Jump to content

Прокл Константинопольский


Прокл Константинопольский
Прокл изображен в Менологионе Василия II.
Рожденный в. 390
Умер 24 июля 446 г.
Почитается в Католическая церковь
Восточно-католические церкви
Восточная Православная Церковь
Восточное православие
канонизирован Предварительная Конгрегация
Праздник 20 ноября (Восточные церкви)
24 октября (Римско-католическая церковь)

Прокл ( греч . Πρόκλος; ок. 390 – 24 июля 446 г.) был архиепископом Константинополя с 434 г. до своей смерти. Известный своими гомилетическими способностями, Прокл сыграл центральную роль в несторианском споре. Его вклад в теологию развивающегося культа Девы Марии ставит его в число первых и выдающихся богословов Марии . Он почитается как святой в Католической церкви , Восточно-католических церквях , Восточной православной церкви и восточном православии .

Биография

[ редактировать ]

Прокл родился около 390 года и стал чтецом в молодом возрасте в Константинополе. Он изучал риторику и писателей-классиков под руководством частных репетиторов и попал под влияние александрийских интеллектуалов, эмигрировавших в город. [ 1 ] : 10–16  Традиционно считается, что он был другом и учеником святителя Иоанна Златоуста (397–405), который, как говорят, и рукоположил его. Однако Констас показывает, что эта связь между двумя мужчинами была создана задним числом в период Средневековья. [ 1 ] : 22-25  Вместо этого Прокл был учеником и личным секретарем архиепископа Константинопольского Аттика (406–425), который был впечатлен его талантами писателя, ритора и оратора. В начале своего епископства Аттик рукоположил его в диакона и священника , и молодой Прокл быстро стал важной частью архиепископской администрации. Он выступал и в качестве писца, и в качестве писателя-призрака для своего епископа, который был менее красноречивым и интеллектуально развитым, чем его протеже. В ходе пастырских и дипломатических визитов в императорские резиденции Прокл наладил прочные отношения с императорской семьей. [ 1 ] : 35-37 

Он был кандидатом на пост преемника Аттика после смерти последнего в 425 году, но население отдавало предпочтение пожилому Сисиннию (426–427) из-за его непричастности к местному соперничеству и его благотворительности к бедным. Прокл подружился с ним, и Сисинний посвятил его в епископы зависимого престола Кизика в 426 году. Его интронизации помешали, когда жители города отказались принять его и избрали своего собственного епископа в нарушение канонического права, поэтому Прокл остался в Константинополе как титулярный епископ . Под покровительством Сиссиния Прокл становился все более известным как популярный проповедник, за что его сравнивали с известными гомилетическими талантами Иоанна Златоуста. [ 1 ] : 41-44  После смерти Сисинния раздоры снова вспыхнули, и главными кандидатами стали Прокл и Филипп Сидский , которые также боролись в 425 году. Конкуренция была настолько ожесточенной, что вмешался император и поставил архиепископом постороннего, известного антиохийского оратора Нестория (сед. 428–431). В конце 428 года, в рамках своего злобного и непопулярного преследования еретических групп, Несторий и его свита начали проповедовать против уместности Марию Богородицей называть . Традиционный титул, который использовался более века и использовался предыдущими епископами Константинополя, такими как Григорий Назианзин , Богородица к этому моменту был глубоко связан с литургической жизнью столицы. [ 1 ] : 52-53  Хотя поначалу он не хотел вмешиваться в возникающий спор, когда монашеский диакон по имени Василий предъявил императору официальное обвинение в ереси против архиепископа, Прокл отказался от общения с Несторием. В 430 году по случаю праздника Богородицы , который, вероятно, был установлен при Аттике для рождественского цикла, Несторий пригласил Прокла произнести проповедь с кафедры перед смешанной толпой. Он произнес свою знаменитую панегирическую проповедь Деве Марии, шедевр экзегетической проницательности и риторического расцвета, который был назван самой знаменитой проповедью Марии в истории. [ 1 ] : 56-57  и которое позднее было вставлено в начало Деяний Собора Эфесского . [ 2 ]

