Змеиное семя
Доктрина о змеином семени , также известная как доктрина о двойном семени или доктрина о двух семенных линиях , представляет собой противоречивую и маргинальную христианскую религиозную веру , которая объясняет библейский рассказ о грехопадении человека , утверждая, что Змей спаривался с Евой в саду. из Эдема , и от их союза родился Каин . Результатом этого события стало создание двух рас людей: нечестивых потомков Змея, которым было суждено проклятие , и праведных потомков Адама, которым суждено было иметь вечную жизнь . Доктрина представляет человеческую историю как конфликт между этими двумя расами, в котором потомки Адама в конечном итоге одержат победу над потомками Змея.
Ириней ( ок. 180 ), отец ранней церкви , осудил идею первородного греха как прелюбодеяния между Евой и змеем в своей книге «Против ересей». [ 1 ] как « гностическая » ересь (возможно, поддерживаемая Валентином (100–160) и Евангелием от Филиппа ( ок. 350 ). [ нужна ссылка ] Оно также появлялось в средневековой еврейской литературе, в том числе в « Таргуме Псевдо-Ионафана» .
В 19 веке доктрина змеиного семени была возрождена американскими религиозными лидерами, которые хотели пропагандировать превосходство белой расы . Современные версии доктрины змеиного семени были разработаны в рамках учения британского израилизма Кэлом Тоттеном (1851–1908) и Расселом Келсо Картером (1849–1928). Дэниел Паркер (1781–1844) также отвечал за возрождение и продвижение этого учения среди примитивных баптистов . [ 2 ] Преподаватели христианской теологии идентичности , ответвившиеся от британского израилизма, проповедовали эту доктрину в начале двадцатого века и продвигали ее в Ку-клукс-клане , арийских нациях , Американской нацистской партии и других организациях сторонников превосходства белой расы. Приверженцы этого убеждения обычно используют его для оправдания антисемитизма и расизма, утверждая, что евреи или представители небелой расы являются потомками Каина и Змея , которых они по-разному интерпретируют как Сатану или разумное нечеловеческое существо , жившее до Адама и Канун . [ 3 ] [ 4 ]
Учение о змеином семени проявляется в нескольких различных формах. Уильям М. Бранхам (1909–1965), Арнольд Мюррей (1929–2014), Уэсли А. Свифт (1913–1970) и Сан Мён Мун (1920–2012) сыграли важную роль в распространении различных версий учения среди членов их соответствующие группы на протяжении всего 20 века. Во всем мире существуют миллионы приверженцев доктрины змеиного семени в рамках Бранхамизма и Церкви Объединения . В 2000 году в организации «Христианская идентичность» насчитывалось около 50 000 ее приверженцев. Антидиффамационная лига и различные христианские апологетические организации осудили расистские версии учения о змеином семени, заявив, что они несовместимы с учениями традиционного христианства, и обвинили своих сторонников в обострении расовых разногласий путем распространения ненависти .
Доктрина
[ редактировать ]На протяжении веков разрабатывались различные тонкие формы доктрины змеиного семени. В своей наиболее яркой современной форме оно объясняет библейское повествование о грехопадении человека, утверждая, что змей спарился с Евой в Эдемском саду , и потомком их союза стал Каин . В нем утверждается, что у Евы были отношения с Адамом во второй раз, а Авель и его младший брат Сиф были двумя потомками, появившимися на свет в результате этого союза. Оба этих события привели к созданию двух рас людей: первое событие привело к появлению нечестивых потомков Змея, которым было суждено проклятие, а второе событие привело к появлению праведных потомков Адама, которым было суждено иметь вечную жизнь. Доктрина представляет человеческую историю как конфликт между этими двумя расами, в котором потомки Адама в конечном итоге одержат победу над потомками Каина и Змея. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Бытие 3:14-15 [ 8 ] является основополагающим стихом учения. [ 9 ]
И сказал Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и всеми зверями! Ты будешь ползать на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И положу вражду между тобою и женщиной, и между твоим потомством и ее, он сокрушит твою голову, и ты ударишь его в пяту;
- Библия Бытие 3:14-15.
Эта доктрина часто используется для демонизации евреев и людей, принадлежащих к цветным расам , и оправдания жестокого обращения, жестокого обращения, порабощения или уничтожения с ними, называя их сатанинскими и недочеловеческими. Вариации доктрины утверждают, что потомки Змея не имеют души, поскольку частично произошли от животных и поэтому предназначаются для проклятия . Некоторые группы настроены явно воинственно по этому вопросу из-за своих тысячелетних учений, и в результате они верят, что в конце дней произойдет финальная битва, в которой чистая раса победит нечистую расу. [ 9 ] [ 5 ] [ 6 ]
Личность змея варьируется в зависимости от группы. Некоторые группы утверждают, что змей — это сам Сатана, в то время как другие группы утверждают, что змей — это животное, похожее либо на обезьяну, либо на человека. Некоторые группы придерживаются доадамитских взглядов, согласно которым змей был нечеловеческим существом, создание которого предшествовало сотворению Адама.
Идентичность семени змея также варьируется в зависимости от группы. «Арийские нации» , американская антисемитская, неонацистская группа, выступающая за превосходство белой расы, утверждает, что потомками змея являются все люди не североевропейского происхождения. Другие группы христианской идентичности утверждают, что потомки змея — либо евреи, либо африканцы . Уилльям Бранхам связал потомков змея с Хамом (библейским прародителем африканских народов), несколькими еврейскими деятелями, высокообразованными людьми и общественными преступниками. Арнольд Мюррей связал потомков Змея с « кенитами », группой людей, которые, по его мнению, проникли в некоторую часть еврейского общества. [ 10 ] В Церкви Объединения считается, что родословная всего человечества осквернена в результате отношений Евы со змеем. Однако супружеские пары могут изменить свое наследие, проведя Священную церемонию благословения брака , которая позволяет им стать приемными детьми своего нового Адама: Сон Мён Муна . [ 11 ]
Основное христианство
[ редактировать ]Основное христианство отвергает точку зрения о семени змея. Многие различные христианские группы систематически опровергают эту доктрину. Например, Министерство христианской апологетики и исследований указывает на Бытие 4:1. [ 12 ] чтобы опровергнуть учение. [ 13 ] Поскольку библейские записи прямо называют Адама отцом Каина, учение о семени змея считается несовместимым с протестантским учением о библейской непогрешимости .
