Дерево познания добра и зла
В иудаизме и христианстве — древо познания добра и зла ( тиверийский иврит : עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע , латинизированное : ʿêṣ Had-daʿaṯ ṭōḇ wā-rāʿ , [ʕesˤ Hadaʕaθ t ˤov wɔrɔʕ] ; латынь : Lignum scientiae boni et mali ) одно из двух конкретных деревьев в истории Эдемского сада в Бытие 2–3, наряду с деревом жизни . С другой стороны, некоторые ученые утверждают, что дерево познания добра и зла — это всего лишь другое название дерева жизни. [1]
В Бытии
[ редактировать ]Повествование
[ редактировать ]Бытие 2 повествует, что Бог помещает человека, Адама , в сад с деревьями, плоды которых он может есть, но запрещает ему есть от «дерева познания добра и зла». После того, как была дана эта команда, Бог создает женщину, Еву . В Бытие 3 змей уговаривает Еву вкусить запретный плод , а также позволяет Адаму вкусить его. Следовательно, Бог изгоняет их из сада .
Значение добра и зла
[ редактировать ]Фраза на иврите טוֹב וָרָע ( «тов ва-ра» ) буквально переводится как «добро и зло». Это может быть примером типа фигуры речи, известной как меризм , литературного приема , который объединяет противоположные термины вместе, чтобы создать общее значение, так что фраза «добро и зло» просто подразумевает «все». Это видно из египетского выражения «зло-добро», которое обычно означает «все». [2] Однако если под «деревом познания добра и зла» понимать дерево, плоды которого дают познание всего, эта фраза не обязательно обозначает моральную концепцию. Этой точки зрения придерживаются ряд учёных. [2] [3] [4]
Учитывая контекст непослушания Богу, другие интерпретации значения этой фразы также требуют рассмотрения. Роберт Альтер подчеркивает тот факт, что, когда Бог запрещает человеку есть плоды этого конкретного дерева, он говорит, что если он это сделает, он «обречен умереть». За этим стоит иврит в форме, регулярно используемой в еврейской Библии для вынесения смертных приговоров. [5]
Однако существует множество современных научных интерпретаций термина הדעת טוב ורע (Хадаат тов ва-ра «познание добра и зла») в Бытие 2–3, таких как мудрость, всеведение, сексуальные знания, моральное различение, зрелость. и другие качества. По мнению ученого Натана Френча, этот термин, вероятно, означает «знание для назначения наград и наказаний», предполагая, что знания, запрещенные Яхве, но тем не менее приобретенные людьми в Бытие 2–3, представляют собой мудрость для обладания высшей властью. [6]
Религиозные взгляды
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]Еврейские источники предполагают разные возможные названия дерева: смоковница (поскольку листья смоковницы использовались для одежды Адама и Евы после грехопадения), виноградная лоза (поскольку «ничто не приносит в мир плач так, как вино»), стебель пшеницы (как «ребенок не умеет говорить Отец и Мать, пока не попробует зерна»), [7] этрог Бытие (поскольку описание в 3:6 соответствует красивому внешнему виду плода этрога, [8] дерева этрог или якобы вкусная кора [9] ), или ореховое дерево. [10]
В еврейской традиции Древо познания и поедание его плодов символизируют начало смешения добра и зла. До этого времени они были разделены, и зло имело лишь туманное потенциальное существование. Хотя свободный выбор действительно существовал до того, как он съел плод, зло существовало как сущность, отдельная от человеческой психики, и желать его было не в человеческой природе. Поедание и усвоение запретного плода изменило ситуацию, и так родился ецер хара , злое начало. [11] [12]
По мнению Раши , грех произошел потому, что Ева добавила к божественному повелению дополнительный пункт: «И не прикасайся к нему». Сказав это, Ева добавила к повелению ЯХВЕ и тем самым умалила его, как написано: «Не прибавляйте к словам Его» ( Притчи 30:6 ). [13] Однако в « Иудейских легендах » именно Адам набожно запретил Еве прикасаться к дереву, хотя Бог упомянул только о вкушении плода. [14]
Согласно одному источнику, Ева также скормила плоды животным, что также привело к их гибели. [15]
В Каббале грех Древа Познания (называемого Хейт Эйц ХаДаат ) привел к выполнению великой задачи бейрурим — просеивания смеси добра и зла в мире, чтобы извлечь и высвободить заключенные в нем искры святости. [16] Поскольку зло больше не имело независимого существования, отныне оно зависело от святости, чтобы черпать Божественную жизненную силу, «остатками» которой оно затем питается и получает существование. [17] Как только зло отделяется от святости через бейрурим , его источник жизни отсекается, в результате чего зло исчезает. Это достигается посредством соблюдения 613 заповедей Торы, которые касаются прежде всего физических объектов, в которых добро и зло смешаны воедино. [18] [19] [20] Грех Дерева заставил присутствие Бога ( Шхину ) покинуть землю; [21] в каббале задача бейрурим исправляет грех Древа и заставляет Шхину вернуться.
