Андрей Белый
Андрей Белый | |
---|---|
Рожденный | Boris Nikolaevich Bugaev 26 октября 1880 г. Москва , Российская Империя |
Умер | 8 января 1934 г. Москва, РСФСР , СССР | ( 53 года
Занятие | Прозаик, поэт, эссеист, литературный критик, драматург |
Альма-матер | Императорский Московский университет (1903 г.) |
Период | 1900—1934 |
Литературное движение | Русский символизм , модернизм |
Известные работы | Серебряный голубь (1910) Петербург (1913/1922) |
Подпись | |
Борис Бугаев Николаевич , IPA: [bɐˈrʲis nʲɪkɐˈlajɪvʲɪtɕ bʊˈɡajɪf] ), более известный под псевдонимом Андрей Белый или Белый (русский: Андре́й Бе́лый , ВЛИЯНИЕ: [ɐnˈdrʲej ˈbʲelɨj] ; 26 октября [ OS 14 октября] 1880 — 8 января 1934) — русский прозаик, поэт- символист , теоретик и литературный критик. Он был убежденным антропософом и последователем Рудольфа Штайнера . [1] Его роман «Петербург» (1913/1922) был признан Владимиром Набоковым третьим по величине шедевром модернистской литературы . [2] [3] [4] Его именем названа Премия Андрея Белого ( рус . Премия Андрея Белого ), одна из важнейших премий в русской литературе. Его стихи были положены на музыку и исполнены русскими авторами-исполнителями. [5]
Жизнь
[ редактировать ]Борис Бугаев родился в Москве , в известной интеллигентной семье. Его отец, Николай Бугаев , был выдающимся математиком. [6] которого считают основателем Московской математической школы. Его мать, Александра Дмитриевна (урожденная Егорова), была не только очень умной, но и известной светской красавицей и предметом многочисленных сплетен. Она также была пианисткой, дав Бугаеву музыкальное образование в юном возрасте.
Юный Борис вырос на Арбате, историческом районе Москвы. [7] Он был эрудитом, чьи интересы включали математику, биологию, химию, музыку, философию и литературу. Бугаев учился в Московском университете . [8] В дальнейшем он принимал участие как в символистском движении , так и в русской школе неокантианства . Бугаев подружился с Александром Блоком и его женой; он влюбился в нее, что вызвало напряженность между двумя поэтами. Бугаев был приглашен, но не смог присутствовать на их свадьбе из-за смерти отца. [7]
Николай Бугаев был хорошо известен своими влиятельными философскими эссе, в которых он порицал геометрию и вероятность и восхвалял достоинства строгого анализа . Несмотря на — или благодаря — математическим вкусам своего отца, Борис Бугаев был очарован вероятностью и особенно энтропией — понятием, на которое он часто ссылается в таких работах, как «Котик Летаев» . [9]
В молодости на Белого сильное влияние оказало знакомство с семьей философа Владимира Соловьева , особенно с младшим братом Владимира Михаилом, описанное в его длинной автобиографической поэме «Первая встреча» (1921); название является отражением « Трех встреч » Владимира Соловьева . Именно Михаил Соловьев дал Бугаеву псевдоним Андрей Белый. [ нужна ссылка ]
В последние годы жизни Белый находился под влиянием Рудольфа Штайнера . антропософии [10] [11] и стал личным другом Штайнера. Его идеи, охватывающие эту философию, включали его попытки связать философские идеи Владимира Соловьева с «Духовной наукой» Штейнера. [12] Одним из его понятий была Вечная Женственность , которую он приравнивал к « мировой душе » и «сверхиндивидуальному эго», эго, разделяемому всеми людьми. [13] Он провел время между Швейцарией, Германией и Россией во время революции. Он поддержал приход к власти большевиков , а затем посвятил свои усилия советской культуре, работая в Организационном комитете Союза советских писателей . [14] Он умер в возрасте 53 лет в Москве. Смерть Белого вдохновила несколько из многочисленных стихотворений, написанных в Москве в январе 1934 года. [15]
Наследие и литературная карьера
[ редактировать ]Белый не осуществил реформацию русской прозы в одиночку: к этому приложили руку и другие крупные романисты-символисты, особенно Федор Сологуб и Алексей Ремизов . Однако именно под влиянием Белого, больше, чем кого-либо другого, мы можем проследить литературное происхождение некоторых из лучших ранних советских писателей, таких как Замятин , Пильняк , Бабель и Андрей Платонов ... Более того, романы Белого прообразуют и намечают и чувствительность, и структурные приемы позднего вестерн-романа с такой тщательностью, что человек, знакомый с его творчеством, который впервые читает « Улисса » Джойса , » Роб-Грийе или «Ревность даже Пинчона Томаса «Радугу гравитации» , не может от него избавиться. ощущение, что их авторы каким-то образом должны были знать Белого, хотя шансов, что они знали, нет.