Проповедь Прокла во многом способствовала развитию дела против Нестория, и он продолжал совершать гомилетические нападки на архиепископа. Споры быстро распространились за пределы столицы и охватили христианский мир. Хотя Прокл не присутствовал на Эфесском соборе, на котором впоследствии был низложен Несторий и о котором он узнал из вторых рук, Прокл получил письмо от председателя собора и лидера антинесторианской партии Кирилла Александрийского в где его вклад был тепло признан. После этих бурных событий духовенство Константинополя снова оказалось втянутым в фракционную борьбу по поводу того, кто должен взойти на архиепископский престол. Прокл теперь был ведущим кандидатом, но, поскольку он уже был епископом, формальное применение канонического права помешало его переводу из одной епархии в другую. Его оппоненты в правительстве использовали это против него, поскольку народная поддержка, не в последнюю очередь среди влиятельных женщин, считалась угрозой в то время, когда религиозные споры были в апогее. Вместо этого позвонил тихий пожилой священник. Был избран Максимиан (сед. 431–434), который курировал союз кириллийской партии с партией Иоанна . [ 1 ] : 71-77 

К моменту смерти архиепископа Максимиана в Великий четверг 434 года имперское правительство твердо встало на сторону антинесторианцев и стремилось избежать дальнейших беспорядков на выборах. С этой целью Прокл был немедленно возведен на престол с разрешения императора Феодосия II и епископов, собравшихся в Константинополе. Его первой заботой были похороны своего предшественника, а затем он послал обоим патриархам Кириллу Александрийскому и Иоанну Антиохийскому обычные синодальные письма, объявляющие о своем назначении, оба из которых одобрили это назначение. [ 2 ] В его архиепископстве доминировали последствия Эфесского собора, а его хиротония была отвергнута частью восточных епископов, которые вышли из общения с Иоанном Антиохийским после его воссоединения с Кириллом. [ 1 ] : 86 

В 436 году епископы Армении консультировались с Проклом по поводу некоторых доктрин, распространенных в их стране и приписываемых Феодору Мопсуестийскому, требующему их осуждения . Прокл ответил в следующем году в знаменитом письме, известном как Фолиант к армянам : [ 3 ] который он разослал восточным епископам, прося их подписать его и присоединиться к осуждению учения армян. Они одобрили письма, но из-за восхищения Феодором не решались осудить приписываемые ему учения. Прокл ответил, что, хотя он и желал, чтобы выдержки, приложенные к его фолианту, были осуждены, он не приписывал их Феодору или какому-либо лицу, не желая осуждения какого-либо человека. [ 2 ] Рескрипт Феодосия , добытый Проклом, в котором он заявлял о своем желании, чтобы все жили в мире и чтобы не было предъявлено обвинений никому, кто умер в общении с церковью, утихомирил бурю. Все это дело наглядно продемонстрировало умеренность и такт Прокла и привело к периоду мира для церквей Востока после того, как Императорская комиссия обеспечила принудительный союз, изгнав Нестория и его ближайших сторонников. [ 1 ] : 90-91 

В продолжение примирения Аттика в последние годы его епископства Прокл руководил перенесением мощей святителя Иоанна Златоуста из Команы обратно в Константинополь в 438 году. [ 1 ] : 114-115  [ 4 ] где он с великими почестями похоронил их в церкви Двенадцати апостолов . Это действие окончательно примирило с Церковью тех сторонников святителя Иоанна, которые отделились вследствие низложения с поста архиепископа. [ 2 ] что они считали несправедливым.

