Евфимий Константинопольский
Евфимий Константинопольский | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
Установлено | 490 |
Срок закончился | 496 |
Личные данные | |
Номинал | Халкидонское христианство |
Евфимий Константинопольский ( греч . Εὐφήμιος; умер в 515 г.) был Вселенским Патриархом Константинополя (490–496). Феофан называет его Евфимием. [ 1 ] [ 2 ] До своего назначения Евфимий был пресвитером Константинополя , администратором больницы для бедных в Неаполе, не подозревая о каких-либо евтихианских наклонностях, и описывается как ученый и очень добродетельный человек. [ 2 ]
Акакийский раскол
[ редактировать ]В 482 году император Зенон издал указ под названием « Энотикон» , который запрещал в нынешних богословских дискуссиях любые другие критерии, кроме критериев Первого Никейского собора и Первого Константинопольского собора (игнорируя указы Халкидонского ), тщательно избегал разговоров о Две природы Христа, и он использовал двусмысленные формулы, призванные примирить монофизитов . Несмотря на его усилия, « Энотикон» никого по-настоящему не удовлетворил: монофизиты не любили его так же, как и православные. Однако Акакий Константинопольский, Петр Монг Александрийский патриарх и Петр Фуллер Антиохийский патриарх его подписали . Папа Феликс III созвал в 484 году римский синод из шестидесяти семи епископов, который осудил указ императора, низложил и отлучил от церкви Акакия, Петра Монгуса и Питера Фуллера. Акакий в ответ вычеркнул имя Папы из его диптихов и преследовал католиков в Константинополе. Когда он умер, Фравитта , его преемник, подал прошение о признании в Риме, но тщетно, так как он не отказался от общения с Петром Монгусом. [ 1 ]
Евфимий немедленно признал Халкидонский собор, восстановил имя папы на своих диптихах и порвал с Петром Монгом, умершим в октябре года воцарения Евфимия (490 г.). [ 2 ] Этими действиями он продемонстрировал свое желание залечить разлад с Римом. [ 1 ] К сожалению, он все же отказался стереть имена двух своих предшественников (Акакия и Фравитты) из диптихов, где они фигурировали среди усопших верующих. [ 2 ] Папа Феликс настаивал на том, чтобы за еретиков и сторонников ереси не молились публично; Евфимий повторил свои попытки примирения с папой Геласием I , но проблема его предшественников осталась; Евфимий не мог убрать их имена из диптихов, не вызвав смущения или оскорбления тех, кого они крестили и рукоположили. [ 1 ] Геласий допускал, что при других обстоятельствах он бы написал письмо, чтобы объявить о своем избрании, но с горечью замечает, что этот обычай существовал только между епископами, объединенными в общении, и не мог распространяться на тех, кто, как Евфимий, предпочитал странный союз этому со Святым Петром. В знак снисхождения Геласий предоставил каноническое средство всем, кто был крещен и рукоположен Акакием. [ 2 ]
Теодорих Великий стал хозяином Италии и в 493 году послал Фауста и Иринея к императору Анастасию I с просьбой о мире. Во время своего пребывания в Константинополе послы получили жалобы от греков на римскую церковь, о которых они сообщили папе. Евфимий утверждал, что осуждение Акакия только одним святителем недействительно; для отлучения константинопольского митрополита был необходим генеральный собор. [ 3 ]
Патриарх и Император
[ редактировать ]Перед воцарением императора Анастасия I Евфимий заставил его подписать исповедание веры; [ 4 ] в конце концов он рассорился с императором. Поскольку в то время шла Исаврийская война , Евфимия обвинили в измене, поскольку он раскрыл планы императора своим врагам. Солдат, то ли по приказу Анастасия, то ли ради его расположения, обнажил меч на Евфимия у дверей ризницы, но был сражен слугой. Император также хотел вернуть свое письменное исповедание веры, от которого Евфимий отказался отказаться, поэтому Анастасий собрал епископов, находившихся в столице, и выдвинул обвинения против своего патриарха, которого они угодливо отлучили от церкви и низложили (496 г.). Народ преданно отказался выдать его, но неизбежно уступил императору. [ 1 ] [ 2 ]
Тем временем Евфимий, опасаясь за свою жизнь, искал убежища в баптистерии и отказывался выйти наружу до тех пор, пока Македоний II не пообещал по слову императора, что к нему не будет применено никакого насилия, когда его поведут в ссылку. [ 5 ] Из должного чувства уважения к достоинству своего падшего предшественника Македоний заставил дежурного диакона снять новоподаренный паллий и одеться в одежду простого пресвитера, «не смея носить» свои знаки отличия перед их каноническим владельцем. После некоторого разговора Македоний (который должен был последовать за Евфимием в то самое место ссылки при том же императоре) вручил ему доходы от займа, полученного им на свои расходы. Евфимий был сослан в Малую Азию и умер в 515 году в Анкире . Он был до конца признан законным патриархом своими коллегами на Востоке, среди которых были Илия Иерусалимский Патриарх Иерусалимский и Патриарх Антиохийский Флавиан II . [ 1 ] [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Фортескью 1909 год .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Синклер 1911 год .
- ^ Синклер 1911 цитирует Викта. Тун. Хрон. viii. 16
- ^ Fortescue 1909 цитирует Евагрия , HE, III, xxxii.
- ^ Синклер 1911 г.
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Фортескью, Адриан (1909). «Евфимий Константинопольский» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Синклер, WM (1911). « Евфимий, патриарх Константинопольский ». Ин Уэйс, Генри ; Пирси, Уильям К. (ред.). Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.