- Саймон Карлинский, The New York Times , 1974 г. [16]
Литературную деятельность Белый начал как автор «Симфоний» — цикла экспериментальных прозаических произведений, написанных с 1900 по 1908 год. В 1909 году опубликовал свой первый роман «Серебряный голубь» . Как отмечают критики, он примечателен своей сказовой техникой и уникальной орнаментальной прозой , «способностью передать захватывающее, завораживающее ощущение апокалиптической обреченности». Роман представляет собой первую часть неоконченной трилогии Белого « Восток или Запад» . [17]
Роман Белого «Петербург» (1913/1922), вторая часть неоконченной трилогии, считается его шедевром. В книге использован поразительный метод прозы, в котором звуки часто вызывают цвета. Действие романа разворачивается в несколько истеричной атмосфере Петербурга начала века и русской революции 1905 года . В той степени, в которой можно сказать, что в книге есть сюжет, его можно резюмировать как историю незадачливого Николая Аполлоновича, бездельника, вовлеченного в революционную политику и получившего задание убить некоего государственный чиновник — его собственный отец. В какой-то момент Николая преследует сквозь петербургский туман звон копыт коня в знаменитой бронзовой статуе Петра Великого . [ нужна ссылка ] Есть ученые, которые предполагают, что Петербург включал в себя идеи Зигмунда Фрейда терапевтического метода . Примером может служить то, как Белый использовал психоанализ как инструмент интерпретации литературной критики и как источник творчества. [18]
После революции Белый написал два психологических автобиографических романа, написанных под сильным влиянием Рудольфа Штайнера антропософии : «Котик Летаев» (1918) и «Крещенный китаец» (1921). Д. С. Мирский назвал Котика Летаева «самым своеобразным и оригинальным произведением Белого», а «Крещенного китайца» Мирский назвал «самым реалистичным и самым забавным из произведений Белого». [19] Он также написал стихи «Христос воскрес» (1918), в которых прославляет Революцию, «Глоссолалия» (1917), «Первая встреча» (1921).
Последний роман Белого — «Москва» (1926—1932), попытка дать образ русской интеллигенции в годы Первой мировой войны и русской революции . он отличается От «Серебряного голубя» и «Петербурга» сложными, многогранными характерами, переживающими трансформацию личности. Он также продолжает лингвистические эксперименты Белого. Первая часть «Москвы» , «Московский эксцентрик» , вышла на английском языке в 2016 году, две другие пока не переведены.
Эссе Белого «Ритм как диалектика» в «Медном всаднике» цитируется в Набокова романе «Дар» , где оно упоминается как «монументальное исследование ритма». [20] Федор, поэт и главный герой, хвалит созданную Белым систему графического выделения и расчета «полуударений» в ямбах . Белый обнаружил, что диаграммы, нанесенные на сочинения великих поэтов, часто имели форму прямоугольников и трапеций. Федор, открыв творчество Белого, перечитал все свои старые четырехстопные ямбы с новой точки зрения и ужасно огорчился, обнаружив, что схемы к его стихам вместо этого были простыми и неровными. [20] Сочинение Набокова « Заметки о просодии » во многом следует за сочинением Белого «Описание русского четырехстопного ямба» (опубликовано в сборнике сочинений « Символизм »).