Адам имел сношения со своей женой Евой, и она зачала и родила Каина...
- Бытие 4:1
Критики утверждают, что эта доктрина разжигает раскол и разжигает расизм, что делает ее нездоровой верой, несовместимой с христианством, поскольку сама вера ведет к греху . Одна христианская апологетическая группа заявляет: «Хотя идею не следует критиковать, если она неправильно применяется, уместно осуждать идею, когда она логически ведет к греху. Философия, которая учит, что некоторые расы или люди повсеместно являются сатанинскими, как, например, змей. Доктрина семени является одной из таких философий». [ 6 ] Также, писав на эту тему, преподобный Джон Брисби заявил: «Доктрина «Семени Змея» сегодня является отличительной чертой большинства радикальных групп ненависти . Будь то неонацисты , правые ополченцы или одна из многих других групп сторонников превосходства белой расы, большинство из них разделяют эту доктрину. Как они оправдывают свою ненависть к евреям, цветным и другим людям? Они считают, что эти люди вообще не настоящие люди!» [ 14 ]
Другая критика доктрины указывает на теологические последствия размытия интерпретации традиционного христианства доктрины первородного греха . Доктрина змеиного семени характеризует первородный грех как особенность генетической наследственности, а не как духовное состояние. [ 6 ] Основное христианство учит вере в то, что все люди являются духовными детьми сатаны, поскольку они родились в состоянии первородного греха. Обратившись в христианство , люди могут стать детьми Божьими посредством усыновления . Доктрина змеиного семени подрывает основные учения о христианском обращении, обучая вере в то, что только люди, произошедшие от Адама, являются неотъемлемыми детьми Бога, и эта вера классифицирует их как единственных людей, которым не нужно обращаться в христианство. Родословная Змеи неизлечима. [ 15 ]
История
[ редактировать ]Ранние учения
[ редактировать ]Валентин (100–160) продвигал доктрину, аналогичную доктрине о семени змея, поскольку в ней утверждается, что Ева спарилась со змеем и произвела на свет Каина. В его учении змей был проявлением эона по имени София, соблазнившего Еву. Учение Валентина было собрано в гностическом Евангелии от Филиппа ( ок. 350 г. ), где идея о том, что Ева соединилась со змеем или сатаной и произвела на свет Каина, находит свое самое раннее выражение. Похожий рассказ записан в гностическом апокрифе Иоанна , автором которого являются сифиане ( ок. 180 г. ). [ 16 ]
Сначала прелюбодеяние возникло , потом убийство . И он (Каин) был рожден в прелюбодеянии, ибо он был сыном змея. Итак, он стал убийцей, как и его отец, и убил своего брата. Действительно, всякий половой акт, произошедший между людьми, непохожими друг на друга, является прелюбодеянием.
- Евангелие от Филиппа 61:5-10.
Ириней записал часть учения и осудил его как ересь в своей книге «Против ересей» . [ 1 ] Объясняя и комментируя учение Валентина, Ириней утверждает:
[Они] хитро придумали план соблазнить Еву и Адама с помощью змея... эта (Ева) согрешила, совершив прелюбодеяние... Таковы мнения, которые преобладают среди этих людей, которые, подобно Лернейской гидре, Из школы Валентина произошел многоголовый зверь.
- Ириней, Против ересей, глава XXX. - Учения офитов и сифиан.
Средневековый иудаизм
[ редактировать ]Учение появилось также в средневековой иудаике. В своей книге 1957 года «Каин: Сын Змея » Дэвид Макс Эйххорн прослеживает представление о том, что Каин был сыном союза змея и Евы, к ранним еврейским мидрашам , которые были составлены между 800 и 1200 годами нашей эры. Эйххорн назвал раввинов, писавших на эту тему: [ 17 ] включая книгу 9-го века под названием «Пирке де-рабби Элиезер и Зоар» . [ 17 ] В их версии доктрины змеиного семени первой женой Адама была Лилит , а второй женой — Ева. Лилит овладела духом жены Бога, восстала против Адама и стала матерью всех демонов. Впоследствии Ева была соблазнена змеем и стала матерью расы злых людей. [ 17 ]
Более поздняя народная версия доктрины змеиного семени была довольно широко распространена в европейском христианстве в средние века и приписывала происхождение легендарных монстров, таких как Грендель , Каину. [ 18 ]
Арамейский содержит отрывки , текст Таргум Псевдо-Ионатан относящиеся к концепции змеиного семени. На таргум ссылается раввин Менахем Реканати (1250–1310) в своем «Перуш Аль ха-Тора». [ 19 ] [ 20 ] Возраст письма оспаривается. Анализ Беверли Мортенсен, проведенный в 2006 году , датирует «Таргум Псевдо-Джонатан» IV веком и считает его руководством для коэнов . [ 21 ] Анализ Гэвина Макдауэлла показал, что документ был создан в начале 1200-х годов, поскольку он включает выдержки из сочинений, датируемых 1100-ми годами. [ 22 ]
В Таргуме Псевдо-Ионатана змей — ангельское существо по имени Самаэль .
И увидела Женщина Саммаэля, ангела смерти, и испугалась; однако она знала, что это дерево полезно в пищу, что оно является лекарством для просветления глаз и желанным деревом, с помощью которого можно понимать. И взяла от плода его, и ела; и она дала с собою мужу своему, и он ел.
- Таргум, Псевдо-Ионафан Бытие 3:6.
И снова в Таргуме Псевдо-Ионатан..
И Адам узнал Хаву, свою жену, которая возжелала Ангела; и она зачала и родила Каина; и сказала она: приобрела я человека, Ангела Господня.
- Таргум, Псевдо-Ионафан Бытие 4:1
Итак, Адам знал свою жену Еву/Хаву, которая желала Ангела ( Самаэля ), также известного как «Змей, Сатана и Разрушитель» в иудаизме и Талмуде. А потом она родила Каина. В одном из рассказов Самаэль также считается отцом Каина . [ 23 ] [ 24 ] а также партнер Лилит . Отношения между Самаэлем и Лилит изображены в Сигиле Бафомета , официальном знаке Церкви Сатаны .
