Хлысты
Хлысты или : Хлысты (русский Хлысты , IPA: [xlɨˈstɨ] , букв. «кнуты») — подпольная духовно-христианская секта, возникшая в России в 17 веке.
Традиционно считается, что секта была основана в 1645 году Данило Филипповичем, хотя письменных свидетельств, подтверждающих это утверждение, нет. Верования и практики ее членов включали экстатические ритуалы, поклонение харизматическим лидерам и отказ от священства и священных книг. Они верили в прямое общение со Святым Духом и практиковали ритуал радения («ликование»), который характеризовался танцами, говорением на языках и пророчествованием .
На протяжении всей своей истории хлысты подвергались обвинениям в сексуальной безнравственности и подвергались преследованиям со стороны других религиозных групп и правительства. В 18 веке доктринальные изменения привели к расколам, и к 1970-м годам осталось лишь несколько изолированных групп. Хлысты имели значительное влияние на другие русские сектантские движения, такие как скопцы , духоборы и молокане . Русский мистик Григорий Распутин в народной молве ассоциировался с хлыстами, но историки сходятся во мнении, что он не был членом секты.
Имя
[ редактировать ]Члены секты называли себя разными именами, в том числе «люди божьи» ( люди божьи ), «последователи веры Христовой» ( христоверы ), [ 1 ] или просто «Христы» ( Христи ). [ 2 ] Название «Хлысты» — уничижительный термин, применяемый критиками секты. Происхождение термина является спорным. Вероятно, это искажение вышеупомянутого самоназвания группы «Кристи» , но также может отсылать к практике секты ритуального самобичевания ; русское слово хлысть означает «кнут» или «тонкий прут». [ 1 ] [ 3 ]
Также возможно, что это слово связано с греческим словом «хилиасте» (означающим «хилиаст» или « милленарист »). [ 4 ]
Происхождение
[ редактировать ]По устному преданию, секта была основана в 1645 году Даниилом Филипповым (или Даниилом Филипповичем), костромским крестьянином и беглым солдатом. Говорили, что он стал «живым богом» после того, как Господь Саваоф сошел на него на Городинской горе Владимирской области . Он передал своим ученикам двенадцать заповедей, которые запрещали (помимо прочего) половые сношения, питье и ругань. крестьянина Позже он назвал своим преемником Ивана Суслова, муромского . Суслов, превращенный Филипповым в «нового Христа», приобрел последователей из двенадцати апостолов, а также женщину, которой был присвоен титул « Богородицы ». Предание гласит, что Суслов был дважды распят российскими властями, но каждый раз воскресал из мертвых. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
Нет никаких письменных доказательств, подтверждающих эту историю или подтверждающих существование Филиппова. Первые исторические упоминания о хлыстах встречаются в трудах старообрядцев — христианской общины, сопротивлявшейся 17 века реформам Русской государственной церкви . Старообрядцы осуждали хлыстов как еретиков, а предупреждения о них можно найти в письмах примерно 1670-х годов. Православная церковь также напала на хлыстов; Димитрий Ростовский Против них писал в «Исследовании о раскольнической вере» (ок. 1709). [ 7 ]
Суслов умер около 1716 года, и тогда новым «Христом» стал Прокофий Лупкин. Устное предание утверждает, что Лупкин был сыном Филиппова, но вряд ли это соответствует действительности. [ 8 ]
Лупкин был торговцем и использовал свои частые поездки в такие места, как Углич и Венев, для организации тайных собраний для своих последователей. Он призывал своих последователей поклоняться в манере староверов, например, креститься двумя пальцами вместо трех. [ 9 ] но он также поручил им посещать государственную церковь и причащаться. Многие хлысты, в том числе жена и сын Лупкина, даже приняли монашество. Лупкин также делал крупные пожертвования Церкви, что помогло защитить секту от преследований. [ 10 ]
Верования и практики
[ редактировать ]Хлысты отказались от священства, священных книг и почитания святых (кроме Богородицы ). Они верили в возможность прямого общения со Святым Духом и воплощения Его в живых людях. [ 5 ] Каждый из их лидеров был «живым богом», и каждая община (или «ковчег») имела своих «Христа» и «Богородицу», назначаемых общим лидером секты. [ 3 ] [ 11 ] Более того, они верили, что Святой Дух может сойти на любого из них во время состояния экстаза, которого они достигали во время ритуала радения («ликования»).
Этот ритуал, составлявший основу их богослужения, совершался в дни святых праздников. Прихожане собирались вечером в заранее оговоренном месте, например, в доме члена церкви. Они снимали верхнюю одежду и входили в священное пространство в одной нижней рубашке. После периода пения или повторения Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»), некоторые из молящихся чувствовали, как на них сходит Дух Святой, и начинали дико танцевать, пророчествуя. на непонятном языке . Это продолжалось полчаса или больше, пока танцоры не падали в обморок от изнеможения. Наконец, они делились священной трапезой из орехов, хлеба, выпечки и кваса . [ 12 ]
Хлысты практиковали крайний аскетизм , чтобы подготовиться к принятию Святого Духа в свои тела. Они воздерживались от алкоголя и часто голодали по несколько дней или недель. Хотя брак разрешался в практических целях, «поскольку помощь жены была необходима крестьянину», вступать в половую связь даже с собственной женой считалось грехом. [ 13 ] С этим умерщвлением плоти была связана практика самобичевания , которая часто сопровождала обряд радения .
Российский писатель Эдвард Радзинский описал ритуал радения , свидетелем которого он стал на острове Чечень в 1964 году: [ 14 ]
В белых льняных рубахах, надетых на обнаженные тела, они спустились в подвал крестьянской избы. Там в сухом подвале зажгли свечи. В полумраке запели что-то святое – как потом объяснили, стих из пасхального канона: «Видя, радуемся, ибо Христос воскрес». После этого маленький старичок с радостными светлыми глазами – местный Христос – начал читать хлыстскую молитву при мерцающем свете свечей. И тогда он с юношеской энергией начал «радоваться», то есть дико кружиться на месте, крестясь и беспрестанно хлестал себя по телу. Хор пел молитвы, голоса их молились все яростнее, все горячее и страстнее, так что некоторые из них уже кричали и рыдали. Но в этот момент старик остановился в своем кружении и дико закричал: «Братья! Братья! Я чувствую это, Святой Дух! Бог внутри меня!» И он начал пророчествовать, выкрикивая бессвязные звуки, к которым примешивались слова: «О, Дух!» «О, Боже!» «О, Духовный Лорд!» После этого начинался главный общинный обряд «ликования», или всеобщего кружения и танцев.
Радзинский говорит, что они называли кружащийся танец «духовным пивом» из-за его опьяняющего эффекта. Он сообщает, что после того, как танец продолжался еще некоторое время, молящиеся упали на пол: «И на этом все закончилось. Но, видимо, только потому, что я присутствовал». [ 14 ] Радзинский утверждает, что в некоторых ковчегах хлысты в этот момент занимались «групповым грехом» — бешеной сексуальной оргией, которая, по их мнению, очистила их от похотей плоти. [ 15 ] Точно так же К. Л. Сульцбергер в своей книге «Падение орлов » пишет, что «главная идея хлыстов заключалась в том, что спасения можно достичь только полным покаянием и что это становится гораздо более достижимым для того, кто действительно согрешил. может получить прощение», — такова была практическая сторона хлысты». [ 16 ]
Другие ученые опровергли эти слухи. Фредерик Корнуоллис Конибер , ссылаясь на исследование Карла Конрада Грасса, пишет: [ 17 ]
[Хлыстов] обвиняли в том, что они заканчивали свои радении или религиозные танцы массовым развратом, причем сначала гасили свет. Грасс очень тщательно и беспристрастно исследует доказательства и отвергает эту историю как клевету. Единственное, что придает ему окраски, это то, что часто, когда экстазы заканчиваются, измученные служители падают на пол и спят до рассвета: мужчины на одной стороне квартиры, женщины на другой. Это вместо того, чтобы сразу отправиться домой, является необходимостью, продиктованной либо климатом, либо страхом перед российской полицией, у которой подозрения могут возникнуть, если они отправятся домой в поздний час.
Историк Джозеф Т. Фурманн утверждает, что «отколовшиеся группы практиковали «святое общение», но большинство хлыстов были набожными пятидесятниками , осуждавшими такое поведение». [ 18 ]
Преследование
[ редактировать ]Обвинения в сексуальной безнравственности преследовали секту с первых дней ее существования и спровоцировали многочисленные правительственные расследования. [ 19 ]
В 1717 году Лупкин и еще двадцать других хлыстов были арестованы в Угличе . Их продержали пять месяцев, в течение этого времени их допрашивали и избивали. Пока некоторые из его сторонников оставались под стражей, Лупкину удалось договориться о собственном освобождении с помощью взятки в 300 рублей. [ 20 ] Несмотря на официальное раскаяние, он продолжал возглавлять движение до своей смерти в 1732 году. [ 21 ]
С 1733 по 1739 год специально созданная правительственная комиссия арестовала сотни подозреваемых в хлысте, обвиняя их в участии в сексуальных оргиях и ритуальном детоубийстве . Эти обвинения неоднократно опровергались, но комиссия все же осудила более трехсот человек. Они вынесли приговоры к каторжным работам, избиениям и увечьям ноздрей и языка, многих заключенных отправили в ссылку в Сибирь или Оренбург . [ 22 ]
Однако хлысты не испугались и продолжили тренировки. Некоторые из сосланных в ссылку начали распространять движение по Сибири. Поэтому в 1745 году была сформирована новая комиссия, на этот раз использовавшая «гораздо более жестокие методы допроса». [ 23 ] Эта комиссия, хотя и добилась ложных признаний в сексуальных отклонениях и каннибалистическом общении и отправила в ссылку еще 200 человек, также не смогла искоренить движение. [ 23 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Около 1750 года внутри секты произошли некоторые доктринальные изменения, и они стали известны как Постники («постники»). Лидеры секты теперь считались «олицетворениями Христа», а не просто принимали у себя его дух. Обычным членам больше не считалось возможным получить Святой Дух во время радения , хотя ритуал по-прежнему занимал центральное место в их богослужении. [ 24 ]
В 1840 году от Постников откололась новая отколовшаяся секта. Называя себя израильтянами, они вскоре после этого снова разделились на Старый Израиль и Новый Израиль . Верования последней группы значительно отошли от традиционных учений хлыстов. [ 24 ] и секта до сих пор существует в Уругвае . [ 25 ]
Эти расколы ослабили движение, и их численность начала сокращаться. К началу двадцатого века численность хлыстов оценивалась примерно в сто тысяч. [ 26 ] Сообщалось, что до начала Первой мировой войны в России проживало около 20 000 новых израильтян, 15 000 старых израильтян и 3 000 постников. К 1970-м годам осталось лишь «несколько изолированных групп». [ 24 ]
Влияние
[ редактировать ]Говорят, что хлысты были «корнем всего русского сектантства», породив такие секты, как скопцы , духоборы и молокане . [ 27 ]
Связь с Распутиным
[ редактировать ]Григорий Распутин дважды (в 1903 и 1907 годах) находился под следствием Тобольской духовной консистории по обвинению в распространении хлыстовского учения. Оба расследования были закрыты без обнаружения каких-либо доказательств против него. [ 28 ] но народная молва продолжала связывать Распутина с сектой. [ 29 ]
К. Л. Сульцбергер в 1977 году утверждал, что Распутин «перенял философию (если не было доказано членство)» хлыстов. [ 16 ]
В «Человеке за мифом» , соавтором которого является дочь Распутина Мария , утверждается, что Распутин посетил несколько хлыстских собраний за годы до своего приезда в Санкт-Петербург, но в конечном итоге разочаровался в секте. [ 30 ] Фактическая точность этой книги была поставлена под сомнение, [ 31 ] и, по мнению Брайана Мойнахана , история Марии — единственное свидетельство того, что Распутин имел какие-либо связи с Хлыстом. [ 32 ] Современные историки сходятся во мнении, что Распутин никогда не был членом секты. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]- Картанолайсуус , финский культ с влиянием хлыстов и скопцов.
- «Серебряный голубь» — первый роман Андрея Белого (1909) по мотивам «Хлыстов».
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ^ Jump up to: а б с Gavrilyuk 2012 , pp. 497–8
- ^ Эткинд 2013 , с. 568
- ^ Jump up to: а б Радзинский 2000 , с. 40
- ^ Брэкни 2012 , с. 173
- ^ Jump up to: а б Клей 1985 , с. 70
- ^ Радзинский 2000 , с. 39
- ^ Клей 1985 , стр. 71–2.
- ^ Клэй 1985 , с. 85
- ^ Клэй 1985 , с. 92
- ^ Клэй 2017 , с. 128
- ^ Басс 2003 , стр. 74.
- ^ Клэй 1985 , стр. 88–91.
- ^ Басс 2003 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Радзинский 2000 , с. 41
- ^ Радзинский 2000 , стр. 41–2.
- ^ Jump up to: а б Сульцбергер 1977 , с. 214
- ^ Конибер 1921 , с. 353
- ^ Фурманн 1990 , с. 7
- ^ Клэй 1985 , стр. 72–3.
- ^ Клэй 1985 , стр. 82–4.
- ^ Клэй 1985 , с. 93
- ^ Клэй 2017 , с. 129
- ^ Jump up to: а б Клэй 2017 , стр. 130–1.
- ^ Jump up to: а б с Лейн 1978 , стр. 92–3.
- ^ Shubin 2004 , p. 158
- ^ Эткинд 2013 , с. 570
- ^ Басс 2003 , стр. 73.
- ^ Радзинский 2000 , стр. 45, 83–4, 183–4.
- ^ Радзинский 2000 , стр. 101, 230–231.
- ^ Распутин и Бархэм 1977 , стр. 100–108.
- ^ Фурманн 2012 , с. х
- ^ Мойнахан 1997 , с. 38
- ^ Смит 2017 , с. 287
Источники
- Брекни, Уильям Х. (2012). Исторический словарь радикального христианства . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 173. ИСБН 0810871793 .
- Басс, Андреас (2003). Русско-православная традиция и современность . Брилл. ISBN 9789047402725 .
- Клэй, Дж. Юджин (1985). «Народ Божий в начале XVIII века: Угличское дело 1717 года». Cahiers du Monde Russe . 26 (1): 69–124. дои : 10.3406/смр.1985.2034 .
- Клэй, Юджин (2017). «Квакерская ересь» в Сибири». Канадско-американские славянские исследования . 51 (1). Брилл: 122–126. дои : 10.1163/22102396-05101005 .
- Конибер, Фредерик К. (1921). Русские диссиденты . Издательство Гарвардского университета.
- Эткинд, Александр (2013). «Вращение с другим: российский популизм и религиозные секты». Русское обозрение . 62 (4): 565–588. дои : 10.1111/1467-9434.00292 . JSTOR 3664790 .
- Фурманн, Джозеф Т. (1990). Распутин: Жизнь . Прегер. ISBN 0-275-93215-Х .
- Фурманн, Джозеф Т. (2012). Распутин: Нерассказанная история . Уайли. ISBN 9781118226933 .
- Гаврилюк, Павел Л. (2012). «Русский мистика девятнадцатого-двадцатого веков». В Ламме, Джулия А. (ред.). Компаньон Уайли-Блэквелла по христианскому мистицизму . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd., стр. 489–500. дои : 10.1002/9781118232736.ch32 . ISBN 9781118232736 .
- Лейн, Кристель (1978). Христианская религия в Советском Союзе . СУНИ Пресс. ISBN 9780873953276 .
- Мойнахан, Брайан (1997). Распутин: Святой, который согрешил . Случайный дом. ISBN 0-679-41930-6 .
- Радзинский, Эдвард (2000). Дело Распутина . Якорь. ISBN 0-385-48910-2 .
- Распутина, Мария; Бархэм, Патт (1977). Распутин: Человек, стоящий за мифом . Прентис-Холл. ISBN 0-446-82480-1 .
- Шубин, Дэниел Х. (2004). История русского христианства, Том. III: Синодальная эпоха и сектанты – 1725–1894 гг . Издательство Алгора. ISBN 978-0-87586-426-6 .
- Смит, Дуглас (2017). Распутин . Пан Книги. ISBN 978-1-4472-4585-8 .
- Сульцбергер, CL (1977). Падение орлов . Нью-Йорк: Издательство Crown. ISBN 0-517-52817-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Емельянцева, Е. «Ситуационная религиозность: повседневные стратегии московских верующих во Христа и петербургских мистиков, привлеченных этой верой в первой половине девятнадцатого века», в книге Томаса Бремера (редактор), « Религия и концептуальная граница в Центральная и Восточная Европа: встречи вер (Бейзингсток, Пэлгрейв Макмиллан , 2008) (Исследования в Центральной и Восточной Европе), 98-120.
- Панченко, Александр. «Странная вера» и кровавый навет