Jump to content

Сабелианство

В богословии христианском савеллианство — это вера в то, что в Божестве существует только одна Личность («ипостась» на греческом языке арианских споров четвертого века). Например, Хэнсон определяет савеллианство как «отказ признать отдельное существование Личностей», а «Евстафий был осужден за савеллианство . Сын и Святой Дух подвергли его такому обвинению». Осужденное как ересь , савеллианство было отвергнуто большинством христианских церквей.

Монархианство

[ редактировать ]

Сабелианство впервые появилось во втором веке в форме монархианства. Хотя «это движение называло себя «монархианами», греческие отцы называли их «савеллианами», поскольку Сабеллий был человеком, который облек это учение в философскую форму».

Монархианство выступило против Логос-теологии. Начиная с конца второго века, в нееврейском христианстве доминировала теология Логоса, которая учила двухэтапному существованию Логоса: Он всегда существовал внутри Бога, но стал отдельным Существом – отдельной Реальностью – когда Бог решил творить. Монархиане утверждали, что «теология апологетов предполагает разделение в бытии и единстве Бога, что неприемлемо» и что логос-теология учит о двух творцах и двух богах (битеизм), «несовместимом с монотеизмом.

В монархианстве «Отец и Сын были разными выражениями одного и того же существа, без каких-либо личных различий между ними. Другими словами, Отец сам является Сыном и поэтому испытывает человеческие слабости Сына». «По словам Ноэта: … Отец… Сам стал Своим Сыном». «Итак, именно Бог родился от Девы и исповедал Себя человечеству как Сын Божий. На кресте Бог вручил себе дух его, так как он притворялся мертвым, но на самом деле он не был мертв, хотя и воскрес на третий день».

Тертуллиан был одним из богословов Логоса и решительно выступал против монархианства. «Трактат « Против Праксея» широко признан как величайшее произведение Тертуллиана о Троице. Взгляд, которому, по-видимому, учил Праксей, стал называться « модализмом » благодаря этому определению, появившемуся в «Истории догм» Адольфа фон Гарнака (1897). Тертуллиан просто называет своего оппонента « монархианцем ».

«Адольф фон Гарнак придумал термин « модализм » для этой доктрины II века, в которой Троица рассматривалась как состоящая из «трех модусов или аспектов одного божественного существования».

Вслед за Тертуллианом «латинские отцы… называли их патрипассианцами , потому что они отождествляли Отца и Сына до такой степени, что верили, что именно Отец пострадал и умер на кресте».

Сабеллий

[ редактировать ]

Савеллианство названо в честь Сабеллия (ок. 215 г.), который преподавал одну из его форм в Риме в III веке . Ни одно из его сочинений не сохранилось, и все, что о нем известно, исходит от его оппонентов, что не является самым надежным источником.

Монархианство пришло к Савеллию через учение Ноэта и Праксея . [1] Ноэт был отлучен от Церкви после рассмотрения собором. [2] Говорят, что Праксей письменно отрекся от своих модалистических взглядов, снова уча своей прежней вере. [3] Сабеллий также был отлучен от церкви на соборе в Александрии, и после того, как об этом была подана жалоба в Рим, второй собор затем собрался в Риме и также вынес решение против савеллианства. [4] [5]

«Сабеллий придерживался простого единства личности и природы Бога». [6] Однако форма савеллианства, преподаваемая Сабеллием, не совпадает с монархианством. Он не верил, что Отец, Сын и Святой Дух — это просто три имени одной и той же Реальности. Фон Мошейм , немецкий лютеранский теолог, основатель прагматической школы церковных историков, [7] утверждает, что Сабеллий действительно описал Бога как троих в одном смысле и одного в другом. Он «верил, что различие Отца, Сына и Святого Духа, описанное в Священном Писании, является реальным различием, а не просто нарицательным или номинальным». [8] Он утверждал, что, как человек — одна личность, но имеет тело, душу и дух, так и Бог — одно Лицо, но в этом Лице можно различить Отца, Сына и Святого Духа.

Ипполит Римский лично знал Сабеллия и писал, как он и другие увещевали Савеллия в «Опровержении всех ересей» . Он знал, что Сабеллий выступает против тринитарного богословия, но называл модальный монархизм ересью Ноэта, а не Сабеллия.

Иисус Христос

[ редактировать ]

В (модалистическом) монархианстве Иисус Христос является Богом. В динамическом монархианстве Иисус Христос — всего лишь человек.

гомоусиос

[ редактировать ]

Сообщается, что Савеллий использовал греческий термин homoousian ( ὁμοούσιος , «та же субстанция», «единосущный»), который также используется в Никейском символе веры . Этот термин описывает отношения между Отцом и Сыном. Многие из тех, кто поддерживал Афанасия, были обеспокоены этим термином. Их возражение заключалось в том, что это считалось небиблейским, подозрительным и «имеющим савеллианскую тенденцию». [9] Для Савеллия этот термин означает, что Отец и Сын были одной существенной личностью, действующей как разные проявления или способы.

