Skoptsy
Скопцы [ 1 ] (Russian: скопцы , IPA: [skɐpˈtsɨ] ; sg. скопец " eunuch ") were a cult [ 2 ] в рамках более широкого движения духовного христианства в Российской империи . Они были наиболее известны тем, что практиковали кастрацию мужчин, мастэктомию и калечащие операции на женских половых органах в соответствии со своим учением против сексуальной похоти . [ 3 ] Описательный термин «скопцы» был придуман Русской Православной Церковью . [ 4 ]
Секта возникла в конце 18 века. Он достиг пика своей популярности в начале 20-го века, но был практически уничтожен Советским Союзом при Иосифе Сталине . [ 5 ]
Верования и практики
[ редактировать ]
Скопцы — это множественное число от слова «скопец », в то время это был русский термин, обозначающий «кастрат» (в современном русском языке этот термин стал ограничиваться обозначением секты, в его общем значении заменен заимствованными словами евнух е́внух, т.е. евнух, и ) кастрат кастрат . ). [ 6 ]
Скопцы называли себя «белыми голубями » . Их целью было совершенствование человека путем искоренения первородного греха , который, как они считали, пришел в мир в результате первого совокупления Адама и Евы . Они верили, что человеческие гениталии были истинным признаком Каина и что истинное послание Иисуса Христа включало практику кастрации, что сам Иисус был кастратом и что его примеру последовали апостолы и раннехристианские святые. [ 7 ]
Они верили, что человеческие гениталии были знаком первородного греха и что после изгнания из Эдемского сада Адаму и Еве привили к своим телам половинки запретного плода , образовав яички и груди . [ 8 ] Таким образом, удаление этих половых органов вернуло скопцам первозданное состояние до первородного греха. Скопцы утверждали, что они исполняют совет Христа о совершенстве в Евангелии от Матфея 19:12. [ 9 ] и 18:8–9. [ 10 ]
Существовало два вида кастрации: «малая печать» и «большая печать». Для мужчин «малое уплотнение» означало удаление только яичек, тогда как «большое уплотнение» включало либо удаление полового члена , либо кастрацию (удаление как пениса, так и яичек). Мужчины, подвергшиеся «большой печати», использовали коровий рог при мочеиспускании. Первоначально кастрации и кастрации совершались раскаленным железом, что называлось «огненным крещением». Однако позже скопцы перешли к использованию ножей или бритв, причем утюг служил лишь для остановки кровотока. Они также перекручивали мошонку, разрушая семенные пузырьки и останавливая поток спермы.
У женщин скопцы удаляли соски или всю грудь. Иногда они просто шрамировали грудь. Также часто удаляли малые половые губы и клитор . Анестетики они не использовали. [ 3 ]
Операции обычно выполняли старейшины. Во время операции произнесли фразу «Христос воскрес!» [ 3 ]
История
[ редактировать ]
Скопцовское движение возникло в 1760-х годах из бичующей секты хлыстов . Ее основателем был беглый крестьянин, впоследствии известный под именем Кондратий Иванович Селиванов, бывший приверженец хлыстской секты некой Акулины Ивановны в Орловской губернии . [ 11 ] Селиванов основал свою секту в селе Сосновка под Моршанском , называя себя «Сыном Божьим» и «Искупителем»: Община последователей Селиванова, насчитывавшая 246 человек, предстала перед судом в 1772 году. Селиванов был признан виновным в том, что подговорил тринадцать других крестьян кастрировать себя. Первоначально он бежал, но был задержан в 1775 году и сослан в Нерчинск , Сибирь. [ 12 ]
Его последователи организовались, чтобы найти и освободить его. Он был найден живущим в Иркутске , ему удалось бежать и переехать в Москву в 1795 году. В 1797 году он переехал в Санкт-Петербург , где, по свидетельствам скопцев, его беседовал с царем Павлом I. Он утверждал, что является отцом царя, Петром III (убитым в 1762 году), после чего Павел I поместил его в сумасшедший дом Обуховской больницы.
Освобожден в 1802 году. Следующие восемнадцать лет, до 1820 года, он жил в Петербурге, в доме одного из своих учеников. Он получил двойное почтение как Христос и царь, назвав себя одновременно царем Петром III и вернувшимся Христом . Петр был популярен среди раскольников (диссидентов), потому что даровал им свободу совести , а среди крестьян потому, что при грабеже монастырей [ нужны разъяснения ] он разделил их земли между рабочими. [ нужна ссылка ] Селиванов претендовал на титул «Бог богов и Царь царей » и провозглашал спасение верующих посредством кастрации.
Селиванову удалось обрести последователей даже среди высших слоев Петербурга. Когда генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович узнал, что двое его племянников, а также несколько членов гвардейских полков и матросов являются членами секты, он обратился к императорскому правительству с просьбой вмешаться. В конце концов, в июне 1820 года было решено еще раз арестовать Селиванова и заключить его в Спасо-Евфимиев монастырь ( монастырь Святого Евфимия ) в Суздале , где он оставался до своей смерти в 1832 году, якобы на сотом году своего существования. [ 13 ] Во время его пребывания в Суздале его сторонники продолжали добиваться его освобождения. Хотя в этом было отказано, Селиванов мог свободно принимать посетителей в монастыре, и его последователи поклонялись ему там. Он также оставил сочинения, известные под названиями « Послание » и «Жатва» (Страды), а также девять писем, адресованных священнику Сергееву. [ ВОЗ? ] .
Несмотря на яростные расследования Третьего отдела (царской тайной полиции), Скоптисизм не исчез после смерти Селиванова, скандалы продолжали возникать. Секта установила свое присутствие в Санкт-Петербурге, Москве, Моршанске и Одессе, а затем в Бухаресте и Яссах в Румынии, куда члены секты бежали из-за преследований со стороны российских властей. К 1866 году в секте насчитывалось 5444 члена (3979 мужчин и 1465 женщин). Хотя скоптисизм предписывал кастрацию в качестве предварительного условия для входа в рай, лишь меньшинство членов (703 мужчины и 100 женщин) подверглись телесным увечьям. [ 14 ] Александр Дюма, отец , пишет о секте, называя их scopsis , в конце своего отчета о своем путешествии по Кавказу, «Le Caucase, Memoires d'un Voyage», 1858: [ 15 ] где он встретил их в Грузии. В книге «Идиот » Федор Достоевский упоминает, что дом Парфена Семеновича Рогожина сдается скопцам-квартирантам. [ 16 ] Достоевский также упоминает Скопцев в романе 1872 года «Бесы» и романе 1880 года «Братья Карамазовы» .
Репрессивные меры применялись наряду с насмешками: скопцы-мужчины одевались в женскую одежду маршировали и в дурацких шапках по деревням. В 1876 году было сослано 130 скопцев. [ где? ] [ нужна ссылка ] . Чтобы избежать преследования, некоторые члены секты эмигрировали, в основном в Румынию , где некоторые из них смешались со старообрядческими ссыльными, известными как липоване . Румынский писатель И. Л. Караджале признает, что к концу XIX века всеми конными извозчиками в Бухаресте управляли русские скопцы ( Scopiţi по- румынски ). Хотя закон в России был строгим — каждый евнух был обязан зарегистрироваться, — популярность скопцизма не уменьшалась. Скопцы стали называться ростовщиками , [ 17 ] и скамейка, известная как «Скамейка Скопца». [ почему? ] стоял в Питере [ где? ] на протяжении многих лет.
В начале 20 века у скопцев могло быть до 100 000 последователей, хотя репрессии продолжались, а члены секты подвергались суду. [ 17 ] Усиление репрессий и коллективизации в Советском Союзе сократило их число до нескольких тысяч в 1929 году, когда власти устроили широко разрекламированный массовый суд над сектой. [ 18 ]
Лев Троцкий в репортаже из Румынии в 1913 году писал о скопцах в районе Добруджи, которые работали извозчиками и играли преобладающую роль в местной торговле лошадьми. [ 19 ] Патрик Ли Фермор в «Разбитой дороге» описывает свои встречи (в 1933/4 году) с двумя «Скапцами» (так в оригинале) в бухарестской таверне и в качестве пассажира в их конном экипаже: «Они разговаривали странно высокими голосами на языке, который сначала звучал как болгарский, но вскоре оказался — судя по меняющимся гласным и плавным звукам — русским». [ 20 ]
Оливия Мэннинг в книге «Большая удача» (1960) описывает скопцев-возчиков Бухареста на основе своего визита в 1939 году. [ 21 ]
По данным Большой советской энциклопедии , в 1947 году секта еще действовала на территории СССР. [ 22 ] Считается, что к 1970-м годам он практически исчез. [ 23 ] хотя есть спорные моменты [ как? ] отчеты выживших общин в Латвии в 1990-е годы. [ 24 ] [ мертвая ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также транслитерируется как Skoptzy , Skoptzi , Skoptsi , Skopzi , Scoptsy и т. д.
- ^ Тюльпе, Ирина; Торчинов, Евгений (01.01.2000). «Секта кастратов («скопцов») в истории, учении и религиозной практике России» . Международный журнал трансперсональных исследований . 19 (1 стр. 77–87). дои : 10.24972/ijts.2000.19.1.77 . ISSN 1321-0122 .
- ^ Перейти обратно: а б с Энгельштейн, Лаура. «От ереси ко вреду: самокастраторы в гражданском дискурсе позднецарской России» (PDF) . Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ Рубин, Невилл (апрель 1963 г.). «Рецензии на книгу: АФРИКАНСКИЕ ПАТРИОТЫ МЭРИ БЕНСОН Лондон, Faber & Faber, 1963. 310 стр. 36 с» . Раса . 5 (1): 96–97. дои : 10.1177/030639686300500117 . ISSN 0033-7277 .
