Василидеанцы
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2011 г. ) |
Василидиане , или Basilidians / ˌ b æ s ɪ ˈ l ɪ d i ə n z , ˌ b æ z -/ были гностической сектой основанной Василидом Александрийским . во 2 веке Василид утверждал, что его доктринам обучал Главк, ученик святого Петра , хотя другие утверждали, что он был учеником Симониана Менандра .
Василид обязал своих последователей, как и Пифагора , хранить молчание в течение пяти лет. Годовщину дня крещения Иисуса они считали праздником. [1] и провел канун этого дня в чтении. Василид также наставлял своих последователей не гнушаться едой, предложенной идолам. Секта имела три степени – материальную, интеллектуальную и духовную – и имела две аллегорические статуи, мужскую и женскую. Доктрины секты часто были похожи на доктрины офитов , а затем и на еврейскую каббалу .
Василидианство просуществовало до конца IV века, поскольку Епифаний знал о василидианах, живущих в дельте Нила . Однако оно почти исключительно ограничивалось Египтом , хотя, по мнению Сульпиция Севера, оно, по-видимому, проникло в Испанию через некоего Марка из Мемфиса . Св. Иероним утверждает, что присциллианцы были заражены им.
Космогония Ипполита
[ редактировать ]Описания василидианской системы, данные нашими главными информаторами Иринеем ( «Adversus Haereses» ) и Ипполитом ( «Philosophumena» ), настолько сильно расходятся, что многим кажутся совершенно непримиримыми. Согласно Ипполиту, Василид, очевидно, был эволюционистом-пантеистом; и, по словам Иринея, дуалист и эманационист. Историки, такие как Филип Шафф, придерживаются мнения, что «Ириней описал форму василидианства, которая была не первоначальной, а более поздней искаженной системой. С другой стороны, конечно, Климент Александрийский и Ипполит в более полном изложении его «Философумен» , вероятно, почерпнули свои знания о системе непосредственно из собственной работы Василида, Экзегетики, и, следовательно, представляют собой форму доктрины, преподаваемой самим Василидом». [2]
Фундаментальной темой василидианской системы является вопрос о происхождении зла и способах его преодоления. [3] Космографической чертой, общей для многих форм гностицизма, является идея о том, что Логос Сперматикос рассеян в чувственном космосе, где долг гностиков — любыми средствами вспомнить эти рассеянные семенные члены Логоса и вернуть их в свои места [4] (ср. Евангелие от Евы ). «Вся их система, — говорит Клемент, — представляет собой смешение панспермии ( всесемени) с филокринезисом (различием в природе) и возвращением вещей, спутанных таким образом, на свои места».
Создание
[ редактировать ]Согласно Ипполиту, Василид утверждал, что начало всех вещей было чистым ничем. Он использует все средства языка, чтобы выразить абсолютное ничтожество. [5] Ничто тогда, будучи существующим, «небытие-Бог» пожелало из небытия вещей сделать небытийный мир. Этот небытийный мир был лишь «одним семенем, содержащим в себе всю семенную массу мира», как горчичное зерно содержит ветви и листья дерева. [6] Внутри этой семенной массы было три части, или сыновства , и они были единосущны несуществующему Богу. Это было единственным источником всего будущего роста; эти будущие рости не использовали ранее существовавшую материю, а, скорее, эти будущие рости возникли из ничего голосом несуществующего Бога.
Первое сыновство
[ редактировать ]Часть тонкой сути . Первая часть семенной массы прорвалась и поднялась к небытию Бога.
