Машья и Машьяна
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2014 г. ) |
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Согласно зороастрийской космогонии , Машья и Машьяна были первыми мужчиной и женщиной, чье потомство дало начало человеческому роду.
Этимология
[ редактировать ]Имена взяты из авестийского языка , номинально транслитерируются как машья и машьяне , но, как и другие авестийские слова, написание (и, следовательно, транслитерация) варьируется от рукописи к рукописи. Таким образом, Машья может также выглядеть как maṣ̌iiā , mašiiā или mašiiāi (и варианты).
Первоначально и этимологически Машья означает «смертное существо», поскольку древнеперсидское martya , персидское mard и даже санскритское martya также означают «смертный» и, следовательно, «человек». Корень слова «смерть» в Авесте и на санскрите — мар , г-н , «умереть». Каузатив мар означает «убивать». Его производные меретью / мртью означают «смерть»; марета и маретан означают «смертный», а затем «человек, человеческое существо» машья . Подробнее об этимологии вариантов аша и арта этих терминов см. в авестийской фонологии .
Сертификаты
[ редактировать ]Согласно мифу о творении , описанному в « Бундахишне» , шестым творением Ормузда является первобытный зверь Гайомарт , который не был ни мужчиной, ни женщиной. Ариман , Дух Зла, обитавший в Абсолютной Тьме, стремился уничтожить все, что создал Ормузд, и послал демоницу Джеха убить Гайомарда. В этом она преуспела, но Мах , луна, захватила его семя до того, как животное умерло, из которого затем выросла вся животная жизнь. Из трупа Гайомара выросло дерево, семена которого послужили источником всей растительной жизни, а из ветвей которого выросли Машья и Машьяна.
Они пообещали помочь Ормузду в его битве с Ариманом и родили пятнадцать пар близнецов, которые разбросаны по Земле и стали расой человечества.
Теории
[ редактировать ]индоевропейские связи с Аском и Эмблой Были предложены . В скандинавской мифологии Аск и Эмбла были первыми мужчиной и женщиной, созданными из деревьев и получившими различные дары жизни от трех богов. По словам Бенджамина Торпа , « Гримм говорит, что слово embla, emla, означает занятую женщину, от amr, ambr, aml, ambl, усердный труд; такое же родство с Мешиа и Мешиане, древними персидскими именами первых мужчины и женщины, которые также были образованы из деревьев». [1]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Торп (1907:337).
Ссылки
[ редактировать ]
- Торп, Бенджамин (Пер.) (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрена .