Пистис София
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Ноябрь 2019 г. ) |
![]() |
Пистис София ( греч. Koinē : Пистис София ) — гностический текст, обнаруженный в 1773 году. [1] возможно написано между 3-м [2] и IV века нашей эры. [3] Существующая рукопись, которую некоторые ученые относят к концу IV века, [4] рассказывает учение одной гностической группы о преображенном Иисусе собравшимся ученикам, включая его мать Марию , Марию Магдалину и Марфу . (В этом контексте слово «преобразившийся» относится к Иисусу после его смерти и воскресения, а не к событию в его жизни , когда он говорил о явлениях Моисея и Илии на горе.) В этом тексте воскресший Иисус провел одиннадцать лет, разговаривая с своих учеников, обучая их только низшим тайнам. Через одиннадцать лет он получает свое истинное одеяние и способен раскрыть высшие тайны, почитаемые этой группой. Ценные тайны связаны со сложными космологиями и знаниями, необходимыми душе для достижения высших божественных сфер.
Большая часть первых двух книг рукописи посвящена изложению мифа о падении и восстановлении фигуры, известной как Пистис София, в частности, приводятся подробные параллели между ее покаянными молитвами и отдельными Псалмами и Одами Соломона .
Хотя во многих гностических текстах и системах София является главным женским божеством, в Пистис София она возникает и обитает за пределами божественного царства. Ее падение и искупление аналогичны тем, которые встречаются в версиях мифа о Софии, например, в апокрифе Иоанна , но все действия происходят в материальных эонах, и она может быть восстановлена на своем месте только в тринадцатом эоне, за пределами Царства. Света.
Кодекс Аскью
[ редактировать ]
Пистис София сохранилась в единственной рукописи на коптском языке , первоначально состоящей из 178 листов пергамента, но в настоящее время состоящей из 174 листов. Этот « Кодекс Аскью » был куплен Британским музеем (ныне Британская библиотека ) в 1785 году у коллекционера Энтони Аскью . Греческое название «Пистис София» было присвоено Карлом Готфридом Войде на основе названия в начале Книги 2, «Вторая книга Пистис Софии», которое было добавлено более поздней рукой. Карл Шмидт предлагает Τεύχη τοῦ Σωτῆρος «Книги Спасителя», основываясь на названии, найденном в конце той же книги. [5]
Выражение Pístis Sophía неясно, и его английские переводы различаются: «Мудрость веры», «Мудрость веры», «Мудрость в вере» или «Вера в мудрость». Для некоторых более поздних гностиков София была божественной сизигией Христа, а не просто словом, означающим мудрость , и этот контекст предполагает интерпретацию «Вера Софии» или «Верность Софии». И в Берлинском кодексе , и в папирусном кодексе в Наг-Хаммади есть более ранняя, более простая София , в которой преображенный Христос неясно объясняет Пистис :
Опять ученики его сказали: «Скажи нам ясно, как они сошли из невидимостей, из бессмертного в мир, который умирает?»Совершенный Спаситель сказал: «Сын Человеческий согласился с Софией, своей супругой, и явил великий андрогинный свет. Его мужское имя обозначается «Спаситель, породитель всего сущего». Его женское имя обозначается «Всеродительница София». Некоторые назови ее «Пистис». [ нужна ссылка ]
Работа разделена на несколько частей, количество частей спорно. Наиболее распространено мнение, что произведение состоит из четырех книг. [6] но некоторые выдвинули целых пять или шесть книг. [7] [8] [9] Кроме того, кодекс содержит два фрагмента более поздней версии, которые не связаны напрямую ни с одной из основных книг.
До открытия библиотеки Наг-Хаммади в 1945 году Кодекс Аскью был одним из трех кодексов, содержавших почти все гностические сочинения, пережившие подавление такой литературы как на Востоке, так и на Западе, два других кодекса - это Кодекс Брюса и Берлинский кодекс . Помимо этих первоисточников, все, что было написано о гностицизме до того, как стала доступна библиотека Наг-Хаммади, основано на цитатах, характеристиках и карикатурах из сочинений врагов гностицизма. Целью этих ересиологических сочинений была полемика, представление гностических учений как абсурдных, причудливых и корыстных, а также как отклоняющаяся от нормы ересь с протоортодоксальной и ортодоксальной христианской точки зрения.
