 612 реформы духовенства Святой Софии столкнулись с «трудностями». Это поставило под угрозу снижение нагрузки на государственные финансы, что и было целью реформы. Ираклий предоставил Сергию полную свободу действий в решении проблемы. [16]
Контратака против персов была предпринята Ираклием в 622 году. Сергий обеспечил необходимое богатство для успеха кампании за счет средств церкви. [17] Сергий преуспел в этом, отчитавшись о средствах в виде церковных доходов и сосудов. Говорят даже, что бронзового быка с Форума Таврия переплавили, чтобы получить материал для чеканки монет. [18] На второй день Пасхи (5 апреля) 622 г. после праздничной мессы Ираклий отправился в атаку на персов. В его отсутствие власть принадлежала его сыну и соправителю Ираклию Константину. Поскольку последний был еще несовершеннолетним, Ираклий оставил его под надзором и регентством Сергия и Патрикия Бонуса . Хотя вполне вероятно, что основная исполнительная власть принадлежала Бонусу, Сергий, вероятно, играл ведущую роль в дискуссиях. [19]
Осада Константинополя
[ редактировать ]В июне 626 года персидские войска появились перед Халкидоном , разбив лагерь в ожидании аварской армии. Поскольку Ираклий находился в походе против Сасанидской Персии, Сергий и Бонус, похоже, подумывали о том, чтобы послать сына императора Ираклия Константина к его отцу за помощью. В конце концов они решили, что император и соимператор не должны отсутствовать одновременно во время кризиса, и вместо этого отправили императору сообщение. Ираклий, однако, не пожелал отказываться от своей кампании и просто послал инструкции по защите города. 29 июня аварский авангард достиг Адрианополя . Попытка переговоров с аварским каганом провалилась, и 29 июля основная армия достигла Константинополя. [20] К 622 году способности Сергия были хорошо признаны Ираклием. В результате Ираклий поручил Сергию попечение и о своем сыне Богородице, и о Константинополе. [21] В 626 году, во время отсутствия кампании императора против Сасанидской Персии, авары и сасанидские персы при помощи большого количества союзных славян осадили Константинополь. Вместе с военным магистром Бонусом он был назначен регентом и отвечал за оборону города. Он возглавил ектению к иконе Одигитрии незадолго до последнего нападения аваров , и сразу после ее завершения огромная буря разгромила вторгшийся флот, спасая Константинополь. Сообщается, что Сергий пронес икону Божией Матери вокруг городских стен Константинополя. Бурю считали чудом Богородицы , хотя Сергию приписывали то, что она убедила ее принять участие. [22] Ходили слухи, что предыдущий гимн Восточной Православной Церкви . в честь этой битвы и Сергия был составлен [23]
монофелитизм
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]С победой над персами в религиозном обществе вновь стали возникать расколы между монофизитскими и халкидонскими верованиями. И Ираклий , и Сергий планировали принять форму «моненергизма». [24] Была надежда, что их религиозная формула сможет соединить различные религиозные верования и обеспечить чувство единства внутри империи.