- ^ Скрипник, Олег (25 августа 2016 г.). «Скопцы: История русской секты, искалеченной за свои убеждения» . Россия за пределами . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ Эткинд, Александр (март 2019 г.). «Эрос невозможного» . Вествью Пресс . дои : 10.4324/9780429040115 .
- ^ Фрик (2005) , с. 456.
- ^ «Религиозные обряды маори» , «Религия и мифология маори» , Cambridge University Press, стр. 38–50, 1 декабря 2011 г. , получено 2 августа 2024 г.
- ^ Матфея 19:12 : «Ибо есть скопцы, которые родились из чрева матери своей, и есть скопцы, которые сделались скопцами из человеков, и есть скопцы, которые сделали себя скопцами для Царства Небесного. ради. Кто может принять, пусть получит».
- ^ « От Матфея 18: 8–9 : «Итак, если рука твоя или нога соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь хромым или увечным, нежели иметь две руки или две». ноги будут брошены в огонь вечный. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную».
- ^ Селиванов, Кондратий in: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
- ^ Биллингтон, Джеймс Х.; Успенский, Борис; Руди, Стивен (январь 1979 г.). «Семиотика русской иконы» . Русское обозрение . 38 (1): 129. дои : 10.2307/129116 . ISSN 0036-0341 .
- ^ His year of birth was variously reported as 1720, 1730, 1732 and 1740. Селиванов, Кондратий in: Большая биографическая энциклопедия.
- ^ Ф. фон Штейн (Гота): Скопзенская секта в России в ее истоках, организации и доктрине. Представлено по данным самых достоверных источников. В: Журнал этнологии - Орган Берлинского общества антропологии, этнологии и предыстории , том. 7 (1875), 66–67 .
- ^ Дюма, Александр, отец (1858). Кавказ, Воспоминания о путешествии .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Уильям Дж. Комер. «Рогожин и «кастраты»: русские религиозные традиции в «Идиоте» Достоевского». Славянский и восточноевропейский журнал 40, вып. 1 (1996): 85-99.
- ^ Перейти обратно: а б Штатный писатель (06.10.1910). «Скопцы под судом» . Нью-Йорк Таймс . п. 6 . Проверено 19 декабря 2007 г.
- ^ Нехамкин С. Членовредители, 80 лет назад (1929 г.) в СССР прошли судебные процессы над сектой скопцов ("80 years ago (i.e., in 1929), there were trials against the Skoptsy sect in the USSR"), Аргументы недели. — № 11 (149), 19 March 2009.
- ^ Лев Троцкий, Балканские войны 1912-13: Военная переписка Льва Троцкого, Сидней, 1980 г.
- ^ Фермор, Патрик Ли (20 января 2015 г.). Разбитая дорога: от Железных ворот до горы Афон . Нью-Йоркское обозрение книг. п. 167. ИСБН 978-1-59017-779-2 .
- ^ Мэннинг, Оливье (1960). Великая удача . Стрелка. п. 30.
- ^ Александр Кампов, Секты и сектантская идеология в России Archived 2017-11-07 at the Wayback Machine .
- ^ Лейн (1978) , стр. 94–95.
- ^ Кон. ГАЙВОРОНСКИЙ, Скопский хутор Archived 2023-05-08 at the Wayback Machine "СМ", Riga, 22 August 1999.
Ссылки
[ редактировать ]- Анатоль Леруа-Болье, Империя царей (англ. пер., 1896), т. 1, с. iii.
- Э. Пеликан, Историко-медицинские исследования скопцентума в России (Гиссен, 1876 г.)
- К. К. Грасс, Тайное Священное Писание Скопцена (Лейпциг, 1904 г.)
- К. К. Грасс, Русские секты (Лейпциг, 1907 и т. д.).
- Энгельштейн, Лаура (1999). Кастрация и Царство Небесное: Русская народная сказка . Итака, Нью-Йорк : Издательство Корнельского университета . ISBN 0-8014-3676-1 .
- Фрик, Карл Р.Х. (2005). Свет и тьма. Гностико-теософские и масонско-оккультные тайные общества до начала XX века . Том 2. Висбаден: Марикс Верлаг. ISBN 3-86539-044-7 .
- Лейн, Кристель (1978). Христианская религия в Советском Союзе: социологическое исследование ( Google Книги ) . Олбани, Нью-Йорк : SUNY Press . ISBN 0-87395-327-4 . Проверено 19 декабря 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Скопцы ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в- Панченко, Александр. «Странная вера» и кровавый навет
- Секта кастратов («скопцов») в России: история, преподавание и религиозная практика Ирины А. Тюльпе и Евгения А. Торчинова
- От ереси к вреду: самокастраторы в гражданском дискурсе позднецарской России, Лаура Энгельштейн (Глава 1 PDF)
- История тайных обществ Аркона Дараула [1]