Современные истоки британского израилизма
[ редактировать ]Британский израильтянин вновь представил версию змеиного семени, начиная с середины 1800-х годов. [ 7 ] Небольшой круг министров в Соединенном Королевстве впервые начал разрабатывать то, что они назвали доктриной «посевной линии» в 1790-х годах. В учении о семенном роде говорилось, что на земле жили две расы людей: праведный чистый семя людей и неправедное нечистое семя людей. Ранние учения о доктрине семенных линий не предлагали истории происхождения этих двух групп. Первоначальная форма британского израилизма учила вере в то, что англосаксы произошли от потерянных колен Израиля и, следовательно, были частью чистой потомственной линии.
Британский израильизм берет свое начало от Ричарда Бразерса (1759–1824), который был одним из первых пропагандистов богословия и опубликовал трактат по этой теме в 1794 году. За ним последовали Джон Уилсон (1788–1870) и Эдвард Хайн (1825–1891). Братья продвигали это учение в середине 1800-х годов, и каждый из них также опубликовал книги по этой теме и приобрел большое количество последователей в различных христианских конфессиях. Элементы их учения постепенно стали популярными среди членов англиканской церкви . [ 25 ] [ 26 ] Каждый из них опубликовал книги по этой теме, а также приобрело растущее число последователей в различных христианских конфессиях. [ 25 ] [ 26 ] По данным Антидиффамационной лиги , самые ранние версии учения, похоже, не имели расовой мотивации, но ситуация начала меняться, когда теология была введена в Соединенных Штатах. [ 7 ] Теология пришла в Соединенные Штаты через британских израильских евангелистов в середине 19 века. Преподобный Джозеф Уильямс (1826–1882), иммигрировавший из Великобритании в США, вероятно, был первым таким евангелистом. Он читал лекции по этому предмету в Бостоне с 1874 года до своей смерти в 1882 году. Его учения по этому предмету были опубликованы в двух периодических изданиях: «Трио» и «Труба Израиля» . Преподобный Джозеф Уайлд (1834–1908) иммигрировал из Англии в Бруклин в 1880-х годах. Он стал выдающимся американским пропагандистом британского израилизма. Он опубликовал несколько книг на эту тему и оказал влияние на многих белых американцев своим учением. [ 27 ]
Дэниел Паркер (1781–1844) был одним из первых американских лидеров Примитивной баптистской церкви на юге Соединенных Штатов и основателем многочисленных церквей в Вирджинии , Кентукки , Теннесси , Иллинойсе и Техасе . Будучи старейшиной , Паркер возглавил группу, которая отделилась от этой церкви и сформировала организацию « Два семени в духе» — баптистов предопределения . [ 28 ] Паркер интегрировал доктрину змеиного семени в кальвинистское предопределение . Он соединил избранных с чистым семенем, а неизбранных — со змеиным семенем. [ 29 ] Паркер опубликовал свои убеждения в трактате, который он назвал «Взгляды на два семени» , когда он жил в Винсеннесе, штат Индиана, в 1826 году. Доктрина Паркера о семени определила змея как отца Каина и создателя злого нечистого семени. Первоначально Паркерс разработал и продвигал доктрину змеиного семени как ключевой аргумент в своей оппозиции иностранным христианским миссионерам . Паркер считал, что небелые расы, ставшие объектами иностранных миссий, были людьми, произошедшими от злого семени змея. Он заявил, что, поскольку «Бог спасет Своих собственных детей, а дети сатаны были предопределены к вечному наказанию, любой план миссии покажется нелепым». [ 30 ] Паркера назвали еретиком за то, что он преподавал это учение традиционным баптистам. [ 31 ] Влияние на убеждения Паркера неизвестно, поэтому он, возможно, пришел к своей версии доктрины змеиного семени самостоятельно или на него могли повлиять ранние учения Британского Израиля. Учение Паркера совпало с продвижением самой ранней формы полигенизма в Соединенных Штатах жителем Кентукки Чарльзом Колдуэллом , который считал, что небелые расы не могли произойти от Адама. Хотя учение Паркера не получило широкого признания, оно стало хорошо известно среди кальвинистских баптистов в Кентукки. [ 32 ] «Двухсемянные баптисты-предопределения всегда оставались небольшой группой. Религиозная перепись США 1906 года зафиксировала 781 члена. В 1938 году их было 98». [ 33 ]
В 1890-х годах Кэл Тоттен (1851–1908), бывший профессор военной науки Йельского университета , начал пропагандировать британский израильизм. Тоттен начал пропагандировать веру в то, что англосаксам было предназначено Богом править миром. [ 34 ] Также в 1890-х годах британский израильизм начал превращаться в формальную организацию, принявшую расовый подтекст. В 1886 году растущая группа сформировала Англо-израильскую ассоциацию , а в 1919 году эта группа переименовала себя во Всемирную Британско-Израильскую федерацию . Основной целью этой группы было содействие археологическим экспедициям, которые она хотела предпринять с целью обнаружения доказательств, подтверждающих ее убеждения. Группа оставалась небольшой, но приобрела более широкую международную привлекательность, когда начала принимать всех людей германского происхождения как часть праведного потомства потерянных колен Израиля. К 1930-м годам движение выросло и включало более 50 отделений в Соединенных Штатах, все из которых находились под руководством Уильяма Дж. Кэмерона , но движение Британского Израиля в значительной степени исчезло из поля зрения как во время, так и после Второй мировой войны . [ 34 ]
Большинство современных версий учения о змеином семени восходит к Тоттену и учениям о семенной линии, которые он продвигал в начале 20 века. Тоттен опубликовал несколько книг и интегрировал богословие Британского Израиля в адвентистское богословие . По словам профессора Джона Ф. Шамбера, работы Тоттена «вдохновили десятки евангелистов и религиозных писателей, в том числе преподобного Джона Х. Аллена , министра-основателя Церкви Бога (Святейшества) ; Чарльза Фокса Парэма (1873–1929), основателя из Движения пятидесятнической апостольской веры ; Виктор Моррис Тайлер , богатый промышленник и редактор ежеквартального журнала «Наша раса » преподобный Рубен Х. Сойер , священнослужитель христианской церкви и вербовщик клукс-клана ; Ку - , издатель и редактор « Стража Израиля ». [ 35 ]
Теология христианской идентичности
[ редактировать ]Часть серии о |
Христианская идентичность |
---|
Категория |
