Наассен
![]() |
Наасены возможно , (греч. Naasseni, от иврита נָחָשׁ nahaš , змея) [1] были христианской гностической сектой, известной только благодаря описаниям в книгах, известных как «Философумена» или «Опровержение всех ересей» (которые приписывались Ипполиту Римскому, но на самом деле могли быть написаны не им).
Там, как говорят, наассеев обучала своим доктринам Мариамна , ученица Иакова Справедливого . [2] Сохранение еврейской формы показывает, что их верования могут представлять самые ранние стадии гностицизма. Автор «Философумены» считает их одними из первых, кого назвали просто «гностиками», утверждая, что только они ощутили глубины знания. [3]
Мокрая проповедь [ править ]
Говорят, что у наассенов была одна или несколько книг, которые якобы содержали беседы, переданные Иаковом, братом Иисуса , Мариамне: эти трактаты носили мистический, философский, религиозный и экзегетический характер, а не космологическое изложение. Очень интересной особенностью книги, по-видимому, были образцы гимнологии офитов .
Писатель (или писатели), возможно, грек. Он действительно использует еврейские слова Наас и Каулакау , но эти слова уже вошли в общий гностический словарь и стали известны многим, не знакомым с ивритом. Он показывает большое знание религиозных тайн различных народов. Например, он много распространяется о фригийских обрядах, и весь раздел кажется комментарием к гимну фригийскому Аттису .
Первый человек [ править ]

Наассины до сих пор соглашались с другими офитами в том, что они дали первому началу имена Первый Человек и Сын Человеческий, назвав его в своих гимнах Адамасом:
- Первый Человек ( Протантроп , Адамас ); фундаментальное существо до его дифференциации на индивидуумы ( ср. Адам Кадмон ).
- Сын Человеческий ; одно и то же существо после того, как оно индивидуализировалось в существующие вещи и таким образом погрузилось в материю.
Однако вместо того, чтобы сохранить женский принцип сирийских офитов , они представляли своего «Мужчину» андрогинным ; и поэтому один из их гимнов гласит: «От тебя, отец, через тебя, мать, два бессмертных имени». Они заявили, что «начало Совершенства — это гнозис Человека, но гносис Бога — это совершенное Совершенство». [4]
Хотя мифы ранней системы офитов затронуты лишь незначительно, есть некоторый след знакомства с ними, как, например, миф о том, что Адам был рожден Землей самопроизвольно; он лежал без дыхания, без движения, не шевелясь, как статуя; созданный по образу Первого Человека, посредством нескольких Архонтов . Чтобы они могли схватить Первого Человека, Адаму была дана душа, чтобы через эту душу образ Первого Человека наверху мог страдать и быть наказанным в рабстве. [5]
Наассенцы учили, что их первичный человек был, как и Герион , троичен, заключая в себе три природы ноэрон , психикон , хойкон; и так что в Иисусе три природы соединились и через Него говорили с этими разными классами людей. Из живых вод, которые он поставляет, каждый впитывает то, к чему тяготит его природа. Из одной и той же воды оливка может черпать свое масло, а виноградная лоза — свое вино, и подобным же образом друг друга сажают свои особые продукты: мякина будет притягиваться янтарем, железо — только магнитом, золото — только колючками моря. ястреб, поэтому каждый в соответствии со своей природой привлекает и впитывает разные запасы из одного и того же источника. [ нужна ссылка ]
Три класса [ править ]
Таким образом, существуют три класса людей и три соответствующие церкви: [6]
- Материальный (Связанный) – язычники, по большей части плененные властью материи.
- Экстрасенсы (Призванные) — обычные христиане.
- Духовные (Избранные) — из многих призванных, немногих избранных членов секты Наассенов.
Создание [ править ]
Работа Наассена, известная Ипполиту, по-видимому, носила скорее религиозный характер, чем формальное изложение доктрины, и, возможно, именно поэтому из оставшихся нам отчетов трудно вывести полностью последовательную схему. Таким образом, по мере продвижения мы вынуждены думать о первом принципе природы не как о едином тройственном существе, а как о трех различных субстанциях; с одной стороны, предсуществующее, иначе говоря, как Доброе существо, с другой стороны, «излившийся Хаос », промежуточный между ними, называемым Аутогеном, а также Логосом . Хаос, естественно, лишен форм и качеств; и само предсуществующее существо не обладает формой, ибо хотя оно и является причиной всего, что возникает, само оно не является ни одним из них, а лишь семенем, из которого они происходят.