христианство
[ редактировать ]В христианской традиции поедание плода с дерева познания добра и зла было первородным грехом, совершенным Адамом и Евой , который привел к падению человека в Бытие 3.
В католицизме учил , Августин Гиппонский что «дерево» следует понимать как символически, так и как настоящее дерево – подобно тому, как Иерусалим является одновременно реальным городом и прообразом Небесного Иерусалима . [22] Августин подчеркивал, что плоды этого дерева сами по себе не были злыми, потому что все, что создал Бог, «было хорошо» ( Бытие 1:12 ). Именно непослушание Адама и Евы , которым Бог велел не есть от дерева ( Бытие 2:17 ), вызвало беспорядок в творении. [23] таким образом, человечество унаследовало грех и вину от греха Адама и Евы. [24]
В западнохристианском искусстве плод дерева обычно изображается в виде яблока , родом из Центральной Азии . Это изображение, возможно, возникло как латинский каламбур: съев малум (яблоко), Ева заразилась малумом (злом). [25] [26] [27] Согласно Библии, нет ничего, что указывало бы на то, что запретным плодом дерева познания обязательно было яблоко. [28]
Гностицизм
[ редактировать ]Уникально то, что гностическая религия считала дерево полностью позитивным или даже священным. Согласно этой саге, именно архонты сказали Адаму и Еве не есть его плоды, прежде чем солгать им, заявив, что они умрут, попробовав его. Позже по сюжету эоны посылают из Плеромы инструктора, спасти чтобы человечество и раскрыть гнозис . Этот спаситель делает это, говоря Адаму и Еве, что употребление плода — это путь к спасению. Примеры повествования можно найти в гностических рукописях « О происхождении мира» и « Тайной книге Иоанна» . [29]
Манихейство , которое считалось гностической сектой, [30] также перекликается с этими представлениями, представляя изначальный аспект Иисуса как наставника. [31]
ислам
[ редактировать ]Коран Иблиса никогда не называет это дерево «деревом познания добра и зла», а скорее обычно называет его «деревом» или (по словам ) «деревом бессмертия». [32] Мусульмане верят, что когда Бог создал Адама и Еву, он сказал им, что они могут наслаждаться всем в саду, кроме этого дерева, и поэтому сатана явился им и сказал, что единственная причина, по которой Бог запретил им есть с дерева, заключается в том, что они станут ангелами. или бессмертный. [33]
Когда они ели от этого дерева, то явилась им нагота их, и они начали сшивать листья из сада для своего покрытия. [34] Коран называет этот грех «оговоркой». [35] Следовательно, они покаялись перед Богом и попросили у него прощения, [36] и были прощены. [37] В исламской традиции запретным плодом считается пшеница или ячмень, а не яблоко, как в западной христианской традиции. [38]
В Коране Аль-Араф 27 Бог утверждает:
[О] Дети Адама! Не позволяйте сатане искушать вас, когда он вывел ваших родителей из рая, сняв с них одежду, чтобы показать им их постыдные части. Воистину, он [сатана] видит тебя, он и его племя, откуда ты их не видишь. Мы сделали сатану друзьями тех, кто не верит.
Подобные изображения на аккадской печати.
[ редактировать ]Цилиндрическая печать , известная как цилиндрическая печать Адама и Евы , из постаккадских периодов в Месопотамии ( ок. 23–22 веков до н. э.) была связана с историей Адама и Евы . Ассиролог Джордж Смит (1840–1876) описал печать как имеющую две обращенные лицом друг к другу фигуры (мужчину и женщину), сидящих по обе стороны дерева и протягивающих руки к плодам, а между их спинами находится змея, свидетельствующая о том, что падение счет человека был известен еще в ранние времена Вавилонии . [39]
Британский музей оспаривает эту интерпретацию и считает, что это распространенное изображение того периода, изображающее мужское божество, которому поклоняется женщина, без каких-либо оснований связывать эту сцену с Книгой Бытия. [40]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маковецкий, Марк (12 декабря 2020 г.). «Распутанные ветки: райское дерево (а) и многоголосый WAW» . Журнал богословских исследований . 71 (2): 441–457. дои : 10.1093/jts/flaa093 . ISSN 0022-5185 .