Преподобный Рассел Келсо Картер (1849–1928) был выдающимся служителем Церкви Бога (Святейшества) и последователем Тоттена. Он стал первым проповедником британского израильства, предложившим теорию происхождения змеиного семени. Картер предположил, что Каин был буквальным Сыном змея в своей книге «Древо познания », которую он опубликовал в 1894 году. Картер считал, что «огромное притяжение сексуального аппетита, вызванное возбужденным состоянием женщины», вызвало падение человечества в Эдемский сад. Он считал, что сатана использовал соблазнение Евы, чтобы уничтожить чистый род Божий «в его истоках». [ 36 ] Картер не стал размышлять о том, кем могли быть потомки Каина, но он связал праведное потомство с англосаксами. Учение Картера по этому вопросу впоследствии было интегрировано в общее учение британского израилизма и оказалось особенно привлекательным для членов Ку-клукс-клана и других сторонников превосходства белой расы, которые распространяли это учение в 20 веке. [ 36 ]
Теория Картера была очень похожа на теорию, впервые предложенную Дэниелом Паркером, который, возможно, оказал на него влияние. [ 36 ] Картер, возможно, также находился под влиянием преадамитовских и полигенистских теорий, которые продвигались в Соединенных Штатах в 19 веке. В 1875 году А. Лестер Хойл написал книгу под названием «Преадамиты, или кто искусил Еву?» В своей книге он утверждал, что произошло множество сотворений рас, но он утверждал, что только белая раса , отцом которой был Адам , была создана по образу и подобию Божьему. [ 37 ] Хойл также предположил, что Каин был «дворняжным отпрыском» в результате соблазнения Евы «соблазнительным монголом », с которым она неоднократно свидалась, тем самым заложив основу биотеологии сторонников превосходства белой расы, которая утверждает, что смешанные браки являются «мерзостью». Смешивая современное эволюционное мышление с доадамизмом, из Университета Вандербильта теистический эволюционист и геолог Александр Винчелл в своем трактате 1878 года «Адамиты и преадамиты» утверждал в пользу доадамического происхождения человечества, что негры были слишком низшими в расовом отношении, чтобы быть потомками Библейский Адам. [ 38 ]
По словам профессора Джона Шамбера, преподобный Филип Э. Дж. Монсон начал отделяться от традиционного британского израилизма и развивать теологию христианской идентичности. [ 39 ] В 1920-х годах Монсон опубликовал «Трон сатаны: враг нашей расы» , в котором принял теорию Картера о происхождении нечистой линии семян и объединил ее с антикатолицизмом . Монсон связал работу нечистой линии с деятельностью Католической церкви и Папы Римского . Идеи Монсона были популярны среди организаций сторонников превосходства белой расы в Соединенных Штатах. [ 39 ] Преподобный Уэсли А. Свифт (1913–1970), министр и бывший вербовщик Ку-клукс-клана и последователь Монсона, принял доктрину змеиного семени и теологию христианской идентичности и сыграл важную роль в продвижении учения среди сторонников превосходства белой расы в Соединенные Штаты. [ 36 ]
Свифт был служителем в Храме Ангелуса , церкви, которую часто посещал Уилльям Бранхам . Позже Свифт отделился и основал новую церковь, Церковь Иисуса Христа-Христианскую , которая позже была переименована в «Арийские нации» преемником Свифта Ричардом Гиртом Батлером . Свифт рукоположил нескольких служителей, которые помогали ему распространять богословие. Среди его помощников, которые помогали ему распространять учение о змеином семени, были два нациста , Орен Потито и Нойман Бриттон, а также видный лидер ККК Конни Линч . [ 40 ] Свифт и его коллеги-сторонники превосходства белой расы начали еще активнее продвигать эту доктрину в период десегрегации 1950-х и 1960-х годов. По мнению Свифта, потомки змея «нарушили Божественный закон, когда начали мутировать виды и смешивать расы». [ 36 ] Учение о змеином семени использовалось для оправдания расовой сегрегации и запрета межрасовых браков . [ 36 ]
Это также было в период десегрегации, когда Уильям Бранхам (1909–1965) и Арнольд Мюррей (1929–2014) впервые начали продвигать свои версии доктрины змеиного семени. Бранхам был самым успешным пропагандистом доктрины змеиного семени, и его версия была впоследствии принята миллионами его последователей. В эпоху десегрегации воинствующая форма доктрины поддерживалась, особенно группами христианской идентичности, поскольку ее тысячелетнее учение утверждает, что чистая раса проведет последнюю битву со злыми потомками змея, чтобы уничтожить их. [ 7 ] [ 36 ]
Батлер продолжал продвигать доктрину змеиного семени на протяжении всей своей жизни, и она продолжала широко освещаться на ежегодных собраниях Всемирного конгресса арийских наций в 1980-х и 1990-х годах. Учение Батлера по этому вопросу повлияло на Лигу христианской защиты , Американскую нацистскую партию , Христианский авангард , Дэвида Дьюка и современные организации ККК. [ 41 ]
Современные приверженцы
[ редактировать ]Уильям Бранхам
[ редактировать ]Уильям М. Бранхам (1909–1965), видный американский пятидесятнический служитель 1940-х и 1950-х годов, имевший связи с ККК, [ 42 ] также продвигал доктрину змеиного семени. [ 39 ] Бранхам учил вере, что змей вступал в половую связь с Евой, а их потомком был Каин . [ 43 ] Бранхам также учил вере, что современные потомки Каина маскируются под образованных людей и ученых. [ 44 ] наряду с верой в то, что потомки Каина были «большой религиозной группой внебрачных внебрачных детей» [ 32 ] [ 45 ] которые составляли большинство преступников общества. [ 46 ] Он считал, что змея была недостающим звеном между шимпанзе и человеком, а также предполагал, что змея, возможно, была человекоподобным гигантом. [ 47 ] Бранхам верил, что змей превратился в рептилию после того, как был проклят Богом. [ 47 ]
По словам Стивена Хасана, «проповеди Бранхама закладывают основу для убеждения в том, что чернокожие люди являются низшей расой». [ 48 ] Бранхам использовал термин «гибрид», чтобы описать все, что, по его мнению, было осквернено змеем. [ 48 ] Бранхам обвинил Еву в создании «гибридной» расы и дал возможность проследить гибридную линию Семени Змея от африканцев и евреев через Хама , библейского прародителя африканских народов, царя Ахава , Иуду Искариота , католиков и будущий Антихрист . [ 49 ] [ 47 ] [ 50 ]
Теперь Ной и его сыновья, которые выходят, Хам, Сим и Иафет , выходят в праведном ряду. Как семя [змея] смогло перебраться? Семя [змея] пришло в ковчег, точно так же, как это было в начале, через женщину, их жен. Они пронесли семя сатаны через ковчег, точно так же, как Ева упаковала семя сатаны, чтобы родить Каина через женщину. ... Обратите внимание на это сейчас. И оттуда вышел Хам, Хам с женой и все остальные. На него было наложено проклятие.