Другие конкурирующие взгляды

[ редактировать ]

Симонетти рассматривает арианство «как крайнюю реакцию против савеллианства, которое в то время было распространено на Востоке». [10] : 95  Арианство отстаивало три ипостаси. Тринитарная точка зрения также представляет три отдельные личности внутри Божества : [11] но в то время как арианство учило трем различным субстанциям, доктрина Троицы утверждает, что три Личности существуют в одной субстанции.

Сабеллианцы четвертого века

[ редактировать ]

Тремя главными савеллианами четвертого века были Евстафий Антиохийский, Марцелл Анкирский и Фотин Сирмийский. Евстафий и Марцелл были низложены за савеллианство:

  • «Вероятнее всего, Евстафий был низложен прежде всего за ересь савеллианства». [10] : 211 
  • « Марцелл был свергнут за савеллианские пристрастия». [10] : 228  Евсевий рассматривает «учение Марцелла как прямое савеллианство, то есть неспособность различать Отца и Сына». [10] : 224 
  • «Паулин был соперником друга и союзника Василия Мелетия. … Василий подозревал, что Паулин в душе был савеллианцем, верующим только в одну Личность (ипостась) Божества. Связь Паулина с оставшимися последователями Марцелла и то, что он продолжал отдавать предпочтение выражению «одна ипостась» … вызвали у него подозрения». [10] : 801 

Василий Кесарийский

[ редактировать ]

Василий Кесарийский выступал в пользу homoousios, потому что он « также исправляет ошибку Савеллия, поскольку исключает тождество Личности (ипостась) … ибо ничто не единосущно само себе». (РХ, 694-5)

История и развитие

[ редактировать ]

Савеллианство было принято христианами в Киренаике , которым Дионисий , патриарх Александрийский (который сыграл важную роль в отлучении Савеллия в Александрии), написал письма, в которых выступал против этой веры. Ипполит писал:

Другое учение тайно внедряют некоторые другие, ставшие учениками некоего Ноэта, который был уроженцем Смирны, (и) жил не очень давно. ... Этот человек внес ересь из догматов Гераклита. Теперь его министром и учеником становится некий человек по имени Эпигон, и этот человек во время своего пребывания в Риме распространял его безбожное мнение. Но Клеомен, ставший его учеником, чуждый как по образу жизни, так и по привычкам Церкви, имел обыкновение подтверждать (ноэтовское) учение. [12] | Но подобным же образом и Ноэт, будучи по происхождению уроженцем Смирны... внес (среди нас) эту ересь, исходившую от некоего Эпигона. Оно дошло до Рима, было принято Клеоменом и продолжается по сей день среди его преемников. [13]

Тертуллиан также воспринимал модализм как входящую в Церковь извне как новую идею и противостоящую учению, полученному по преемственности. Изложив свое понимание способа веры, принятого Церковью, он затем описывает, как «простые», всегда составляющие большинство верующих, часто поражаются идее, что Единый Бог существует в трех, и противопоставляются его понимание «правила веры». Сторонники Тертуллиана утверждают, что он называл большинством «простых», а не тех, кто выступал против него. Это подтверждается аргументом Тертуллиана о том, что они выдвигали собственные идеи, которым их не учили старейшины:

Мы, однако, как и всегда делали (и тем более, что нас лучше наставлял Параклет, который действительно ведет людей ко всякой истине), верим, что есть один только Бог, но по следующему устроению , или οἰκονομία: как говорится, что сей единый Бог имеет и Сына, Слово Свое, Который произошел от Самого Себя, Им все сотворено и без Которого ничего не было создано. Мы верим, что Он был послан Отцом в Деву и родился от Нее, будучи одновременно Человеком и Богом, Сыном Человеческим и Сыном Божьим, и был назван именем Иисуса Христа; мы верим, что Он пострадал, умер и был погребен, согласно Писанию, и после того, как Он был снова воскрешен Отцом и взят обратно на небеса, воссядет по правую руку Отца, и что Он будет придите судить живых и мертвых; Пославший с небес от Отца, по Своему обетованию, Духа Святого, Утешителя, освятителя веры верующих в Отца, и в Сына, и в Святаго Духа. что это Правило веры дошло до нас от начала Евангелия , еще до того, как кто-либо из древних еретиков, и тем более до того, как Праксей, вчерашний самозванец, станет очевидным как из-за позднего времени, которое характеризует все ереси, так и из-за позднего времени, которое характеризует все ереси. совершенно новый характер нашего новомодного Праксея. В этом принципе мы также должны отныне найти презумпцию равной силы против всех ересей, каких бы то ни было: то, что первое, истинно, тогда как то, что появилось позднее, является ложным. [14]

Действительно, простые люди (я не буду называть их неразумными и неучеными), которые всегда составляют большинство верующих, поражаются устроению ( Трех в Одном) на том основании, что само их правило веры уводит их от множественность богов мира к единому истинному Богу; не понимая, что, хотя Он и есть единый Бог, в Него все же надо верить со Своим собственным οἰκονομία. Числовой порядок и распределение Троицы они считают разделением Единства; тогда как Единство, производящее Троицу из самого себя, настолько далеко не разрушено, что фактически поддерживается ею. Они постоянно выдвигают против нас, что мы проповедники двух богов и трех богов, при этом приписывая себе преимущественно славу поклоняющихся Единому Богу; точно так же, как если бы само Единство с иррациональными выводами не производило ереси, а Троица, разумно рассматриваемая, составляет истину. [15]

Согласно модализму и савеллианству, Бог считается лишь одной личностью, которая раскрывает себя разными способами, называемыми модусами , лицами , аспектами , ролями или масками (греч. πρόσωπα prosopa ; лат. personae ) Единого Бога , как его воспринимает верующий , а не чем три равновечные личности внутри Божества , или «равная Троица». [16] Модалисты отмечают, что единственное число, явно и неоднократно приписываемое Богу в Ветхом Завете, — это Один, не принимают интерпретацию этого числа как обозначения союза (т. е. Быт. 2:24), когда оно применяется к Богу, и оспаривают значение или обоснованность связанных между собой чисел. Отрывки Нового Завета, цитируемые тринитаристами. [17] Запятая Йоханнеум , которая обычно считается поддельным текстом в Первом Иоанне (1 Иоанна 5:7), известная прежде всего из версии короля Иакова и некоторых версий Textus Receptus , но не включенная в современные критические тексты, является примером ( только одно прямо указано) слова Три, описывающего Бога. [18] Многие модалисты отмечают отсутствие слова «Троица» ни в одном каноническом писании. [19]

Такие отрывки, как Второзаконие 6:4-5; Второзаконие 32:12; 2 Царств 19:15–19; Иов 6:10; Иов 31:13-15; Псалом 71:22; Псалом 83:16,18; 42:8; Ис 45:5-7; Ис 48:2,9,11-13; Мал 2:8,10; Матфея 19:17; Римлянам 3:30; 2Кор. 11:2-3; Гал 3:20; и Иуды 1:25 модалисты ссылаются на подтверждение того, что Существо Единого Бога твердо едино и, хотя оно известно в нескольких формах, исключает любую концепцию божественного сосуществования. Ипполит описал аналогичные рассуждения Ноэта и его последователей, сказав:

Теперь они пытаются продемонстрировать основание своей догмы, цитируя слова в законе: «Я Бог отцов ваших: не будет у вас других богов, кроме Меня»; и еще в другом отрывке: «Я первый, — говорит Он, — и последний; и кроме меня нет никого другого». Так говорят, что доказывают, что Бог един... И иначе мы выразиться не можем, говорит он; ибо и апостол признает единого Бога, когда говорит: «Чьи отцы, (и) от которых по плоти пришел Христос, сущий над всем Бог, благословенный во веки веков». [2]

Пятидесятники-единственники , идентификатор, используемый некоторыми современными модалистами, [20] [21] утверждают, что Колоссянам 1:12-20 относятся к отношениям Христа с Отцом в смысле различных ролей Бога:

благодаря Отца, который дал вам право участвовать в наследии святых во свете. Он избавил нас от власти тьмы и перенес в Царство Своего возлюбленного Сына, в котором мы имеем искупление, прощение грехов. Он — образ невидимого Бога, первенец всего творения. Ибо Им создано все, что на небе и на земле, видимое и невидимое, будь то престолы, или господства, или начальства, или власти; все вещи были созданы через него и для него. И Он прежде всего, и все Им держится. И он — глава тела, церкви. Он — начало, первенец из мертвых, чтобы во всем быть первенцем. Ибо в Нем угодно было обитать всей полноте Божией и через Него примирить с Собою все, что на земле, что на небесах, умиротворив кровью креста Своего. [22]

Пятидесятники-единственники также цитируют ответ Христа на вопрос Филиппа о том, кем был Отец в Иоанна 14:10, в поддержку этого утверждения:

Иисус ответил: «Разве ты не знаешь Меня, Филипп, даже после того, как Я был среди вас так долго? Всякий, кто видел Меня, видел Отца. Как ты можешь говорить: «Покажи нам Отца»?