Сергий провозгласил веру в то, что Иисус Христос имел две природы, но одну волю, известную как монофелитство . Была надежда, что эта идея понравится как халкидонцам , так и последователям монофизитов в империи, поскольку она объединила основные принципы, взятые из обеих сфер практики. Поначалу Сергий добился успеха, обратив патриархов Афанасия и Кира Александрийского и Антиохийского соответственно. Лишь в 633 году моноэнергизм Ираклия стал встречать сопротивление со стороны халдеконцев, прежде всего со стороны монахов Софрония и Максима Исповедника . [25] В 633 году Софроний отправился в Африку, чтобы оспорить учение, которое Кир навязал египтянам. С этой целью Сергий послал своего архидьякона Петра на синод на Кипре в 634 году, организованный архиепископом Аркадием II и с дополнительными представителями Папы Гонория I. Антимоноэнергетическая сторона в Иерусалиме, отстаиваемая Максимом и Софронием, послала на этот синод Анастасия Апокризиария, ученика Максима, Георгия Решаинского, ученика Софрония, и двух собственных учеников Георгия, а также восемь епископов из Палестины. Когда обе стороны были представлены императору, император перешел в монофелитство , и так же с Сергием. [26]
Именно в этот момент, около 633 года, Сергий пытался подчеркнуть важность монофелитства для Папы Гонория. Письмо Сергия Гонорию информировало Папу о значении союза, достигнутого в Александрии, и о соглашении о том, как следует рассматривать волю Христа. [27] Гонорий в конечном итоге согласился с верой Сергия, впечатлен способностью Сергия достичь богословского согласия в восточных церквях и в своем ответе Сергию признал, что у Христа есть только одна воля, но также две природы. Гонорий в некоторой степени отказывается от этой позиции в следующем письме Сергию, которое, как полагают, является результатом Синодального письма Софрония Гонорию. [28]
Эктезис
[ редактировать ]Сергий стремился создать формулу, которая смогла бы полностью угодить как халкидонитам, так и монофизитам . [29] В конечном итоге запретили дискуссию о том, имел ли Христос одну или две энергии внутри себя, и вместо этого настаивали на том, что Господь имел две разные природы, воплощенные в одной воле и теле. [30] Сержиус предложил назвать это утверждение « Эктезисом» , или «Изложением». Эти верования находились в аналогичном соответствии с верованиями Гоминуса. Это способствовало развитию формулы Сергия как в халкидонской, так и в монофизитской практике. [31] Можно утверждать, что Гомин не совсем понял суть формулы Сергия, но считается, что он все равно ее поддержал. [32] Тем не менее, «Эктезис» не был хорошо принят всеми халкидонитами; Софроний отнесся к этому плохо, вплоть до того, что опубликовал указ против этого. [33] Император Ираклий тоже не решался одобрить работу Сергия. Хотя Сергий закончил « Эктезис» в 636 году, Ираклий не подписал его до 638 года, в том же году, когда умер Сергий.
Эктезис 638 г. был издан императором Ираклием с согласия Сергия. Этот документ определял монофелитство как официальную имперскую форму христианства , и он оставался очень спорным в последующие годы после его введения в действие.
Эффекты эктеза
[ редактировать ]Первые последствия эктезиса сильно ощущались во всем религиозном обществе. Преемник Сергия, Пирр, которого Сергий лично выбрал на престол, заявил о своей уверенности в монофелитизме как официальной имперской доктрине. Более того, большинство последующих восточных преемников исповедовали монофизитскую веру, что способствовало распространению доктрины монофелитства . Халкидонская вера сильно сократилась, а остальная часть ее практики находилась в критическом состоянии. В следующем году все изменится весьма контрастным образом. [34]
Смерть и донос
[ редактировать ]Сергий умер в декабре 638 года, всего через несколько месяцев после того, как Ираклий учредил Эктезис .
Несмотря на сильное первоначальное распространение веры в монофелитство, 640 год внезапно положил этому конец. Вскоре после 638 года произошла серия событий. Во-первых, новый папа Северин оказал сильное сопротивление принятию веры монофелитизма. Его преемник, Папа Иоанн IV , был еще более решительным противником этой практики. [35] Наконец, после смерти Ираклия в 641 году оба последующих императора Константин III и Констант II придерживались ортодоксальной практики и, похоже, отменили эктезис как официальную имперскую доктрину по просьбе Папы Иоанна IV . [36] Это фактически разрушило оставшиеся основы доктрины монофелитизма , поскольку православное учение, казалось, быстро восстановилось по всей Империи.
К 680 году вся поддержка монофелитов исчезла, и православная вера снова пришла в полный порядок. В результате Римский Пасхальный синод 680 года пришел к выводу, что у Христа было две воли и что все, кто выступал против этой веры, должны быть осуждены как еретики. Монофелитизм был окончательно объявлен ересью на Третьем Константинопольском соборе (Шестом Вселенском соборе) в 680–681 годах нашей эры, и как Патриарх Сергий, так и Папа Гонорий были объявлены еретиками. Гонорий по сей день остается единственным осужденным папой. [37] Цитата из совета:
«…Гонория, когда-то Папы Древнего Рима, а также письмо последнего к тому же Сергию, мы находим, что эти документы совершенно чужды апостольским догматам, и декларациям святых Соборов, и всем принятым Отцам. и что они следуют ложному учению еретиков…» [38]
Всего Собор продлился восемнадцать заседаний с объявлением ереси Сергия, первое из которых состоялось в ноябре 680 г., а последнее - в сентябре 681 г. [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Воше, 2012 г.