Избранная библиография
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- The Silver Dove (Серебряный голубь, 1910)
- Petersburg (Петербург, 1913, revised 1922)
- Kotik Letaev (Котик Летаев, 1918)
- Записки чудака» (роман, 1922)
- The Christened Chinaman (Крещёный китаец, 1927)
- Moscow (Москва, 1926–1932)
- The Moscow Eccentric (Московский чудак, 1926) - Volume 1, Part 1
- Москва под ударом (Москва под ударом, 1926, еще не переведена, Москва в осаде , Москва в опасности ) - Том 1, Часть 2
- Маски (Маски, 1932, еще не переведено, Маски ) - Том 2
Короткометражка
[ редактировать ]- Рассказ № 2 (из записок чиновника) (1902)
- Легкая сказка (1903)
- Мы ждем его возвращения (1903)
- Аргонавты (1904 г.)
- Буш (1906)
- Горная леди (1907)
- Заметки об Адаме (1908)
- Йог (1918)
- Человек. Предисловие к роману «Человек - хроника XXV века» (1918)
- Возвращение на Родину (отрывки из повести, 1922)
Поэзия
[ редактировать ]- Gold in Azure (Золото в лазуре, 1904)
- Ash (Пепел, 1909)
- Урна (1909 г.)
- Christ Has Risen (Христос воскрес, 1918)
- The First Encounter (Первое свидание, 1921)
- Глоссолалия: Поэма о звуке (Глоссолалия. Поэма о звуке, 1922)
Симфонии
[ редактировать ]- Second Symphony, the Dramatic (Симфония (2-я, Драматическая), 1902)
- The Northern, or First—Heroic (Северная симфония (1-я, героическая), 1904, written in 1900)
- The Return —Third (Возврат. III симфония, 1905)
- Goblet of Blizzards —Fourth (Кубок метелей. Четвертая симфония, 1908)
Эссе
[ редактировать ]- Symbolism (Символизм, 1910)
- Green Meadow (Луг зелёный, 1910)
- Арабески (1911)
- Revolution and Culture (Революция и культура, 1917)
- Recollections of Blok (Воспоминания о Блоке, 1922)
- «Воспоминания о Рудольфе Штайнере».
- Rhythm as Dialectic in The Bronze Horseman (Ритм как диалектика и «Медный всадник», 1934)
- Gogol's Artistry (Мастерство Гоголя, 1934)
Научная литература
[ редактировать ]- In the Kingdom of Shadows (Одна из обителей царства теней, 1925)
- At the Border of Two Centuries (На рубеже двух столетий, 1930)
- Начало века (1933)
- Between Two Revolutions (Между двух революций, 1934)
английские переводы
[ редактировать ]- Петербург
- Джон Курнос, Grove Press , 1959.
- Роберт А. Магуайр и Джон Э. Мальмстад, издательство Индианского университета, 1978.
- Дэвид Макдафф, «Классика Пингвина 20-го века» , 1995.
- Джон Элсворт, Пушкин Пресс , 2009.
- Серебряный голубь
- Джордж Риви, Grove Press, 1974.
- Джон Элсворт, издательство Северо-Западного университета, 2000.
- Симфонии
- Драматическая симфония , Джон Элсворт, Grove Press, 1987.
- Симфонии , Джонатан Стоун, издательство Колумбийского университета, 2021.
- Котик Летаев , Джеральд Янечек, Ардис , 1971 год.
- Полное собрание рассказов , Рональд Э. Петерсон, Ардис, 1979.
- Избранные эссе Андрея Белого , Стивена Кэсседи, University of California Press, 1985.
- Reminiscences of Rudolf Steiner: Andrei Belyi, Aasya Turgenieff, Margarita Voloshin , Adonis Press, 1987
- «Крещенный китаец» , Томас Бейер, издательство «Эрмитаж» (издательство, специализирующееся на русских писателях в английском переводе, основанное и принадлежащее Игорю Ефимову ), 1991.
- В царстве теней , Кэтрин Спитцер, Издательство «Эрмитаж», 2001.
- Глоссолалия , Томас Бейер, SteinerBooks, 2004.
- Артистизм Гоголя , Кристофер Кольбах, издательство Северо-Западного университета, 2009 г.
- Московский чудак , Брендан Кирнан, Русские Книги Жизни, 2016.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норидж, Джон Джулиус (1985–1993). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. п. 43. ИСБН 0-19-869129-7 . OCLC 11814265 .
- ↑ Набокова 1965, телеинтервью ТВ-13 Нью-Йорк.
- ^ Набоков и момент истины на YouTube.