Логос — это посредник, который черпает формы сверху и переносит их в мир внизу. И все же у него, похоже, есть соперник в этой работе; ибо мы имеем в виду четвертое существо, откуда и как он возник, нам не сказано, «огненного Бога», Эсалдея, отца idikos kosmos . То есть именно это огненное существо, то самое, которое явилось Моисею в горящем кусте, придало формы случайным или чисто материальным частям природы. Именно он дает огненный жар зарождения, благодаря которому эти формы еще продолжаются. В этой работе Логос не принимал участия, ибо «все было создано через него, и без него не было создано ничего». «Ничто», созданное без него, — это космос идикос . С другой стороны, именно Логос, отождествляемый со змеем, и это опять-таки с принципом Воды, низводит пневматические и психические элементы, так что через него человек стал живой душой. Но теперь ему предстоит совершить более великую работу, а именно, обеспечить освобождение высших элементов, ныне порабощенных властью материи, и их возвращение благому Богу. [ нужна ссылка ]
Поколение [ править ]
Учат, что мистерии древнего мира относились к зачатию. Малые Тайны относились к плотскому, а Великие — к духовному. Внутри семени — спермы — заключена Тайна Логоса, поскольку оно является первопричиной всех существующих вещей.
Для восстановления избранного семени существенным условием является полный отказ от половых связей между мужчиной и женщиной. Пленные люди должны покинуть Египет ; Египет — тело, Красное море — дело зарождения; пересечь Красное море и уйти в пустыню — значит прийти в состояние, в котором работа по воспроизводству будет оставлена. Таким образом они достигают реки Иордан . Это Логос, через чьи потоки катящиеся вниз формы спустились сверху и произошли поколения смертных людей; но теперь Иисус, подобно своему ветхозаветному тезке, катит поток вверх, и тогда происходит поколение не людей, но богов, ибо на это имя может претендовать новорожденное семя ( Псалом 82:6 ). Но если они вернутся в Египет, то есть к плотскому общению, «они умрут, как люди». Ибо рожденное снизу плотяно и смертно, рожденное свыше духовно и бессмертно. Это божественное блаженство – скрытое и все же явленное – того, что было, есть и будет – Царство Небесное нужно искать внутри. [7]
Уже приведенные образцы дают лишь слабое представление об авторском методе толкования Священных Писаний. Ипполит заявляет, что стихи Павла в Римлянам 1:27 содержат ключ ко всей их системе, на что он намекает с большим количеством инсинуаций:
Подобным же образом и мужчины, оставив естественное пользование женщиной, разгорелись в похоти друг к другу; люди с людьми делают неприличное и получают в себе достойное возмездие за свои ошибки.
Он утверждает, что это «неприлично» — их Тайна божественного блаженства; «то небесное, возвышенное блаженство, то отсутствие всякой формы , которое является истинным источником каждой формы». И крещение не распространялось ни на кого, кроме человека, который был введен в это божественное блаженство, омыт Живой Водой и «помазан Неизреченным Миром из Рога, как [был] Давид», [8] не из глиняного сосуда, как Саул, [9] который был согражданином злого демона плотских желаний». [10]
утверждали Алхимики -герметики , что Великая Работа была opus contra naturam ; [11] Употребление Павлом слова «против природы» (παρὰ φύσιν, Римлянам 1:26 ), возможно, имело аналогичное аллегорическое значение наассенским экзегетом. Вполне возможно, что наассенцы рассматривали гомосексуализм как пример своей концепции андрогинности. Карл Юнг заметил: «Такую предрасположенность не следует считать негативной при всех обстоятельствах, поскольку она сохраняет архетип Первоначального Человека , который одностороннее сексуальное существо до определенного момента утратило». [12] А вот по поводу свидетельств каких-либо «неблаговидных» поступков Ипполит пишет, что во всех отношениях «они не выхолощены, и все же поступают так, как будто они есть». [13]
Экзегеза [ править ]
Как видно, автор свободно пользуется Новым Заветом . Кажется, он использовал все четыре Евангелия, но больше всего он использует Евангелие от Иоанна. Он цитирует послания Павла к Римлянам, Коринфянам (оба письма), Галатам и Ефесянам. Также широко используется Ветхий Завет ; кроме того, нам говорят, что Евангелие использовали египтяне и Фома . Но что больше всего характеризует рассматриваемый документ, так это обильное использование языческих писаний. Ведь метод экзегезы автора позволяет ему найти свою систему у Гомера с такой же легкостью, как и в Библии. [ нужна ссылка ] Большая часть отрывка, данного Ипполитом, представляет собой комментарий к гимну фригийскому Аттису, все эпитеты, примененные к нему, при этимологическом исследовании оказываются аспектами Логоса. Одним из первых титулов, применяемых к Аттису, является папа — здесь нас учат узнавать того, кто остановил ( epause ) все беспорядочное движение, царившее до его появления. Для него все кричит paue, paue, десять асимфонических. [ нужна ссылка ]
Змей [ править ]

Каждый храм, наос , показывает своим названием, что он предназначен в честь змея наас как «Влажной сущности» вселенной, без которой «ничто из существующих вещей, бессмертных или смертных, одушевленных или неодушевленных, не может держитесь вместе». Далее, «все сущее подчинено Ему, и Он Благ, и все имеет в Себе... так что Он распределяет красоту и цветение всему существующему по природе и особенности каждого, как бы пронизывая все». [14]
GRS Mead предположил, что все это относится к Кундалини :
Это космическая Акаша Упанишад и Кундалини, или змеиная сила в человеке, которая , следуя животным импульсам, является силой зарождения, но при применении к духовным вещам делает человека богом. Это воды Великого Иордана, текущие вниз (род людей) и вверх (род богов); Акаша-ганга или Небесный Ганг Пуран, Небесный Нил мистического Египта. [15]
Иден [ править ]
в Эдемский сад системе Наассенов — это мозг , а Рай — человеческая голова, при этом четыре реки имеют особое значение:
- Фишон : «Это то, что окружает всю землю Хавила, где золото; и золото той земли хорошее: там бдоллий и камень оникс». [16]
- Глаза (из-за их достоинства и цвета, свидетельствующие о сказанном)
- Гихон : «То же, что окружает всю землю Эфиопию ». [17]
- Слух (поскольку он запутанный )
- Тигр , «то, что течет в обратную сторону ассирийцам » .
- Дыхание (потому что «течение его очень быстрое; и оно «течет в противоположную сторону от ассирийцев», потому что после выдоха, при повторном вдохе, дыхание, втягиваемое извне, из воздуха, приходит быстрее и с большей силой».)
- Евфрат [18]
- Уста (потому что через молитву и пищу «человек радуется, и питается, и выражается»).
Книги [ править ]
- Наассенский фрагмент (цитируется Ипполитом как краткое изложение всей наассенской системы)
- Евангелие от Филиппа (очевидно, отличное от Евангелия от Филиппа из библиотеки Наг-Хаммади )
- Евангелие от Фомы
- Греческое Евангелие от египтян
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Hippolytus Philosophumena 5, 6 или параграф 139. Ипполит говорит, что «змей называется наас», что, по словам переводчика, — «нахаш».
- ^ Ипполит Философумена 5, 2
- ^ Ипполит Философумена 5, 1
- ^ Ипполит Философумена 5, 1
- ^ Ипполит Философумена 5, 2
- ^ Ипполит Философумена 5, 1
- ^ Ипполит Философумена 5, 4
- ^ 1 Царств 16:13.
- ^ 1 Царств 10:1
- ^ Ипполит Философумена 5, 4
- ^ Хеллер, Стефан А. (1982). Гностический Юнг и Семь проповедей мертвым . Книги квестов. п. 178. ИСБН 083560568X .
- ^ Юнг, К.Г., «Об архетипах и концепции анимы», CW 9i, пар. 146.
- ^ Ипполит Философумена 5, 4
- ^ Ипполит Философумена 5, 4
- ^ Мид, GRS (1900). «Наассени». Фрагменты забытой веры . п. 204.
- ^ Бытие 2:11
- ^ Бытие 2:13
- ^ Бытие 2:14
Библиография [ править ]
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1887). «Офиты». В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. IV. Лондон: Джон Мюррей. стр. 80–88.
- Король, Чарльз Уильям (1887). «Офиты». Гностики и их останки .
- Мид, GRS (1900). «Наассени». Фрагменты забытой веры .
- Мид, GRS (1906). «Миф о человеке в мистериях». Трижды Великий Гермес: Исследования по эллинистической теософии и гнозису, Том I.
- Ипполит, Философумена, Книга V: Наассени