- ^ Лаут 2005, стр.7-8.
- ^ Александр 1977, 218-222.
- ^ Economou 2007, 90-93.
- ^ Хасси, 1986
- ^ Ульман 1972, 60, 63.
- ^ Дитен 1972, 1
- ^ Economou 2007, 92-95.
- ^ Дитен 1972, 1
- ^ Дитен 1972, 1-2
- ^ Дитен 1972, 3-5
- ^ Economou 2007, 92-95.
- ^ Дитен 1972, 5-6
- ^ Дитен 1972, 6-8
- ^ Дитен 1972, 8-10.
- ^ Дитен 1972, 10.
- ^ Рансимен 1977, 54-57.
- ^ Александр 1977, 218-219
- ^ Дитен 1972, 11-12.
- ^ Дитен 1972, 13-14.
- ^ Economou 2007, 93-95.
- ^ Economou 2007, 84.
- ^ Лаут 2005, стр.7-8.
- ^ Лаут 2005, 8-10.
- ^ Лаут 2005, 8-10.
- ^ Брок 1973
- ^ Лаут 2005, 8-10.
- ^ Аллен, Бронвен Нил 2002, 3
- ^ Роза 1857, 12
- ^ Хасси, 1986
- ^ Economou 2007, 97-98.
- ^ Рансимен, 56–58.
- ^ Роуз 1857, 9–12.
- ^ Economou 2007, 97-99.
- ^ Лаут 2005, 13-16.
- ^ Хасси, 1986
- ^ Хасси, 1986
- ^ Л. и К., Кончилия, Том 680
- ^ Хасси, 1986
Источники
[ редактировать ]- Александр, Сюзанна Испания. «Ираклий, византийская имперская идеология и плиты Давида». Зеркало. 52.2 (1977): 218–222. Распечатать.
- Аллен, Полина ; Бронвен, Нил (2003). Максим Исповедник и его сподвижники . Оксфордские раннехристианские тексты. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198299912 .
- Брок, Себастьян П., «Ранняя сирийская жизнь Максима Исповедника», Analecta Bollandiana 91 (1973): 299–346. Веб.
- Дитен, Ян Луи ван (1972). История патриархов от Сергия I до Иоанна VI. (610-715) [ История Патриархов от Сергия I до Иоанна VI. (610-715) ] (на немецком языке). Амстердам: Издатель Адольф М. Хаккерт. ISBN 90-256-0604-0 .
- Эконому, Эндрю Дж. (2007). Византийский Рим и греческие папы: восточное влияние на Рим и папство от Григория Великого до Захарии, 590–752 гг . н.э. Лексингтонские книги. ISBN 9780739119778 .
- Говорун, Кирилл (2008). Воля, действие и свобода: христологические споры в седьмом веке . Лейден-Бостон: БРИЛЛ. ISBN 978-9004166660 .
- Хасси, Дж. М. Православная церковь в Византийской империи. 1. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета, 1986. Электронная книга.
- Л. и К., Консилия, Том. «Приговор монофелитам. Заседание XIII.» NPNF2-14. Семь Вселенских Соборов 680. кол. 943.Эфирная библиотека христианской классики. Веб. 16 октября 2013 г. http://www.ccel.org/ccel/schaff/npnf214 .
- Лаут, Эндрю. Максим Исповедник. 1. Лондон: Электронная библиотека Тейлора и Фрэнсиса, 2005. 7–16. электронная книга.
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88-141056-3 .
- Роуз, Хью Джеймс. Новый общий биографический словарь, том 12. 12. Лондон: Bell & Co Cambridge, 1857. 8. Web.
- Рансимен, Стивен. Византийская теократия: лекции Вейля, Цинциннати. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1977. 54–61. Распечатать.
- Ульманн, Вальтер. Краткая история папства в средние века. 2. Нью-Феттер-лейн, Лондон: Methuem & Co. LTD, 1972. Печать.
- Воше, Андре. Энциклопедия средневековья. 2012. Кембридж, Великобритания: James Clarke & Co, 2002. Печать. http://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780227679319.001.0001/acref 9780227679319-e-2620?rskey=egvat3&result=1.