— Уильям Бранхам, Семя Змея, 28 сентября 1958 г.
Какая польза от того, что белая женщина захочет родить ребенка от цветного мужчины, который сделает его ребенком-мулатом? Это неразумно. ... Если бы я был цветным, или коричневым, или желтым, или красным, я был бы так же рад этому. Да, сэр. Я бы конечно сделал это. Именно такого хотел мой Создатель, и именно таким я являюсь. Верно. Почему человек хочет что-то испортить? Когда человек попадает в это, он разрушает это. Оставьте это в покое так, как это сделал Бог. Позвольте человеку быть тем, что он есть; по милости Божией пусть он будет. Но ему приходится устраивать сейчас большие суеты, призывая наших... вызывать беспорядки, и большие суеты, и все остальное по народам и по всему миру только потому, что он хотел о чем-то высунуть голову. Это невежество человека. Это верно; опять гибрид. Вместо того, чтобы оставить все так, как хочет Бог, он хочет идти своим путем. Знаешь, он должен что-то с этим сделать. Он должен сделать себе имя. Боже, будь милостив к нему. Это жалкая вещь.
— Уилльям Бранхам, Но с самого начала всё было не так, 11 апреля 1960 г.
Бог — сегрегационалист [ так в оригинале ]. Я тоже. Любой христианин – это сегрегация. Бог отделяет Свой народ от всех остальных. Они... Они всегда были сегрегацией. Он выбрал нацию. Он выбирает людей. Он сегрегационалист [ так в оригинале ]. Он создал все народы. Но тем не менее, настоящий истинный христианин должен быть сторонником сегрегации [ sic ]. Отделив себя от вещей мира и всего, и придя к одной цели, Иисусу Христу.
— Уильям Бранхам, «Кто, по вашему мнению, это?», 27 декабря 1964 г.
Майкл Баркун писал, что Бранхам был наиболее значительным сторонником расового учения за пределами движения «Христианская идентичность» и напрямую повлиял на их богословие. Учение Бранхама о змеином семени имело особенно важное значение для развития взгляда Идентичности на евреев как на семя Дьявола через Каина. Представление Бранхамом учения о змеином семени в 1958 году совпало с представлением Уэсли Свифта о демоническом происхождении евреев через змея в том же году. [ 51 ]
Бранхам рассказал историю, в которой он в частном порядке обсуждал веру в то, что чернокожие произошли от обезьян еще в 1929 году. Бранхам публично намекнул на свою веру в доктрину змеиного семени еще в 1953 году. [ 47 ] Впервые он начал преподавать змеиное семя в 1958 году, в разгар расовых волнений в Соединенных Штатах . Профессор Дуглас Уивер полагал, что Бранхам, возможно, познакомился с доктриной змеиного семени благодаря своим баптистским корням. Бранхам был крещен и рукоположен в Первой пятидесятнической баптистской церкви, пастором которой был Рой Дэвис , один из основателей, а затем и Имперский Волшебник второго Ку-клукс-клана . Бранхам, возможно, также вступил в контакт с церквями Кентукки, которые поддерживали доктрину Дэниела Паркера о двух семенах . [ 32 ] Профессор Джон Шамбер также рассмотрел учение Бранхама о змеином семени и ту роль, которую он сыграл в распространении этого учения. Шамбер также связал учение Бранхама о змеином семени с учениями Рассела Картера, которые были интегрированы в христианскую теологию идентичности и теологию двух семени Дэниела Паркера. [ 39 ] CBC связал Уилльяма Бранхама с Ку-клукс-кланом во время расследования 2017 года. [ 42 ] Принятие Бранхамом учения о змеином семени оттолкнуло большинство членов его пятидесятнической аудитории. По словам Перри Грина, приверженцы более широкого пятидесятнического движения считают версию доктрины змеиного семени Бранхама отвратительной и, по их мнению, это была «грязная доктрина… которая разрушила его служение». [ 52 ] Ни одна другая основная христианская группа не придерживалась подобной точки зрения; Бранхама широко критиковали за распространение учения. [ 52 ] но его последователи рассматривают это учение как одно из его величайших откровений. [ 52 ]
Есть миллионы приверженцев учения Уилльяма Бранхама о змеином семени. Компания Voice of God Recordings сообщила, что около двух миллионов человек подписываются на учения Бранхама через Евангелическую ассоциацию Уилльяма Бранхама. [ 53 ] Его последователи продолжают продвигать эту доктрину и в результате попали в международные новости из-за своих расовых взглядов в отношении учения. [ 54 ] [ 55 ] По словам Уивера, последователи Бранхама очень гордятся его учением о змеином семени, считая его «самым оригинальным откровением». Многие из его последователей не знают об истинном происхождении этой доктрины. [ 32 ] Столкнувшись с обвинениями в расизме, некоторые из его последователей отрицают, что учение о змеином семени имеет какое-либо отношение к превосходству белых или расизму. [ 56 ] По данным Южного юридического центра по борьбе с бедностью , «не все церкви Бранхама являются расистскими или придерживаются позиции против смешения рас», «но теология явно поощряет расизм». [ 57 ]
В 2014 году пастор Донни Рейган попал в новости в Соединенных Штатах за пропаганду расового учения Бранхама. Несколько новостных агентств назвали Рейгана «самым расистским пастором в Америке». [ 58 ] [ 56 ] Каку Филипп, лидер последователей Бранхама в Африке, был арестован в 2017 году за разжигание ненависти и приговорен к одному году тюремного заключения после проповеди во многих африканских странах о том, что черные должны быть покорными по отношению к белым. Филипп настаивал на том, что деколонизация Африки является грехом и что африканцы могут процветать только тогда, когда находятся в рабстве у европейцев. [ 59 ] [ 60 ]
Арнольд Мюррей
[ редактировать ]Телеевангелист Арнольд Мюррей (1929–2014), основатель Пастырской часовни и известный телеевангелист, проповедовал доктрину змеиного семени. Он принял веру в то, что евреи ( Иудейское царство ) произошли от Адама через Сифа , как описывает Библия. Однако он придерживался мнения, что кенеи были потомками Каина. Он также считал, что они проникли в северное Израильское царство . [ 61 ] Учение Мюррея оспаривается протестантскими апологетическим служением CARM и CRI . [ 62 ] [ 63 ]
Согласно Южному закону о бедности, Мюррей был рукоположен в сан министра в 1958 году Роем Гилласпи и Кеннетом Гоффом, двумя членами ККК и первыми проповедниками христианской идентичности. По крайней мере, до 1978 года Мюррей был лидером организации «Церковь Иисуса Христа» Гилласпи , основанной Уэсли Свифтом. Мюррей также был связан с Институтом крестовой подготовки солдат Гоффа, где преподавали христианскую идентичность. Дэн Гейман, самый известный лидер христианской идентичности 1980-х годов, посещал институт. [ 64 ]
Объясняя свои убеждения в «Библии пастыря» 1979 года, Мюррей объяснил, что кенеи были отпрысками змея, которые «проскользнули среди еврейского народа в Иерусалиме и заявляют, что являются избранным Богом народом, хотя на самом деле они от Люцифера». [ 64 ] Связывая кеннитов с современным еврейским народом, Мюррей объяснил, что «в 1967 году… Иерусалим пал перед кеннитами во время шестидневной войны». [ 64 ] В другой проповеди Мюррей сказал, что кениты «несут ответственность за убийство Христа». [ 64 ] Хотя его учение изображало евреев потомками Люцифера, Мюррей настаивал на том, что его убеждения не были антисемитскими. [ 64 ]
Движение христианской идентичности
[ редактировать ]Приверженцы теологии превосходства белой расы , известной как христианская идентичность с двумя семенными линиями , не верят , что евреи являются избранным народом Божьим, потому что, по их мнению, только белые люди являются потомками Адама и, следовательно, избранным народом Божьим. По их убеждению, представители всех других рас произошли от Каина и, таким образом, произошли от сатаны, особенно евреи и чернокожие. Это убеждение было популяризировано Уэсли А. Свифтом ( Христианская Церковь Иисуса Христа ), Конрадом Гаардом , Дэном Гейманом. [ 65 ] [ 66 ] ( Церковь Израиля ) и Уильям Поттер Гейл среди других. [ 67 ] Противоположная фракция называется «Христианская идентичность одной линии», потому что ее приверженцы придерживаются мнения, что все люди произошли от Адама, но они верят, что только арийцы (имеются в виду жители Северной Европы) являются избранным Богом народом. [ 3 ] [ 4 ] [ 68 ] [ 69 ] Последователи Christian Identity «верят, что они находятся или собираются вступить во времена Скорби , великой битвы между добром и злом, в которой они примут участие». [ 7 ]
Группы, которые придерживаются теологии христианской идентичности, включают арийские нации, Лигу христианской защиты и Ку-клукс-клан. [ 70 ] В 2000 году Южный центр по борьбе с бедностью подсчитал, что в Соединенных Штатах насчитывается 50 000 приверженцев теологии христианской идентичности. [ 40 ]
Церковь Объединения
[ редактировать ]Церковь Объединения преподает версию доктрины змеиного семени, по крайней мере, с 1961 года. Сон Мён Мун учил, что Падение человека произошло, когда Ева была сексуально соблазнена сатаной , и с тех пор человеческая родословная была загрязнена. Мун считал, что и Каин, и Авель физически произошли от Адама и Евы, но учил, что «Каин находится в положении сына сатаны». [ 71 ] Мун называл светское общество и религиозных людей за пределами Церкви Объединения «людьми Каина». [ 72 ] Члены Церкви Объединения верят, что посредством священной церемонии благословения брака супружеские пары отделяются от рода Адама и Евы и прививаются к безгрешному роду Бога как приемные дети своего нового Адама: Сон Мён Муна. Первая из таких церемоний состоялась в 1961 году. [ 11 ] [ 73 ]
Адам и Ева пали из-за греха незаконной любви, преступления, которое нарушило Божий идеал истинной любви. До грехопадения, когда они были стеснены заповедью [не есть плод], Адам и Ева находились в несовершенном состоянии, то есть в периоде своего взросления. Архангел Люцифер, которого символизировал змей, искушал Еву, и она духовно пала вместе с ним. Затем она соблазнила Адама съесть плод до того, как пришло время, и они физически упали. ... По этому принципу Бог разделил падших Адама и Еву надвое через двоих их детей. Каин представлял сатану, а Авель — безгрешного Адама. Поэтому Бог поместил Авеля, второго сына, во внутреннее положение. Авель представлял собой вторую любовь между Адамом и Евой, в которой было меньше злых элементов, тогда как Каин был плодом первой любви. Бог взял Авеля, потому что отношения Адама и Евы были более принципиальными, чем первые отношения между Евой и архангелом. ... Религиозные люди, которых Бог благословил, берут на себя роль Авеля, тогда как светские люди, не знающие Бога и могут иметь обиду на религию, выступают в роли Каина.
- Мун Сон Мён, Всемирные Писания II, стр. 248, 256, 1139.
В Мировых Писаниях Церковь Объединения использует выдержки из Корана , Мидраша Рабба , Бахира , Стромат и Зигмунда Фрейда в поддержку своей интерпретации. [ 74 ] Мун посещал множество различных христианских церквей в 1930-х и 1940-х годах как в Корее, так и в Японии, а также знакомился с британскими миссионерами и пятидесятниками. [ 75 ] Возможно, в этот период он познакомился с учениями семенной линии.