Христиане-тринитарии считают, что такие стихи, как Послание к Колоссянам 1:12-20, устраняют все разумные сомнения в том, что Священное Писание учит, что Сын, Который ЕСТЬ Слово Божье (т.е. Иоанна 1:1-3), буквально «живой» и буквально Творец всего. вместе с Богом Отцом и Духом Божьим. С тринитарной точки зрения, приведенное выше употребление не только вырывает Иоанна 14:10 из его непосредственного контекста, но также решительно противоречит соответствию Евангелия от Иоанна в целом и вызывает серьезные подозрения в том, что вызывает вопросы при интерпретации. Сторонники триединства понимают Иоанна 14:10 как основанный на параллельных стихах, таких как Иоанна 1:14 и Иоанна 1:18, и как подтверждающий вечный союз Сына с Его Отцом:

И Слово стало плотью, и обитало среди нас, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины... Бога никто не видел никогда; Единородный Бог, сущий в лоне Отчем, Он объяснил Его.

Многие доктринальные обмены между модалистами и тринитаристами аналогичны вышеизложенному. Такие отрывки, как Быт. 1:26-27; Быт. 16:11–13; Быт. 32:24,30; Судья 6:11-16; 48:16; Зах 2:8-9; Матфея 3:16-17; Марка 13:32; Луки 12:10; Иоанна 5:18-27; Иоанна 14:26-28; Иоанна 15:26; Иоанна 16:13-16; Иоанна 17:5,20-24; Деяния 1:6-9; и Евр. 1:1-3,8-10 упоминаются тринитаристами как подтверждающие, что Бытие Единого Бога есть вечное, личное и взаимно пребывающее общение Отца [Бога], Сына [Слова Божьего] и Святого Дух [Дух Божий]. Обращаясь к тому факту, что слово Троица не встречается в Священных Писаниях, тринитаристы подтверждают, что внебиблейский доктринальный язык часто суммирует наше понимание Священного Писания в ясной и краткой форме (другими примерами являются даже слова модализм , модус и роль ) и что использование такой язык сам по себе не демонстрирует точности или неточности. Далее, винительный намек на то, что слово Троица получила широкое употребление помимо тщательной и благочестивой верности Священному Писанию, может быть связан с ad hominem аргументация . Ипполит описал свой собственный ответ на доктрину Ноэта, утверждая, что истина более очевидна, чем любой из двух взаимно противоположных взглядов арианства и савеллианства:

Таким образом, они предпочитают излагать эти вещи и используют только один класс отрывков; точно так же односторонне, как Феодот, когда пытался доказать, что Христос был простым человеком. Но ни та, ни другая не поняли дела правильно, так как само Писание опровергает их бессмысленность и подтверждает истину. Посмотрите, братия, какой опрометчивый и дерзкий догмат они ввели... Ибо кто не скажет, что есть один Бог? Однако по этой причине он не будет отрицать домостроительство [т. е. число и расположение лиц в Троице]. Поэтому правильный способ решить этот вопрос — это прежде всего опровергнуть интерпретацию, предложенную этими людьми этим отрывкам, а затем объяснить их истинный смысл. [2]

Тертуллиан сказал о последователях Праксея:

Ибо, опровергаемые со всех сторон в различии между Отцом и Сыном, которое мы поддерживаем, не разрушая их неразрывного союза... они стараются истолковать это различие таким образом, который, тем не менее, будет соответствовать их собственным мнениям: так что все в одно Лицо, они различают два, Отца и Сына, понимая Сына как плоть, то есть человека, то есть Иисуса; и Отец быть духом, то есть Богом, то есть Христом. Таким образом, они, утверждая, что Отец и Сын — одно и то же, на самом деле начинают с разделения, а не с объединения». [23]

Сравнение приведенного выше утверждения Тертуллиана со следующим примером заявления, сделанного сегодня пятидесятниками-единственниками, поразительно: «Иисус есть Сын Божий по плоти... и Сам Бог по Духу...». [24] [25]

Форма имени Господа, появляющаяся в девятнадцатом стихе Великого Поручения , Матфея 28:16-20, также исторически использовалась во время христианского крещения. крещением Иисуса. Многие модалисты не используют эту форму как Имя Господа. Некоторые современные критики-единственники также предполагают, что Матфея 28:19 не является частью оригинального текста, потому что Евсевий Кесарийский процитировал его, сказав: «Во имя Мое», и в этом источнике не было упоминания о крещении в стих. Однако Евсевий цитировал «тринитарную» формулу в своих более поздних произведениях. (Conybeare ( Hibbert Journal i (1902-3), стр. 102). Матфея 28:19 цитируется также в Дидахе (Дидахе 7:1), датируемом концом I или началом II века) и в Диатессероне ( Диатессерон 55:5-7), который относится к гармонии синоптических евангелий середины II века. Еврейское Евангелие от Матфея Шем -Това (Джордж Ховард), написанное в 14 веке, также не содержит упоминаний о крещении или «тринитарной» формуле в Евангелии от Матфея 28:19. Однако верно и то, что ни одна греческая рукопись Евангелия от Матфея никогда не была найдена, которая не содержала бы Матфея 28:19. Самые ранние сохранившиеся копии Евангелия от Матфея датируются III веком и содержат Евангелие от Матфея 28:19. Таким образом, ученые в целом согласны с тем, что Матфея 28:19, вероятно, является частью оригинального Евангелия от Матфея, хотя меньшинство это оспаривает.

