Евсевий Никомидийский
Евсевий Никомидийский | |
---|---|
Архиепископ Константинопольский | |
Установлено | 339 |
Срок закончился | 341 |
Личные данные | |
Номинал | Арианское христианство |
Евсевий Никомедийский ( / j uː ˈ s iː b i ə s / ; греческий : Εὐσέβιος ; умер в 341 году) был арианским священником , крестившим Константина Великого на смертном одре в 337 году. [1] [2] В пятом веке легенда возникла папа Сильвестр I о том, что Константина крестил , но ученые отвергают ее как подделку, «чтобы исправить историческую память об арианском крещении, которое император принял в конце своей жизни, и вместо этого приписывают ему однозначно православное крещение». [3] [4] Он был епископом Берита (современный Бейрут ) в Финикии . Позже он был назначен епископом Никомидии , где находился императорский двор. Наконец, он жил в Константинополе с 338 года до своей смерти.
Влияние в императорской семье и императорском дворе
[ редактировать ]Будучи дальним родственником императорской семьи Константина , он был обязан своим переходом от менее значимого левантийского епископства к самому важному епископскому престолу своему влиянию при дворе, и огромная власть, которой он обладал в церкви, была получена из этого источника. Фактически, во время его пребывания при императорском дворе Восточный двор и основные должности в Восточной церкви занимали ариане или сочувствующие арианам. [5] За исключением короткого периода затмения, он пользовался доверием как Константина, так и Констанция II . Он также служил наставником более позднего императора Юлиана Отступника ; и именно он мог крестить Константина Великого 22 мая 337 г. благодаря своему родственному родству с императором. [6] Также во время его пребывания при императорском дворе арианство стало более популярным среди королевской семьи. [7] Можно логически предположить, что Евсевий сыграл огромную роль в принятии арианства в доме Константина. Арианское влияние выросло настолько сильно во время его пребывания при императорском дворе, что только с концом династии Константинов и назначением Феодосия I арианство потеряло свое влияние в империи. [8]
Особый интерес представляло то, что Евсевий чуть не подвергся гонениям из-за своей тесной связи с императором Лицинием, когда он служил епископом Никомидии во время правления Лициния .
Отношения с Арием
[ редактировать ]Подобно Арию , он был учеником Лукиана Антиохийского и, вероятно, с самого начала придерживался тех же взглядов, что и Арий; он также был одним из самых ярых сторонников Ария, поощрявших Ария. [9] Именно из-за этого родства он был первым человеком, с которым связался Арий после того, как последний был отлучен от Александрии Александром I Александрийским в 321 году. [10] Судя по всему, Арий и Евсевий были достаточно близки, а Евсевий достаточно силен, чтобы Арий смог изложить свое богословие в письменной форме. [11] Впоследствии он несколько изменил свои идеи или, может быть, только поддался давлению обстоятельств; но он был если не учителем, то, во всяком случае, руководителем и организатором Арианского совета .
На Первом Никейском соборе в 325 году он подписал Исповедание, но только после долгого и отчаянного сопротивления, в котором, как говорили, он «подписывался только рукой, а не сердцем». [12] по древним источникам. Это был огромный удар по арианской партии, поскольку предполагалось, что участники Первого Никейского собора поровну разделились на неарианцев и ариан. [13] Его защита Ария разозлила императора, и через несколько месяцев после совета он был отправлен в ссылку из-за постоянных контактов с Арием и его последователями. [14] По прошествии трех лет ему удалось вернуть императорское расположение, убедив Константина, что Арий и его взгляды не противоречат провозглашенному Никейскому Символу веры . [15] После своего возвращения в 329 году он привел в действие весь механизм государственного управления, чтобы навязать свои взгляды Церкви .
Политическая и религиозная карьера
[ редактировать ]Помимо своих богословских интересов, Евсевий был опытным политиком. По возвращении он восстановил утраченные позиции в результате Первого Никейского собора , установил союзы с другими группами, такими как мелитиане , и изгнал многих противников.
Современные историки описывали его как «амбициозного интригана». [16] и «непревзойденный политический игрок». [5] В древних источниках он также описывался как властный человек, который к тому же был агрессивен в своих делах; [17] он также использовал своих союзников, чтобы шпионить за своими противниками.
Ему удалось сместить и изгнать трех ключевых противников, поддержавших Первый Никейский собор : Евстафия Антиохийского в 330 г., Афанасия Александрийского в 335 г. и Марцелла Анкирского в 336 г. Это был немалый подвиг, поскольку Афанасий считался «человеком Бог» Константина. [18] и Евстафий, и Афанасий занимали высшие должности в церкви.
Другим важным подвигом было его назначение Константинопольским Патриархом путем изгнания Павла I из Константинополя ; В конце концов, после смерти Евсевия Павел вернулся в качестве Патриарха.