Пикареум - это родственный ритуал, который проводится членами нескольких новых корейских религиозных движений , в котором преданная женщина занимается сексом с лидером-мужчиной ( который утверждает, что является мессией ), чтобы очистить своих потомков от унаследованного греха. [ 76 ] [ 77 ] Целью этого ритуала является устранение первородного греха, который (как и в классической доктрине змеиного семени) считался совершенным, когда Ева занималась сексом со змеем. [ 76 ] Британский религиовед Джордж Криссайдс также отметил, что были случаи, когда мессианским лидером была женщина, а неофитом - мужчина. [ 76 ] Человек, получивший такое посвящение, затем вступит в половую связь со своим супругом, и чистота, полученная от мессианского лидера, будет передана как супругу, так и потомству супруга. [ 76 ] Самым известным корейским новым религиозным движением, которое столкнулось с обвинениями в совершении пикареума, является ранняя Церковь Объединения Сан Мён Муна; [ 77 ] однако Криссайдс отмечает, что, помимо использования языка, который предполагает очищение греховных родословных, нет никаких фактических доказательств того, что этот ритуал происходит в рамках движения Объединения. [ 76 ]
См. также
[ редактировать ]- Антисемитизм в христианстве
- Знак позора
- Проклятие и знак Каина
- Проклятие Хама
- Хазарская гипотеза о происхождении ашкенази
- Офиты
- Полигенизм
- Преадамиты
- Религиозный антисемитизм
- Теория заговора рептилий
- Роберт Дьявол
- Скопцы , тоже трактовали Грехопадение сексуализированно, хотя и совсем по-другому.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «ANF01. Апостольские отцы с Иустином Мучеником и Иринеем - Эфирная библиотека христианской классики» . Ccel.org. 13 июля 2005 г. Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ «Примитивные баптисты» . Primitivebaptist.info. Архивировано из оригинала 1 июля 2012 года . Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Боргесон, Кевин; Валери, Робин (2008). «3: Христианская идентичность» . Терроризм в Америке . Издательство Джонс и Бартлетт . стр. 52–55. ISBN 978-0-7637-5524-9 . Проверено 20 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Мартин, Гас (2006). Понимание терроризма: вызовы, перспективы и проблемы (2, иллюстрированное изд.). МУДРЕЦ. стр. 453–454. ISBN 1-4129-2722-6 . Проверено 20 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «СЕМЯ ЗМЕИ И СЕМЯ ЖЕНЩИНЫ» . Библейская церковь Искупителя. 10 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Доктрина Змеиного Семени – что это такое?» . Есть вопросы Министерства.
- ^ Jump up to: а б с д и «Христианская идентичность» . Антидиффамационная лига . Проверено 19 июля 2021 г.
- ^ Бытие 3: 14–15.
- ^ Jump up to: а б «Занималась ли Ева сексом с сатаной? Змеиное семя. Взгляд на Бытие 3:15» . Христианский исследовательский институт . 4 августа 2017 г.
- ^ Шамбер, стр. 6-11
- ^ Jump up to: а б Ямамото, Дж. Исаму (2016). Церковь Объединения . Зондерван.
- ^ Бытие 4:1
- ^ «Змеиное семя и кенеи» . Министерство христианской апологетики и исследований. 6 января 2002 г.
- ^ Брисби, Джон. «Ересь Семени Змея» .
- ^ «Проверка доктрины Змеиного Семени» . 119 министерств. 10 апреля 2019 г.
- ^ Байрон, с. 18
- ^ Jump up to: а б с Каин: Сын Змея . Книги Росселя. 1985. ISBN 0-940646-19-6 .
- ^ Рут, Джеймс Эдвард (1905). Два исследования по теории баллады о Беовульфе . Балтимор: Компания JH Furst . Проверено 24 апреля 2021 г. - через Google Книги.
- ^ «Комментарий к Торе раввина Менахема Маркнати-Реканти, Менахема бен Биньямина (стр. 84 из 309)» . www.hebrewbooks.org .
- ^ «Комментарий к Торе раввина Менахема Маркнати-Реканти, Менахема бен Биньямина (стр. 85 из 309)» . www.hebrewbooks.org .
- ^ Священство в Таргуме Псевдо-Ионафан: Обновление профессии (Исследования арамейской интерпретации Священного Писания 4), Brill Academic Publishers, 2006 г.
- ^ Макдауэлл, Гэвин (2021). «Дата и происхождение Таргума Псевдо-Ионатана: свидетельства Пирке де Рабби Элиэзера и Хроник Моисея» . Арамейские исследования . 19 : 121–154. дои : 10.1163/17455227-bja10018 . S2CID 236622964 . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ Патай, Рафаэль (2015). Энциклопедия еврейского фольклора и традиций . Лондон: Рутледж . п. 463. ИСБН 978-1317471714 .
- ^ Еврейская энциклопедия - Самаэль
- ^ Jump up to: а б Палата, с. 2
- ^ Jump up to: а б Гарделл, Маттиас (2003). Боги крови: языческое возрождение и белый сепаратизм . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. п. 372.
- ^ Палата, с. 3
- ^ «Толкование Священного Писания – ересь «двух семени» . Архивировано из оригинала 1 июля 2012 года . Проверено 12 февраля 2008 г.
- ^ Палата, с. 12
- ^ Ли, О. Макс (1962). Доктрина Дэниела Паркера о двух семенах (PDF) . Луисвилл, Кентукки: Южная баптистская теологическая семинария.
- ^ Ли, с. 25
- ^ Jump up to: а б с д Уивер 2000 , с. 125.
- ^ Альберт В. Уордин-младший. Баптисты Теннесси: всеобъемлющая история, 1779–1999 гг . Брентвуд, Теннесси: Исполнительный совет Баптистской конвенции Теннесси. стр. 110–11, 145–46. 458.
- ^ Jump up to: а б Палата, с. 5
- ^ Палата, с. 4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Палата 2000 , с. 12.
- ^ Кидд, Колин (2006). Формирование рас: раса и Священное Писание в протестантском атлантическом мире, 1600–2000 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-79729-0 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Смит, Кристиан (2003). Светская революция . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-23000-0 . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Палата 2000 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Палата 2000 , с. 6.