В таких отрывках Священного Писания, как Матфея 3:16-17, где Отец, Сын и Святой Дух разделены в тексте и свидетельстве, модалисты рассматривают это явление как подтверждение вездесущности Бога и Его способности проявлять себя так, как Ему заблагорассудится . Пятидесятники-единственники и модалисты пытаются оспорить традиционную доктрину вечного сосуществующего союза, одновременно утверждая христианскую доктрину о Боге, принимающем плоть как Иисус Христос. Как и тринитаристы, приверженцы Единства подтверждают, что Иисус Христос — полностью Бог и полностью человек. Однако тринитаристы верят, что «Слово Божие», вечное второе Лицо Троицы, [26] проявился как Сын Божий, взяв человечество к Себе и прославив это Человечество до равенства с Богом через Его воскресение, в вечном союзе со Своей собственной Божественностью. [27] Сторонники Единства, напротив, считают, что Единый и Единственный истинный Бог — Который проявляет Себя любым способом, каким Он пожелает, в том числе как Отец, Сын и Святой Дух (хотя и не выбирая делать это вечно одновременно) — стал человеком во временном мире. роль Сына. [28] Многие пятидесятники-единственники также проводят четкое несторианское различие между человечностью Иисуса и Божественностью. [29] как в примере по сравнению с приведенным выше утверждением Тертуллиана.

Пятидесятники-единственники и другие модалисты рассматриваются католиками, греческими православными и большинством других основных христиан как еретики за отрицание буквального существования Возлюбленного Сына Божьего с Небес, включая Его вечное Существо; отвергая прямую преемственность апостольских даров и власти через рукоположение христианских епископов; отказ от идентичности основных христиан как богорожденного Тела и Церкви, основанной Христом; и отвергая утверждения вселенских соборов, таких как Никейский и Константинопольский соборы , включая Святую Троицу. Хотя многие унитаристы являются арианами, модалисты отличаются от арианских или полуарианских Христа унитаристов, утверждая полную Божественность , тогда как и арианские, и полуарианские взгляды утверждают, что Христос не имеет одной субстанции (греч. οὐσία ) и, следовательно, также не равен с Богом Отцом. Дионисий, епископ Рима, изложил понимание традиционного христианства как в отношении арианства, так и савеллианства в Против савеллианцев , ок. 262 г. н. э. Он, подобно Ипполиту, объяснил, что эти две ошибки находятся на противоположных крайностях в стремлении понять Сына Божьего: арианство неправильно использует то, что Сын отличен в отношении Отца, и савеллианство неправильно использует то, что Сын равен относительно Отца. . Фактически, он также отверг идею трех богов как ошибку. [5] Хотя арианство и савеллианство могут показаться диаметрально противоположными: первые утверждают, что Христос был сотворен, а вторые утверждают, что Христос есть Бог, оба в целом отрицают тринитарную веру в то, что Христос есть Бог Вечный в Своей Человечности , и что это является самой основой надежда человека на спасение. «Один, не через обращение Божества во плоть, но через принятие человеческого рода в Бога». [30]

Рассказ Ипполита об отлучении Ноэта от церкви следующий:

Услышав это, блаженные пресвитеры вызвали его в церковь и допросили. Но сначала он отрицал, что придерживается такого мнения. Однако впоследствии, укрывшись среди некоторых и собрав вокруг себя других, принявших ту же ошибку, он пожелал впоследствии открыто отстаивать свою догму как правильную. И блаженные пресвитеры снова призвали его к себе и осмотрели его. Но он выступил против них, сказав: «Какое же зло я делаю, прославляя Христа?» И пресвитеры ответили ему: «И мы знаем воистину единого Бога; мы знаем Христа; мы знаем, что Сын пострадал, как Он страдал, и умер, как Он умер, и воскрес в третий день, и находится одесную Отца, и приходит судить живых и мертвых. И то, что мы узнали, мы утверждаем». Затем, досмотрев его, исключили из Церкви. И он дошел до такой степени гордости, что основал школу. [2]

Сегодняшние пятидесятнические организации единства покинули свою первоначальную организацию, когда совет пятидесятнических лидеров официально принял тринитаризм. [31] и с тех пор основали школы .