- ^ Рекомендации Набокова (мнения о других писателях)
- ↑ Маленький театр на планете Земля , фонограммы песен на стихи Андрея Белого, музыка и исполнение Елены Фроловой.
- ^ Паттисон, Джордж; Эмерсон, Кэрил; Пул, Рэндалл А. (2020). Оксфордский справочник русской религиозной мысли . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 294. ИСБН 978-0-19-879644-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Матич, Ольга (2005). Эротическая утопия: декадентское воображение в России в конце века . Мэдисон: Университет Висконсина Пресс. п. 89. ИСБН 978-0-299-20883-7 .
- ^ Ной Джансиракуса, Анастасия Васильева (7 сентября 2017 г.). «Математический символизм в шедевре русской литературы». arXiv : 1709.02483 [ math.HO ].
{{cite arXiv}}
: Неизвестный параметр|id=
игнорируется ( помощь ) ; Неизвестный параметр|others=
игнорируется ( помощь ) По состоянию на 12 февраля 2018 г. - ^ Янечек, Джеральд (1976). «Спираль как образ и структурный принцип в произведении Андрея Белого Котика Латаева ». Русская литература . 4 (4): 357–63. дои : 10.1016/0304-3479(76)90010-7 .
- ^ Джудит Вермут-Аткинсон, Красный Шут: Петербург Андрея Белого как роман европейского модерна (2012). ISBN 3643901542
- ^ Белый, Андрей. Колумбийская энциклопедия, шестое издание. 2001–07. Архивировано 1 июля 2007 года в Wayback Machine.
- ^ Белый, Андрей (1979). Первая встреча . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 104. ИСБН 978-1-4008-6722-6 .
- ^ Смит, Кеннет М. (2013). Скрябин, Философия и музыка желания . Оксон: Тейлор и Фрэнсис. п. 56. ИСБН 978-1-4094-3891-5 .
- ^ «Андрей Белый | Русский поэт» . 16 февраля 2024 г.
- ^ Лакёр, Уолтер (1963). Обзор, Журнал советских и восточноевропейских исследований . Восточные дистрибьюторы новостей. п. 153.
- ^ Карлинский, Саймон (27 октября 1974 г.). «Серебряный голубь» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Корнуэлл, Нил; Кристиан, Николь (1998). Справочник по русской литературе . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781884964107 .
- ^ Ливак, Леонид (2018). Путеводитель для читателей по «Петербургу» Андрея Белого . Мэдисон: University of Wisconsin Press. стр. 111. ISBN 978-0-299-31930-4 .
- ^ Современная русская литература, 1881-1925 . Серия современной литературы. А. А. Кнопф. 1926.
- ^ Перейти обратно: а б Набоков (1938) Дар , глава 3, с. 141.
Источники
[ редактировать ]- Императорский Московский университет: 1755-1917: Энциклопедический словарь . Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2010. с. 63. ИСБН 978-5-8243-1429-8 – via A. Andreev, D. Tsygankov.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Андреем Белым, на Викискладе?
- Работы Андрея Белого в Project Gutenberg
- Работы Андрея Белого или о нем в Internet Archive
- Работы Андрея Белого в Интернет-архиве
- Серебряный голубь в Интернет-архиве (перевод Джорджа Риви, 1974 г.)
- Серебряный голубь в Интернет-архиве (перевод Джона Элсворта, 2000 г.)
- Перевод рассказа Андрея Белого «Йог»
- Английские переводы трех стихотворений Бабетты Дойч и Авраама Ярмолинского, 1921 г.
- Английские переводы 4 стихотворений
- Английский перевод Руси (Россия)
- Математический символизм в шедевре русской литературы Ноя Джансиракузы и Анастасии Васильевой, опубликованный 7 сентября 2017 г., ArXiv .
- Андрей Белый - Биография с отрывками в переводе с русского Даниила Шубина. ISBN 978-1387022236
- 1880 рождений
- 1934 смерти
- Писатели из Москвы.
- русские писатели-мужчины
- Советские романисты
- Советские писатели-мужчины
- Русские поэты ХХ века.
- Русские писатели-мужчины XX века.
- Русские поэты-мужчины
- российские литературные критики
- Романисты-символисты
- Антропософы
- Поэты-символисты
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Писатели-модернисты
- Выпускники Императорского Московского университета
- Русские мемуаристы ХХ века.