Jump to content

Пистис София

Пистис София ( греч. Koinē : Пистис София ) — гностический текст, обнаруженный в 1773 году. [1] возможно написано между 3-м [2] и IV века нашей эры. [3] Существующая рукопись, которую некоторые ученые относят к концу IV века, [4] рассказывает учение одной гностической группы о преображенном Иисусе собравшимся ученикам, включая его мать Марию , Марию Магдалину и Марфу . (В этом контексте слово «преобразившийся» относится к Иисусу после его смерти и воскресения, а не к событию в его жизни , когда он говорил о явлениях Моисея и Илии на горе.) В этом тексте воскресший Иисус провел одиннадцать лет, разговаривая с своих учеников, обучая их только низшим тайнам. Через одиннадцать лет он получает свое истинное одеяние и способен раскрыть высшие тайны, почитаемые этой группой. Ценные тайны связаны со сложными космологиями и знаниями, необходимыми душе для достижения высших божественных сфер.

Большая часть первых двух книг рукописи посвящена изложению мифа о падении и восстановлении фигуры, известной как Пистис София, в частности, приводятся подробные параллели между ее покаянными молитвами и отдельными Псалмами и Одами Соломона .

Хотя во многих гностических текстах и ​​системах София является главным женским божеством, в Пистис София она возникает и обитает за пределами божественного царства. Ее падение и искупление аналогичны тем, которые встречаются в версиях мифа о Софии, например, в апокрифе Иоанна , но все действия происходят в материальных эонах, и она может быть восстановлена ​​на своем месте только в тринадцатом эоне, за пределами Царства. Света.

Кодекс Аскью

[ редактировать ]
Фраза «Иисус, которого зовут Абераменто» на оригинальном коптском языке.

Пистис София сохранилась в единственной рукописи на коптском языке , первоначально состоящей из 178 листов пергамента, но в настоящее время состоящей из 174 листов. Этот « Кодекс Аскью » был куплен Британским музеем (ныне Британская библиотека ) в 1785 году у коллекционера Энтони Аскью . Греческое название «Пистис София» было присвоено Карлом Готфридом Войде на основе названия в начале Книги 2, «Вторая книга Пистис Софии», которое было добавлено более поздней рукой. Карл Шмидт предлагает Τεύχη τοῦ Σωτῆρος «Книги Спасителя», основываясь на названии, найденном в конце той же книги. [5]

Выражение Pístis Sophía неясно, и его английские переводы различаются: «Мудрость веры», «Мудрость веры», «Мудрость в вере» или «Вера в мудрость». Для некоторых более поздних гностиков София была божественной сизигией Христа, а не просто словом, означающим мудрость , и этот контекст предполагает интерпретацию «Вера Софии» или «Верность Софии». И в Берлинском кодексе , и в папирусном кодексе в Наг-Хаммади есть более ранняя, более простая София , в которой преображенный Христос неясно объясняет Пистис :

Опять ученики его сказали: «Скажи нам ясно, как они сошли из невидимостей, из бессмертного в мир, который умирает?»Совершенный Спаситель сказал: «Сын Человеческий согласился с Софией, своей супругой, и явил великий андрогинный свет. Его мужское имя обозначается «Спаситель, породитель всего сущего». Его женское имя обозначается «Всеродительница София». Некоторые назови ее «Пистис». [ нужна ссылка ]

Работа разделена на несколько частей, количество частей спорно. Наиболее распространено мнение, что произведение состоит из четырех книг. [6] но некоторые выдвинули целых пять или шесть книг. [7] [8] [9] Кроме того, кодекс содержит два фрагмента более поздней версии, которые не связаны напрямую ни с одной из основных книг.

До открытия библиотеки Наг-Хаммади в 1945 году Кодекс Аскью был одним из трех кодексов, содержавших почти все гностические сочинения, пережившие подавление такой литературы как на Востоке, так и на Западе, два других кодекса - это Кодекс Брюса и Берлинский кодекс . Помимо этих первоисточников, все, что было написано о гностицизме до того, как стала доступна библиотека Наг-Хаммади, основано на цитатах, характеристиках и карикатурах из сочинений врагов гностицизма. Целью этих ересиологических сочинений была полемика, представление гностических учений как абсурдных, причудливых и корыстных, а также как отклоняющаяся от нормы ересь с протоортодоксальной и ортодоксальной христианской точки зрения.

Иисус является ученикам после воскресения

Работа в целом демонстрирует явные признаки того, что она была составлена ​​из нескольких источников, и только первые две книги следуют друг за другом. Даже в одной книге иногда появляется несколько различных описаний одного события или космологического описания, что предполагает использование и сохранение нескольких источников. Изменения в терминологии и космологическом описании между книгами также показывают, что это сборник текстов, которые могли быть написаны в течение определенного периода времени.