Текст
[ редактировать ]
Работа в целом демонстрирует явные признаки того, что она была составлена из нескольких источников, и только первые две книги следуют друг за другом. Даже в одной книге иногда появляется несколько различных описаний одного события или космологического описания, что предполагает использование и сохранение нескольких источников. Изменения в терминологии и космологическом описании между книгами также показывают, что это сборник текстов, которые могли быть написаны в течение определенного периода времени.
Основная часть текста (Книги 1–3) представляет собой диалог между Иисусом и учениками, как мужчинами, так и женщинами. Мария Магдалина — самая известная ученица, которая задает много вопросов и интерпретирует Священные Писания; Иоанн «Богоматерь» — второй по значимости. Среди других фигур, названных последователями, - Андрей, Варфоломей, Иаков, Иоанн, Мария, мать Иисуса, Марфа, Матфей, Петр, Филипп, Саломея, Симон Кананеянин и Фома.
Первая книга
[ редактировать ]Первая книга (главы 1–62) устанавливает, что Иисус оставался с учениками в течение 11 лет после воскресения, обучая их только самым низким из тайн. В определенный момент он возносится и пересекает эоны , побеждая злых архонтов , прежде чем вернуться, чтобы поговорить с учениками дальше. Это связывает действия Иисуса с эффективностью астрологов в мире – это предполагает, что он снизил, но не устранил эффективность астрологической магии. Это приводит к введению мифа о падении и восстановлении Пистис Софии, который занимает большую часть как первой, так и второй книги. Пистис София читает несколько молитв/покаяний, и после каждой из них ученик интерпретирует покаяние в свете одного из псалмов или од Соломона .
В отличие от других версий гностического мифа, таких как Апокриф Иоанна , здесь Пистис София — существо низших, материальных эонов. Она не является высоким божественным существом, и ее возвращение не в сферы света, а лишь обратно на свое место в тринадцатом эоне. Это важно для отличия теологии этой книги от других гностических систем – она отдает приоритет своей собственной, отдельной космологии и мифологии над мифом о Софии, который для этого автора представляет собой низшую, материальную борьбу.
Вторая книга
[ редактировать ]
Эта книга состоит из глав 63–101. После завершения рассказа о Пистис Софии текст переходит к пространным объяснениям космологии и знаний, предлагаемых тайнами системы этого автора. Конец книги также предполагает тесную связь этой работы с Книгами Иеу, найденными в Кодексе Брюса (глава 99).
Третья книга
[ редактировать ]Третья книга (главы 102–135) в основном посвящена представлению этического кодекса или кодекса образа жизни для приверженцев текста. В нем изложено, что необходимо для правильных мыслей и правильных действий, а также неприемлемые действия и наказания за них. В нем также подробно обсуждается распространение тайн, покаяние и когда разрешено или запрещено передавать тайны другим. Наконец, обсуждается формирование человеческого существа, его компоненты и то, как они связаны между собой. Снова упоминаются Книги Иеу (глава 134) с оговоркой, что они содержат тайны, необходимые для всех, включая праведников.
Четвертая книга
[ редактировать ]Первая часть этой книги (главы 136–143) посвящена космологическим и астрологическим предположениям, а также развитию ритуалов. Он представляет миф о падших архонтах эонов, заключенных в тюрьму зодиакальной сферы; описывает пять сфер наказания (Середина, mhte) и типы грешников, которые содержатся в каждой из них; и дает конкретные конфигурации планет зодиака, которые позволяют душам освободиться из каждого региона. Иисус также интерпретирует элементы своего воплощения и их роль в мире и совершает «крещение первым приношением» своим ученикам.
Вторая часть того, что обычно называют четвертой книгой (главы 144–148), появляется после пробела в тексте и, вероятно, является частью отдельной книги. [10] Его космология отличается от предыдущего текста, и он полностью фокусируется на судьбах различных типов душ и наказаниях грешников. Некоторые из перечисленных грехов являются дубликатами первой части четвертой книги, но содержат другие наказания.
Космология
[ редактировать ]Космология является основным направлением деятельности «Пистис София»: изучение структуры Вселенной и того, как путешествовать по ней, считается ключевым в этих текстах, а космология является одной из самых сложных из всех гностических текстов, сохранившихся сегодня. Краткое изложение космологии еще более сложно, потому что структура в каждой отдельной книге немного различается, с добавлением и удалением определенных сфер.