Епифаний (Haeres 62) около 375 г. отмечает, что сторонников Сабеллия все еще можно было найти в большом количестве как в Месопотамии, так и в Риме. [32] Первый Константинопольский собор 381 года по канону VII и Третий Константинопольский собор 680 года по канону XCV признали крещение Савеллия недействительным, что указывает на то, что савеллианство все еще существовало. [32]

Патрипассианство

[ редактировать ]

Главными критиками савеллианства были Тертуллиан и Ипполит . В своей работе Adversus Praxeas , глава I, Тертуллиан писал: «Этим Праксей оказал двойную услугу дьяволу в Риме: он изгнал пророчество и ввел ересь; он обратил в бегство Параклета и распял Отца». [3] Точно так же Ипполит писал:

Видишь ли, говорит, как Писание провозглашает единого Бога? И так как это ясно показано, и эти отрывки свидетельствуют об этом, то я вынужден, говорит он, поскольку человек признан, сделать Его предметом страдания. Ибо Христос был Бог и пострадал за нас, будучи Сам Отцом, чтобы и нас спасти... Посмотрите, братия, какой опрометчивый и дерзкий догмат они ввели, когда без стыда говорят: Отец — Сам Христос, Сам Сын, Сам родился, Сам пострадал, Сам Себя воскресил. Но это не так. [2]

Из этих представлений произошел уничижительный термин « патрипассианство », обозначающий движение, от латинского слова pater, означающего «отец», и passus, от глагола «страдать», поскольку он подразумевал, что Отец пострадал на Кресте.

Важно отметить, что единственными сохранившимися источниками нашего понимания савеллианства являются их хулители. Сегодня ученые не пришли к единому мнению относительно того, чему именно учили Савеллий или Праксей. Легко предположить, что Тертуллиан и Ипполит по крайней мере временами искажали мнения своих оппонентов. [33]

Восточно-православный взгляд

[ редактировать ]

Греческие православные учат, что Бог не имеет постижимой субстанции, поскольку Бог-Отец не имеет происхождения и вечен и бесконечен. Таким образом, неправильно говорить о вещах как о «физических» и «метафизических»; скорее правильно говорить о вещах как о «сотворенных» и «несозданных». Бог Отец есть начало и источник Троицы, от которой Сын рожден и Дух исходит, причем все Трое несотворены. [34] Поэтому сознание Бога не достижимо сотворенным существам ни в этой жизни, ни в следующей (см. апофатизм ). Через сотрудничество со Святым Духом (так называемое теозис ) Человечество может стать добрым (богоподобным), не становясь нетварным, но причастным Его божественным энергиям ( 2 Петра 1:4 ). С такой точки зрения Человечество может быть примирено с Знанием Добра и Знанием Зла, полученным им в Эдемском саду (см. Падение человека ), его сотворенная субстанция, таким образом, приобщается Нетварному Богу через постоянное Присутствие вечно воплощенного ( Фил 3:21 ) Сын Божий и Отец Его по духу ( Иоанна 17:22–24 , Рим 8:11,16–17 ).

Текущие приверженцы

[ редактировать ]

На всемирном лагерном собрании Арройо-Секо, недалеко от Лос-Анджелеса, в 1913 году канадский евангелист Р.Э. Макалистер заявил на службе крещения, что апостолы крестили только во имя Иисуса, а не в триединое Имя Отца, Сына и Святого Духа. . Позже той же ночью Джону Г. Шаппе, немецкому иммигранту, было видение Иисуса, и он разбудил лагерь, крича, что имя Иисуса необходимо прославлять. С этого момента Фрэнк Дж. Юарт начал требовать, чтобы каждый, кто крестился по тринитарной формуле, должен был креститься повторно «только во имя Иисуса». Поддержка этой позиции начала распространяться вместе с верой в одну Личность Божества, действующую в разных образах или должностях. [35]

Генеральный совет Ассамблей Божьих собрался в Сент-Луисе, штат Миссури, в октябре 1916 года, чтобы подтвердить свою веру в тринитарную ортодоксальность. Лагерь единственников столкнулся с большинством, которое требовало принятия тринитарной формулы крещения и ортодоксального учения о Троице или выхода из деноминации. В итоге около четверти министров отказались от участия. [36]

Пятидесятничество единства учит, что Бог - это одна Личность и что Отец (дух) соединен с Иисусом (человеком) как Сыном Божьим. Однако пятидесятничество единства несколько отличается тем, что отвергает последовательный модализм и полностью принимает рожденное человечество Сына, а не вечно рожденного, который был человеком Иисусом и был рожден, распят и воскрес, а не божеством. Это прямо противоречит предсуществованию Сына как предсуществующему модусу, против чего савеллианство обычно не выступает.

Пятидесятники-единственники верят, что Иисус был «Сыном» только тогда, когда стал плотью на земле, но был Отцом до того, как стал человеком. Они называют Отца «Духом», а Сына — «Плотью», но верят, что Иисус и Отец — одна существенная Личность, хотя и действуют как разные «проявления» или «способы». Пятидесятники-единственники отвергают доктрину Троицы, считая ее языческой и небиблейской, и придерживаются доктрины имени Иисуса в отношении крещения. Их часто называют «модалистами» или «только Иисусом» . Пятидесятничество единства можно сравнить с савеллианством или можно охарактеризовать как придерживающееся одной из форм савеллианства, поскольку оба они нетринитарны и оба верят, что Иисус был «Всемогущим Богом во плоти», но они не полностью отождествляют друг друга.