Второе сыновство
[ редактировать ]Часть грубого вещества . Вторая часть семенной массы, которая должна была прорасти, не могла подняться сама по себе, но она приняла себя как крыло Святого Духа, поддерживая одно другое с взаимной пользой. Но когда оно приблизилось к месту первой части семенной массы и небытия Бога, оно не могло вести Святого Духа дальше, так как оно не было единосущно Святому Духу. Там остался Святой Дух, как твердь, отделяющая то, что наверху мира, от самого мира внизу. [7]
Третье сыновство и Великий Архонт
[ редактировать ]Часть, требующая очистки . Из третьей части семенной массы вырвался и стал Великий Архонт , «глава мира, красота, величие и сила, которые невозможно выразить». Он тоже вознесся, пока не достиг небесного свода, который, по его мнению, был вершиной всего сущего. Там он «сотворил себе и родил из того, что ниже, сына, гораздо лучшего и мудрее, чем он сам». Затем он стал мудрее и во всех отношениях лучше всех других космических существ, за исключением семенной массы, оставшейся внизу. Удивляясь красоте своего сына, он поставил его по правую руку от себя. «Это то, что называют Огдоадой, где сидит Великий Архонт». Тогда все небесные или эфирные творения, вплоть до Луны, были созданы Великим Архонтом, вдохновленным его более мудрым сыном. [8]
Другой Архонт возник из семенной массы, ниже первого Архонта, но превосходящий все, что ниже, кроме семенной массы; и он также сделал себе сына мудрее себя и стал создателем и правителем воздушного мира. Этот регион называется Хебдомад. С другой стороны, все эти события произошли по замыслу небытия Бога. [9]
Евангелие
[ редактировать ]Василидиане верили в совершенно иное Евангелие , чем ортодоксальные христиане . Ипполит резюмировал евангелие василидианцев, говоря: «По их мнению, Евангелие есть познание вещей над миром, которых Великий Архонт не понимал: тогда ему было показано, что существует Святой Дух и три части семенной массы] и Бога, Который есть творец всего сего, даже небытия Единого, он радовался тому, что было сказано ему, и весьма радовался: это, по их мнению, Евангелие».
То есть василидиане верили от Адама до Моисея, Великого Архонта, который считал себя единственным Богом и не имел ничего выше себя. Но считалось, что просветить Великого Архонта могут существа над ним, поэтому через Святого Духа Евангелие было передано Великому Архонту. [10] Сначала сын Великого Архонта получил Евангелие, а тот в свою очередь наставил самого Великого Архонта, рядом с которым он сидел. Тогда Великий Архонт узнал, что он не был Богом вселенной, но имел над собой еще более высокие существа; и признался в своем грехе, заключавшемся в возвеличивании себя. [11] От него Евангелие должно было затем перейти к Архонту Хебдомады. Сын Великого Архонта передал Евангелие сыну Архонта Хебдомада. Сын Архонта Хебдомады просветился и возвестил Евангелие Архонту Хебдомады, и он тоже убоялся и исповедовался. [12]
Оставалось только просветить мир. Свет сошел от Архонта Хебдомады на Иисуса и при Благовещении, и при Крещении, так что Он «просвещался, воспламеняясь единением со светом, сиявшим Ему». Поэтому, следуя за Иисусом, мир очищается и становится наиболее тонким, так что он может вознестись сам по себе. [12] Когда каждая часть сыновства превысит Ограничивающий Дух, «тогда тварь обретет милость, ибо до сих пор она стонет и мучается и ожидает откровения сынов Божиих, чтобы все люди сыновства могли подняться отсюда». ". [13] Когда это произойдет, Бог наведет на весь мир Великое Невежество, чтобы все могло быть таким, какое оно есть, и чтобы ничто не могло желать чего-либо, противоречащего его природе. «И таким образом произойдет Восстановление: все вещи по природе были заложены в семени вселенной в начале и будут восстановлены в свое время». [14]
Христос
[ редактировать ]Что касается Иисуса, то, кроме иного рассказа о Рождестве, василидиане верили в события жизни Иисуса, как они описаны в Евангелиях. [15] Они считали, что распятие было необходимо, потому что разрушением тела Иисуса можно было восстановить мир. [16] [17]
Этика
[ редактировать ]По словам Климента Александрийского, василидиане учили, что вера - это естественный дар понимания, дарованный душе до ее соединения с телом и которым одни обладали, а другие - нет. Этот дар представляет собой скрытую силу, которая проявляет свою энергию только через пришествие Спасителя.