Некоторые ученые предложили космологии, охватывающие весь кодекс; [11] [12] недавно был составлен план рассмотрения космологии каждого текста в отдельности. [13] Общий обзор можно представить так:
- Сокровищница Света (место справа; отдельные области только в Книгах 1 и 2)
- Середина ( мезос )
- Тринадцатый эон (исключен из Книги 3 и второй части Книги 4)
- Двенадцать эонов / хеймармен (отдельные регионы только в Книгах 1 и 2)
- Первая сфера (только книги 1 и 2)
- Небесный свод (только книги 1 и 2)
- Аменте (только Книга 3 и вторая часть Книги 4)
- Хаос (только Книга 3 и вторая часть Книги 4)
- Середина ( mhte ) (только книги 3 и 4)
- Тьма внешняя (только книги 3 и 4)
Примечательно, что часть книг 1 и 2, посвященная мифу о падении и искуплении Пистис Софии, использует другую космологию, чем остальные эти книги. Самым спорным моментом в этой альтернативной космологической концепции является упоминание тринадцатого эона, дома Пистис Софии, как места «праведности»; этот взгляд на тринадцатый эон отсутствует в остальном тексте. [14]
В Книгах 1–3 все регионы, за исключением царств наказания, также известны как Пространства Первой Тайны, а в Книгах 1 и 2 все регионы, начиная с тринадцатого эона и ниже, считаются Внешней Тьмой .
Вообще говоря, эонические миры представляют собой материальную вселенную, ограниченную звездами и зодиаком . Середина — это пространство, отделяющее этот регион от верхних миров, и иногда это место ожидания душ, прежде чем им будет разрешено войти в миры света. Цель души — подняться за пределы эонов и войти в высшие сферы света. Это достигается путем получения тайн, предлагаемых группой, представленной этими текстами.
Тайны явно не перечислены в тексте; посвященному, скорее всего, придется доказать свою ценность, прожив какое-то время в соответствии с этическими принципами, изложенными в текстах, прежде чем пройти крещение и получить доступ к тайнам. Книги Джеу известны как источник тайн; вполне вероятно, что тексты, найденные в Кодексе Брюса, очень похожи, если не идентичны, с этими текстами.
Ключевые цифры
[ редактировать ]Пистис София
[ редактировать ]История падения и восстановления Пистис Софии (главы 29–82) доминирует в большей части Книг 1 и 2. Она обитает в тринадцатом эоне, ее обманом заставили покинуть свой эон и спуститься в Хаос, у нее украли силу света, и она не ей разрешено вернуться на свое место, пока Иисус не вознесется сквозь эоны. Она произносит множество покаяний и молитв, и ее неоднократно преследуют злые архонтические существа, прежде чем ей позволяют ждать восстановления сразу после тринадцатого эона. [ нужна ссылка ]
Примечательно, что она не является божественным существом, как изображается в других версиях гностического мифа, таких как Апокриф Иоанна. Она — существо материальных эонов, и ее восстановление продолжается лишь до тринадцатого материального эона. Миф в целом, кажется, был принят, чтобы обратиться к верованиям другой гностической группы и утвердить превосходство системы этого текста: люди, которые получают тайны этой группы, могут превзойти Пистис Софию и достичь божественных царств света. [ нужна ссылка ]
Аутадес
[ редактировать ]Аутадес является эквивалентом Иалдабаофа / демиурга в версиях мифа о Софии, например, в апокрифе Иоанна. В отличие от Иалдабаофа, он не создан фигурой Софии и фактически занимает несколько более высокую иерархическую позицию, чем Пистис София. Его грех - желание управлять всеми материальными эонами, и он начинает ревновать, когда Пистис София решает поклоняться свету, а не продолжать пути эонов. Аутадес появляется только в главах, посвященных мифу о Софии; в других местах Саваоф Адамас является представителем зла в этих текстах. [ нужна ссылка ]
Иисус
[ редактировать ]Иисус служит учителем или инструктором, обучая своих учеников информации о божественном мире, которая им понадобится для продвижения к более высокому состоянию бытия, а также знаниям о космических сферах, их обитателях и их функциях. Он учит учеников обрядам крещения и наставляет их давать эти обряды всем, кто покажет себя достойным. Он тесно связан с высшим божественным существом. Однако его земному воплощению придается мало значения – ритуальный хлеб и вино при крещении не связан с христианской Евхаристией, а распятие и воскресение играют небольшую роль. Здесь он лишь обретает свою истинную одежду и учит учеников высшим тайнам через одиннадцать лет после своего воскресения, преуменьшая значение версий христианства, утверждающих, что его ранние учения являются абсолютной истиной. [ нужна ссылка ]
Игра
[ редактировать ]Это демиург этих текстов. Джеу обитает в Сокровищнице Света и организует космос. Он помещает архонтов и эоны на соответствующие места и наделяет планеты силами, фактически предлагая божественное происхождение астрологии . Это особенно примечательно, учитывая антикосмическую природу некоторых других гностических групп. [ нужна ссылка ]
Его иногда называют «Отцом Отца Иисуса». Джеу считается отцом Великого Саваофа, Добра, который дает душу земному воплощению Иисуса - таким образом, Джеу является отцом земного отца Иисуса. Истинный отец божественного Иисуса остается высшим, невыразимым Богом. [ нужна ссылка ]
Зорокотора Мелхиседек
[ редактировать ]Часто называемая просто Мелхиседеком , эта фигура также обитает в Сокровищнице Света или Месте Справа. Его основная роль — наблюдать за транспортировкой света из низших сфер в высшие сферы света по мере его очищения. Его подчиненные также освобождают определенные души из мест наказания, когда за них молятся верующие на Земле. [ нужна ссылка ]
Великий Саваоф, Добрый
[ редактировать ]Как упоминалось выше, эта фигура обеспечивает силу или душу земного воплощения Иисуса, что фактически делает его земным отцом Иисуса. Эта роль наиболее широко обсуждается в обширных интерпретациях Псалма 85 :10–11 в главах 62–63. [ нужна ссылка ]
Саваоф, Адамас
[ редактировать ]Это основной представитель зла или нечестия у большинства Пистис Софии. Его обвиняют в неподобающем сексуальном поведении, зачатии архонтов и других существ, в результате чего он заточен в пределах зодиака, или материальной вселенной. Тем человеческим душам, которые не получили мистерий перед смертью и, таким образом, обречены перевоплотиться в мире, он отвечает также за преподнесение «чаши забвения», отказав им в знаниях, приобретенных ими в предыдущих жизнях и наказаниях. [ нужна ссылка ]
Редакции коптского текста
[ редактировать ]- Шварце, Мориц Готхильф; Петерманн, Юлиус Генрих, ред. (1851). Пистис София, гностический труд, приписываемый Валентину из Лондонского коптского рукописного кодекса (на латыни). Берлин
{{cite book}}
: CS1 maint: местонахождение отсутствует, издатель ( ссылка ) Первое издание на коптском языке с латинским переводом. Эта работа Шварце была опубликована postum Петерманном. - Шмидт, Карл, изд. Пистис София. Две книги Jeu. Неизвестный древний гностический труд (на немецком языке). Том 1 Пистис София. Лейпциг: Хинрикс.
- Шмидт, Карл, изд. Пистис София, оригинальный гностический труд третьего века, переведенный с коптского. В новом издании с вводными исследованиями и указателями (на немецком языке). Лейпциг: Хинрикс. 4-е изд. Берлин, 1981. Немецкий перевод.
- Шмидт, Карл, изд. (1925). Пистис София (на немецком языке). Том. Коптика 2, Хаунии. Гильдендальске Богхандел-Нордиск Форлаг. Немецкое введение и коптский текст.
- Шмидт, Карл; Макдермот, Вайолет, ред. (1978). Пистис София . Том. Исследования Наг-Хаммади 9. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 9004056351 .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джонс, с. 45.
- ^ Мид 1921, стр. XXIX-XXXXVIII.
- ^ Пирсон, с. 74.
- ^ Хортон, с. 136
- ^ Карл Шмидт, Коптские гностические писания S. XIV.
- ^ HC Puech, «Пистис София», 362; в апокрифах Нового Завета, том 1. В. Шнеемельчер, изд., Р. МакЛ. Уилсон, пер. (Кембридж: James Clarke & Co. Ltd., 1991), 361–369.
- ^ Ф. Легге, «Введение», Пистис София , Г. Хорнер, изд. и транс. (Лондон: Общество содействия распространению христианских знаний, 1924 г.), vii-xlviii.
- ^ Э. Эванс, Книги Джеу и Пистис Софии как справочники вечности (Лейден: Брилл, 2015), 8-9.
- ^ GRS Mead, Pistis Sophia: Гностическая традиция Марии Магдалины, Иисуса и его учеников (1921; перепечатка: Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, 2005), xxiii-xxv.
