Jump to content

Skoptsy

Скопцы [ 1 ] (Russian: скопцы , IPA: [skɐpˈtsɨ] ; sg. скопец " eunuch ") were a cult [ 2 ] в рамках более широкого движения духовного христианства в Российской империи . Они были наиболее известны тем, что практиковали кастрацию мужчин, мастэктомию и калечащие операции на женских половых органах в соответствии со своим учением против сексуальной похоти . [ 3 ] Описательный термин «скопцы» был придуман Русской Православной Церковью . [ 4 ]

Секта возникла в конце 18 века. Он достиг пика своей популярности в начале 20-го века, но был практически уничтожен Советским Союзом при Иосифе Сталине . [ 5 ]

Верования и практики

[ редактировать ]
Скопцы мужчина и женщина с «большой печатью».
Желтый картуш
Красный картуш
Половые органы скопчанина (слева) и женщины (справа).

Скопцы — это множественное число от слова «скопец », в то время это был русский термин, обозначающий «кастрат» (в современном русском языке этот термин стал ограничиваться обозначением секты, в его общем значении заменен заимствованными словами евнух е́внух, т.е. евнух, и ) кастрат кастрат . ). [ 6 ]

Скопцы называли себя «белыми голубями » . Их целью было совершенствование человека путем искоренения первородного греха , который, как они считали, пришел в мир в результате первого совокупления Адама и Евы . Они верили, что человеческие гениталии были истинным признаком Каина и что истинное послание Иисуса Христа включало практику кастрации, что сам Иисус был кастратом и что его примеру последовали апостолы и раннехристианские святые. [ 7 ]

Они верили, что человеческие гениталии были знаком первородного греха и что после изгнания из Эдемского сада Адаму и Еве привили к своим телам половинки запретного плода , образовав яички и груди . [ 8 ] Таким образом, удаление этих половых органов вернуло скопцам первозданное состояние до первородного греха. Скопцы утверждали, что они исполняют совет Христа о совершенстве в Евангелии от Матфея 19:12. [ 9 ] и 18:8–9. [ 10 ]

Существовало два вида кастрации: «малая печать» и «большая печать». Для мужчин «малое уплотнение» означало удаление только яичек, тогда как «большое уплотнение» включало либо удаление полового члена , либо кастрацию (удаление как пениса, так и яичек). Мужчины, подвергшиеся «большой печати», использовали коровий рог при мочеиспускании. Первоначально кастрации и кастрации совершались раскаленным железом, что называлось «огненным крещением». Однако позже скопцы перешли к использованию ножей или бритв, причем утюг служил лишь для остановки кровотока. Они также перекручивали мошонку, разрушая семенные пузырьки и останавливая поток спермы.

У женщин скопцы удаляли соски или всю грудь. Иногда они просто шрамировали грудь. Также часто удаляли малые половые губы и клитор . Анестетики они не использовали. [ 3 ]

Операции обычно выполняли старейшины. Во время операции произнесли фразу «Христос воскрес!» [ 3 ]

Kondratii Selivanov  [ ru ] , founder of Skoptsy-movement. Drawing from early 19th century.

Скопцовское движение возникло в 1760-х годах из бичующей секты хлыстов . Ее основателем был беглый крестьянин, впоследствии известный под именем Кондратий Иванович Селиванов, бывший приверженец хлыстской секты некой Акулины Ивановны в Орловской губернии . [ 11 ] Селиванов основал свою секту в селе Сосновка под Моршанском , называя себя «Сыном Божьим» и «Искупителем»: Община последователей Селиванова, насчитывавшая 246 человек, предстала перед судом в 1772 году. Селиванов был признан виновным в том, что подговорил тринадцать других крестьян кастрировать себя. Первоначально он бежал, но был задержан в 1775 году и сослан в Нерчинск , Сибирь. [ 12 ]

Его последователи организовались, чтобы найти и освободить его. Он был найден живущим в Иркутске , ему удалось бежать и переехать в Москву в 1795 году. В 1797 году он переехал в Санкт-Петербург , где, по свидетельствам скопцев, его беседовал с царем Павлом I. Он утверждал, что является отцом царя, Петром III (убитым в 1762 году), после чего Павел I поместил его в сумасшедший дом Обуховской больницы.

Освобожден в 1802 году. Следующие восемнадцать лет, до 1820 года, он жил в Петербурге, в доме одного из своих учеников. Он получил двойное почтение как Христос и царь, назвав себя одновременно царем Петром III и вернувшимся Христом . Петр был популярен среди раскольников (диссидентов), потому что даровал им свободу совести , а среди крестьян потому, что при грабеже монастырей [ нужны разъяснения ] он разделил их земли между рабочими. [ нужна ссылка ] Селиванов претендовал на титул «Бог богов и Царь царей » и провозглашал спасение верующих посредством кастрации.

Селиванову удалось обрести последователей даже среди высших слоев Петербурга. Когда генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович узнал, что двое его племянников, а также несколько членов гвардейских полков и матросов являются членами секты, он обратился к императорскому правительству с просьбой вмешаться. В конце концов, в июне 1820 года было решено еще раз арестовать Селиванова и заключить его в Спасо-Евфимиев монастырь ( монастырь Святого Евфимия ) в Суздале , где он оставался до своей смерти в 1832 году, якобы на сотом году своего существования. [ 13 ] Во время его пребывания в Суздале его сторонники продолжали добиваться его освобождения. Хотя в этом было отказано, Селиванов мог свободно принимать посетителей в монастыре, и его последователи поклонялись ему там. Он также оставил сочинения, известные под названиями « Послание » и «Жатва» (Страды), а также девять писем, адресованных священнику Сергееву. [ ВОЗ? ] .

Несмотря на яростные расследования Третьего отдела (царской тайной полиции), Скоптисизм не исчез после смерти Селиванова, скандалы продолжали возникать. Секта установила свое присутствие в Санкт-Петербурге, Москве, Моршанске и Одессе, а затем в Бухаресте и Яссах в Румынии, куда члены секты бежали из-за преследований со стороны российских властей. К 1866 году в секте насчитывалось 5444 члена (3979 мужчин и 1465 женщин). Хотя скоптисизм предписывал кастрацию в качестве предварительного условия для входа в рай, лишь меньшинство членов (703 мужчины и 100 женщин) подверглись телесным увечьям. [ 14 ] Александр Дюма, отец , пишет о секте, называя их scopsis , в конце своего отчета о своем путешествии по Кавказу, «Le Caucase, Memoires d'un Voyage», 1858: [ 15 ] где он встретил их в Грузии. В книге «Идиот » Федор Достоевский упоминает, что дом Парфена Семеновича Рогожина сдается скопцам-квартирантам. [ 16 ] Достоевский также упоминает Скопцев в романе 1872 года «Бесы» и романе 1880 года «Братья Карамазовы» .

Репрессивные меры применялись наряду с насмешками: скопцы-мужчины одевались в женскую одежду маршировали и в дурацких шапках по деревням. В 1876 году было сослано 130 скопцев. [ где? ] [ нужна ссылка ] . Чтобы избежать преследования, некоторые члены секты эмигрировали, в основном в Румынию , где некоторые из них смешались со старообрядческими ссыльными, известными как липоване . Румынский писатель И. Л. Караджале признает, что к концу XIX века всеми конными извозчиками в Бухаресте управляли русские скопцы ( Scopiţi по- румынски ). Хотя закон в России был строгим — каждый евнух был обязан зарегистрироваться, — популярность скопцизма не уменьшалась. Скопцы стали называться ростовщиками , [ 17 ] и скамейка, известная как «Скамейка Скопца». [ почему? ] стоял в Питере [ где? ] на протяжении многих лет.

В начале 20 века у скопцев могло быть до 100 000 последователей, хотя репрессии продолжались, а члены секты подвергались суду. [ 17 ] Усиление репрессий и коллективизации в Советском Союзе сократило их число до нескольких тысяч в 1929 году, когда власти устроили широко разрекламированный массовый суд над сектой. [ 18 ]

Лев Троцкий в репортаже из Румынии в 1913 году писал о скопцах в районе Добруджи, которые работали извозчиками и играли преобладающую роль в местной торговле лошадьми. [ 19 ] Патрик Ли Фермор в «Разбитой дороге» описывает свои встречи (в 1933/4 году) с двумя «Скапцами» (так в оригинале) в бухарестской таверне и в качестве пассажира в их конном экипаже: «Они разговаривали странно высокими голосами на языке, который сначала звучал как болгарский, но вскоре оказался — судя по меняющимся гласным и плавным звукам — русским». [ 20 ]

Оливия Мэннинг в книге «Большая удача» (1960) описывает скопцев-возчиков Бухареста на основе своего визита в 1939 году. [ 21 ]

По данным Большой советской энциклопедии , в 1947 году секта еще действовала на территории СССР. [ 22 ] Считается, что к 1970-м годам он практически исчез. [ 23 ] хотя есть спорные моменты [ как? ] отчеты выживших общин в Латвии в 1990-е годы. [ 24 ] [ мертвая ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также транслитерируется как Skoptzy , Skoptzi , Skoptsi , Skopzi , Scoptsy и т. д.
  2. ^ Тюльпе, Ирина; Торчинов, Евгений (01.01.2000). «Секта кастратов («скопцов») в истории, учении и религиозной практике России» . Международный журнал трансперсональных исследований . 19 (1 стр. 77–87). дои : 10.24972/ijts.2000.19.1.77 . ISSN   1321-0122 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Энгельштейн, Лаура. «От ереси ко вреду: самокастраторы в гражданском дискурсе позднецарской России» (PDF) . Проверено 10 ноября 2019 г.
  4. ^ Рубин, Невилл (апрель 1963 г.). «Рецензии на книгу: АФРИКАНСКИЕ ПАТРИОТЫ МЭРИ БЕНСОН Лондон, Faber & Faber, 1963. 310 стр. 36 с» . Раса . 5 (1): 96–97. дои : 10.1177/030639686300500117 . ISSN   0033-7277 .
  5. ^ Скрипник, Олег (25 августа 2016 г.). «Скопцы: История русской секты, искалеченной за свои убеждения» . Россия за пределами . Проверено 17 июля 2023 г.
  6. ^ Эткинд, Александр (март 2019 г.). «Эрос невозможного» . Вествью Пресс . дои : 10.4324/9780429040115 .
  7. ^ Фрик (2005) , с. 456.
  8. ^ «Религиозные обряды маори» , «Религия и мифология маори» , Cambridge University Press, стр. 38–50, 1 декабря 2011 г. , получено 2 августа 2024 г.
  9. ^ Матфея 19:12 : «Ибо есть скопцы, которые родились из чрева матери своей, и есть скопцы, которые сделались скопцами из человеков, и есть скопцы, которые сделали себя скопцами для Царства Небесного. ради. Кто может принять, пусть получит».
  10. ^ « От Матфея 18: 8–9 : «Итак, если рука твоя или нога соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь хромым или увечным, нежели иметь две руки или две». ноги будут брошены в огонь вечный. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную».
  11. ^ Селиванов, Кондратий in: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
  12. ^ Биллингтон, Джеймс Х.; Успенский, Борис; Руди, Стивен (январь 1979 г.). «Семиотика русской иконы» . Русское обозрение . 38 (1): 129. дои : 10.2307/129116 . ISSN   0036-0341 .
  13. ^ His year of birth was variously reported as 1720, 1730, 1732 and 1740. Селиванов, Кондратий in: Большая биографическая энциклопедия.
  14. ^ Ф. фон Штейн (Гота): Скопзенская секта в России в ее истоках, организации и доктрине. Представлено по данным самых достоверных источников. В: Журнал этнологии - Орган Берлинского общества антропологии, этнологии и предыстории , том. 7 (1875), 66–67 .
  15. ^ Дюма, Александр, отец (1858). Кавказ, Воспоминания о путешествии . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Уильям Дж. Комер. «Рогожин и «кастраты»: русские религиозные традиции в «Идиоте» Достоевского». Славянский и восточноевропейский журнал 40, вып. 1 (1996): 85-99.
  17. ^ Перейти обратно: а б Штатный писатель (06.10.1910). «Скопцы под судом» . Нью-Йорк Таймс . п. 6 . Проверено 19 декабря 2007 г.
  18. ^ Нехамкин С. Членовредители, 80 лет назад (1929 г.) в СССР прошли судебные процессы над сектой скопцов ("80 years ago (i.e., in 1929), there were trials against the Skoptsy sect in the USSR"), Аргументы недели. — № 11 (149), 19 March 2009.
  19. ^ Лев Троцкий, Балканские войны 1912-13: Военная переписка Льва Троцкого, Сидней, 1980 г.
  20. ^ Фермор, Патрик Ли (20 января 2015 г.). Разбитая дорога: от Железных ворот до горы Афон . Нью-Йоркское обозрение книг. п. 167. ИСБН  978-1-59017-779-2 .
  21. ^ Мэннинг, Оливье (1960). Великая удача . Стрелка. п. 30.
  22. ^ Александр Кампов, Секты и сектантская идеология в России Archived 2017-11-07 at the Wayback Machine .
  23. ^ Лейн (1978) , стр. 94–95.
  24. ^ Кон. ГАЙВОРОНСКИЙ, Скопский хутор Archived 2023-05-08 at the Wayback Machine "СМ", Riga, 22 August 1999.
[ редактировать ]

 В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Скопцы ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ba0cffb2f259f40c98a39a1f404cc44__1723146480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/44/2ba0cffb2f259f40c98a39a1f404cc44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Skoptsy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)