Грех не был результатом злоупотребления свободой воли, а просто результатом врожденного злого принципа. Все страдания — это наказание за грех; даже когда страдает ребенок, это наказание врожденного злого начала. Поэтому гонения, которым подвергались христиане, имели единственной целью наказание за их грехи. Таким образом, вся человеческая природа была испорчена греховными; когда Василид находился в тяжелом положении, он называл даже Христа грешным человеком, [18] ибо только Бог был праведен. Климент обвиняет Василида в обожествлении Дьявола и считает своими двумя догматами: о Дьяволе и о переселении душ. [19]
Космогония Иринея и Епифания.
[ редактировать ]Если кратко обрисовать эту версию василидианства, которая, скорее всего, основана на более поздних или искаженных источниках, то нашими авторитетными источниками в основном являются два: Ириней и утерянный ранний трактат Ипполита ; оба имеют много общего и оба переплетены воедино в сообщении Епифания . Другими реликвиями «Компендиума Ипполита» являются отчеты Филастра (32) и приложение к Тертуллиану (4).
Создание
[ редактировать ]Во главе этого богословия стоял Нерожденный, Единственный Отец. От Него родился или произошёл Нус, и от Нуса Логос, от Логоса Фронезис, от Фронезиса София и Динамис, от Софии и Динамис начальства, силы и ангелы. Эта первая группа ангелов сначала создала первое небо, а затем породила вторую группу ангелов, которая создала второе небо, и так далее, пока 365 небес не были созданы 365 поколениями ангелов, причем каждое небо, по-видимому, управлялось Архонтом. которому было дано имя, и эти имена использовались в магическом искусстве. Ангелы низшего или видимого неба сотворили землю и человека. Они были авторами пророчеств; и Закон, в частности, был дан их Архонтом, Богом евреев. Он был более раздражительным и своенравным, чем другие ангелы (ἰταμώτερον καὶ αὐθαδέστερον), в своем желании обеспечить империю для своего народа, спровоцировал восстание других ангелов и их народов.
Христос
[ редактировать ]Тогда Нерожденный и Безымянный Отец, видя, какой раздор царил между людьми и между ангелами, и как гибнут иудеи, послал Своего Первенца Нуса, Который есть Христос, избавить уверовавших в Него от власти творцов мира. «Он, — говорили василидиане, — наше спасение, Тот, Кто пришел и открыл нам одним эту истину». Соответственно, Он появился на земле и совершил великие дела; но Его появление было только внешним, и на самом деле Он не обрел плоть. Был Симон Киринеянин распят ; ибо Иисус обменялся с ним формами по дороге, а затем, невидимо стоя напротив в образе Симона, высмеивал тех, кто совершил это дело (этому резко противоречит взгляд Ипполита на василидианцев). [20] [21] Но Он Сам вознесся на небеса, пройдя через все силы, пока не был восстановлен в присутствии Своего Отца.
Абрасакс
[ редактировать ]Два наиболее полных отчета, рассказы Иринея и Епифания, добавляют в виде приложения еще одну деталь предшествующей мифологии; краткое сообщение на ту же тему также вставлено в скобках Ипполитом. [22] Высшая сила и источник бытия над всеми начальствами, силами и ангелами (так, очевидно, имеется в виду ссылка на αὐτῶν Епифания: Ириней заменяет слово «небеса», что в этой связи во многом означает одно и то же) — это Абрасакс , греческие буквы имени которого сложенные вместе цифры составляют 365, число небес; откуда, по-видимому, говорили они, в году 365 дней, а в человеческом теле 365 членов. Эту высшую Силу они называли «Причина» и «Первый Архетип», в то время как нынешний мир они считали последним или самым слабым продуктом работы последнего Архонта. [23] Из этих подробностей очевидно, что Абрасакс был именем первого из 365 Архонтов и, соответственно, стоял ниже Софии и Динамис и их прародителей; но его позиция прямо не выражена, так что автор приложения к Тертуллиану имел некоторое оправдание путать его с «Верховным Богом».