В 439 году по просьбе депутации из Кесарии в Каппадокии Прокл избрал своим новым епископом Фалассия , которого собирались назначить преторианским префектом Востока. [ 2 ]

Во времена Прокла Трисвятое вошло в обиход . Говорят, что это произошло во время, когда в Константинополе в течение четырех месяцев продолжались сильные землетрясения, так что люди были вынуждены покинуть город и разбить лагерь на полях. [ 2 ]

Умер Прокл, скорее всего, в июле 446 г. Он, по-видимому, был мудрым, умеренным и примирительным человеком, желавшим, хотя сам строго придерживаясь православия , привлечь на свою сторону тех, кто отличался от него, убеждением, а не силой. [ 2 ]

Теология

[ редактировать ]

Получив образование в космополитической столице Восточной Римской империи , Прокл знакомился с различными течениями мысли, характерными для поздней античности. Сильный ритор, он широко использовал Ветхий Завет , яркие образы, ритмичную подачу, красочные метафоры и логическую аргументацию. Он также продолжил тенденцию своих предшественников по расширению как строительства церквей, святынь и монастырей, подходящих для размещения растущего числа реликвий и монахов , так и расширения юрисдикции Константинопольского престола. Прокл прославился как популярный проповедник, получив репутацию преемника Иоанна Златоуста в гомилетическом мастерстве. [ 1 ] : 9-10 

Христология и сотериология

[ редактировать ]

Проповеди Прокла представляют собой ясные подтверждения единства и двойственности природы Христа в терминологии, которую Констас описывает как «предвосхищающую язык Халкидона » . Он учил союзу противоположностей, союзу природ, в котором они остаются несмешанными, божественности, облеченной в человечность. Поддерживая две природы, он подчеркивал личное единство Иисуса. Для Прокла жертвенная смерть Слова , ставшего плотью, была необходима для обеспечения спасения ; ни один простой человек не мог оплатить долг греха, но человек согрешил, поэтому ему пришлось заплатить, что потребовало воплощения Бога. [ 1 ] : 60-69 

Мариология

[ редактировать ]

Возможно, его главный вклад в богословие относится к области Марии богословия и преданности . Его наставник архиепископ Аттик внес важный вклад в развитие раннего византийского почитания Богородицы за два десятилетия до Эфесского собора , главным образом благодаря установлению первого официально санкционированного Марианского праздника, и Констас утверждает, что благодаря своей роли Аттика секретарь Прокл оказывал своему епископу литературную помощь в этих начинаниях. [ 1 ] : 38  Знаменитая проповедь Прокла 1, произнесенная в Константинополе в 430 году, «определила риторику и обоснование культа Девы Марии на протяжении византийского периода», «достигла фактического канонического статуса» после того, как она была присоединена к заседаниям Эфесского собора, и была основе столетий богословского переосмысления и размышлений. [ 1 ] : 128-129  По словам Констаса, проповедь вместе с связанным с ней праздником Марии «маркирует важный момент в развитии культа Богородицы в Константинополе». В тексте переплетаются блестящие восхваления Марии с прославлением женской девственности, что прямо противостоит Нестория двоякой критике в отношении местного благочестия Марии и императрицы Пульхерии . [ 1 ] : 58-59 

Прокл был сторонником традиционного титула Богородицы, защищая его использование переплетающимися христологическими и мариологическими объяснениями, а также поддерживал доктрину вечной девственности . Точно так же он преподавал традиционную параллель Евы и Марии, которая была распространена в христианском богословии со второго века. [ 5 ] Одним из основных текстов, которые он цитирует в поддержку этого, является Иезекииль 44: 1-2, типологически интерпретирующий закрытые врата святилища, в соответствии с фигурами 4-го века, такими как каппадокийцы , которые заложили основу для риторического восхваления священного чрева. [ 1 ] : 64,70  Мариология Прокла является расширением его христологии, согласно которой тайна девственного материнства охраняет тайну воплощения, делая Марию и ее качества достойными сияющей похвалы. Его репертуар, опирающийся на существующие традиции посредством расширения, стал основой византийской мариологии, широко опираясь на истории Ветхого Завета, некоторые из которых были следствием христологических типологий. Среди других образов Богородица — это духовный Эдемский сад , в котором обитает второй Адам , Новая Ева, отменяющая непослушание первого, Ковчег, несущий духовного Ноя , лестница Иакова , по которой нисходит Бог и восходит человек, руно Гедеона , пропитанное небесной росой, горящий куст, пылающий, но не сгорающий от божественности, и престол Херувимов , на котором покоится слава Божия. Она – гавань, море, дворец, брачный чертог, она просторнее неба, долина, цветущая плодами, чтобы накормить мир. [ 1 ] : 131-133  [ 5 ] и утроба ее шире небес. [ 1 ] : 201  Эти образы объединены в контексте активного почитания; В своей проповеди 430 г. Прокл связывает созыв собрания перед ним по суше и по морю с посредничеством Марии. Шумейкер определяет дословное соответствие между Прокловой проповедью 1 и Марианским гимном, содержащимся в Грузинском певческом сборнике Иерусалима, составленном до середины VI века. На основе богословского содержания он утверждает, что гимн уже существовал к 430 году и что Прокл его цитировал, что указывает на существовавшее ранее Марианское благочестие между Иерусалимом и Константинополем, на которое епископ опирался в своих риторических целях. [ 6 ]