- ^ Шамбер 2000 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Луптон (25 сентября 2017 г.). «Как мертвый американский евангелист вдохновляет оскорбляемых уличных проповедников Лондона» .
- ^ Уивер 2000 , с. 98.
- ^ Уивер 2000 , с. 113.
- ^ Мориарти 1992 , с. 50.
- ^ Кидд 1998 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д Уивер 2000 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Хасан, Стивен (28 сентября 2021 г.). «Расистские последствия церквей посланий Уилльяма Бранхама» . Институт свободы разума . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Баркун 1997 , с. 162.
- ^ Ленни, Том (9 сентября 2021 г.). «Рецензия: Проповедник за белыми капюшонами» . Пророчество сегодня, Великобритания . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Баркун 1997 , стр. 160–162.
- ^ Jump up to: а б с Уивер 2000 , с. 123.
- ^ «Часто задаваемые вопросы» . Записи Голоса Бога . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ «Пастор Донни Рейган в вирусной проповеди протестует против межрасовых браков» . News.Com.Au.
- ^ Молодые турки. «Является ли Бог расистом? Пастор разглагольствует против межрасовых младенцев в церкви Хэппи-Вэлли» . Ютуб. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года.
- ^ Jump up to: а б Блэр, Леонардо. «Братан Донни Рейган извиняется; Черч объясняет свое послание, говоря, что он не расист, он «просто не вступает в межрасовые браки» » . Христианская почта .
- ^ «ПАСТОР ТЕННЕССИ ТАНДЕРС ПРОТИВ МЕЖРАСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ» . Южный юридический центр по борьбе с бедностью . 24 мая 2014 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ «Видео проповедника из Джонсон-Сити против межрасовых браков стало вирусным» . Джонсон Сити Пресс. 18 февраля 2014 г.
- ^ Черус, Джон (9 февраля 2019 г.). «Берег Слоновой Кости Помилован Каку Филипп» . КОАЦИ . Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ Люси Сарр, Абиджан (9 июля 2017 г.). «Апостол самопровозглашенного «единственного пророка Бога на земле» арестован в Западной Африке» . Проверено 21 марта 2022 г.
- ↑ Страница ответов на вопросы Часовни пастыря. Архивировано 16 февраля 2010 года в Wayback Machine . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Мэтт Слик, Змеиное семя и кениты , критикуя учение Арнольда Мюррея и Часовню пастыря. Министерство христианской апологетики и исследований . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Арнольд Мюррей и Часовня пастыря , критика со стороны Христианского исследовательского института . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Популярный телеевангелист из Арканзаса говорит, что его теология о «кенитах» не является антисемитской. Факты говорят об обратном» . Южный юридический центр по борьбе с бедностью . 8 мая 2008 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «Экстремизм в Америке: Дэн Гейман» . Антидиффамационная лига . 2005. Архивировано из оригинала 29 сентября 2012 года . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ «Христианская идентичность» . Товарищество сторожей . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Льюис, Джеймс Р.; Йеспер Агаард Петерсен (2005). Спорные новые религии (иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета, США. стр. 394–395. ISBN 0-19-515682-Х . Проверено 20 февраля 2009 г.
- ^ Добрац, Бетти А.; Шанкс-Мейле, Стефани Л. (2000). Белое сепаратистское движение в США (иллюстрированное ред.). JHU Пресс . п. 134. ИСБН 0-8018-6537-9 . Проверено 20 февраля 2009 г.
- ^ Баркун, Майкл (2006). Культура заговора (иллюстрированное ред.). Издательство Калифорнийского университета. п. 124. ИСБН 0-520-24812-0 . Проверено 20 февраля 2009 г.
- ^ Шамбер, стр. 7-8
- ^ Хван Квак, стр.256
- ^ Хван Квак, с. 254–256
- ^ Хван Квак, стр.252
- ^ Хван Квак, с. 247–248
- ^ Брин, Майкл (1997). Сан Мён Мун: Ранние годы 1920-53 . Херстпирпойнт, Западный Суссекс, Великобритания: Книги о прибежищах. ISBN 978-0953163700 .
- ^ Jump up to: а б с д и Криссайдс, Джордж (1991). Пришествие Сан Мён Муна: истоки, верования и практики Церкви Объединения . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина . стр. 102–105. ISBN 978-0312053475 .
- ^ Jump up to: а б Барлоу, Ричард (2017). «Движение Объединения: ключевые проблемы в исторической перспективе» . В Галлахере, Юджин В. (ред.). «Культовые войны» в исторической перспективе: новые религии и религии меньшинств . Лондон: Рутледж . стр. 127–129. ISBN 978-1-4724-5812-4 .
Источники
[ редактировать ]- Баркун, Майкл (1997). Религия и правые расисты: истоки движения за христианскую идентичность . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0-8078-4638-4 .
- Байрон, Джон (2011). Каин и Авель в тексте и традиции: еврейские и христианские интерпретации первого соперничества между братьями и сестрами . БРИЛЛ. ISBN 978-9004192522 .
- Церковь Объединения (2008). Хван Квак, Чанг (ред.). Всемирные Писания II (PDF) . Федерация всеобщего мира .
- Кидд, Рональд А.Н. (1998). Исцеление на протяжении веков: модели для понимания . Hendrickson Publishers, Inc. ISBN 9789004192522 .
- Мориарти, Майкл (1992). Новые харизматики . Зондерван. ISBN 978-0-310-53431-0 .
- Шамбер, Джон Ф. (2000). Мистический антисемитизм и движение за христианскую идентичность (PDF) . Стоктон, Калифорния: Тихоокеанский университет.
- Уивер, К. Дуглас (2000). Целитель-Пророк: Уильям Маррион Бранхам (Исследование пророчества в американском пятидесятничестве) . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-865-54710-0 .
- Христианство и антисемитизм
- Бранхамизм
- Христианская идентичность
- Христианская мифология
- Христианская терминология
- Христианское богословие Библии
- Гностицизм
- Ересь в христианстве
- Каббала
- Каббалистические слова и словосочетания
- Протестантское богословие
- Верования Церкви Объединения
- Адам и Ева
- Змеи в религии
- Каин и Авель