Заповеди
[ редактировать ]На этих доктринах, как говорят противники василидианцев, были основаны различные предписания.
Антиномизм
[ редактировать ]Филастер , вероятно, опираясь на Ипполита, пишет, что Василид «нарушал законы христианской истины, устраивая внешнюю показуху и рассуждения о Законе, Пророках и Апостолах, но веря в обратное». 1913 года Католическая энциклопедия интерпретирует это как указание на антиномические настроения среди василидианцев.
Василидианцы считали себя больше не евреями, а больше, чем христианами. Отказ от мученичества, естественно, сопровождался безразборным использованием идоложертвенных вещей. И оттуда говорится о принципе безразличия [ кем? ] дошло до того, что санкционировало беспорядочную безнравственность.
Магия
[ редактировать ]Среди более поздних последователей Василида определенную роль играли магия, заклинания и «все другие любопытные искусства». Имена правителей нескольких небес передавались как тяжёлая тайна, что было результатом веры в то, что тот, кто знал имена этих правителей, после смерти пройдёт через все небеса к верховному Богу. В соответствии с этим и Христос, по мнению этих последователей Василида, обладал мистическим именем ( Каулакау ), силою которого он спустился через все небеса на Землю, а затем снова вознесся на Отец. Соответственно, искупление можно понимать как раскрытие мистических имен. Невозможно решить, придал ли уже сам Василид эту магическую склонность гностицизму.
Показания взяты из нижнего MSS. Иринея добавил дальнейшее заявление о том, что они использовали «изображения»; и это единственное слово часто цитируется в подтверждение распространенного мнения, что многочисленные древние драгоценные камни, на которых гротескные мифологические комбинации сопровождаются мистическим именем ΑΒΡΑΣΑΞ, имели василидийское происхождение.
Было показано [24] что существует мало реальных доказательств того, что какие-либо известные драгоценные камни приписывались василидианству или какой-либо другой форме гностицизма, и что, по всей вероятности, василидианцы и языческие граверы драгоценных камней одинаково заимствовали это название из какой-то семитской мифологии. Никакие попытки критиков проследить соответствия между мифологическими персонажами и объяснить их предполагаемыми сгущениями или искажениями не достигли даже правдоподобия.
Мученичество
[ редактировать ]Наиболее характерным является неприятие мученичества, которое было обусловлено несколькими причинами. Исповедание Распятого называлось знаком пребывания еще в рабстве у ангелов, сотворивших тело, и осуждалось особенно как тщетная честь, оказанная не Христу, который не пострадал и не был распят, но Симону Киринеянину.
Презрение к мученичеству, которое было, пожалуй, самой печально известной чертой василидианцев, нашло бы готовое оправдание в спекулятивном парадоксе их учителя о мучениках, даже если бы он сам не препятствовал мученичеству.
Отношение к иудаизму
[ редактировать ]По мнению Ипполита и Иринея, василидиане отрицали, что Бог евреев был верховным Богом. Согласно Ипполиту, Богом евреев был Архонт Хебдомады, который был ниже Великого Архонта, Святого Духа, семенной массы (тройного сыновства) и небытия Бога.
По словам Иринея, василидианцы считали, что Бог евреев ниже 365 групп Архонтов над ним, а также сил, княжеств, Динамиса и Софии, Фронезиса, Логоса, Нуса и, наконец, Нерожденного Отца.
Воскрешение тела
[ редактировать ]Василидианцы ожидали воскресения только души, настаивая на естественной тленности тела.
Секретность
[ редактировать ]Их нежелание мученичества было одной из тайн, которые василидианцы старательно культивировали, естественно, следуя предполагаемому обладанию скрытыми знаниями. Точно так же другие их тайны должны были тщательно охраняться и раскрываться «только одному из 1000 и двум из 10 000».
Пятилетнее молчание, которое Василид налагал на новичков, могло легко перерасти в опасное притворство тайной секты, в то время как их исключительность была бы подпитана его доктриной выборов ; и та же самая доктрина может через некоторое время получить антиномическую интерпретацию.
Позднее василидианство
[ редактировать ]Ириней и Епифаний упрекают Василида в безнравственности его системы, а Иероним называет Василида мастером и учителем разврата. Однако вполне вероятно, что Василид лично был свободен от аморальности и что это обвинение не было справедливым ни в отношении мастера, ни в отношении некоторых его последователей. Однако, какой бы несовершенной и искаженной ни была эта картина, по сути, такова была вера василидианцев не прошло и полувека после того, как Василид написал. В этом и других отношениях наши отчеты, возможно, содержат преувеличения; но жалобы Климента на вопиющее отклонение в его время от высоких стандартов, установленных самим Василидом, не являются подозрительным свидетельством, и распутный этический кодекс нашел бы легкое оправдание в таких максимах, которые приписывают василидианам.
Два недоразумения особенно вводят в заблуждение. Абрасакса, главного или Архонта первой группы ангелов, смешивали с «Нерожденным Отцом», а Бога евреев, Архонта нижних небес, считали единственным Архонтом, признанным поздними василидианцами. хотя Епифаний [25] явно подразумевает, что каждое из 365 небес имело своего Архонта. Само имя «Архонт» является общим для большинства форм гностицизма. Судя по всему, василидианство было единственным, кто присвоил Абрасакса; но Колакау играет роль более чем в одной системе, и функции ангелов повторяются в различных формах гностицизма, особенно в той, которая произошла от Сатурнила. Сатурнил также дает параллель в характере, приписываемом Богу евреев как ангелу, и отчасти в причине, назначенной для миссии Спасителя; в то время как Антитакты Климента напоминают о сопротивлении евреям Богу Богу, насаждаемом василидианами.
Другие «василидийские» черты появляются в « Пистис София» , а именно. множество варварских имен ангелов (с 365 Архонтами, стр. 364), сложные словосочетания с небесами и числовое изображение, взятое из Второзакония 32:30 (стр. 354). Василидианец Симон из Кирены, по-видимому, появляется во Втором трактате Великого Сифа , где Иисус говорит: «Это был другой, Симон, который нес крест на своем плече. Это был другой, на которого они возложили терновый венец... И Я смеялся над их невежеством».
История
[ редактировать ]Нет никаких свидетельств того, что секта распространилась за пределы Египта ; но там оно сохранилось надолго. Епифаний (около 375 г.) упоминает просопитские, атрибитские, саитские и «александриополитские» (читай андрополитические) номы или кантоны, а также саму Александрию как места, в которых она все еще процветала в его время и которые, соответственно, он заключил, что они были посетил Василид. [26] Все эти места лежат на западной стороне Дельты, между Мемфисом и морем. Ближе к концу IV века Иероним часто ссылается на Василида в связи с гибридным присциллианством Испании и мистическими именами, которые восхищали его приверженцев. По словам Сульпиция Севера [27] эта ересь возникла на «Востоке и в Египте»; но, добавляет он, нелегко сказать, «каковы были начала, из которых оно выросло» ( quibus ibi initiis Coaluerit ). Однако он утверждает, что впервые его привез в Испанию Маркус, уроженец Мемфиса. Этот факт объясняет, как имя Василида и некоторые отбросы доктрин и практик его учеников попали в такую далекую страну, как Испания, и в то же время иллюстрирует вероятное гибридное происхождение самого вторичного василидианства.
