Серебряный голубь
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
![]() Первое книжное издание (1910 г.) | |
Автор | Андрей Белый |
---|---|
Оригинальное название | Серебряный голубь |
Язык | Русский |
Ряд | Восток или Запад |
Жанр | Роман-символист , роман-модернист. |
Издатель | Vesy |
Дата публикации | 1909 |
Место публикации | Россия |
С последующим | Петербург |
«Серебряный голубь» — роман Андрея Белого , опубликованный в 1909 году, в котором он обрабатывает свои отчасти неокантианские рассуждения, абстрактные мысли и метафизические рассуждения под впечатлением неудавшейся революции 1905 года . Произведение планировалось как первая часть неоконченной трилогии Белого « Восток или Запад» со «Петербурга» второй частью .
Фон
[ редактировать ]На протяжении всей своей литературной деятельности Белый был занят конфликтом «Востока и Запада», конфликтами между интеллигенцией и народом, а также борьбой сил света и тьмы. Роман должен был стать первым томом запланированной трилогии «Восток или Запад» , первой попыткой Белого раскрыть конфликты. Практически все кризисы, занимавшие сознание Белого в период с 1906 по 1909 год, нашли отражение в романе: от неудавшейся революции 1905 года до развала его романа с Александра Блока женой . Сам Белый охарактеризовал свой первый роман «чувством неминуемой гибели».
Прежде чем «Серебряный голубь» появился отдельной книгой в 1910 году, он был издан в журнале «Весы» в 1909 году. Его выход в свет совпал с появлением «Символизма» — сборника эссе, в котором Белый пытался сформулировать свое собственное и символистское эстетическое кредо.
Дарьяльский и некоторые другие персонажи романа появляются или упоминаются в Петербурге .
Сюжет
[ редактировать ]Книга рассказывает о тайной русской народной секте «Голуби» (похожей на хлыстов , популярных в России в 1900-х годах). В доме плотника Кудеярова устраивают оргиастические богослужения в честь Богородицы Матрены, которая должна родить нового Спасителя – Голубиного младенца. Главный герой, молодой поэт-философ Петр Дарьяльский, присоединяется к культу и бросает Катю, символ чистой и идеализированной любви, ради Матрены, с которой ему предстоит создать ребенка-голубя. Кудеяров обнаруживает, что свидания влюбленных предполагают нечто большее, чем просто совокупление ради духовной цели. Он начинает ревновать и замышляет убить Дарьяльского, одновременно узнавая, что деньги, эротика, убийственные заговоры и фальшивые ритуалы являются движущей силой секты. Перед тем, как его жестоко убивают, Дарьяльский считает, что участвует в борьбе с оккультной силой.
Анализ
[ редактировать ]Прием
[ редактировать ]Николай Бердяев видел в романе «удивительную книгу», представляющую собой возвращение к традициям великой русской литературы «на основе достижений нового искусства».
По мнению Джона Элсворта , «как художественный памятник второму поколению русских символистов «Серебряный голубь» не имеет соперников».
«Серебряный голубь» несколько менее оригинален, чем другие его произведения. Оно близко по образцу великого примера Гоголя. Его нельзя назвать подражательным произведением, ибо нужна мощная оригинальность, чтобы учиться у Гоголя, не проваливаясь при этом жалко... Роман написан великолепной, выдержанно красивой прозой, и эта проза есть первое, что поражает в нем читателя. Однако это не столько Белый, как отразил Гоголь в Белом, сколько он всегда на высшем гоголевском уровне, что редко бывает у самого Гоголя. «Серебряный голубь» в некотором роде единственный из романов Белого, который вызывает наибольший человеческий интерес, где трагедия заразительна, а не просто озорно-декоративна... Роман содержит гораздо больше повествовательного интереса, чем большинство русских романов. У него сложный и прекрасно распутанный сюжет. Герои яркие, как у Гоголя, характеризующиеся во многом своими физическими особенностями, диалогами, живые и выразительные. Но что, пожалуй, особенно чудесно, так это воспоминания о Природе, полные интенсивной многозначительности и насыщенной поэзии. Ощущение однообразного и бескрайнего простора русской равнины пронизывает книгу. Все это, вместе с великолепным орнаментальным стилем, делает «Серебряный голубь» одно из самых насыщенных самым разнообразным богатством произведений русской литературы.
Несмотря на пространность и временами расфокусированность, «Серебряный голубь» — мощная и важная книга... Стилистическое богатство ее проистекает из виртуозности Белого в переходе от одной повествовательной манеры к другой в соответствии с социальным и образовательным уровнем героев, о которых рассказывается. конкретная глава центрирована. Таким образом, описания деревенской жизни выполнены в узнаваемом приближении к голосу вымышленного рассказчика Гоголя в его ранних рассказах. Воспоминание о гоголевской манере... не является случаем простого подражания, а скорее ответом на общее для писателей поколения Белого стремление продемонстрировать, что их великие предшественники XIX века были творческими литературными художниками и блестящими стилистами, а не просто актуальными произведениями. социальные критики, как более ранняя традиция.
- Саймон Карлинский, The New York Times , 1974 г. [ 2 ]
Стиль
[ редактировать ]Роман уникален многогранной повествовательной структурой, опирающейся на сказовые стиль Белого приемы, орнаментальный (по Мирскому, орнаментальная проза — термин, противоположный или Стендаля Толстого аналитической прозе , прозе, «удерживающей внимание читателя на каждом мелкая деталь»; знаменитые орнаменталисты — Гоголь, Рабле и Джеймс Джойс ), риторические роскоши, отступления и музыкальные лейтмотивы придают роману богатую разнообразную фактуру. В рамках этой структуры возникает ряд насмешливых антитез, ибо роман не может избежать ее иронической позиции. Как пишет Ольга Кук, Белый «передаёт захватывающее, завораживающее ощущение апокалиптической гибели».
Как и в Петербурге и в отличие от его романов после 1917 года, отличающихся многогранными сложными людьми, персонажи «Серебряного голубя» не являются полнокровными фигурами в толстовском смысле; они зажаты между реальностью и мечтами, редко контролируя свою судьбу.
Одним из замечательных формальных экспериментов романа является ритмическая проза Белого, которая на момент публикации была весьма необычной и поначалу требовала привыкания. Например, непосредственное начало романа почти на всем протяжении имеет дактиль . [ нужна ссылка ]
По содержанию произведение отражает атмосферу конца века и декаданса через порождаемое настроение необоснованного страха и описание оргиастических эксцессов, которые, особенно в дореволюционной России, возвещают скорую кончину старых порядков. [ нужна ссылка ]
Темы
[ редактировать ]Среди тем романа — судьба России, роль сознания, мистический анархизм, опасности соединения с народом в надежде создать утопию, отношения народа ( народа ) и интеллигенции . Дарьяльский отвергает загнивающий и рациональный Запад в пользу слияния с народом (крестьянами-сектантами). Роман предполагает атавистическое возвращение давно похороненных сил, которые ошибочно интерпретируются как духовные по своей природе, но на самом деле являются материалистическими.
Личный катаклизм Дарьяльского отражает судьбу России: на первом плане мы являемся свидетелями гибели героя, на заднем плане - социальные волнения и общенациональные перевороты, рабочие забастовки, крестьянские бунты и деятельность тайной полиции . Представлены практически все классы: от крестьян и плотников до купцов и духовенства, аристократов и помещиков.
Центральной темой романа является разделение между рациональным Западом и Восточным хаосом и грубыми оккультными силами. Он представлен не только стилистически и социально, но и географически. Деревня Гуголево, расположенная на Западе, представляет собой фон для пришедших в упадок поместий и баронских традиций, отраженных в «Вишневом саде» . Его диаметральная противоположность — город Лихов, штаб «Голуби» и место смерти Дарьяльского. Центр этого мира – Целебеево, олицетворяющее целостность. Действительно, география романа напоминает карту сознания Дарьяльского, описанную более свободным языком и не обремененную логикой.
В своей мысли Белый стремится к синтезу, сплочению и интеграции. В этом смысле Дарьяльский представляет собой прекрасное воплощение этого глубинного стремления всей жизни, будь то брак плоти и духа или интеллигенции и народа. В то же время Белый обнаруживает, что духовное возрождение невозможно.
Поскольку в изображении Дарьяльского можно усмотреть черты Белого, Мария Карлсон заметила, что «Серебряный голубь» представляет собой программную иллюстрацию трех основных концепций, разработанных Белым, а именно: теургии, «творения жизни» и «опыта». ". [ 3 ]
Переводы
[ редактировать ]- Серебряный голубь , перевод Джорджа Риви, Grove Press (1974)
- Серебряный голубь , перевод Джона Элсворта , издательство Northwestern University Press (2000)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Д. С. Мирский (1925). Современная русская литература, 1881–1925 . Серия современной литературы. А. А. Кнопф.
- ^ Карлинский, Саймон (27 октября 1974 г.). «Серебряный голубь» . Нью-Йорк Таймс .
- ' ^ Корнуэлл, Нил; Кристиан, Николь (1998). Ольга Кук: Серебряный голубь - Справочник по русской литературе . ISBN 9781884964107 .