Джастин (Гностик)
![]() |
Юстин или Юстин был ранним гностическим христианином II века нашей эры, записанным Ипполитом . [1] В источниках его часто путают с Джастином Мучеником как «Джастином Гностиком». [2] [3]
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Джастина ничего не известно, хотя он, вероятно, происходил из иудейско-христианского происхождения. Большая часть информации о нем исходит от Ипполита, который, возможно, был знаком с самым важным произведением Юстина « Варух» . [2] Он считается одним из первых гностиков, живших в эпоху симонианцев, таких как Симон Волхв , Досифей , Менандр и Сатурнин . [4]
Учения
[ редактировать ]Его учение, синтезированное в Евангелии под названием «Книга Варуха» , представляло собой в высшей степени синкретическое гностическое течение, смешавшее еврейское христианство с классической мифологией . [2] Они считаются одним из первых переходов между еврейским монотеизмом и полноценным гностицизмом. [3] [4] хотя они существенно отличаются от сифианских и валентианских верований. Например, Юстин опускает какую-либо концепцию передачи власти или падения божественного. [5] и он представляет сотворение мира в положительном свете. [2] [3]
По мнению Юстина, существовало три изначальных, вечных сущности. Верховно царил мужчина-Добрый, обладатель предвидения (отождествляемый с Монадой и творцом вселенной, а также с греческим Приапом ), [6] под которым находились мужской Элохим (еврейский бог и Демиург или создатель мира) и женский Эдем (отождествляемый с Геей и описываемый как «наполовину девственница, наполовину змея», похожая на Ехидну ). [7] Элохим и Эдем, не ведающие о существовании Благого, полюбили друг друга и совокупились, родив двадцать четыре ангела как отцовской, так и материнской природы, а также сотворив при этом мир. Затем эти ангелы создали человечество из человеческой части Эдема и царство животных из ее змеиной части. Однако Элохим обнаружил Благого и вознесся на небеса, где ему было поручено остаться, чтобы искупить свою вину от того, что он считал себя величайшим. Таким образом, власть над Землей была передана Эдему, который, мстительный и убитый горем из-за ухода Элохима, выпустил в мир зло голода и болезней. Ее двенадцать ангелов правили миром как архонты . [6]
Эдем далее приказала одному из своих ангелов-матерей, Наасу (отождествляемому со змеем Эдема), вызывать прелюбодеяния и расторжение браков среди мужчин. В ответ Элохим послал одного из своих ангелов-отцов, Баруха, чтобы предостеречь Адама и Еву не есть с Древа Познания , которое представляло самого Нааса. Однако Варух потерпел неудачу, поскольку ранее Наас соблазнил Адама и Еву, заставив их есть с дерева. [6] Следующие попытки Варуха спасти человечество через Моисея и библейских пророков также потерпели неудачу, поэтому Элохим теперь выбрал необрезанного человека, Геракла , чтобы выполнить эту задачу. Геракл силой победил всех двенадцати материнских архонтов, в серии битв, известных как Двенадцать подвигов , но в конечном итоге он был соблазнен и лишен своей власти одним из побежденных архонтов, прекрасным Бабелем или Омфалой . [6] Лишь намного позже Элохим нашел человека, который смог противостоять искушению ангелов, Иисуса (сына Элохима в духе усыновления ), который будет проповедовать свое истинное слово, несмотря на то, что его распяли работой Нааса.
Сохранилось всего пять имен ангелов Элохима: Варух, Михаил, Гавриил, Амен и Эсаддей. Двенадцать ангелов Эдема — это Наас, Вавилон, Ахамот, Бел, Белиас, Сатана, Саэль, Адонайос, Левиафан, Каркамен, Латен и Фараон. [8]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ипполит, Опровержение V , 23–27.
- ^ Jump up to: а б с д Брук, Рулоф ван ден, Словарь гнозиса и западного эзотеризма , 2008, 978-90-041418-7-2
- ^ Jump up to: а б с М. Дэвид Литва, Опровержение всех ересей
- ^ Jump up to: а б Уиллис Барнстон, Марвин Мейер, Гностическая Библия
- ^ Уильямс, Майкл (1996). Переосмысление «гностицизма» : аргумент в пользу демонтажа сомнительной категории . Издательство Принстонского университета. п. 28.
- ^ Jump up to: а б с д Тодд С. Берзон, Классификация христиан: этнография, ересиология и пределы знаний в поздней античности
- ^ Мирослав Маркович, Исследования греко-римских религий и гностицизма.
- ^ Туомас Расимус, Новый взгляд на рай в гностическом мифотворчестве: переосмысление сифианства в свете свидетельств офитов