Невозможно с уверенностью сказать, преподавал ли Сабеллий модализм полностью так, как его преподают сегодня как доктрину Единства, поскольку до нас дошли лишь несколько фрагментов его сочинений, и, следовательно, все, что мы имеем о его учениях, получено через сочинения его недоброжелателей. [37]

Следующие отрывки, демонстрирующие некоторые известные доктринальные характеристики древних сабеллианцев, можно сравнить с доктринами современного Движения Единства:

  • Киприан писал - "...как же, когда Бог Отец не познается, более того, даже хулится, можно ли судить о тех, о которых среди еретиков говорят, что они крестились во имя Христово, что они получили прощение грехов? [38]
  • Ипполит (170–236 гг. н. э.) говорил о них: «И некоторые из них соглашаются с ересью ноэтианцев и утверждают, что Сам Отец есть Сын...» [39]
  • Папа Дионисий , епископ Рима в 259–269 гг. н.э., писал: «Сабеллий... богохульствует, говоря, что Сам Сын является Отцом, и наоборот». [40]
  • Тертуллиан утверждает - "Он повелевает им крестить в Отца и Сына и Святого Духа, а не в единоличного Бога. И действительно, не один раз, а трижды мы погружаемся в три Лица, при каждом нескольких упоминаниях". их имен». [41]

Текущая оппозиция

[ редактировать ]