- ^ Jump up to: а б Гордон, Сайрус Х.; Рендсбург, Гэри А. (1997). Библия и древний Ближний Восток (4-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Co., с. 36 . ISBN 978-0-393-31689-6 .
меризм.
- ^ Примечания Гарри Орлинского к Торе NJPS.
- ^ Вятт, Николас (2001). Пространство и время в религиозной жизни Ближнего Востока . А&С Черный. п. 244. ИСБН 978-0-567-04942-1 .
- ^ Альтер 2004 , с. 21.
- ^ Френч, Натан С. (2021). Теоцентрическая интерпретация הדעת טוב ורע: Познание добра и зла как знание для назначения вознаграждения и наказания . FRLANT 283. Ванденхук и Рупрехт (1-е изд.). Геттинген. ISBN 978-3-525-56499-8 . OCLC 1226310726 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) CS1 maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Вавилонский Талмуд , Берахот 40а.
- ↑ Рамбан, Левит 23:40.
- ^ Брейшит Раба 15:7
- ^ Действительно ли запретный плод был яблоком?
- ↑ Раши к Бытию 2:25.
- ^ Рамбан к Бытию 3:6
- ^ Раши, Бытие 3:3
- ^ Гинзберг, Луи (перевод Генриетты Сольд, 1913). Легенды евреев, Том. Я. Еврейское издательское общество Америки. п. 72.
- ^ Берешит Раба 19:5
- ↑ Послание 26, Уроки Тани, Игерет ха-Кодеш.
- ^ гл. 22, Таня, Ликутей Амарим
- ^ гл. 37, Уроки Тани, Ликутей Амарим
- ^ Тора Ор 3c
- ^ Торат Хаим Берешит 30а
- ^ Берешит Раба 19:7; Рамбан к Бытию 3:8
- ^ Августин, О буквальном значении Книги Бытия ( De Genesi adlitteram ), VIII, 4.8; Августинская библиотека 49, 20
- ^ Августин Гиппопотам, О буквальном значении Книги Бытия ( De Genesi ad Litteram ), VIII, 6.12 и 13.28, Bibliothèque Augustinniene 49,28 и 50–52; ПЛ 34, 377; ср. там же, De Trinitate , XII, 12.17; CCL 50, 371–372 [т. 26–31;1–36]; Добродушный 34–35; ЧСЭЛ 25, 872; ПЛ 42, 551–572
- ^ «Город Божий (книга XIII), глава 14» . Newadvent.org . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Адамс, Сесил (24 ноября 2006 г.). «Настоящий наркотик: был ли запретный плод в Эдемском саду яблоком?» . Прямой наркотик . Creative Loafing Media, Inc. Проверено 6 октября 2008 г.
- ^ Мартирис, Нина (30 апреля 2017 г.). « Потерянный рай»: как яблоко стало запретным плодом . NPR.com . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Эпплбаум, Роберт. «Говядина Агечика, икота Белча и другие гастрономические междометия» . Издательство Чикагского университета . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ https://biblehub.com/topical/a/apple.htm , дата обращения 01 января 2023 г.
- ^ Джеймс М. Робинсон (2007). «5-9». Священные Писания Наг-Хаммади . ХарперКоллинз . ISBN 9780060523787 .
- ^ Рул ван ден Брук ; Воутер Ханеграаф (1998). Гнозис и герметизм от древности до современности . СУНИ Пресс. п. 37. ИСБН 9780791436110 .
- ^ Хойзер, Манфред; Климкейт, Ханс-Иоахим (1998). Исследования манихейской литературы и искусства . Блестящий. п. 60. ИСБН 9789004107168 .
- ^ Коран 20:120
- ^ Коран 7:20
- ^ Коран 7:22
- ^ Коран 2:36
- ^ Коран 7:23
- ^ Коран 2:37
- ^ Тексты в пути в средневековом Средиземноморье. (2016). США: Издательство Пенсильванского государственного университета.
- ^ Митчелл, TC (2004). Библия в Британском музее: интерпретация доказательств (Новое изд.). Нью-Йорк: Паулист Пресс. п. 24. ISBN 9780809142927 .
- ^ Британский музей. « Цилиндрическая печать «Адам и Ева»» . Google Культурный институт . Проверено 6 апреля 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альтер, Роберт. Перевод с комментариями (2004). Пять книг Моисея . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-33393-0 .
- Найт, Дуглас (1990). Уотсон Э. Миллс (ред.). Библейский словарь Мерсера (2-е корр. издание). Мейкон, Джорджия: Издательство Университета Мерсера . ISBN 0-86554-402-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Древом познания добра и зла, на Викискладе?