- ^ Э. Эванс, Книги Джеу и Пистис Софии как справочники вечности , 141-153.
- ^ К. Шмидт, Гностические сочинения на коптском языке из Кодекса Бруциана (Лейпциг: JC Hinrichs'sche Buchhandlung, 1892), 347-348.
- ^ GRS Mead, Фрагменты забытой веры (1905; перепечатка: Нью-Йорк: University Books, 1960), 574-575.
- ^ Э. Эванс, Книги Джеу и Пистис Софии как справочники вечности , 269.
- ^ Э. Эванс, Книги Джеу и Пистис Софии как справочники вечности , 242.
Библиография
[ редактировать ]- Кестлин, К.Р. (1854). «Гностическая система Книги Пистис Софии». В Бауре; Зеллер (ред.). Богословские ежегодники . Том XIII. стр. 1–104, 137–196.
- Мид, GRS (1892 г.). Саймон Магус . Лондон: Теософское издательское общество.
- Мид, GRS (1900). Фрагменты забытой веры . Лондон: Теософское издательское общество.
- Легг, Фрэнсис (1964) [1914]. Предшественники и соперники христианства, с 330 г. до н.э. по 330 г. н.э. (два тома в одном издании). Нью-Йорк: Университетские книги. LCCN 64-24125 .
- Легг, Фрэнсис (1924). Хорнер, Г. (ред.). Знакомство с Пистис Софией . Лондон: Общество распространения христианских знаний. стр. VII – xlviii.
- Харрис-младший; Мингана А., ред. (1916). Оды и псалмы Соломона . Манчестер.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) Текст 1916; Перевод и примечания 1920 г. - Хуртак, Джеймс и Д.Э. Хуртак, Пистис София, текст и комментарии . Лос-Гатос: Академия наук будущего, 1999.
- Мид, GRS (1921). Пистис София . Лондон: Дж. М. Уоткинс.
- 1-е издание (1896 г.): Массейана (полный текст, HTML); Интернет-архив (несколько форматов).
- Пересмотренное 2-е издание (1921 г.): Интернет-архив священных текстов и с функцией поиска в библиотеке гностического общества (полный текст, HTML); Интернет-архив (несколько форматов).
- Чарльзуорт, Джеймс Х. (1973). Оды Соломона .
- Брок, Энн Грэм. Установление истины - Политика идентификации: Мария Магдалина и Мария-Мать в Пистис Софии . стр. 43–52. из: Джонс, Ф. Стэнли, изд. (2002). Какая Мэри? Марии раннехристианской традиции . Лейден. ISBN 90-04-12708-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Пирсон, Биргер Альберт (2004). Гностицизм и христианство: в римском и коптском Египте . Нью-Йорк и Лондон: Международная издательская группа Continuum. ISBN 0567026108 .
- Хортон младший, Фред Л. (2005). Традиция Мелхиседека: критический анализ источников пятого века нашей эры и Послания к Евреям . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521018714 .
- Уильямс, Фрэнк (2009). Панарий Епифания Саламинского . Том. Книга I (разделы 1–46) (второе изд.). Лейден; Нью-Йорк; Копенгаген; Кёльн: Э.Дж. Брилл. ISBN 978-9004170179 .
- Беркитт, ФК (1932). Церковь и гнозис. Исследование христианской мысли и размышлений во втором веке . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Доресс, Дж. (1958). Тайные книги гностиков Египта: введение в коптские гностические сочинения, обнаруженные в Хенобоскионе . Париж: Библиотека Плон.
- Тардье, М. (1986). Введение в гностическую литературу, том 1: Коллекции, найденные до 1945 года . Париж: Les Éditions du Cerf.
- Траутманн, JD (1979). «Цитата из Псалма 85 (84, 11-12) и комментарии к ней в Пистис Софии». Журнал истории религии и философии . 59 (3): 551–557. дои : 10.3406/rhpr.1979.5868 .
- Эванс, Э. (2015). Книги Иеу и Пистис София как справочники вечности: исследование гностических тайн невыразимого . Лейден: Брилл. ISBN 9789004284463 .
Атрибуция
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Липсиус, Ричард Адельберт (1887), «Пистис София» , Смит, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.), Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин , том. IV, Лондон: Джон Мюррей, стр. 405–415 . Загрузите отсканированную книгу в формате DJVU [1] или PDF [2] .