Марцелл Анкирский
Марцелл Анкирский ( греч . Μάρκελλος Άγκυρας, умер ок. 374 г.) был епископом Анкиры и одним из епископов, присутствовавших на Анкирском соборе и Первом Никейском соборе . Он был ярым противником арианства , но его обвиняли в принятии противоположной крайности модифицированного савеллианства . Он был осужден советом своих врагов и изгнан со своей кафедры, хотя в последние годы своей жизни ему удалось вернуться туда, чтобы спокойно жить с небольшой общиной. Говорят также, что он разрушил храм Зевса Белоса в Апамее.
Жизнь
[ редактировать ]Через несколько лет после Никейского собора (в 325 г.) Марцелл написал книгу против Астерия Софиста , видного деятеля партии, поддерживавшей Ария. От этой книги сохранились лишь фрагменты. Марцелла обвиняли в том, что он утверждал, что Троица лиц в Божестве была лишь временным устроением. Согласно сохранившимся фрагментам, Бог изначально был лишь одним Существом ( ипостасью ), но при сотворении вселенной Слово или Логос вышло от Отца и было Деятельностью Бога в мире. Этот Логос воплотился во Христе и таким образом составил Образ Божий. Святой Дух также вышел как третья Божественная Личность от Отца и Христа согласно Иоанна 20:22 . (Иоанна 20:22 [перевод NRSV], «он дунул на них и сказал им: «Примите Святого Духа».) Однако при завершении всего сущего Христос вернется к Отцу, и Божество станет снова абсолютное единство. [1] ( 1 Кор 15:28 [NRSV пер.]: «Когда все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. ")
Епископы на Первом Синоде Тира в 335 году (который также свергнул Афанасия), похоже, написали Константину против Марцелла, когда он отказался общаться с Арием на праздновании тридцатой годовщины Константина в Иерусалиме. Евсевий Кесарийский написал против него два труда: «Против Марцеллума», возможно, документ обвинения на суде над Марцеллом, и «О богословии церкви» или «Церковное богословие», опровержение богословия Марцелла с точки зрения арианского богословия. [2]
Марцелл был низложен в Константинополе в 336 году на соборе под председательством Евсевия Никомедийского Арианина и Василия Анкирского , назначенного на его кафедру. Марцелл добивался возмещения ущерба в Риме у папы Юлия I , который написал епископам, свергнувшим Марцелла, утверждая, что Марцелл невиновен в предъявленных ему обвинениях. Собор Сердики (343 г.) официально рассмотрел его книгу и объявил ее свободной от ереси. Но он, похоже, не был восстановлен на своем престоле, когда Констанций II , которому угрожал его брат войной, позволил восстановить на их кафедрах Афанасия Александрийского и Павла Константинопольского в 345 году. Однако синод назначил ученика Марцелла Фотина , который позже преподавал вариант богословия Марцелла, епископа Сирмийского. [3] Синод В 344 году Антиохийский снова отлучил Марцелла от церкви и составил Макростих , символ веры, в котором перечислялись их убеждения и возражения против доктрин Марцелла (среди прочих). [4]
Отношения Афанасия с Марцеллом были сложными, и общение между ними на время было прервано, но в конце обеих жизней Афанасий сопротивлялся попыткам Василия Кесарийского добиться его всеобщего осуждения и восстановил общение с Марцеллом. Второй Вселенский Собор осудил «марцеллиан», но не самого Марцелла.
Дж. У. Хэнсон (1899) и другие историки универсалистской церкви Америки читали, что теология Марцелла включала веру в универсализм , в то, что все люди в конечном итоге будут спасены. цитирует его Его оппонент Евсевий слова: «Ибо что еще означают слова «до времени возвращения» (Деяния 3:21), как не то, что апостол намеревался указать на то время, в которое все причастно это идеальное восстановление». ( Против Марцелла 2:14) [5] Однако ссылка на Деяния 3:21 указывает на то, что Евсевий, вероятно, использует здесь «восстановительный» апокатастасис в еврейском смысле. [ нужны разъяснения ]
Помимо фрагментов, которые сохранились в « Против Марцелла » Евсевия , сохранилось письмо Епифания, Панариона 72.
В своей «Церковной истории» Созомен отмечал, что Марцелл, чтобы легче обратить язычников в Апамее, «разрушил храмы города и селения его». [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арендзен, Джон. «Марцелл Анкирский». Католическая энциклопедия. Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 9 декабря 2014 г.
- ^ Об этих двух работах см. Тимоти Барнс , Константин и Евсевий (Harvard University Press, 1981), стр. 263-265
- ^ Сократ Схоластик , История Церкви , книга 2, глава 18 .
- ^ RPC Hanson (1916-1988), В поисках христианской доктрины Бога: арианская полемика, 318-381 (9780801031465)
- ^ Дж. В. Хэнсон. Универсализм: преобладающая доктрина христианской церкви в течение первых пятисот лет ее существования . « Глава 18 «Дополнительные полномочия» . Архивировано 12 мая 2013 г. в Wayback Machine ». Бостонское и Чикагское универсалистское издательство. 1899. стр. 112
- ^ Бюзин, Од (2014). «От камней к мифу: разрушение храма и гражданская идентичность на позднеантичном римском Востоке». Журнал поздней античности : 328.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Сара Парвис , Марцелл Анкирский и потерянные годы арианской полемики 325–345 (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2006)
- Эйрес, Льюис, Никея и ее наследие: подход к тринитарному богословию четвертого века (Оксфорд: Oxford University Press, 2004).
- Джозеф Т. Линхард, Contra Marcellum Marcellus of Ancyra и теология четвертого века. (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1999), стр. 62–69.
- Роберт Хэнсон. В поисках христианской доктрины Бога (Нью-Йорк: T&T Clark, 1988), 217–235.
Статьи
[ редактировать ]- Логан, Аластер Х. Б. 2007. «Темная звезда: Реабилитация Марцелла Анкирского Сара Парвис, Марцелла Анкирского и потерянные годы арианских споров 325–345». Разъясняющие времена 118, вып. 8: 384.
- -------- 1989. «Марцелл Анкирский и антиарианская полемика», Св. Пат XIX (1989), 189–97.
- -------- 1992. «Марцелл Анкирский и соборы 325 г. н. э.: Антиохия, Анкира и Никея», JTS NS NS 43, 428–46.
- -------- 2001. «Марцелл Анкирский, защитник веры от еретиков и язычников», Св. Пат XXXVII, 550–64.
- -------- 1999. «Марцелл Анкирский об Оригене и арианстве», в Origeniana Septima (Лёвен: University Press, 1999).
- -------- 2000. «Марцелл Анкирский (Псевдо-Анфим), «О Святой Церкви»: текст, перевод и комментарии», JTS NS 51, 81-112.
- Линхард, Джозеф Т. 2006. «Два друга Афанасия: Марцелл Анкирский и Аполлинарий Лаодикийский». Журнал древнего христианства 10, вып. 1: 56–66.