В то время как пятидесятники-единственники стремятся отличить себя от древнего савеллианства, современные богословы, такие как Джеймс Р. Уайт и Роберт Мори, не видят существенной разницы между древней ересью савеллианства и нынешней доктриной единства. Это основано на отрицании Троицы пятидесятниками-единственниками, полагающими, что нет различия между Отцом, Сыном и Святым Духом. [42] Сабелианство, патрипассианство, модалистическое монархианство, функционализм, «Только Иисус», «Только отец» и пятидесятничество единства рассматриваются этими богословами как производные от платонической доктрины, согласно которой Бог был неделимой Монадой и не мог быть дифференцирован как отдельные Личности. [43]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ История христианства: Том I: Начало 1500 года, Кеннет С. Латуретт, исправленное издание, стр. 144–146, опубликовано HarperCollins, 1975: ISBN   0-06-064952-6 , ISBN   978-0-06-064952-4 [1]
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Ипполит из Рима. «Против ереси Ноэта» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 29 мая 2017 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Тертуллиан из Карфагена. «Против Праксея, глава 1» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 29 мая 2017 г.
  4. ^ Шафф, Филипп. «История христианской церкви, том II» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 29 мая 2017 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Дионисий, епископ Рима. «Против савеллианцев» . Раннехристианские сочинения . Проверено 28 мая 2017 г.
  6. ^ ФОН МОШЕЙМ, ДЖОН ЛОРЕНС (1854). ИСТОРИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К СОСТОЯНИЮ ХРИСТИАНСТВА . С. Конверс.
  7. ^ «Иоганн Лоренц фон Мосхайм | Немецкий богослов | Британика» . www.britanica.com . Проверено 8 декабря 2021 г.
  8. ^ ФОН МОШЕЙМ, ДЖОН ЛОРЕНС (1854). ИСТОРИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К СОСТОЯНИЮ ХРИСТИАНСТВА . С. Конверс.
  9. ^ Избранные трактаты святого Афанасия - В споре с арианами - Свободный перевод Джона Генри кардинала Ньюмана - Лонгманс, Грин и компания, 1911, сноска № 124
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Хэнсон, Ричард Патрик Кросланд (1988). В поисках христианской доктрины Бога: Арианская полемика, 318–381 . Т. и Т. Кларк. ISBN  978-0-567-09485-8 .
  11. ^ Г. Т. Стоукс, «Савеллианство», изд. Уильям Смит и Генри Уэйс, Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин (Лондон: Джон Мюррей, 1877–1887), 567.
  12. ^ Ипполит из Рима. «Опровержение всех ересей, книга 9» . Ранние христианские сочинения . Проверено 29 мая 2017 г.
  13. ^ Ипполит из Рима. «Опровержение всех ересей, книга 10» . Ранние христианские сочинения . Проверено 29 мая 2017 г.
  14. ^ Тертуллиан из Карфагена. «Против Праксея, глава 2» . ChristianClassicsEtherealLibrary . Проверено 29 мая 2017 г.
  15. ^ Тертуллиан из Карфагена. «Против Праксея, глава 3» . ChristianClassicsEtherealLibrary . Проверено 29 мая 2017 г.
  16. ^ стр. 51-55 Владимир Лосский Мистическое богословие Восточной церкви, SVS Press, 1997. ( ISBN   0-913836-31-1 ) James Clarke & Co Ltd, 1991. ( ISBN   0-227-67919-9 ) [2]
  17. ^ «Мосс, CB, Христианская вера: Введение в догматическое богословие , The Chaucer Press, Лондон, 1943» .
  18. ^ См., например, Мецгер, Брюс М., Текстовый комментарий к греческому Новому Завету [TCGNT] (2-е издание), Штутгарт: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994, страницы 647-649.
  19. ^ Энтони Баззард (июль 2003 г.). «Тринити или нет?» . Элохим и другие термины . focusonthekingdom.org . Проверено 2 марта 2011 г.
  20. ^ «Единство Бога» (PDF) .
  21. ^ «Опровержение Бернару» . 6 июля 2022 г.
  22. ^ «Колоссянам 1:12-20 (ESV)» .
  23. ^ Тертуллиан из Карфагена. «Против Праксея» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 29 мая 2017 г.
  24. ^ «Голова Бога» . theapostolicwayupcff.com . Проверено 29 мая 2017 г.
  25. ^ Скайннер, Роберт. «Ответ пятидесятникам-единственникам: Колоссянам 2:9» . Ютуб . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 мая 2017 г.
  26. ^ Святитель Афанасий Александрийский. «Против родов, часть III» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 28 мая 2017 г.
  27. ^ Святитель Афанасий Александрийский. «Воплощение Слова» . Эфирная библиотека христианской классики . Проверено 28 мая 2017 г.
  28. ^ «Конец «Сына» » . ChristianDefense.com . Проверено 28 мая 2017 г.
  29. ^ Дулле, Джейсон. «Как избежать ахиллесовой пяты…» OnenessPentecostal.com . Проверено 28 мая 2017 г.
  30. ^ «Афанасиан Крид» . Реформированный.орг . Проверено 29 мая 2017 г.
  31. ^ Джилл, Кеннет. «Разделение ради Единства» . Христианство сегодня . Проверено 29 мая 2017 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б « Взгляды Сабеллия , Библейское хранилище и классический обзор, Американское библейское хранилище» . 1835.
  33. ^ « Монархиане , Новое пришествие, Католическая энциклопедия» .
  34. ^ Владимир Лосский , Мистическое богословие Восточной Церкви, SVS Press, 1997, стр.50-59.( ISBN   0-913836-31-1 ) James Clarke & Co Ltd, 1991. ( ISBN   0-227-67919-9 )
  35. ^ «Лагерное собрание Арройо Секо – 1913 год» . Международные апостольские архивы . Библиотека и исследовательский центр М. Е. Голдера . Проверено 7 ноября 2020 г. .
  36. ^ Керри Д. МакРобертс, «Святая Троица», в «Систематической теологии: исправленное издание», изд. Стэнли М. Хортон (Спрингфилд, Миссури: Logion Press, 2007), стр. 171–172.
  37. ^ Луи Беркхоф, История христианских доктрин (Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательская компания WM B. Eerdmans, 1949), 83.
  38. ^ Киприан Карфагенский, «Послания Киприана», в книге «Отцы третьего века: Ипполит, Киприан, Новациан, Приложение, изд. Александр Робертс, Джеймс Дональдсон и А. Кливленд Кокс, пер. Роберт Эрнест Уоллис, т. 5, Доникейские отцы (Буффало, Нью-Йорк: Компания христианской литературы, 1886), стр.383.
  39. ^ Ипполит Римский, «Опровержение всех ересей», в «Отцах третьего века: Ипполит, Киприан, Новациан, Приложение, изд. Александр Робертс, Джеймс Дональдсон и А. Кливленд Кокс, пер. Джон Генри МакМахон , т. 5, Доникейские отцы (Буффало, Нью-Йорк: Компания христианской литературы, 1886), 123–124.
  40. ^ Дионисий Римский, «Против савеллиан», в «Отцах третьего и четвертого веков: Лактанций, Венантий, Астерий, Викторин, Дионисий, Апостольское учение и конституции, Проповедь и литургии», изд. Александр Робертс, Джеймс Дональдсон и А. Кливленд Кокс, том. 7, Доникейские отцы (Буффало, Нью-Йорк: Компания христианской литературы, 1886), стр.365.
  41. ^ Сэмюэл Маколи Джексон, изд., Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога: охват библейского, исторического, доктринального и практического богословия, а также библейской, теологической и церковной биографии с древнейших времен до наших дней (Нью-Йорк; Лондон: Функ и Вагналлс, 1908–1914), стр.16.
  42. ^ Джеймс Р. Уайт, Забытая Троица (Миннеаполис, Миннесота: Bethany House Publishers, 1998), 153.
  43. ^ Роберт А. Мори, Троица: доказательства и проблемы (Айова-Фолс, Айова: World Pub., 1996), 502–507.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 467adfdc8cb53584897b5af1df704ff9__1718405400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/f9/467adfdc8cb53584897b5af1df704ff9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sabellianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)