Основная часть текста (Книги 1–3) представляет собой диалог между Иисусом и учениками, как мужчинами, так и женщинами. Мария Магдалина — самая известная ученица, которая задает много вопросов и интерпретирует Священные Писания; Иоанн «Богоматерь» — второй по значимости. Среди других фигур, названных последователями, - Андрей, Варфоломей, Иаков, Иоанн, Мария, мать Иисуса, Марфа, Матфей, ​​Петр, Филипп, Саломея, Симон Кананеянин и Фома.

Первая книга

[ редактировать ]

Первая книга (главы 1–62) устанавливает, что Иисус оставался с учениками в течение 11 лет после воскресения, обучая их только самым низким из тайн. В определенный момент он возносится и пересекает эоны , побеждая злых архонтов , прежде чем вернуться, чтобы поговорить с учениками дальше. Это связывает действия Иисуса с эффективностью астрологов в мире – это предполагает, что он снизил, но не устранил эффективность астрологической магии. Это приводит к введению мифа о падении и восстановлении Пистис Софии, который занимает большую часть как первой, так и второй книги. Пистис София читает несколько молитв/покаяний, и после каждой из них ученик интерпретирует покаяние в свете одного из псалмов или од Соломона .

В отличие от других версий гностического мифа, таких как Апокриф Иоанна , здесь Пистис София — существо низших, материальных эонов. Она не является высоким божественным существом, и ее возвращение не в сферы света, а лишь обратно на свое место в тринадцатом эоне. Это важно для отличия теологии этой книги от других гностических систем – она отдает приоритет своей собственной, отдельной космологии и мифологии над мифом о Софии, который для этого автора представляет собой низшую, материальную борьбу.

Вторая книга

[ редактировать ]
Иисус с Марией Магдалиной

Эта книга состоит из глав 63–101. После завершения рассказа о Пистис Софии текст переходит к пространным объяснениям космологии и знаний, предлагаемых тайнами системы этого автора. Конец книги также предполагает тесную связь этой работы с Книгами Иеу, найденными в Кодексе Брюса (глава 99).

Третья книга

[ редактировать ]

Третья книга (главы 102–135) в основном посвящена представлению этического кодекса или кодекса образа жизни для приверженцев текста. В нем изложено, что необходимо для правильных мыслей и правильных действий, а также неприемлемые действия и наказания за них. В нем также подробно обсуждается распространение тайн, покаяние и когда разрешено или запрещено передавать тайны другим. Наконец, обсуждается формирование человеческого существа, его компоненты и то, как они связаны между собой. Снова упоминаются Книги Иеу (глава 134) с оговоркой, что они содержат тайны, необходимые для всех, включая праведников.

Четвертая книга

[ редактировать ]

Первая часть этой книги (главы 136–143) посвящена космологическим и астрологическим предположениям, а также развитию ритуалов. Он представляет миф о падших архонтах эонов, заключенных в тюрьму зодиакальной сферы; описывает пять сфер наказания (Середина, mhte) и типы грешников, которые содержатся в каждой из них; и дает конкретные конфигурации планет зодиака, которые позволяют душам освободиться из каждого региона. Иисус также интерпретирует элементы своего воплощения и их роль в мире и совершает «крещение первым приношением» своим ученикам.

Вторая часть того, что обычно называют четвертой книгой (главы 144–148), появляется после пробела в тексте и, вероятно, является частью отдельной книги. [10] Его космология отличается от предыдущего текста, и он полностью фокусируется на судьбах различных типов душ и наказаниях грешников. Некоторые из перечисленных грехов являются дубликатами первой части четвертой книги, но содержат другие наказания.

Космология

[ редактировать ]

Космология является основным направлением деятельности «Пистис София»: изучение структуры Вселенной и того, как путешествовать по ней, считается ключевым в этих текстах, а космология является одной из самых сложных из всех гностических текстов, сохранившихся сегодня. Краткое изложение космологии еще более сложно, потому что структура в каждой отдельной книге немного различается, с добавлением и удалением определенных сфер.