Его проповеди также наполнены богословием Марии посредством новаторской аллегорической интерпретации текстов Ветхого Завета, таких как пророческий светильник в книге Захарии. [ 1 ] : 158-159  По словам Прокла, Мария — «единственный мост между Богом и мужчинами», и все женщины благословляются через обновление женского пола. [ 5 ]

Работает

[ редактировать ]

Произведения Прокла состоят из 20 проповедей (подлинность некоторых сомнительна). [ 7 ] Пять из них были опубликованы кардиналом Май , [ 8 ] из которых 3 сохранились только в сирийской версии, греческий утерян; 7 писем, а также несколько писем, адресованных ему другими лицами; и несколько фрагментов других писем и проповедей. [ 9 ] Из 8 приписываемых ему проповедей по христологии 7 являются подлинными. [ 5 ]

цитировал Прокла Кардинал Джон Генри Ньюман за его работу по мариологии и решительную поддержку соборного догмата о Богородице . [ 2 ]

Праздник

[ редактировать ]

Восточная Православная Церковь отмечает его праздник 20 ноября. [ 10 ] Католическая церковь вносит его в список 24 октября. [ 11 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Констас, Николас (2003). Прокл Константинопольский и культ Богородицы в поздней античности: проповеди 1-5, тексты и переводы . Брилл. ISBN  90-04-12612-0 . OCLC   801325432 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дэниел 1911 .
  3. ^ Шварц, Эдуард. 1914 г. и др. , стр. 187–195.
  4. ^ "Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский", Православная Церковь в Америке.
  5. ^ Jump up to: а б с д Майкл., О'Кэрролл (2000). Богородица: богословская энциклопедия Пресвятой Богородицы . Wipf и Stock Publishers. стр. 296–297. ISBN  1-57910-454-1 . ОСЛК   47771920 .
  6. ^ Шумейкер, Стивен Дж. Первый христианский гимн: Песни Древней Иерусалимской церкви: параллельные грузино-английские тексты . Университет Бригама Янга. стр. xi – xvii, xxviii – xxix.
  7. ^ Даниэль 1911, цитирует Минь , Patrologia Graeca lxv. 651
  8. ^ Даниэль 1911, цитирует Spicilelium Romanum , iv. 43 lxxviii.
  9. ^ Даниил 1911, цитирует Сократа , Церковную историю , vii. xxvi., и здесь и там; Феофан , под 430 годом; Тиллемонт , мем. и т. д. xiv. 704; АА. SS. Действовать. х. 639
  10. ^ Святитель Прокл Константинопольский Православный Синаксарий (память 20 ноября)
  11. ^ «Календарь святых — 24 октября» .

Атрибуция

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Титулы Великой Христианской Церкви
Предшественник Архиепископ Константинопольский
434–446
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6055fc8bb15e5aff6b2b8c5ced44a8ad__1719030720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/ad/6055fc8bb15e5aff6b2b8c5ced44a8ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proclus of Constantinople - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)