Мари Штайнер-фон Сиверс
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( май 2014 г. ) |

Мари Штайнер-фон Сиверс [1] (14 марта 1867 — 27 декабря 1948) — балтийская немецкая актриса, вторая жена Рудольфа Штайнера и одна из его ближайших коллег. [2] [3] Она внесла большой вклад в развитие антропософии , в частности в своей работе по обновлению исполнительских искусств ( эвритмии , речи и драмы), [2] и редактирование и публикация литературного наследия Рудольфа Штайнера . [3]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Мария Штайнер-фон Сиверс родилась в аристократической семье во Влоцлавеке (тогда входившем в состав Российской империи ). Она была хорошо образована и свободно говорила на русском, немецком, английском, французском и итальянском языках. Она изучала театр и декламацию у нескольких преподавателей в Европе. [3]
Отношения с Рудольфом Штайнером
[ редактировать ]Фон Сиверс «однажды появилась» на одной из первых лекций Рудольфа Штайнера в 1900 году. Осенью 1901 года она задала Штайнеру вопрос: «Можно ли создать духовное движение, основанное на европейской традиции и импульсе Христос?" Рудольф Штайнер позже сообщил: [3]
Благодаря этому мне была предоставлена возможность действовать так, как я раньше только мог себе представить. Вопрос был задан мне, и теперь, согласно духовным законам, я мог начать на него отвечать.
Штайнер-фон Сиверс сотрудничала со Штайнером всю оставшуюся жизнь Штайнера и продолжала его работу после его смерти в 1925 году до своей смерти в 1948 году. Она сопровождала его и помогала ему в качестве секретаря, переводчика, редактора и организатора его лекционных туров и других мероприятий. общественная деятельность. Она помогала работе Штайнера своими собственными ресурсами и в 1908 году основала Философско-теософскую прессу (позже Философско-антропософскую) для публикации работ Штайнера. [3]
24 декабря 1914 года она вышла замуж за Рудольфа Штайнера. Анна Юнике Штайнер, первая жена Штайнера, умерла в 1911 году. [2] Фактически, Мария переехала в дом Рудольфа, когда он еще был женат на Анне, что побудило Анну расстаться со своим мужем (она развелась в июне 1904 года). [4] [5] Начиная с 1914 года, Штайнер составил ряд завещаний, назвав Марию Штайнер-фон Сиверс наследницей всей его работы и имущества и своей преемницей в руководстве антропософским движением. [3]
Эвритмия и формирование речи
[ редактировать ]Начиная с 1912 года Рудольф Штайнер развивал искусство эвритмии . Под руководством Штайнера-фон Сиверса оно развивалось в трёх направлениях: как сценическое искусство, как неотъемлемая часть вальдорфской педагогики и как терапевтический метод. [2] Под ее опекой были основаны две школы эвритмии — в Берлине и Дорнахе , Швейцария . [3]
Штайнер-фон Сиверс, который обучался декламации и ораторскому искусству , изучал чисто художественную речь. Она давала вводные поэтические чтения на лекциях Штайнера и помогала ему в разработке четырех мистических драм (1910–1913). [3] С ее помощью Штейнер провел несколько курсов речи и драматургии с целью поднять эти формы до уровня истинного искусства. [2]
Политика
[ редактировать ]У Мари Штайнер были сложные и проблемные отношения с национал-социализмом. Она, Гюнтер Ваксмут и Альберт Штеффен публично выражали симпатию к нацистскому режиму с момента его возникновения; ведомые такими симпатиями своего руководства, швейцарские и немецкие антропософские организации выбрали путь, сочетающий согласие с сотрудничеством, что в конечном итоге гарантировало, что, пока нацистский режим преследовал эзотерические организации, антропософам-неевреям из нацистской Германии и стран, оккупированных им, было позволено быть в удивительной степени. [6] Конечно, у них были некоторые неудачи со стороны врагов антропософии среди высших эшелонов нацистского режима, но у антропософов также были среди них верные сторонники, так что в целом антропософы-неевреи не сильно пострадали от нацистского режима. [6] Когда Рудольф Гесс прилетел в Великобританию, их самого могущественного защитника не стало. [7] [8] [9] но антропософы все же не остались без сторонников среди высокопоставленных нацистов. [6]
Тем не менее, когда Гитлер пригрозил запретить Антропософское общество, его исполнительный совет, который недавно исключил большую часть своих членов, предпочел сотрудничать, а не сопротивляться. Мари Штайнер, Гюнтер Ваксмут и Альберт Штеффен знали о насильственных намерениях Гитлера по отношению к еврейскому народу, поскольку нападки Гитлера на антропософию включали обвинения в том, что антропософия была на стороне евреев. Вместо того, чтобы проявить солидарность с другими целями Гитлера, они отреклись от какой-либо симпатии к иудаизму и заверили нацистских лидеров, что и они, и Штайнер имели чистое арийское происхождение. 44
- Макканан 2017 , с. 196
сравните высказывания Мари Штайнер в 1944 году, критикующие «финансово влиятельные еврейские круги, контролирующие прессу»: Мария Штайнер, предисловие к Рудольфу Штайнеру, Рождественская конференция для основания Всеобщего антропософского общества (Dornach: Philosophisch-Anthroposophischer Verlag am Goetheanum, 1944), 7. В текущем издании книги 1994 года этот отрывок отсутствует.
- Штауденмайер 2014 , с. 170 фн. 92
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ В некоторых источниках имя при рождении указывается как Мари фон Сиверс, Мари Сиверс или Мари фон Сиверс
- ^ Перейти обратно: а б с д и Йоханнес Хемлебен, Рудольф Штайнер: документальная биография , Генри Гулден Ltd, 1975; ISBN 0-904822-02-8 , стр. 110–113 (немецкое издание: Rowohlt Verlag, 1990, ISBN 3-499-50079-5 )
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лия Туммер, Рудольф Штайнер и антропософия для начинающих , Издательство Writers and Readers, 2001, ISBN 0-86316-286-X , стр. 55–62; стр. 99-100; стр. 115-119.
- ^ Линденберг 2011 , с. 356.
- ^ Зандер 2007 , с. 241.
- ^ Перейти обратно: а б с Штауденмайер 2014 , стр. 103–106.
- ^ Риппель, Оливье (2016). Филогенетическая систематика: от Геккеля до Хеннига . ЦРК Пресс. п. 246. ИСБН 978-1-4987-5489-7 . Проверено 3 октября 2022 г.
Хотя в своем ответе Гиммлер сделал вид, что разделяет оценку Астеля антропософии как опасного движения, он признал, что не может ничего сделать со школой Рудольфа Штайнера, поскольку Рудольф Гесс поддерживал и защищал ее.
- ^ Дуглас-Гамильтон, Джеймс (2012). «1 Беспорядки при дворе диктатора: 11 мая 1941 года» . Правда о Рудольфе Гесе . Основное издательство. п. без страниц. ISBN 978-1-78057-791-3 . Проверено 2 октября 2022 г.
Организации, которые поддерживал Гесс, такие как школы Рудольфа Штайнера, были закрыты.
- ^ Такер, С.Д. (2018). Ложная экономика: самые странные, наименее успешные и самые дерзкие финансовые безумства, планы и безумия всех времен . Издательство Эмберли. п. 165. ИСБН 978-1-4456-7235-9 . Проверено 3 октября 2022 г.
по мнению заместителя фюрера Рудольфа Гесса (1894-1987), те скептики, которые критиковали биодинамические методы на научных основаниях, просто «проводили своего рода суд над ведьмами» против последователей Штайнера.
Биографические ресурсы
[ редактировать ]- Вильфрид Хамахер, Мари Штайнер: Жизненные следы индивидуальности , Штутгарт: Verlag Freies Geistleben, 1998 (немецкий); ISBN 3-7725-1798-6 .
- Линденберг, Кристоф (2011). Рудольф Штайнер – Биография. 1861–1925 (на немецком языке). Издательство «Свободная духовная жизнь». ISBN 978-3-7725-4000-4 .
- Ханс Петер ван Манен, Мари Штайнер: Ее место в мировой карме , Лондон: Temple Lodge, 1995; ISBN 0-904693-76-7 .
- Макканан, Дэн (2017). «Экология. Границы антропософии» . Эко-алхимия: антропософия, история и будущее энвайронментализма . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-29006-8 .
- Мари Савич, Мари Штайнер-фон Сиверс: коллега по работе с Рудольфом Штайнером , Лондон: Rudolf Steiner Press, 1967; ISBN 0-85440-057-5 .
- Штауденмайер, Питер (2014). Между оккультизмом и нацизмом: антропософия и расовая политика в фашистскую эпоху . Серия книг «Овен». Брилл. п. 18. ISBN 978-90-04-27015-2 . Проверено 4 октября 2022 г.
Хотя Бюхенбахер был воспитан католиком, он имел частичное еврейское происхождение и по нацистским стандартам считался «полуевреем». Он эмигрировал в Швейцарию в 1936 году. Согласно его послевоенным мемуарам, «примерно две трети немецких антропософов более или менее поддались национал-социализму». Он сообщил, что различные влиятельные антропософы были «глубоко заражены нацистскими взглядами» и «стойко поддерживали Гитлера». И Гюнтер Ваксмут, секретарь базирующегося в Швейцарии Общего антропософского общества, и Мария Штайнер, вдова Рудольфа Штайнера, были описаны как «полностью пронацистские». Бюхенбахер ретроспективно оплакивал далеко идущие «нацистские грехи» своих коллег. 59
- Зандер, Хельмут (2007). Антропософия в Германии: теософское мировоззрение и социальная практика 1884–1945 (на немецком языке). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-55452-4 .
- Зандер, Хельмут (2011). Рудольф Штайнер: Биография . Мюнхен: Пайпер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография (немецкий)
- История управления имением Рудольфа Штайнера (немецкий)