Некоторые ученые предложили космологии, охватывающие весь кодекс; [11] [12] недавно был составлен план рассмотрения космологии каждого текста в отдельности. [13] Общий обзор можно представить так:

  • Сокровищница Света (место справа; отдельные области только в Книгах 1 и 2)
  • Середина ( мезос )
  • Тринадцатый эон (исключен из Книги 3 и второй части Книги 4)
  • Двенадцать эонов / хеймармен (отдельные регионы только в Книгах 1 и 2)
  • Первая сфера (только книги 1 и 2)
  • Небесный свод (только книги 1 и 2)
  • Аменте (только Книга 3 и вторая часть Книги 4)
  • Хаос (только Книга 3 и вторая часть Книги 4)
  • Середина ( mhte ) (только книги 3 и 4)
  • Тьма внешняя (только книги 3 и 4)

Примечательно, что часть книг 1 и 2, посвященная мифу о падении и искуплении Пистис Софии, использует другую космологию, чем остальные эти книги. Самым спорным моментом в этой альтернативной космологической концепции является упоминание тринадцатого эона, дома Пистис Софии, как места «праведности»; этот взгляд на тринадцатый эон отсутствует в остальном тексте. [14]

В Книгах 1–3 все регионы, за исключением царств наказания, также известны как Пространства Первой Тайны, а в Книгах 1 и 2 все регионы, начиная с тринадцатого эона и ниже, считаются Внешней Тьмой .

Вообще говоря, эонические миры представляют собой материальную вселенную, ограниченную звездами и зодиаком . Середина — это пространство, отделяющее этот регион от верхних миров, и иногда это место ожидания душ, прежде чем им будет разрешено войти в миры света. Цель души — подняться за пределы эонов и войти в высшие сферы света. Это достигается путем получения тайн, предлагаемых группой, представленной этими текстами.

Тайны явно не перечислены в тексте; посвященному, скорее всего, придется доказать свою ценность, прожив какое-то время в соответствии с этическими принципами, изложенными в текстах, прежде чем пройти крещение и получить доступ к тайнам. Книги Джеу известны как источник тайн; вполне вероятно, что тексты, найденные в Кодексе Брюса, очень похожи, если не идентичны, с этими текстами.

Ключевые цифры

[ редактировать ]

Пистис София

[ редактировать ]

История падения и восстановления Пистис Софии (главы 29–82) доминирует в большей части Книг 1 и 2. Она обитает в тринадцатом эоне, ее обманом заставили покинуть свой эон и спуститься в Хаос, у нее украли силу света, и она не ей разрешено вернуться на свое место, пока Иисус не вознесется сквозь эоны. Она произносит множество покаяний и молитв, и ее неоднократно преследуют злые архонтические существа, прежде чем ей позволяют ждать восстановления сразу после тринадцатого эона. [ нужна ссылка ]

Примечательно, что она не является божественным существом, как изображается в других версиях гностического мифа, таких как Апокриф Иоанна. Она — существо материальных эонов, и ее восстановление продолжается лишь до тринадцатого материального эона. Миф в целом, кажется, был принят, чтобы обратиться к верованиям другой гностической группы и утвердить превосходство системы этого текста: люди, которые получают тайны этой группы, могут превзойти Пистис Софию и достичь божественных царств света. [ нужна ссылка ]

Аутадес является эквивалентом Иалдабаофа / демиурга в версиях мифа о Софии, например, в апокрифе Иоанна. В отличие от Иалдабаофа, он не создан фигурой Софии и фактически занимает несколько более высокую иерархическую позицию, чем Пистис София. Его грех - желание управлять всеми материальными эонами, и он начинает ревновать, когда Пистис София решает поклоняться свету, а не продолжать пути эонов. Аутадес появляется только в главах, посвященных мифу о Софии; в других местах Саваоф Адамас является представителем зла в этих текстах. [ нужна ссылка ]

Иисус служит учителем или инструктором, обучая своих учеников информации о божественном мире, которая им понадобится для продвижения к более высокому состоянию бытия, а также знаниям о космических сферах, их обитателях и их функциях. Он учит учеников обрядам крещения и наставляет их давать эти обряды всем, кто покажет себя достойным. Он тесно связан с высшим божественным существом. Однако его земному воплощению придается мало значения – ритуальный хлеб и вино при крещении не связан с христианской Евхаристией, а распятие и воскресение играют небольшую роль. Здесь он лишь обретает свою истинную одежду и учит учеников высшим тайнам через одиннадцать лет после своего воскресения, преуменьшая значение версий христианства, утверждающих, что его ранние учения являются абсолютной истиной. [ нужна ссылка ]

Это демиург этих текстов. Джеу обитает в Сокровищнице Света и организует космос. Он помещает архонтов и эоны на соответствующие места и наделяет планеты силами, фактически предлагая божественное происхождение астрологии . Это особенно примечательно, учитывая антикосмическую природу некоторых других гностических групп. [ нужна ссылка ]

Его иногда называют «Отцом Отца Иисуса». Джеу считается отцом Великого Саваофа, Добра, который дает душу земному воплощению Иисуса - таким образом, Джеу является отцом земного отца Иисуса. Истинный отец божественного Иисуса остается высшим, невыразимым Богом. [ нужна ссылка ]

Зорокотора Мелхиседек

[ редактировать ]

Часто называемая просто Мелхиседеком , эта фигура также обитает в Сокровищнице Света или Месте Справа. Его основная роль — наблюдать за транспортировкой света из низших сфер в высшие сферы света по мере его очищения. Его подчиненные также освобождают определенные души из мест наказания, когда за них молятся верующие на Земле. [ нужна ссылка ]

Великий Саваоф, Добрый

[ редактировать ]

Как упоминалось выше, эта фигура обеспечивает силу или душу земного воплощения Иисуса, что фактически делает его земным отцом Иисуса. Эта роль наиболее широко обсуждается в обширных интерпретациях Псалма 85 :10–11 в главах 62–63. [ нужна ссылка ]

Саваоф, Адамас

[ редактировать ]

Это основной представитель зла или нечестия у большинства Пистис Софии. Его обвиняют в неподобающем сексуальном поведении, зачатии архонтов и других существ, в результате чего он заточен в пределах зодиака, или материальной вселенной. Тем человеческим душам, которые не получили мистерий перед смертью и, таким образом, обречены перевоплотиться в мире, он отвечает также за преподнесение «чаши забвения», отказав им в знаниях, приобретенных ими в предыдущих жизнях и наказаниях. [ нужна ссылка ]

Редакции коптского текста

[ редактировать ]
  • Шварце, Мориц Готхильф; Петерманн, Юлиус Генрих, ред. (1851). Пистис София, гностический труд, приписываемый Валентину из Лондонского коптского рукописного кодекса (на латыни). Берлин {{cite book}}: CS1 maint: местонахождение отсутствует, издатель ( ссылка ) Первое издание на коптском языке с латинским переводом. Эта работа Шварце была опубликована postum Петерманном.
  • Шмидт, Карл, изд. Пистис София. Две книги Jeu. Неизвестный древний гностический труд (на немецком языке). Том 1 Пистис София. Лейпциг: Хинрикс.
  • Шмидт, Карл, изд. Пистис София, оригинальный гностический труд третьего века, переведенный с коптского. В новом издании с вводными исследованиями и указателями (на немецком языке). Лейпциг: Хинрикс. 4-е изд. Берлин, 1981. Немецкий перевод.
  • Шмидт, Карл, изд. (1925). Пистис София (на немецком языке). Том. Коптика 2, Хаунии. Гильдендальске Богхандел-Нордиск Форлаг. Немецкое введение и коптский текст.
  • Шмидт, Карл; Макдермот, Вайолет, ред. (1978). Пистис София . Том. Исследования Наг-Хаммади 9. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN  9004056351 .
  1. ^ Джонс, с. 45.
  2. ^ Мид 1921, стр. XXIX-XXXXVIII.
  3. ^ Пирсон, с. 74.
  4. ^ Хортон, с. 136
  5. ^ Карл Шмидт, Коптские гностические писания S. XIV.
  6. ^ HC Puech, «Пистис София», 362; в апокрифах Нового Завета, том 1. В. Шнеемельчер, изд., Р. МакЛ. Уилсон, пер. (Кембридж: James Clarke & Co. Ltd., 1991), 361–369.
  7. ^ Ф. Легге, «Введение», Пистис София , Г. Хорнер, изд. и транс. (Лондон: Общество содействия распространению христианских знаний, 1924 г.), vii-xlviii.
  8. ^ Э. Эванс, Книги Джеу и Пистис Софии как справочники вечности (Лейден: Брилл, 2015), 8-9.
  9. ^ GRS Mead, Pistis Sophia: Гностическая традиция Марии Магдалины, Иисуса и его учеников (1921; перепечатка: Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, 2005), xxiii-xxv.
  10. ^ Э. Эванс, Книги Джеу и Пистис Софии как справочники вечности , 141-153.
  11. ^ К. Шмидт, Гностические сочинения на коптском языке из Кодекса Бруциана (Лейпциг: JC Hinrichs'sche Buchhandlung, 1892), 347-348.
  12. ^ GRS Mead, Фрагменты забытой веры (1905; перепечатка: Нью-Йорк: University Books, 1960), 574-575.
  13. ^ Э. Эванс, Книги Джеу и Пистис Софии как справочники вечности , 269.
  14. ^ Э. Эванс, Книги Джеу и Пистис Софии как справочники вечности , 242.

Библиография

[ редактировать ]

Атрибуция

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c45f62ee33e6b3bc6095a1049400eada__1714421100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/da/c45f62ee33e6b3bc6095a1049400eada.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pistis Sophia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)