Тексты
[ редактировать ]Василидианские произведения названы по имени основателя их школы Василида (132–? н.э.). Эти работы известны нам главным образом благодаря критике одного из его оппонентов, Иринея, в его работе Adversus Haereses . Остальные произведения известны по произведениям Климента Александрийского:
- Октет существующих сущностей (фрагмент А)
- Уникальность мира (Фрагмент Б)
- Выборы естественным образом влекут за собой веру и добродетель (фрагмент C)
- Состояние добродетели (Фрагмент D)
- Избранные превосходят мир (Фрагмент E)
- Реинкарнация (Фрагмент F)
- Человеческие страдания и благость Промысла (Фрагмент G)
- Простительные грехи (Фрагмент H)
Сноски
[ редактировать ]- ^ Клемент, Стромата . я. 21 § 18
- ↑ Никейские и постникейские отцы, вторая серия, стр. 178, примечание 7.
- ^ Епифаний, Хаер . XXIV. 6
- ^ Пулвер, Макс (1955). «Хоровод и распятие Иисуса». В Кэмпбелле, Джозефе (ред.). Тайны: статьи из ежегодников Эранос . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 177. ИСБН 0-691-01823-5 .
Но в гностицизме... страдания Искупителя подразумевают не его реальную смерть, а его нисхождение в хилэ (материю) и сбор сперматозоидов в хилэ.
- ^ Ипполит, Philosophumena vii. 20.
- ^ Ипполит, Philosophumena vii. 21.
- ^ Ипполит, Philosophumena vii. 22.
- ^ Ипполит, Philosophumena vii. 23.
- ^ Ипполит, Philosophumena vii. 24.
- ^ Ипполит, Philosophumena vii. 25.
- ^ Мудрость «разделять, различать, совершенствовать и восстанавливать», Клем. Стром. ii. 448 ф.
- ^ Jump up to: а б Ипполит, Философумена VII. 26.
- ^ Ипполит, Philosophumena vii. 27.
- ^ предисловие: см. в. 24, сф; х. 14.
- ^ Ипполит, «После того, как Рождество уже стало известным, все события, касающиеся Спасителя, произошли, по их [василидианам], так, как они описаны в Евангелиях».
- ^ Ипполит, «Необходимо было, чтобы запутанные вещи были рассортированы посредством разделения Иисуса. Поэтому пострадала то, что было Его телесной частью, которая была от [мира], и она была восстановлена в [мире]; и это восстало вверх, которая была Его психической частью... и она была восстановлена в Хебдомаде, и он поднял то, что принадлежало вершине, где сидит Великий Архонт, и оно поселилось рядом с Великим Архонтом: и Он вознес на высоту то, что было; [Святого] Духа, и оно пребывало в [Святом] Духе; и третья [часть семенной массы], которая была оставлена в [куче] для придания и получения благ, через Него была очищена и поднялся до [первой части семенной массы], пройдя через них всех».
- ^ Ипполит, «Таким образом, Иисус стал первым плодом сортировки; и Страсти произошли ни для какой другой цели, кроме этой, чтобы можно было рассортировать запутанные вещи».
- ^ Клеменс, Стром . iv. 12 § 83 и т. д.
- ^ Клеменс, Стром . iv. 12 § 85: ср. т. 2 § 75
- ↑ М. Мохар Али, Коран и востоковеды, стр. 68.
- ^ Эрман, Барт (2005). Утерянное христианство. ОУП. п. 188. ISBN 0195182499
- ^ Ипполит, Philosophumena vii. 26, с. 240: см. Ульхорн, Д. Василид. Сист. 65 ф.
- ^ Эпиф. 74 А.
- ^ DCB (4-томное изд.), ст. Абрасакс , где Ларднер ( «История еретиков» , II. 14-28) должен был быть назван вместе с Бособром.
- ^ Епифаний 69 Б, С.
- ^ Епифаний, Панарий 68 г. н.э.
- ^ Сульпиций Север, Хрон. ii. 46.
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Уэйс, Генри ; Пирси, Уильям К., ред. (1911). « Василид, основатель гностической секты ». Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.
- свободном доступе : Буссе, Вильгельм (1911). « Василид ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 478–479. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Василид (1) ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : [ постоянная мертвая ссылка ] Крюгер, Г. (1914). «Василид и василидианцы» . В Джексоне, Сэмюэл Маколи (ред.). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )