Jump to content

Андрей Белый

Андрей Белый
Белый в 1912 году
Белый в 1912 году
Рожденный Boris Nikolaevich Bugaev
( 1880-10-26 ) 26 октября 1880 г.
Москва , Российская Империя
Умер 8 января 1934 г. ) ( 1934-01-08 ) ( 53 года
Москва, РСФСР , СССР
Занятие Прозаик, поэт, эссеист, литературный критик, драматург
Альма-матер Императорский Московский университет (1903 г.)
Период 1900—1934
Литературное движение Русский символизм , модернизм
Известные работы Серебряный голубь (1910)
Петербург (1913/1922)
Подпись

Борис Бугаев Николаевич , IPA: [bɐˈrʲis nʲɪkɐˈlajɪvʲɪtɕ bʊˈɡajɪf] ), более известный под псевдонимом Андрей Белый или Белый (русский: Андре́й Бе́лый , ВЛИЯНИЕ: [ɐnˈdrʲej ˈbʲelɨj] ; 26 октября [ OS 14 октября] 1880 — 8 января 1934) — русский прозаик, поэт- символист , теоретик и литературный критик. Он был убежденным антропософом и последователем Рудольфа Штайнера . [1] Его роман «Петербург» (1913/1922) был признан Владимиром Набоковым третьим по величине шедевром модернистской литературы . [2] [3] [4] Его именем названа Премия Андрея Белого ( рус . Премия Андрея Белого ), одна из важнейших премий в русской литературе. Его стихи были положены на музыку и исполнены русскими авторами-исполнителями. [5]

Борис Бугаев родился в Москве , в известной интеллигентной семье. Его отец, Николай Бугаев , был выдающимся математиком. [6] которого считают основателем Московской математической школы. Его мать, Александра Дмитриевна (урожденная Егорова), была не только очень умной, но и известной светской красавицей и предметом многочисленных сплетен. Она также была пианисткой, дав Бугаеву музыкальное образование в юном возрасте.

Юный Борис вырос на Арбате, историческом районе Москвы. [7] Он был эрудитом, чьи интересы включали математику, биологию, химию, музыку, философию и литературу. Бугаев учился в Московском университете . [8] В дальнейшем он принимал участие как в символистском движении , так и в русской школе неокантианства . Бугаев подружился с Александром Блоком и его женой; он влюбился в нее, что вызвало напряженность между двумя поэтами. Бугаев был приглашен, но не смог присутствовать на их свадьбе из-за смерти отца. [7]

Портрет Белого работы Леона Бакста , 1905 год.

Николай Бугаев был хорошо известен своими влиятельными философскими эссе, в которых он порицал геометрию и вероятность и восхвалял достоинства строгого анализа . Несмотря на — или благодаря — математическим вкусам своего отца, Борис Бугаев был очарован вероятностью и особенно энтропией — понятием, на которое он часто ссылается в таких работах, как «Котик Летаев» . [9]

В молодости на Белого сильное влияние оказало знакомство с семьей философа Владимира Соловьева , особенно с младшим братом Владимира Михаилом, описанное в его длинной автобиографической поэме «Первая встреча» (1921); название является отражением « Трех встреч » Владимира Соловьева . Именно Михаил Соловьев дал Бугаеву псевдоним Андрей Белый. [ нужна ссылка ]

Белый в 1933 году

В последние годы жизни Белый находился под влиянием Рудольфа Штайнера . антропософии [10] [11] и стал личным другом Штайнера. Его идеи, охватывающие эту философию, включали его попытки связать философские идеи Владимира Соловьева с «Духовной наукой» Штейнера. [12] Одним из его понятий была Вечная Женственность , которую он приравнивал к « мировой душе » и «сверхиндивидуальному эго», эго, разделяемому всеми людьми. [13] Он провел время между Швейцарией, Германией и Россией во время революции. Он поддержал приход к власти большевиков , а затем посвятил свои усилия советской культуре, работая в Организационном комитете Союза советских писателей . [14] Он умер в возрасте 53 лет в Москве. Смерть Белого вдохновила несколько из многочисленных стихотворений, написанных в Москве в январе 1934 года. [15]

Наследие и литературная карьера

[ редактировать ]

Белый не осуществил реформацию русской прозы в одиночку: к этому приложили руку и другие крупные романисты-символисты, особенно Федор Сологуб и Алексей Ремизов . Однако именно под влиянием Белого, больше, чем кого-либо другого, мы можем проследить литературное происхождение некоторых из лучших ранних советских писателей, таких как Замятин , Пильняк , Бабель и Андрей Платонов ... Более того, романы Белого прообразуют и намечают и чувствительность, и структурные приемы позднего вестерн-романа с такой тщательностью, что человек, знакомый с его творчеством, который впервые читает « Улисса » Джойса , » Роб-Грийе или «Ревность даже Пинчона Томаса «Радугу гравитации» , не может от него избавиться. ощущение, что их авторы каким-то образом должны были знать Белого, хотя шансов, что они знали, нет.

- Саймон Карлинский, The New York Times , 1974 г. [16]

Литературную деятельность Белый начал как автор «Симфоний» — цикла экспериментальных прозаических произведений, написанных с 1900 по 1908 год. В 1909 году опубликовал свой первый роман «Серебряный голубь» . Как отмечают критики, он примечателен своей сказовой техникой и уникальной орнаментальной прозой , «способностью передать захватывающее, завораживающее ощущение апокалиптической обреченности». Роман представляет собой первую часть неоконченной трилогии Белого « Восток или Запад» . [17]

Роман Белого «Петербург» (1913/1922), вторая часть неоконченной трилогии, считается его шедевром. В книге использован поразительный метод прозы, в котором звуки часто вызывают цвета. Действие романа разворачивается в несколько истеричной атмосфере Петербурга начала века и русской революции 1905 года . В той степени, в которой можно сказать, что в книге есть сюжет, его можно резюмировать как историю незадачливого Николая Аполлоновича, бездельника, вовлеченного в революционную политику и получившего задание убить некоего государственный чиновник — его собственный отец. В какой-то момент Николая преследует сквозь петербургский туман звон копыт коня в знаменитой бронзовой статуе Петра Великого . [ нужна ссылка ] Есть ученые, которые предполагают, что Петербург включал в себя идеи Зигмунда Фрейда терапевтического метода . Примером может служить то, как Белый использовал психоанализ как инструмент интерпретации литературной критики и как источник творчества. [18]

После революции Белый написал два психологических автобиографических романа, написанных под сильным влиянием Рудольфа Штайнера антропософии : «Котик Летаев» (1918) и «Крещенный китаец» (1921). Д. С. Мирский назвал Котика Летаева «самым своеобразным и оригинальным произведением Белого», а «Крещенного китайца» Мирский назвал «самым реалистичным и самым забавным из произведений Белого». [19] Он также написал стихи «Христос воскрес» (1918), в которых прославляет Революцию, «Глоссолалия» (1917), «Первая встреча» (1921).

Последний роман Белого — «Москва» (1926—1932), попытка дать образ русской интеллигенции в годы Первой мировой войны и русской революции . он отличается От «Серебряного голубя» и «Петербурга» сложными, многогранными характерами, переживающими трансформацию личности. Он также продолжает лингвистические эксперименты Белого. Первая часть «Москвы» , «Московский эксцентрик» , вышла на английском языке в 2016 году, две другие пока не переведены.

Эссе Белого «Ритм как диалектика» в «Медном всаднике» цитируется в Набокова романе «Дар» , где оно упоминается как «монументальное исследование ритма». [20] Федор, поэт и главный герой, хвалит созданную Белым систему графического выделения и расчета «полуударений» в ямбах . Белый обнаружил, что диаграммы, нанесенные на сочинения великих поэтов, часто имели форму прямоугольников и трапеций. Федор, открыв творчество Белого, перечитал все свои старые четырехстопные ямбы с новой точки зрения и ужасно огорчился, обнаружив, что схемы к его стихам вместо этого были простыми и неровными. [20] Сочинение Набокова « Заметки о просодии » во многом следует за сочинением Белого «Описание русского четырехстопного ямба» (опубликовано в сборнике сочинений « Символизм »).

Избранная библиография

[ редактировать ]
  • The Silver Dove (Серебряный голубь, 1910)
  • Petersburg (Петербург, 1913, revised 1922)
  • Kotik Letaev (Котик Летаев, 1918)
  • Записки чудака» (роман, 1922)
  • The Christened Chinaman (Крещёный китаец, 1927)
  • Moscow (Москва, 1926–1932)
    • The Moscow Eccentric (Московский чудак, 1926) - Volume 1, Part 1
    • Москва под ударом (Москва под ударом, 1926, еще не переведена, Москва в осаде , Москва в опасности ) - Том 1, Часть 2
    • Маски (Маски, 1932, еще не переведено, Маски ) - Том 2

Короткометражка

[ редактировать ]
  • Рассказ № 2 (из записок чиновника) (1902)
  • Легкая сказка (1903)
  • Мы ждем его возвращения (1903)
  • Аргонавты (1904 г.)
  • Буш (1906)
  • Горная леди (1907)
  • Заметки об Адаме (1908)
  • Йог (1918)
  • Человек. Предисловие к роману «Человек - хроника XXV века» (1918)
  • Возвращение на Родину (отрывки из повести, 1922)
  • Gold in Azure (Золото в лазуре, 1904)
  • Ash (Пепел, 1909)
  • Урна (1909 г.)
  • Christ Has Risen (Христос воскрес, 1918)
  • The First Encounter (Первое свидание, 1921)
  • Глоссолалия: Поэма о звуке (Глоссолалия. Поэма о звуке, 1922)

Симфонии

[ редактировать ]
  • Second Symphony, the Dramatic (Симфония (2-я, Драматическая), 1902)
  • The Northern, or First—Heroic (Северная симфония (1-я, героическая), 1904, written in 1900)
  • The Return —Third (Возврат. III симфония, 1905)
  • Goblet of Blizzards —Fourth (Кубок метелей. Четвертая симфония, 1908)
  • Symbolism (Символизм, 1910)
  • Green Meadow (Луг зелёный, 1910)
  • Арабески (1911)
  • Revolution and Culture (Революция и культура, 1917)
  • Recollections of Blok (Воспоминания о Блоке, 1922)
  • «Воспоминания о Рудольфе Штайнере».
  • Rhythm as Dialectic in The Bronze Horseman (Ритм как диалектика и «Медный всадник», 1934)
  • Gogol's Artistry (Мастерство Гоголя, 1934)

Научная литература

[ редактировать ]
  • In the Kingdom of Shadows (Одна из обителей царства теней, 1925)
  • At the Border of Two Centuries (На рубеже двух столетий, 1930)
  • Начало века (1933)
  • Between Two Revolutions (Между двух революций, 1934)

английские переводы

[ редактировать ]
  • Петербург
  • Серебряный голубь
    • Джордж Риви, Grove Press, 1974.
    • Джон Элсворт, издательство Северо-Западного университета, 2000.
  • Симфонии
    • Драматическая симфония , Джон Элсворт, Grove Press, 1987.
    • Симфонии , Джонатан Стоун, издательство Колумбийского университета, 2021.
  • Котик Летаев , Джеральд Янечек, Ардис , 1971 год.
  • Полное собрание рассказов , Рональд Э. Петерсон, Ардис, 1979.
  • Избранные эссе Андрея Белого , Стивена Кэсседи, University of California Press, 1985.
  • Reminiscences of Rudolf Steiner: Andrei Belyi, Aasya Turgenieff, Margarita Voloshin , Adonis Press, 1987
  • «Крещенный китаец» , Томас Бейер, издательство «Эрмитаж» (издательство, специализирующееся на русских писателях в английском переводе, основанное и принадлежащее Игорю Ефимову ), 1991.
  • В царстве теней , Кэтрин Спитцер, Издательство «Эрмитаж», 2001.
  • Глоссолалия , Томас Бейер, SteinerBooks, 2004.
  • Артистизм Гоголя , Кристофер Кольбах, издательство Северо-Западного университета, 2009 г.
  • Московский чудак , Брендан Кирнан, Русские Книги Жизни, 2016.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Норидж, Джон Джулиус (1985–1993). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. п. 43. ИСБН  0-19-869129-7 . OCLC   11814265 .
  2. Набокова 1965, телеинтервью ТВ-13 Нью-Йорк.
  3. ^ Набоков и момент истины на YouTube.
  4. ^ Рекомендации Набокова (мнения о других писателях)
  5. Маленький театр на планете Земля , фонограммы песен на стихи Андрея Белого, музыка и исполнение Елены Фроловой.
  6. ^ Паттисон, Джордж; Эмерсон, Кэрил; Пул, Рэндалл А. (2020). Оксфордский справочник русской религиозной мысли . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 294. ИСБН  978-0-19-879644-2 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Матич, Ольга (2005). Эротическая утопия: декадентское воображение в России в конце века . Мэдисон: Университет Висконсина Пресс. п. 89. ИСБН  978-0-299-20883-7 .
  8. ^ Ной Джансиракуса, Анастасия Васильева (7 сентября 2017 г.). «Математический символизм в шедевре русской литературы». arXiv : 1709.02483 [ math.HO ]. {{cite arXiv}}: Неизвестный параметр |id= игнорируется ( помощь ) ; Неизвестный параметр |others= игнорируется ( помощь ) По состоянию на 12 февраля 2018 г.
  9. ^ Янечек, Джеральд (1976). «Спираль как образ и структурный принцип в произведении Андрея Белого Котика Латаева ». Русская литература . 4 (4): 357–63. дои : 10.1016/0304-3479(76)90010-7 .
  10. ^ Джудит Вермут-Аткинсон, Красный Шут: Петербург Андрея Белого как роман европейского модерна (2012). ISBN   3643901542
  11. ^ Белый, Андрей. Колумбийская энциклопедия, шестое издание. 2001–07. Архивировано 1 июля 2007 года в Wayback Machine.
  12. ^ Белый, Андрей (1979). Первая встреча . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 104. ИСБН  978-1-4008-6722-6 .
  13. ^ Смит, Кеннет М. (2013). Скрябин, Философия и музыка желания . Оксон: Тейлор и Фрэнсис. п. 56. ИСБН  978-1-4094-3891-5 .
  14. ^ «Андрей Белый | Русский поэт» . 16 февраля 2024 г.
  15. ^ Лакёр, Уолтер (1963). Обзор, Журнал советских и восточноевропейских исследований . Восточные дистрибьюторы новостей. п. 153.
  16. ^ Карлинский, Саймон (27 октября 1974 г.). «Серебряный голубь» . Нью-Йорк Таймс .
  17. ^ Корнуэлл, Нил; Кристиан, Николь (1998). Справочник по русской литературе . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781884964107 .
  18. ^ Ливак, Леонид (2018). Путеводитель для читателей по «Петербургу» Андрея Белого . Мэдисон: University of Wisconsin Press. стр. 111. ISBN  978-0-299-31930-4 .
  19. ^ Современная русская литература, 1881-1925 . Серия современной литературы. А. А. Кнопф. 1926.
  20. ^ Перейти обратно: а б Набоков (1938) Дар , глава 3, с. 141.

Источники

[ редактировать ]
  • Императорский Московский университет: 1755-1917: Энциклопедический словарь . Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010. с. 63. ИСБН  978-5-8243-1429-8 – via A. Andreev, D. Tsygankov.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f4f43d424ed5e67fd617c1282d829e8__1722284580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/e8/9f4f43d424ed5e67fd617c1282d829e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Andrei Bely - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)