Даже за пределами империи Евсевий имел большое влияние. Он привел Ульфиласа в арианское жречество и послал последнего обратить в веру готов-язычников .
Евсевий крестил Константина Великого на его вилле в Никомидии 22 мая 337 года, незадолго до смерти императора.
Смерть и последствия
[ редактировать ]Он умер на пике своего могущества в 341 году. [19]
Он был настолько влиятельным, что даже после его смерти Констанций II прислушался к его совету и совету Евдокса Константинопольского попытаться обратить Римскую империю в арианство путем создания арианских соборов и официальных арианских доктрин. [20]
Именно из-за Евсевия «В целом Константин и его преемники сделали жизнь церковных лидеров, приверженных Никейскому решению и его тринитарной формуле, довольно несчастной». [21]
Евсевия Никомедийского не следует путать с его современником Евсевием Кесарийским , автором известных ранних книг по истории Церкви.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Евсевий Кесарийский (1890 г.). Жизнь Константина . Нью-Йорк, Компания христианской литературы. п. 556 . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Джером (380). Хроникон . Проверено 24 марта 2021 г.
Константин, крещенный Евсевием Никомедийским в самом конце своей жизни, впадает в догмат Ария, и с того времени и доныне последовали захваты церквей и раздоры всего мира.
- ^ Канелла, Тесса (январь 2018 г.). «Сильвестр I» . Энциклопедия раннего христианства Брилла . Академия.edu: 2 . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Лумис, Луиза Роупс (1916). Книга Пап (Liber pontificalis) . Издательство Колумбийского университета. п. 42.
- ^ Jump up to: а б Дрейк, «Константин и епископы», стр.395.
- ^ «Евсевий Никомедийский» . Католическая энциклопедия . Проверено 18 февраля 2007 г.
- ^ Эллингсен, «Восстановление наших корней: всеобъемлющее введение в историю церкви, том I, конец первого века до кануна Реформации», стр. 121.
- ^ Янг, «От Никеи до Халкидона», стр.92.
- ^ Джонс, «Константин и обращение Европы», стр.121.
- ^ Янг, «От Никеи до Халкидона», стр.59.
- ^ Янг, «От Никеи до Халкидона», стр.61.
- ^ Амидон, «Церковная история Руфина Аквилейского: Книги 10 и 11», 10.5.
- ^ Лим, «Публичный спор, власть и социальный порядок в поздней античности», стр.183.
- ^ Дрейк, «Константин и епископы», стр.259.
- ^ Ролдан, «Церковь в эпоху Константина: теологические проблемы», стр.82.
- ^ Ролдан, «Церковь в эпоху Константина: теологические проблемы», стр.78.
- ^ Амидон, «Церковная история Руфина Аквилейского: книги 10 и 11», 10.12.
- ^ Ролдан, «Церковь в эпоху Константина: теологические проблемы», стр.84.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Евсевий Никомидийский» . www.newadvent.org .
- ^ Гиттон, «Великие ереси и церковные советы», стр.86.
- ^ Эллингсен, «Восстановление наших корней: всеобъемлющее введение в историю церкви, том I, конец первого века до кануна Реформации», стр. 119.
Ссылки
[ редактировать ]- Амидон, Филип Р. (1997). Церковная история Руфина Аквилейского: книги 10 и 11 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Брайт, Уильям (1970). Эпоха отцов . Нью-Йорк: AMS Press.
- Канелла, Тесса (2018). «Сильвестр I» . Энциклопедия раннего христианства Брилла .
- Чедвик, Генри (2003). Церковь в древнем обществе: от Галилеи до Григория Великого . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Чедвик, Генри (1993). Ранняя Церковь . Лондон: Группа Пингвин.
- Дрейк, ХА (2000). Константин и епископы: Политика нетерпимости . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса.
- Эллингсен, Марк (1999). Возвращение наших корней: всеобъемлющее введение в историю церкви, Vol. I. Конец первого века и канун Реформации . Пенсильвания: Тринити Пресс Интернэшнл.
- Гиттон, Джин (1963). Великие ереси и церковные соборы . Нью-Йорк: Издательство Harper & Row.
- Джонс, AHM (1978). Константин и обращение Европы . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 9780802063694 .
- Лим, Ричард (1995). Публичный спор, власть и социальный порядок в поздней античности . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Лумис, Луиза Роупс (1916). Книга Пап (Liber pontificalis) . Интернет-архив: Издательство Колумбийского университета.
- Ролданус, Йоханнес (2006). Церковь в эпоху Константина: теологические проблемы . Оксфордшир: Рутледж.
- Янг, Фрэнсис (1983). От Никеи до Халкидона . Филадельфия: Фортресс Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Переписка Евсевия Никомидийского:
- Арий Евсевию
- Евсевий Арию
- Евсевий Паулину Тирскому
- Евсевий на Никейском соборе
- Константин после низложения Евсевия
- Исповедание веры Евсевия
В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )